Календарно-тематический план по географии 6 класс
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) по теме

Нина Николаевна Чибисова

Календарно-тематический план географии по учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой.  Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа. В плане даны ссылки на ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_6_klass_geografiya_2015.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Пристанционная средняя общеобразовательная школа

муниципального образования Арсеньевский район»

       РАССМОТРЕНО                          СОГЛАСОВАНО                          УТВЕРЖДАЮ

     на заседании ШМО                  Зам. директора по УВР                      Директор школы

     учителей-предметников     _____ А.И. Дубровкин                    ________ М.И. Поляков

      Протокол №___                                                                   Приказ № ___

     от «__» _____ 2015 г.       «___»_________ 2015 г.             «___»________ 2015 г.

Календарно-тематический план

по географии, 6 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

на 2015 – 2015 учебный год

В том числе  плановых  практических работ:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

4

5

5

-

        Учитель:

Чибисова Нина Николаевна

2015 г.

Вводная часть

1.     Цели и задачи курса.

 Начальный курс географии — первый среди систематических курсов этой дисциплины. Главная цель курса — формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, и прежде всего карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в дальнейшем при изучении географии.

Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии:

  • Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
  • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
  • Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
  • Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;
  • А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Цели и задачи определили специфику содержания и главные принципы отбора учебного материала начального курса географии. Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Количество часов

в неделю согласно

 учебному плану

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

6

1

1

-

Рабочая

1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа.

2. Контурные карты «Физическая география, начальный курс». 6 класс – М.: Дрофа.

3. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.

4. Электронное пособие к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа

1. Стандарт основного общего образования по географии

2. Н.А. Никитина «Поурочные разработки по географии. Физическая география 6 класс», М.: ВАКО – 2005 г.

3. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова.  Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа.

4. Контурные карты «Физическая география, начальный курс». 6 класс – М.: Дрофа.

5. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.

6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ 

7. Материалы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ 

8. Электронное пособие к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа

9. Библиотека электронных наглядных пособий «География 6-10 классы»

10. Электронное пособие «География. Планета Земля. 6 класс»

п/п

Дата проведения

Темы разделов и уроков

Практическая деят-ть

Число часов

1

1 четверть

География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Физическая география

1

§1

2

Выдающиеся географические открытия и путешествия

1

§2

3

Земля как планета. План и карта (14)

Земля как планета Солнечной системы. Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле. Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Глобус – географическая модель.

Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

1

§3,9

4

Географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы, условные знаки

Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов

1

§4,10

5

Масштаб, виды масштаба

1

§5

6

Ориентирование по плану местности. Компас. Азимут http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/73e5efcb-fa8e-4f5a-b17f-6c6522bdb6a0/blok2.swf

1

§6

7

Полярная съёмка местности. Практическая работа №1. Определение азимута http://chibisova-nn.ucoz.net/_ld/0/43_r7h.swf 

1

§8

8

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Практическая работа №2. Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютных  и  относительных высот  точек

1

§7

9

Практическая работа №3. Построение профиля холма по горизонталям

1

10

Градусная сетка. Меридианы, параллели

1

§11

11

Географическая широта. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/163ec3e8-4b76-4ae1-93ce-b6f72acf7977/Anim4.gif

12

Географическая долгота. Географические координаты. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f067a08c-683e-4173-ab33-df3517db39a8/Anim3.gif 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a1c2211-07de-4cc7-9750-3311976682ee/Anim2.gif 

2

§12,13

13-14

Практическая работа №4. Определение расстояний, направлений и географических координат по карте полушарий и физической карте России http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0703237a-eb7e-47fc-8b6e-824673495380/Anim5.gif 

2

15

Способы картографического изображения. Построение карт. Картографические проекции. Значение планов местности и географических карт

1

§14,15

16

Обобщение по теме «Земля как планета. План и карта»

1

17

Литосфера (9 часов)

Внутреннее строение Земли. Земная кора и литосфера, их состав и строение

 http://chibisova-nn.ucoz.net/_ld/0/40___.swf 

1

§16

18

Движение земной коры. Землетрясения. Основные зоны землетрясений http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a6009585-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/76548/   

1

§18

19

2 четверть

Вулканы, их образование. Горячие источники. Практическая работа №5. Нанесение на карту основных зон землетрясений и вулканизма http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f2c-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_04_12.swf 

1

§19

20

Горные породы. Изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа.  Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка

Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых

1

§17

21

Практическая работа №6. Изучение свойств и определение горных пород и минералов

1

22

Земная поверхность: формы рельефа суши, их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Горы суши.

Описание по карте географического положения гор, определение по карте высот гор

1

§20

23

Равнины суши. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы

Р.К. Формы рельефа Тульской области

Описание по карте географического положения равнин, определение по карте высот равнин

1

§21

24

Выветривание. Виды выветривания

1

25

Зачёт по теме «Литосфера» (урок-игра)

1

26

Гидросфера (14 часов)

Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Роль воды в природе и жизни людей, её круговорот.

