Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии 5 класс ФГОС
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Михалина Юлия Константиновна

Рабочая программа и календарно тематическое планирование по географии для 5 класса , соответствующая требованиям ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл География 5 класс58.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Успенская средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ

Успенской СОШ

     ____________ Баканова Т.И.

                     (подпись)

«_____»               _______ 20__ года

Рабочая программа

 по  предмету  в _5_   классе

Количество часов в неделю_1____

Количество часов в год _34____

Учитель _Михалина Ю.К.____________________

Квалификационная категория ___-____

с. Успенское 2015- 2016 учебный год

  1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа ориентирована на обучающихся 5 классов и реализуется на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Базовый уровень (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Программа основного общего образования по географии  5—9 классы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина 2013 год

3. Приказ МОиН РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию на 2015/2016 учебный год».

На основании приказа МБОУ Успенской СОШ № 107 от 05.07.2014г «О годовом календарном учебном графике работы школы на 2015-2016 учебный год» количество учебных недель –34. Количество каникулярных дней 30.

Учебное время

Количество учебных недель

Каникулярное время

Количество каникулярных дней

1 триместр

01.09.2014-04.10.2014

5

06.10.2014-11.10.2014

6

13.10.2014-15.11.2014

5

17.11.2014-22.11.2014

6

2 триместр

24.11.2014-27.12.2014

5

29.12.2014-03.01.2015

6

05.01.2015-14.02.2015

6

16.02.2015-21.02.2015

6

3 триместр

23.02.2015-04.04.2015

6

06.04.2015-11.04.2015

6

13.04.2015-30.05.2015

7

Летние каникулы

ИТОГО

34 недели

30 дней

Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089) и учебному плану МБОУ Успенской СОШ на 2015-2016 учебный год на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.

В рабочей программе представлены содержание начального географического образования, требования к уровню подготовки обучающихся, виды контроля. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

УМК, на основе которого ведется преподавание предмета: «География. Начальный курс. 5 класс» – Дрофа, 2014. Данные учебники входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-16 учебный год.

В данном классе ведущими методами обучения предмета являются: поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный.

На уроках используются элементы следующих технологий: критического мышления, личностно ориентированное обучение, здоровьесберегающая, ИКТ.

Промежуточная аттестация проводится в форме самостоятельных работ и тестирования.

Программа реализуется на базе 5-х классов МБОУ Успенская  СОШ.

У младших подростков возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении:   стремлениеставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков,   она не адресуется  к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая школа – это деятельностный комплекс, в котором у учебной деятельности есть своя значимая роль: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и желание учиться».

Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. В связи с этим программа предполагает использование развивающих технологий обучения.

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.

В соответствии с выше сказанным каждый школьный предмет, в том числе и география, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Определение ценности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать главную образовательную цель учебной географии – формирование у школьников единой географической картины современного мира, которая на данном этапе своего развития характеризуется переходом географической оболочки на новую ступень своего развития, где ведущим фактором выступает деятельность человечества. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире Земли.

Изложенные основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «География» формулируют цели изучения предмета и обеспечивают целостность географического образования в основной школе. Их фундамент формировался в начальной  школе в курсе окружающего мира.

1) Осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития.

«География – ключ к комплексному познанию России!»

Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения. Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как проблематизация, мотивация, актуализация имеющегося субъективного опыта, коммуникация, рефлексия.

2) Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся.

«Знание – сила!»

Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.

3) Использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения.

«В умении – уверенность!»

4) Использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

«Карта – альфа и омега географического познания!»

Представляя особое значение в географии, картографический метод обеспечивает обзорность, возможность визуализации географической информации карт и атласов. Предполагает овладение приёмами покомпонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана.

5) Понимание смысла собственной деятельности и сформированных личностных качеств.

«Триумф личностного развития!» (позитивная Я-концепция)

Выделенные линии развития отражают ценностно-смысловой, эмоционально-чувственный, когнитивный, рационально-логический, деятельностный и личностный аспекты школьного географического содержания. Осмысление их функционального назначения позволит ответить на принципиальные вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как, знаю я.

