Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
статья по географии на тему

Квакина Оксана Витальевна

Из опыта работы учителя географии по формированию УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии

(из опыта работы Квакиной О.В.).

Личностные УУД

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

Виды действий в учебной деятельности

Тема урока, этап урока, приём, который ярко демонстрирует формирование

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

Тема: погода (6 класс)

Этап урока: осознание и осмысление учебной информации

Учитель предлагает рассмотреть фрагмент синоптической карты, сказать результатом людей какой профессии она является. Предлагает из списка профессий выбрать лишь те, которым необходим труд синоптика и объяснить почему: агроном, механизатор, селекционер, ветеринар, шофёр, лётчик, альпинист-спасатель и т.д. (если профессия незнакома, дать д/з узнать о ней)

Смыслообразования

Тема: подземные воды (6 класс)

Этап урока: целеполагание и мотивация

Учитель предлагает учащимся попробовать воду из стакана (вода минеральная из бутылки). Задаёт вопросы:

- какая на вкус вода, опиши ощущения

- употребляли ли ранее

- в чём её необычность (можно прочитать состав на этикетке)

- как она попала в бутылку (происхождение подземных вод)

Формулируется учебная задача, значение этого знания для человека.

Нравственно-этическое оценивание

Тема урока: лесная промышленность России (9 класс)

Этап урока: применение учебного материала

Учитель предлагает выбрать (на выбор) роли двух предпринимателей, занимающихся лесозаготовкой. Первый использует для транспортировки леса дешёвый способ – сплав по реке, второй использует более дорогой – по железной дороге.

После того, как выбор сделан, каждый должен свой выбор обосновать, аргументировать

Регулятивные УУД

Обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности

Виды действий в учебной деятельности

Тема урока, этап урока, приём, который ярко демонстрирует формирование

Целеполагание

Тема: реки (6 класс)

Этап урока: целеполагание и мотивация

Дан перечень географических названий (рек) мира. Учитель просит сказать, что они означают, предлагает сказать, что знают об этих объектах, что хотели бы узнать, формулируется цель урока

Планирование

Тема: человек и гидросфера (6 класс)

Этап урока: информация о домашнем задании

Учитель даёт задание провести самостоятельно исследование по теме «Объём потребление воды в населённом пункте». Предлагает назвать цель такого исследования, составить план деятельности для достижения цели

Прогнозирование

В этом же уроке (см. выше) попросить сделать прогноз по объёму потребления воды на одного жителя посёлка, в сравнении с жителем города, исходя из цифры, данной в учебнике (будет выше, ниже, почему)

Контроль

Возврат к учебной задаче, узнал ли то, что планировал

Что? Где? Когда? – три основных вопроса географии, нашли ли вы ответы на эти вопросы по данной теме

Оценка и коррекция

Тема урока любая.

Этап урока: проверка уровня усвоения знаний и умений

Учитель предлагает составить 3 тестовых вопроса по учебному материалу, предложить решить однокласснику, проверить решение, поставить оценку, посоветовать, на что обратить внимание при повторении

Волевая саморегуляция

Если на уроке работа была в группах, в парах, учитель предлагает оценить степень участия каждого, группы в целом, проанализировать, почему так сложилась работа, что учесть в будущем (проявление толерантности, сдержанности, взаимоуважения, самокритичности…)

Познавательные УУД

Виды действий в учебной деятельности

Тема урока, этап урока, приём, который ярко демонстрирует формирование

Общеучебные

Умение структурировать знания

Тема любая, где очень большой объём учебного материала.

Этап урока: первичное усвоение материала

- составить схему «Религии мира» (можно по шаблону)

- создать таблицу «Природно-хозяйственные зоны России» (можно предложить самим определить количество и названия столбиков)

Поиск и выделение необходимой информации, применение информационного поиска

Тема урока краеведения (8 класс): источники, методы изучения родного края (практикум)

Предлагается ответить на вопросы по краеведению, заполняя предложенную таблицу. Учащимся предлагается воспользоваться ЭЗВ (все издания в классе на выставке). Каждый учащийся (можно в парах) должен определиться с областью краеведческих знаний (история, знатные люди, природа…), томом ЭЗВ, грамотно и быстро осуществить поиск нужной информации.

Пример таблицы:

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Тема: машиностроение России (9 класс)

Этап урока: информация о домашнем задании

Учитель предлагает проанализировать продукцию машиностроения дома, сделать вывод или обозначить проблему, предложить путь решения в масштабах отрасли промышленности

Логические

Построение логической цепи рассуждений, доказательство

Тема урока: обобщение по теме «Промышленность России» (9 класс)

Этап урока: применение учебного материала в новой ситуации

Учитель предлагает дать названия столбикам, установить соответствия между словами столбиков, пояснить логику размышления. Например,

Металлург               Кемерово

Кузбасс                    Набережные Челны

КамАЗ                       Липецк

Коммуникативные УУД

Обеспечивают социальную компетентность, умение слушать, взаимодействовать и сотрудничать

Виды действий в учебной деятельности

Тема урока, этап урока, приём, который ярко демонстрирует формирование

Планирование учебного сотрудничества

Тема урока: внутренние воды России (8 класс)

Этап урока: осознание и осмысление учебного материала

«Презентация на бумаге». Учитель предлагает работу в группах, каждая из групп должна подготовить «слайд» по выбранному вопросу: озёра, водохранилища, болота и т.д. (заголовок, иллюстрации, рамка, текст слайда и т.д.). Учащиеся сами планируют работу в группе, распределяют функции каждого (иллюстратор, статист, отборщик текстового материала и т.д.)

Постановка вопросов

Тема урока любая.

Этап урока: закрепление учебного материала

Учитель предлагает прочитать фрагмент текста учебника, показывает на карточках вопросительные слова (Что? Где? Почему? Когда?), ребята должны сформулировать вопрос, начинающийся с предложенного вопросительного слова, задать одноклассникам.

Разрешение конфликтов

Тема урока: городское и сельское население (7 класс)

Этап урока: осознание и осмысление учебной информации

Учитель предлагает разделиться на 2 группы, в зависимости от предпочтений, где бы хотели жить, в городе или в деревне. Выбирается эксперт. Каждая группа готовит и высказывает доводы в пользу города или села. Эксперт, выслушивая обе стороны, подводит итог.

Управление поведением

Этап урока: рефлексия

«Комплимент». Учитель предлагает учащимся сказать комплимент друг другу в знак благодарности за совместный труд.

«Совет друга». Учитель предлагает дать дружеский совет однокласснику.

Умение выражать мысли в монологе и диалоге

Тема урока: жизнь на разных материках (5 класс)

Этап урока: обобщение знаний

«Расскажи-послушай»! Учитель каждому предлагает ознакомиться с текстом о каком-либо животном (текст должен быть с интересными, запоминающимися фактами), затем учащиеся, по очереди подсаживаясь к друг другу, начинают рассказ по прочитанному. Можно спросить, чей рассказ больше понравился и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии

Материал включает в себя текст к выступлению....

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.

1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследова...

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии

Большую популярность в практике преподавания географии набирает технология исследовательской деятельности. В современной школе такое обучение рассматривается как процесс целенаправленного поиска....

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии: обучение целеполаганию

целеполагание  в обучении это установление учениками и учителем  целей и задач обучения на  определенных его этапах....

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный,  системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся...

презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии"

Презентация к аттестации учителей географии "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии". УУД логического типа....

Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках географии и во внеурочной работе

Сегодня обучение должно иметь   системно -деятельностный подход, основой которого является исследовательская и проектная деятельность. Главная цель исследовательской и проектной деятельности...