§23,24

27

Формы рельефа дна Мирового океана, их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Практическая работа №7. Составление схемы «Рельеф дна Мирового океана»

Определение по карте глубин морей и океанов

§22

28

Свойства вод Мирового океана. Практическая работа №8. Описание по карте географического положения морей

§25

29

Волны, их виды. Приливы и отливы

§26

30

Течения в океане. Практическая работа №9. Определение по карте направлений морских течений

§27

31

Растительный и животный мир океана. Охрана вод Мирового океана

§28,34,48

32

Поверхностные и подземные воды суши

§29

33

3 четверть

Реки. Части реки. Речная система. Практическая работа №10. Описание по карте географич.  положения рек

§30

34

Речная долина, речной бассейн. Питание и режим рек. Практическая работа №11. Составление схемы «Части реки»

§30

35

Работа воды

36

Озёра

§31

37

Ледники и многолетняя мерзлота

§32

38

Искусственные водоёмы. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Природные памятники гидросферы. Оценка обеспеченности водными ресурсами различных регионов Земли

§33

39

Обобщение по теме «Гидросфера» (урок-игра)

40

Атмосфера (17 часов)

Атмосфера, её состав, строение, циркуляция http://fcior.edu.ru/card/22535/atmosfera-zemli-eyo-sostav-i-stroenie.html   

§35

41

Температура воздуха. Изменение температуры воздуха с высотой http://chibisova-nn.ucoz.net/_ld/0/34_rYY.swf 

§36

42

Годовой ход температуры воздуха

§37

43

Атмосферное давление. Изменение давления воздуха с высотой. Устройство и применение барометра

§38

44

Ветер. Сила ветра. Виды ветров. Устройство и применение флюгера

§39

45

Практическая работа №12. Построение розы ветров. Р.К. Роза ветров для Тульской области

46

Водяной пар в воздухе. Устройство и применение гигрометра.

§40

47

Виды облаков.  Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Устройство и применение осадкомера http://chibisova-nn.ucoz.net/_ld/0/50____.swf 

§40,41

48

Практическая работа №13. Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов

49

Погода, её элементы. Изучение элементов погоды. Влияние человека на погоду. Практическая работа Измерение элементов погоды с помощью приборов

§42

50

Климат и его элементы. Адаптация человека к разным климатическим условиям

§43

51

Вращение Земли вокруг своей оси и его следствия.  Распределение света, тепла и влаги на поверхности Земли.

§44

52

Практическая работа № 14. Описание на местности погоды и климата по климатическим картам

53

4 четверть

Зависимость климата от географической широты, высоты местности над уровнем океана

§45

54

Зависимость климата от близости морей и океанов, океанических течений и направлений господствующих ветров

§45

55

Обобщение по теме «Атмосфера»

56

Зачёт по теме «Атмосфера»

57

Биосфера (6 часов)

Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных на Земле, особенности их распространения.

§46

58

Природные зоны: экваториальные леса, саванны, пустыни. Приспособление живых организмов к среде обитания в различных природных зонах

§47

59

Природные зоны: степи, тайга, тундра. Описание природных зон по географическим картам

§47

60

 Взаимодействие организмов с земными оболочками. Почва как особое земное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. 

Описание почв местности по карте

§49

61

Составление описания природного комплекса Р.К. Компоненты природы Тульской области, связи между ними

62

Географическая оболочка Земли, её составные части, взаимосвязь между ними. Природный комплекс. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли

63

Население Земли (4 часа)

Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Человеческие расы, этносы. География современных религий

§51

64

Численность населения Земли. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой.

Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения различных регионов и стран мира

§52

65

Государства на политической карте мира

66

Основные типы населённых пунктов

67-68

Обобщающее повторение

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

В результате освоения содержания начального курса географии учащийся получает возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения начального курса географии ученик должен

нать/понимать

• основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

• географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

• разнообразие народов и их традиционные особенности;

• воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека;

уметь

• называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);

• выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов;

• находить в разных источниках географическую информацию;

• приводить примеры, используя основные источники географической информации;

• определять на плане и карте расстояния, направления, высоту точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

• применять приборы и инструменты (по темам разделов);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

• ориентирования на местности и проведения съемок ее участков;

• чтения планов местности и географических карт;

• проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

• проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др.

Как уже было отмечено, целью курса является формирование основ географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование учебного курса «География. Землеведение» 6 класс

Календарно – тематическое планирование учебного курса «География. Землеведение» 6 класс к учебнику В. П. Дронова и др. Планирование рассчитана на 2 часа в неделю и 68 часов в год....

Календарно – тематическое планирование учебного курса «География. Материки, океаны, нрароды и страны» 7 класс

Календарно – тематическое планирование учебного курса «География. Материки, океаны, народы и страны» 7 класс к учебнику И. В. Душина и др. Планирование рассчитана на 2 часа в неделю и 68 часов в год....

Календарно – тематическое планирование учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» 8 класс

Календарно – тематическое планирование учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» 8 класс к учебнику В. П. Дронов и др. Планирование рассчитана на 2 часа в неделю и 68 часов...

Календарно – тематическое планирование учебного курса «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс

Календарно – тематическое планирование учебного курса «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс к учебнику В. П. Дронов и др. Планирование рассчитана на 2 часа в неделю и 68 ч...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование кружка по географии "Готовимся к олимпиаде по географии ".

Данная рабочая программа поможет более результативно подготовить учащихся к олимпиаде по географии....

Календарно-тематическое планирование для 10-11 класса. География.

Рабочая программа составлена на основе  государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образ...

Календарно-тематическое планирование для 5-6 класса. География.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общег...