Программа разработана на основе следующих концептуальных идей, имеющих принципиальное значение: идея устойчивого развития (УР), идея системного единства, идея созидательной конструктивности.

Идея устойчивого развития отражает новый, коэволюционный этап в рассмотрении взаимоотношений человека и природы. Она сопряжена с культурно-компетентностными ориентирами модернизации отечественной школы и географического образования. Основные концептуальные положения устойчивого развития, воплощаясь в ценностно-целевых, содержательно-процессуальных, технологических установках современного курса «География», определяют его стратегические приоритеты:

культурно-компетентностная направленность – становление у школьников географической культуры на основе формирования компетенций ценностного, когнитивного и волевого характера как основы субъектного опыта;

экогуманизм – личностное развитие учащихся во взаимосвязи с окружающей их средой, понимание учащимися мысли о сотворчестве человека и природы, ответственного отношения к миру, в котором мы живём, на основе нравственно-экологического императива; готовность к решению возникающих геоэкологических проблем;

толерантность – воспитание уважения к другой культуре и традициям; восприятие контакта с другими народами и национальными культурами как процесса обогащения личного опыта; познание своей страны в сравнении с другими;

Идея системного единства обеспечивает возможность:

проектирования методической системы изучения курса в единстве его целевого, содержательного, процессуального, технологического, результативного компонентов;

взаимосвязанного изучения триады: «природа – население – хозяйство» с позиций устойчивого развития путём интеграции физической и экономической географии;

объединения покомпонентного, отраслевого и комплексного, районного изучения окружающего мира с целью формирования у школьников целостной географической картины мира;

актуализации системного подхода и рассмотрения географических систем разного уровня и вида;

объединения пространственных уровней в познании географических систем: национального, регионального и локального, показывающих всеобщую взаимосвязь и единство развития общества и природы и помогающих школьникам осознать типичность и региональную специфику географического пространства; существующих проблем, их следствий и путей решения на основе рационального природопользования;

формирования географического мышления как целостного, «кладущего свои суждения на карту», обеспечивающего формирование у учащихся образа мира в его природном, демографическом, этническом, хозяйственном многообразии;

усиления проблемно-исторического акцента в содержании курса и его персонификации, способствующих социализации личности, воспитанию гражданственности и патриотизма.

Идея созидательной конструктивности, усиливая личностно-деятельностный характер содержания, предполагает взаимосвязь:

образно-чувственного, рационально-логического и операционно-деятельностного в процессе изучения географии. Достигается развитие всех сфер сознания личности – аффективной, когнитивной, волевой;

различных видов учебной деятельности: познавательно-аналитической, оценочной, прогностической, рекомендательной, практикоориентированной с опорой на карту и учебный атлас, рассматриваемых в качестве средства наглядности, мощной информационной системы и культурного феномена;

традиционных и инновационных методов и организационных форм учебной деятельности с приоритетом диалоговых, проектных, проблемных личностно ориентированных технологий;

дидактических принципов, учитывающих психофизиологические особенности учащихся 5–9-го классов и ориентированных на их развитие в процессе внутренне мотивированной увлекательной деятельности;

этапов изучения курса «География», определяющих его рациональную организацию, преемственность и рефлексивное управление;

диагностических методов и результативно-оценочных форм контроля усвоения учебного материала на стартовом, экспресс- и финишном уровнях, выполняющих функцию обратной связи и способствующих корректировке учебного процесса, и итоговых достижений учащихся.

Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.

Основными целями курса являются:

 - знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества— географической картой, с взаимодействием природы и человека;

 - пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

 - формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении курса решаются следующие задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

Общая характеристика предмета

«География. Начальный курс»  - первый систематический курс, новой для школьников,  учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на  географические процессы, исследование своей местности,  используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Количество практических работ увеличено на 3, в связи с практической направленность предмета и большей накаляемости оценок.

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2013г.

«География. Начальный курс»  рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 34 (1 час в неделю)

Для реализации содержания программы использую следующий учебно-методический комплекс:

  1. Учебник «География. Начальный курс», 5 кл., Баринова И.И, Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Дрофа», 2014 г.

