презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии"
презентация к уроку по географии на тему
Презентация к аттестации учителей географии "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии". УУД логического типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_strukova.pptx | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно-исследовательские условия: Методологической и теоретической основой исследования послужили: - концепция формирования и развития универсальных учебных действий: А.Г. Асмолов , Г.В. Бурменская , И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина , С.В. Молчанов и др.; - идеи формирования логического мышления А.Д.Гетмановой . - идеи реализации деятельностного подхода в методике обучения географии Л.С. Выготского , П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. - идеи формирования УУД в школьном географическом образовании Е.А Беловоловой , А.А Лобжанидзе и т.д Методические условия: Подбор специальных заданий по географии направленных на развитие логического мышления учащихся изучение методических рекомендаций по развитию логического мышления А.Д.Гетмановой , Я. А Коменского, В.А Сухомлинского, К.Д Ушинского Учет психолого-педагогических и возрастных особенностей учеников Организационно-педагогические условия: представление своего опыта на ШМО учителей предметов естественнонаучного цикла, публикация в электронном СМИ « Инфоурок »
Актуальность опыта Особое внимание в ФГОС акцентируется на формировании универсальных учебных действий, достижении личностных и метапредметных результатов, что определяет специфику деятельности обучающегося, в ходе которой он должен не только узнать что-либо, но и научиться действовать, чувствовать, принимать решения . Возникновение проблемы Желаемый результат в соответствии с требованием стандарта Объективный анализ педагогической практики Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова Традиционная установка «на передачу» от учителя к ученику необходимого запаса знаний становится не эффективным освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета Проблемы современной школы - недостаточное теоретическое осмысление и методическое обеспечение при формировании познавательных учебных действий учащихся на уроках географии, что порождает противоречия между уровнем педагогической теории и актуальными потребностями практики на научно-методическом уровне Как учить?
Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования ФГОС Программа Приемы развития УУД «Логика не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы... Логика должна стоять в преддверии всех наук» К.Д Ушинский
Цель: создание условий для формирования познавательных универсальных учебных действий логического типа. Задачи: Определить связи универсальных познавательных учебных действий с предметным (географическим) содержанием -выявить методические условия формирования познавательных УУД учащихся в процессе обучения географии - Разработать систему заданий, направленных на формирование познавательных учебных действий логического типа при изучении географии
Ведущая педагогическая идея Настоящее – это следствие прошлого и причина будущего. Случайными кажутся события, причины которых мы не знаем. ( Демокрит )
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Рассмотрение и отбор тем школьной географии с позиции возможности использования методических приемов ,направленных на формирование умений устанавливать причинно-следственные связи. Определить место приемов по формированию причинно-следственных связей в учебном процессе Разработка системы заданий , направленных на формирований познавательных универсальных учебных действий
Модель системы универсальных учебных действий СИСТЕМА УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Познавательные УУД - действия знаково-символические (информационные) - действия логические (интеллектуальные ) - действия постановки и решения проблем - исследовательские действия Регулятивные УУД
Рассмотрение и отбор тем школьной географии с позиции возможности использования методических приемов ,направленных на формирование умений устанавливать причинно-следственные связи Начальный курс География. Страны и континенты География. Россия География. Современный мир .
Организация деятельности учащихся на уроках с использованием приемов по формированию умений устанавливать причинно-следственных связей. Место приемов в учебном процессе. Задания можно использовать на разных этапах урок а Этап мотивационно-ориентировочный Проверка домашнего задания Активизации внимания учащихся Этап операционно-исполнительский Изучение нового материала Практические работы Этап рефлексивно-оценочный Закрепление изученного материала Домашние задания Причинно-следственные связи
Виды причинно-следственных связей Простые причина -> следствие Вращение Земли вокруг своей оси -> смена дня и ночи Сложные (Эффект домино) П --------С1 --------- С2 ---------С3 ---------С4 ----------- Сn гибель лесов из-за роста потребления электроэнергии, что ведет к увеличению мощности тепловых электростанций, возрастанию добычи и количества сжигаемого на электростанциях угля, а соответственно и увеличению выбросов серы в атмосферу, взаимодействию выбрасываемых трубами газов с кислородом воздуха, образованию капель серной кислоты, переносу аэрозолей, выпадению кислотных дождей и повышению кислотности почв, на которых растут деревья .
Методические приемы формирования познавательных УУД в обучении географии Приемы работы с учебником: -составление логико-структурных схем Постановка вопросов Приведение доказательств из текста Приемы работы с географической картой: -приведение доказательств - Сопоставление карт Приемы работы с реальными географическими объектами: Полевой практикум экскурсия Приемы работы со статистическими материалами: Группировка Составление таблиц
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Новизна опыта Предлагаемый подход формирования познавательных универсальных учебных действий логического типа на основе деятельностного метода, обеспечивает создание уникальной образовательной среды, провоцирующей учащихся на появление вопросов и желание найти ответы, что в полной мере соответствует идеологии системно – деятельностного подхода. Педагогический опыт показывает Освоение умения определять причинно-следственные связи позволяет решать проблемные задачи, отвечать на проблемные вопросы, строить логические умозаключения, а в целом развивает мыслительную деятельность учащихся. Практическая значимость Созданный методический материал, может быть использован в практике учителями в образовательных учреждения. Предложенный каталог обеспечивает возможность выбора конкретных видов заданий в соответствии с возрастными особенностями учащихся, их интересами и уровнем развития.
Результативность профессиональной педагогической деятельности. Планируемые результаты. теоретические знания по предмету география, умение применять знания в учебной деятельности. Овладение познавательными универсальными учебными действиями логического типа, включая способность устанавливать причинно-следственные связи. Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; мотивация образовательной деятельности Предметные результаты: Метапредметные результаты: Личностные результаты:
«Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты» Индивидуальная диагностика степени сформированности процессов мышления Диагностика степени сформированности познавательных УУД логического типа
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
Литература Душина И.В. Методика и технология обучения географии: пособие для учителей/ И.В. Душина , В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя.-М .: ООО «Издательство Астрель »: ООО «Издательство АСТ», 2002. Беловолова , Е. А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 кл .: метод. пособие / Е. А. Беловолова . – М.: Вентана-Граф , 2013. – 224 с. Справочник учителя географии/ авт.-сост. А.Д.Ступникова [ и др. ] .- Волгоград: Учитель, 2013. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова . – М.: Просвещение, 2011. – 159 с. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика преподавания географии. М.: Просвещение. 2006 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2011
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
Материал включает в себя текст к выступлению....
Формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий на уроках географии
В данной работе представлены основные способы формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках географии:умение давать определения понятиям,умение классифицировать,умен...
"Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии"
Сегодня общество перед системой школьного образования поставило ряд задач, решение которых носит перспективный и прогностический характер. Это означает, что образовательные результаты, которые достигн...
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии (статья)
Сегодня мы являемся свидетелями перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Школа должна развивать познавательные и творческие возможности учеников, способствовать формированию базовых ко...
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.
1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследова...
" Формирование у учащихся универсальных учебных действий на уроках географии"
" Формирование у учащихся универсальных учебных действий на уроках географии"...
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
Большую популярность в практике преподавания географии набирает технология исследовательской деятельности. В современной школе такое обучение рассматривается как процесс целенаправленного поиска....