Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
статья по географии по теме
Материал включает в себя текст к выступлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Южное окружное управление образования
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2001
Формирование универсальных учебных действий
на уроках географии
автор: Горшкова А.Ю.,
учитель географии
Москва
2011
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами, поэтому знания, полученные учащимися в школе, устаревают раньше, чем они успевают применить их на практике.
Современное общество требует ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Эти цели сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения как образовательные результаты.
ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Согласно вышесказанному на уроках географии:
1. Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения.
2. Происходит освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве России, отдельных регионов, мира в целом.
Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как
- проблематизация,
- мотивация,
- актуализация имеющегося субъективного опыта,
- коммуникация,
- рефлексия.
Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.
Освоение географических умений и способов деятельности
- объяснительно-аналитического,
- оценочного,
- прогностического,
- проектного,
- коммуникативного характера.
Уровневая дифференциация географических умений включает в себя
- репродуктивные,
- продуктивные,
- креативные умения.
Представляя особое значение в географии, картографический метод обеспечивает обзорность, возможность визуализации географической информации карт и атласов.
Использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Предполагает овладение приёмами покомпонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана.
Выделенные линии развития отражают аксиологический, гносеологический, праксиологический и личностный аспекты содержания школьного курса географии.
Осмысление функционального назначения этих аспектов позволит учащимся ответить на принципиальные вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Уважаемые коллеги, представляю Вам несколько фрагментов урока в 7а классе, где мы сможем определить лишь некоторые универсальные учебные действия, формируемые на уроках географии.
Виды УУД | Типы УУД |
Видеофрагмент 1 | |
Коммуникативные УУД | Планирование Постановка вопросов Разрешение конфликтов |
Регулятивные УУД | Целеполагание Планирование Прогнозирование |
Познавательные УУД | Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выдвижение гипотез и их обоснование. |
Видеофрагмент 2 | |
Познавательные УУД | Общеучебные - поиск и выделение информации; - знаково-символические Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей. |
Регулятивные УУД | Контроль Коррекция Оценка |
Видеофрагмент 3 | |
Коммуникативные УУД | Разрешение конфликтов |
Познавательные УУД | Общеучебные Логические |
Регулятивные УУД | Контроль Коррекция |
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности
- усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся;
- создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося;
- способствуют достижению высокой успешности в усвоении учебного содержания;
- создают предпосылки для перехода к самообразованию;
- обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий.
Источники информации
- Вахрушев А.А., Горячев А.В., Данилов Д.Д., Бунеева Е.В. , Чиндилова О.В., Козлова С.А. «Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (образовательная система «Школа 2100»)»
- Родыгина О.А «Формирование универсальных учебных действий в школьном курсе «География России»»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.
1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследова...

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
Большую популярность в практике преподавания географии набирает технология исследовательской деятельности. В современной школе такое обучение рассматривается как процесс целенаправленного поиска....
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии: обучение целеполаганию
целеполагание в обучении это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах....

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
Из опыта работы учителя географии по формированию УУД....

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся...

презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии"
Презентация к аттестации учителей географии "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии". УУД логического типа....

Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках географии и во внеурочной работе
Сегодня обучение должно иметь системно -деятельностный подход, основой которого является исследовательская и проектная деятельность. Главная цель исследовательской и проектной деятельности...