 Это учебник, где основной методической идеей является реализация деятельностного личностно-ориентированного подхода в формировании ключевых компетенций учащихся. Через активную познавательную, поисковую, творческую деятельность формируются умения и навыки работы с источниками географической информации – учебными и литературными текстами, картами, схемами; приобретаются навыки логического и аналитического мышления, умения самим делать выводы, составлять памятки, активно использовать свой житейский опыт и наблюдения окружающей действительности, экстраполируя его на изучаемые в курсе географические закономерности, явления и процессы. Структура методический аппарат учебника направлены на организацию учебной деятельности учащихся с учётом их возрастных особенностей.

Логичность, последовательность и доступность изложения материала помогает организовать самостоятельную работу учащихся на каждом уроке, что позволяет реализовать системно-деятельностный подход в обучении и обеспечивает возможность достижения учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов. Школьники учатся работать с текстом, анализировать и оценивать информацию, представленную в различном графическом виде, преобразовывать её из одной формы в другую, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, т.е. овладевают ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми и коммуникативными. Наличие в учебниках большого количества интересного и познавательного материала, дополнительные рубрики расширяют кругозор учащихся, позволяют разнообразить уроки и использовать вариативные современные педагогические и социально-педагогические технологии, а также прививают любовь к природе Земли в целом и России в частности.

Вопросы и задания в конце параграфа позволяют учащимся не только проверить базовый уровень знаний, но и попытаться применить новые знания, выяснить причины и следствия изучаемых закономерностей, а также высказать свои суждения и своё отношение к изучаемым вопросам.

  1. Географический атлас «География», 5 кл., М. «Дрофа», 2014 г.

 В атласе собраны карты с большим по объёму содержанием и справочным материалом, а также фотографии, схемы.иллюстрации. Все элементы атласа очень хорошего качества и соответствуют учебнику и программе.

3. Рабочая тетрадь, где собраны различные письменные задания по темам курса, а также уроки-практикумы, позволяющие реализовать различные виды практической деятельности на каждом уроке.

4. Контурные карты, с помощью которых учащиеся отрабатывают знания по номенклатуре и учатся аккуратности, вырабатывают усидчивость.

Учебно-тематический план

по предмету география на 34 часа в год

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Практическая часть (контрольная работа, диктант, сочинение, изложение)

Лабораторные и практические работы

Зачеты, тестовые работы

1.

Что изучает география

5 часов

4

-

-

1

2.

Как люди открывали Землю

4 часа

3

-

-

1

3.

Земля во Вселенной

9 часов

8

-

-

1

4.

Виды изображений поверхности Земли.

4 часа

3

-

-

1

5.

Природа Земли

12 часов

11

-

-

1

Итого:

34 часа

29

-

-

5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 5 КЛАСС

(1 ч в неделю, всего 34 ч)

  1. Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально_экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическоеописание. Картографический метод. Сравнительно_географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический

метод.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

приводить примеры географических объектов; называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);объяснять, для чего изучают географию.

  1. Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии.Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

  1. Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты_гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

описывать представления древних людей о Вселенной; называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты гиганты; описывать уникальные особенности Земли как планеты.

  1. Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местнымпризнакам.

План местности и географическая карта. Изображениеземной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «планместности», «географическая карта»;находить и называть сходства и различия в изображенииэлементов градусной сети на глобусе и карте;работать с компасом;ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

  1. Природа Земли (12 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы.В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движениевоздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат.Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу.Как сберечь природу?

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

показывать по карте основные географические объекты;

наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

объяснять особенности строения рельефа суши;

описывать погоду своей местности

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

 - ставить учебную задачу под руководством учителя;

 - планировать свою деятельность под руководством учителя;

 - работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

 - работать в соответствии с предложенным планом;

 - выделять главные, существенные признаки понятий;

 - участвовать в совместной деятельности;

 - высказывать суждения, подтверждая их фактами;

 - искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

 - составлять описания объектов;

 - составлять простой план;

 -  работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

 - оценивать работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

 - ответственным отношением к учебе;

 - опытом участия в социально значимом труде;

 - осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

 - коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

 - основами экологической культуры.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической  науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную

      литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих

     ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;    

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне;   допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. ли не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. е более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. не приступал к выполнению работы;
  2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается

работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за тестовые работы.

