Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
статья по географии на тему
Из опыта работы учителя географии по формированию УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_universalnyh_uchebnyh_deystviy_na_urokah_geografii.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
(из опыта работы Квакиной О.В.).
Личностные УУД Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях | Виды действий в учебной деятельности | Тема урока, этап урока, приём, который ярко демонстрирует формирование |
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение | Тема: погода (6 класс) Этап урока: осознание и осмысление учебной информации Учитель предлагает рассмотреть фрагмент синоптической карты, сказать результатом людей какой профессии она является. Предлагает из списка профессий выбрать лишь те, которым необходим труд синоптика и объяснить почему: агроном, механизатор, селекционер, ветеринар, шофёр, лётчик, альпинист-спасатель и т.д. (если профессия незнакома, дать д/з узнать о ней) | |
Смыслообразования | Тема: подземные воды (6 класс) Этап урока: целеполагание и мотивация Учитель предлагает учащимся попробовать воду из стакана (вода минеральная из бутылки). Задаёт вопросы: - какая на вкус вода, опиши ощущения - употребляли ли ранее - в чём её необычность (можно прочитать состав на этикетке) - как она попала в бутылку (происхождение подземных вод) Формулируется учебная задача, значение этого знания для человека. | |
Нравственно-этическое оценивание | Тема урока: лесная промышленность России (9 класс) Этап урока: применение учебного материала Учитель предлагает выбрать (на выбор) роли двух предпринимателей, занимающихся лесозаготовкой. Первый использует для транспортировки леса дешёвый способ – сплав по реке, второй использует более дорогой – по железной дороге. После того, как выбор сделан, каждый должен свой выбор обосновать, аргументировать |
Регулятивные УУД Обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности | Виды действий в учебной деятельности | Тема урока, этап урока, приём, который ярко демонстрирует формирование |
Целеполагание | Тема: реки (6 класс) Этап урока: целеполагание и мотивация Дан перечень географических названий (рек) мира. Учитель просит сказать, что они означают, предлагает сказать, что знают об этих объектах, что хотели бы узнать, формулируется цель урока | |
Планирование | Тема: человек и гидросфера (6 класс) Этап урока: информация о домашнем задании Учитель даёт задание провести самостоятельно исследование по теме «Объём потребление воды в населённом пункте». Предлагает назвать цель такого исследования, составить план деятельности для достижения цели | |
Прогнозирование | В этом же уроке (см. выше) попросить сделать прогноз по объёму потребления воды на одного жителя посёлка, в сравнении с жителем города, исходя из цифры, данной в учебнике (будет выше, ниже, почему) | |
Контроль | Возврат к учебной задаче, узнал ли то, что планировал Что? Где? Когда? – три основных вопроса географии, нашли ли вы ответы на эти вопросы по данной теме | |
Оценка и коррекция | Тема урока любая. Этап урока: проверка уровня усвоения знаний и умений Учитель предлагает составить 3 тестовых вопроса по учебному материалу, предложить решить однокласснику, проверить решение, поставить оценку, посоветовать, на что обратить внимание при повторении | |
Волевая саморегуляция | Если на уроке работа была в группах, в парах, учитель предлагает оценить степень участия каждого, группы в целом, проанализировать, почему так сложилась работа, что учесть в будущем (проявление толерантности, сдержанности, взаимоуважения, самокритичности…) |
Познавательные УУД | Виды действий в учебной деятельности | Тема урока, этап урока, приём, который ярко демонстрирует формирование |
Общеучебные | Умение структурировать знания | Тема любая, где очень большой объём учебного материала. Этап урока: первичное усвоение материала - составить схему «Религии мира» (можно по шаблону) - создать таблицу «Природно-хозяйственные зоны России» (можно предложить самим определить количество и названия столбиков) |
Поиск и выделение необходимой информации, применение информационного поиска | Тема урока краеведения (8 класс): источники, методы изучения родного края (практикум) Предлагается ответить на вопросы по краеведению, заполняя предложенную таблицу. Учащимся предлагается воспользоваться ЭЗВ (все издания в классе на выставке). Каждый учащийся (можно в парах) должен определиться с областью краеведческих знаний (история, знатные люди, природа…), томом ЭЗВ, грамотно и быстро осуществить поиск нужной информации. Пример таблицы: | |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Тема: машиностроение России (9 класс) Этап урока: информация о домашнем задании Учитель предлагает проанализировать продукцию машиностроения дома, сделать вывод или обозначить проблему, предложить путь решения в масштабах отрасли промышленности | |
Логические | Построение логической цепи рассуждений, доказательство | Тема урока: обобщение по теме «Промышленность России» (9 класс) Этап урока: применение учебного материала в новой ситуации Учитель предлагает дать названия столбикам, установить соответствия между словами столбиков, пояснить логику размышления. Например, Металлург Кемерово Кузбасс Набережные Челны КамАЗ Липецк |
Коммуникативные УУД Обеспечивают социальную компетентность, умение слушать, взаимодействовать и сотрудничать | Виды действий в учебной деятельности | Тема урока, этап урока, приём, который ярко демонстрирует формирование |
Планирование учебного сотрудничества | Тема урока: внутренние воды России (8 класс) Этап урока: осознание и осмысление учебного материала «Презентация на бумаге». Учитель предлагает работу в группах, каждая из групп должна подготовить «слайд» по выбранному вопросу: озёра, водохранилища, болота и т.д. (заголовок, иллюстрации, рамка, текст слайда и т.д.). Учащиеся сами планируют работу в группе, распределяют функции каждого (иллюстратор, статист, отборщик текстового материала и т.д.) | |
Постановка вопросов | Тема урока любая. Этап урока: закрепление учебного материала Учитель предлагает прочитать фрагмент текста учебника, показывает на карточках вопросительные слова (Что? Где? Почему? Когда?), ребята должны сформулировать вопрос, начинающийся с предложенного вопросительного слова, задать одноклассникам. | |
Разрешение конфликтов | Тема урока: городское и сельское население (7 класс) Этап урока: осознание и осмысление учебной информации Учитель предлагает разделиться на 2 группы, в зависимости от предпочтений, где бы хотели жить, в городе или в деревне. Выбирается эксперт. Каждая группа готовит и высказывает доводы в пользу города или села. Эксперт, выслушивая обе стороны, подводит итог. | |
Управление поведением | Этап урока: рефлексия «Комплимент». Учитель предлагает учащимся сказать комплимент друг другу в знак благодарности за совместный труд. «Совет друга». Учитель предлагает дать дружеский совет однокласснику. | |
Умение выражать мысли в монологе и диалоге | Тема урока: жизнь на разных материках (5 класс) Этап урока: обобщение знаний «Расскажи-послушай»! Учитель каждому предлагает ознакомиться с текстом о каком-либо животном (текст должен быть с интересными, запоминающимися фактами), затем учащиеся, по очереди подсаживаясь к друг другу, начинают рассказ по прочитанному. Можно спросить, чей рассказ больше понравился и почему? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
Материал включает в себя текст к выступлению....
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.
1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследова...
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
Большую популярность в практике преподавания географии набирает технология исследовательской деятельности. В современной школе такое обучение рассматривается как процесс целенаправленного поиска....
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии: обучение целеполаганию
целеполагание в обучении это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах....
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся...
презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии"
Презентация к аттестации учителей географии "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии". УУД логического типа....
Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках географии и во внеурочной работе
Сегодня обучение должно иметь системно -деятельностный подход, основой которого является исследовательская и проектная деятельность. Главная цель исследовательской и проектной деятельности...