1.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  1. Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению работ на контурной карте.

Работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

  1. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!



Календарно - тематическое планирование

Введение в географию. 5 класс (34 часа)

№ урока

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Целевая установка урока

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Практическая работа

Дата проведения план/факт

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

Тема 1: Что изучает география (5 ч)

1

Мир, в котором

мы живем

Урок изучения нового материала.

1

Формирование представлений о живой и неживой природе, их процессах, объектах и явлениях

Мир живой и неживой природы.

Явления природы. Человек на Земле

Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Учебно-познавательный интерес к географии

2

Науки о природе

Урок изучения нового материала.

1

Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются

Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология

Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии.

Знать основные правила работы в кабинете географии

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Учебно-познавательный интерес к географии

Составление схемы наук о природе

3

География— наука о Земле

Комбинированный урок.

1

Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела

географии

Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением

Работа с учебником и электронным

приложением, знакомство с презентацией

Учебно-познавательный интерес к географии

Составление схемы географических наук

4

Методы географических исследований. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела

Комбинированный урок.

1

Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении географических объектов и явлений. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Метод, описательный метод, картографический метод, космический

метод, источник географических знаний, Генри Стенли

Давать определение понятию картография.

Называть  методы географических исследований Земли.

Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии

Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации

Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства.

Понимание роли и значения географических знаний

1.Составление описания учебного кабинета географии.

2.Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.

3.Организация наблюдений за погодой. 4.Решение тестовых заданий

5

Обобщение знаний по разделу

«Что изучает география».

Тестовая работа

Обощение и систематизация полученных знаний, контроль усвоения

1

Обобщить и систематизировать знания о науках, изучающих природу

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Что

изучает география»

Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом

Понимание значимости разных наук, изучающих природу

Решение тестовых заданий

Тема 2: Как люди открывали Землю (4 ч)

6

Географические

открытия древности и Средневековья

Урок изучения нового материала.

1

Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми

Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Описывать ход путешествия

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа

7

Важнейшие

географические

открытия

Урок формирования умений и навыков

1

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова.

Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествияфиникийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

Работа с текстом учебника, контурной

картой. Анализ презентации

8

Открытия русских путешественников

Урок формирования умений и навыков

1

Формирование представлений о важнейших открытиях русских путешественников

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами «Хождение за три

моря». Освоение Сибири.

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Описывать географические открытия, совершенные русскими путешественниками.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя.

Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Выявлять причинно-следственные связи.

Определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Выслушивать и объективно оценивать другого.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации по

опережающему заданию «Десять великих путешественников».

9

Обобщение знаний по разделу

«Как люди открывали Землю». Тестовая работа

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю»

1

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя.

Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Выявлять причинно-следственные связи.

Определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Выслушивать и объективно оценивать другого.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний

Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом

Решение тестовых заданий

Тема 3: Земля во Вселенной (9 ч)

10

Как древние люди представляли

себе Вселенную

Урок изучения нового материала.

1

Что такое Вселенная? Представления

древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о

Вселенной. Система мира по Птолемею

Планета, шар, Пифагор, Аристотель

Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли

Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации

учителя

11

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Комбинированный урок.

1

Формирование представлений о первых попытках изучения Вселенной

Система мира по Николаю Копернику.

Представления о Вселенной Джордано

Бруно. Изучение Вселенной Галилео

Галилеем. Современные представления о Вселенной

Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли

Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые,

перевернувшие мир»

12

Соседи Солнца

Комбинированный урок.

1

Формирование представлений о других планетах Солнечной системы

Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс

Объяснять понятие солнечная система, группы планет солнечной системы, отличия Земли от других планет

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний

Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя

13

Планеты-гиганты

и маленький

Плутон

Урок изучения нового материала.

1

Формирование представлений о гигантских и маленьких планетах Солнечной системы

Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун.

Плутон

Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики. Определять специфически черты планет

Умение сравнивать различные объекты, выделять главные особенности

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний

Составление характеристики планет-гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника

14

Астероиды. Кометы. Метеоры.

Метеориты

Урок изучения нового материала.

1

Формирование представлений о различных небесных телах, уметь видеть отличия от других тел

Астероиды. Кометы. Метеоры.

Метеориты

Объяснять различия небесных тел

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний

Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям

учебника

15

Мир звезд

Комбинированный урок.

1

Формирование представлений о звёздах, называть их признаки

Солнце. Многообразие звезд. Созвездия

Называть крупнейшие звёзды и созвездия

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний

Наблюдения за звездным небом: какие

созвездия я знаю и видел

16

Уникальная

планета— Земля

Урок формирования умений и навыков.

1

Формирование представлений о форме Земли, ее движениях Земли и их географических следствиях

Земля— планета жизни:

благоприятная температура, наличие

воды и воздуха, почвы

Давать определение понятиям: полюс,  экватор.  Объяснять в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений, Знать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать  размеры Земли.

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации

Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений

Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму

17

Современные

исследования

космоса

Комбинированный урок.

1

Формирование представлений о современных исследованиях космоса

Вклад отечественных ученых

К. Э. Циолковского, С. П. Королева

в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин

Объяснять значение космических исследований, называть значимые вехи в изучении космоса

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации

Понимание значения и роли в развитии мировой науки космических знаний

Подготовка сообщения о первой

Женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в

открытый космос (А. А. Леонов)

18

Обобщение

знаний по разделу

«Земля во

Вселенной». Тестирование

Обощение и систематизация полученных знаний,контроль усвоения.

1

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу

«Земля во Вселенной

Уроки 10 -17

Уроки 10 -17

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний

Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом

Тема 4: Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

19

Стороны

горизонта

Урок формирования умений и навыков.

1

Формирование навыка определения сторон горизонта

Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование

Давать определение понятию: горизонт, стороны горизонта. Объяснять значимость определения сторон горизонта при ориентирвании

Умение участвовать в совместной деятельности

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека

Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта

20

Ориентирование на местности

Урок формирования умений и навыков.

1

Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами

Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас

Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним

Умение работать с измерительными приборами

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека

Определение с помощью компаса сторон горизонта.

21

План местности

и географическая

карта

Урок формирования умений и навыков.

1

Формирование представлений об изображениях земной поверхности

Изображение земной поверхности

в древности. План местности.

Географическая карта.

Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности.

Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли

Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия

Осознание многообразия способов представления земной поверхности

1.Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности

22

Обобщение

знаний по разделу

«Виды

изображений

поверхности

Земли». Тестирование

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Виды

изображений поверхности Земли»1

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу

Уроки 19 -21

Уроки 19 -21

Уроки 19 -21

Уроки 19 -21

Ориентирование по плану и карте.

Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана

местности

Тема 5: Природа Земли (12 ч)

23

Как возникла

Земля

Урок изучения нового материала.

1

Формирование представлений о Мировом океане и его составных частях

Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта,

П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет

Называть различные гипотезы происхождения Земли

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание роли знаний о различных версиях происхождения планеты

Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя

24

Внутреннее строение Земли

Урок изучения нового материала.

1

Формирование представления о внутреннем строении Земли

Что у Земли внутри? Горные породы

и минералы. Движение земной коры

Называть основные слои Земли, их функции

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание значения знаний о внутреннем строении Земли

Анализ текста и рисунков учебника,

определение ключевых понятий

урока, самостоятельное выполнение

заданий учителя

25

Землетрясения

и вулканы

Комбинированный урок.

1

Формирование представления о процессах, происходящих в недрах Земли и их проявлениях на поверхности

Землетрясения. Вулканы. В царстве

беспокойной земли и огнедышащих гор

Делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную

Понимание значения знаний о вулканах и землетрясениях, правилах безопасного поведения

Работа с атласом и контурной картой:

обозначение районов землетрясений

и крупнейших вулканов

26

Путешествие

по материкам

Урок формирования умений и навыков.

1

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства материков

Евразия. Африка. Северная Америка.

Южная Америка. Австралия.

Антарктида. Острова

Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков.

Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации

о природе разных материков Земли.

Работа с учебником, атласом

27

Вода на Земле

Урок изучения нового материала.

1

Формирование представлений о гидросфере и её составных частях

Состав гидросферы. Мировой океан.

Воды суши. Вода в атмосфере

Объяснять географические особенности природы частей гидросферы. Определять специфику природы частей гидросферы. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части гидросферы и описывать их отличительные черты. Показывать на карте составные части гидросферы.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических свойств гидросферы и его составных частей

Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков

и океанов Земли

28

Воздушная одежда Земли

Комбинированный урок.

1

Формирование первичных представлений об атмосфере Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Состав атмосферы. Движение воздуха.

Облака. Явления в атмосфере. Погода.

Климат. Беспокойная атмосфера

Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику.

Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные)

Понимание специфических черт воздушной оболочки Земли

Анализ текста учебника с целью

определения ключевых понятий урока

29

Живая оболочка

Земли

Комбинированный урок.

1

Формирование первичных представлений обиосфере Земли

Понятие о биосфере. Жизнь на Земле

Объяснять особенности биосферы Земли, её специфику.

Определять отличия биосферы от других оболочек

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные)

Понимание специфических черт живой оболочки Земли

Работа с учебником

30

Почва— особое

природное тело

Комбинированный урок.

1

Формирование представлений опочве

Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы

Объяснять особенности почвы, её состав, строение и свойства

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Понимать  значение почвы в природе и жизни человека

Анализ текста учебника

31

Человек и природа

Комбинированный урок.

1

Формирование представлений о воздействии человека на природу и последствиях

Воздействие человека на природу.

Как сберечь природу?

Приводить примеры позитивного и негативного влияния человека на природу, уметь видеть пути охраны природы

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Понимание бережного отношения к природе

Выполнение тестовых заданий. Работа

с картами. Повторение географической номенклатуры и основных

понятий и терминов

32

Урок обобщения и контроля по курсу. Самостоятельная работа

Урок повторения, обобщения и контроля знаний.

1

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

См. уроки 1-33

См. разделы курса

См. разделы курса

См. разделы курса

Решение тестовых заданий

33 - 34

Урок коррекции знаний по курсу

Урок коррекции знаний2

Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

См. уроки 1-33

См. разделы курса

См. разделы курса

См. разделы курса

Решение тестовых заданий


Список литературы для учителя и учащихся:

1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 2012

2. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2012.

3. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2013.

4. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2011.

5. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 2011.

6. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 2010.

7. Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 2011.

8. Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 2011.

9. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2012.

10. Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2012.

11. Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2011.

12. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2012.

Интернет-ресурсы:

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplanet.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).

2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).

3.География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).

4. Атлас

5. Контурные карты

6. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.

7. Кабинет

8. Мультимедийная установка

9. Экран

10. Компьютер

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель ШМО  

__________ / Ф.И.О./

_______________20___ года

Протокол №_____

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

 __________ / Ф.И.О./

________________ 20___ года

Рассмотрено на педагогическом совете №____ от _____________________ 20__г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса (VII вид) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса (VII вид) на 2013-2014 учебный год.Рабочая программа по географии  для 9 класса рассчитана на 17 часов и разрабо...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса (VIII вид) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса (VIII вид) на 2013-2014 учебный год.Рабочая программа по географии  для 9 класса рассчитана на 17 часов и разраб...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование кружка по географии "Готовимся к олимпиаде по географии ".

Данная рабочая программа поможет более результативно подготовить учащихся к олимпиаде по географии....

Рабочая программа и календарно-тематический план по литературе 11 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы для 5-11 классов под редакцией В.Я.Коровиной; учебника по литературе для 11 класса под редакцией В.П.Журавлева. Рабочая программа конкретизир...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по географии для 7 класса. 2014 - 15 учебный год.

Календарно - тематическое планирование составлено на основе Программы основного общего образования по географии. 5 - 9 классы. Стандарты второго поколения. Соответствует учебно - методическому комплек...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков географии в 7 классе в соответствии с требованиями ФГОС

На сайте представлены рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии в 7 классе по учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского "География. Материки и океаны" издатель...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

На сайте представлены рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе по учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского "География: Физическая география. 6 класс" и...