рабочая программа География 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров 2012
рабочая программа по географии на тему

Ахломова Светлана Александровна

Рабочая программа по дисциплине География

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж малого бизнеса  №  4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины         География

код, специальность         100801  Товароведение и экспертиза качества

                                                       потребительских товаров    

                                               

Москва

2012 г.


ОДОБРЕНА        

Предметной цикловой комиссией _____________________________________________________________________________________________________________________

(наименование комиссии)

Протокол № ____ от «___»______ 20___ г.        

Председатель предметной   (цикловой) комиссии

______________ / _______________________

                   подпись                                       Ф.И.О.

Разработана на основе Стандарта
среднего полного общего образования по дисциплине _
География____________ в соответствии с примерной программой учебной дисциплины _География    ______

автор Петрова Н.Н., доктор педагогических наук, профессор

разработанной ФИРО для профессий НПО и специальностей СПО

Заместитель директора по учебной  работе

_____________/ _________________________

             подпись                                         Ф.И.О.

Составитель (автор): Ахломова Светлана Александровна, Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО Колледжа малого бизнеса № 4 _________________
                                             
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО

_______________________________________________________________________________

Рецензенты:___________________________________________________________________

                            Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО

______________________________________________________________________________

                        

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                       4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                  8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ                          13

ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ                         14

ДИСЦИПЛИНЫ


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ГЕОГРАФИЯ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «География» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров. Рабочая программа учебной дисциплины  реализуется  на базе основного общего образования.

Рабочая программа учебной дисциплины «География» ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
  • нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.

Основу рабочей программы учебной дисциплины «География» составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Рабочая программа учебной дисциплины «География» не имеет явно выраженной профильной составляющей, однако включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

По содержанию курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Рабочая программа содержит материал, включающий систему комплексных социально-ориентированных знаний о размещении населения и хозяйства, особенностях, динамике и территориальных следствиях главных экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, о проблемах взаимодействия общества и природы, адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходах к развитию территорий.

Содержание рабочей  программы ориентируется, прежде всего, на развитие географических умений и навыков, общей культуры и мировоззрения обучающихся, решение воспитательных и развивающих задач общего образования, социализации личности.

Программа призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, развить у них познавательный интерес к другим народам и странам, а также сформировать знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, углубить представления о географии мира; на основе типологического подхода дать представления о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.

Рабочая программа обладает рядом особенностей:

– усилена практическая составляющая курса, которая предполагает разнообразную самостоятельную, творческую и познавательную деятельность учащихся;

– акцентируется внимание на технологических особенностях ряда отраслей и производств мирового хозяйства;

– проблемы географии мирового хозяйства показаны на примерах не только зарубежных стран, но и России;

– типология стран учитывает особенности их социально-экономического развития.

Особое место в программе уделено практическим работам с различными источниками географической информации – картами, статистическими материалами, геоинформационными системами.

Практико-ориентированные задания, проектная деятельность обучаемых, выполнение творческих заданий и подготовка сообщений является неотъемлемой частью учебного процесса.

Рабочая программа по географии завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов.

Программа учебной дисциплины «География» может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам.

1.3.        Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «География» обучающийся должен:

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

1.4.Использование часов вариативной части ОПОП*

№п\п

Дополнительные знания, умения

№, наименование темы

Количество часов

Обоснование

1.5 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 59 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

59

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:

лабораторные занятия

12

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

Итоговая аттестация в форме                                                       зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

География

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная

работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение.

            География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований, Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.

2

1

Тема 1.  Источники географической информации.

Содержание учебного материала.

4

           Географическая карта – особый источник информации о действительности.

           Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. Международные сравнения.

2

2

Практические работы

2

Практическое занятие № 1 «Анализ и представление географической информации в графической и картографической форме».

2

2, 3

Тема 2. Политическая карта мира.

Содержание учебного материала.

2

            Страны на современной политической карте мира. Их группировка по площади территории, по численности населения. Примеры стран.

           Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран.

           Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах разных типов. Примеры стран.

           Государственное устройство стран мира. «Горячие точки» планеты.

2

2

Тема 3. География населения мира.

Содержание учебного материала.

4 (2)

Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования). Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Географические аспекты качества жизни населения.

Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Экологические проблемы больших городов.

2

2

Практические работы

2

Практическое занятие № 2 «Определение особенностей расселения, демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира».

2

2, 3

Самостоятельная работа обучающихся

2

Мини-сочинение   «Демографический взрыв и его последствия»

2

Тема 4. География мировых природных ресурсов.

Содержание учебного материала.

5 (4)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования.

Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

2

2, 3

Практические работы

2

Практическое занятие № 3 «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».

2

2, 3

Самостоятельная работа обучающихся

4

Доклад «Роль ресурсообеспеченности в жизни общества»

3

Составление таблицы «Ведущие признаки урбанизации»

1

Контрольные работы

1

Контрольная работа

1

Тема 5. География мирового хозяйства.

Содержание учебного материала.

6 (3)

           Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения. Международное географическое разделение труда.

2

2

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации. Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

2

2, 3

Практические работы

2

Практическое занятие № 4 «Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства».

2

2, 3

Самостоятельная работа обучающихся

3

Составление таблицы «Воздействие факторов на размещение производства»

2

Составление диаграммы «Страны, занимающие 1-3 места в мире по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции»

1

Тема 6. Регионы и страны мира.

Содержание учебного материала.

6 (5)

Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне-ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

2

2

Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и крупных регионов. Международные сравнения.

2

2, 3

Практические работы

2

Практическое занятие № 5 «Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий».

2

2, 3

Самостоятельная работа обучающихся

5

Составление презентации «Характеристика страны (по выбору)»

3

Составление картосхемы «Важнейшая продукция, поставляемая странами зарубежной Азии на мировой рынок»

2

Тема 7. Россия в современном мире.

Содержание учебного материала.

4 (2)

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России. Характеристика современного этапа развития хозяйства.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.

2

2, 3

           Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура.

           Участие разных регионов России в географическом разделении труда. География отраслей международной специализации России

2

2, 3

Самостоятельная работа обучающихся

2

Составление презентации «Внешнеэкономические связи России»

2

Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

Содержание учебного материала.

6 (2)

Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

2

2, 3

Практические работы

2

Практическое занятие № 6 «Выявление по картам регионов географических аспектов глобальных проблем человечества».

2

2, 3

Зачет.

2

Зачет.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

Составление конспективно-справочной таблицы «Характеристика глобальных проблем человечества»

2

Всего:

39 (20)

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3.        УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины «География» требует наличия учебного кабинета «География».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебно-наглядные пособия по географии.

Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и

мультимедиапроектор

3.2.        Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: 

1. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10кл. – М.: Просвещение, 2008

Дополнительные источники:

Учебники

1. Баранчиков Е. В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для образовательных учреждений нач. и сред. проф. образования. _ М. : Издательский центр «Академия», 2010

2. Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования/ О. А. Петрусюк, Е. В. Баранчиков. _ М. : Издательский центр «Академия», 2010

3. Максаковский В. П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М.: Дрофа, 2000

4. Петрова Н. Н. География. (современный мир) : учебник / Н. Н. Петрова. – 3-е изд., перераб и доп. – М. : ФОРУМ, 2008

5. Кузнецов А. П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М.: Дрофа, 2000.

6. Кузнецов А. П. Экономическая и социальная география мира. Кн. для учащихся 10 кл. / Сост. А. П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2000

7. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Глобальная география. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2007.

Пособия

1. Атлас «География 10 класс. Современный мир», Изд-во «Просвещение», 2010 г.

2. Барабанов, В. В. ЕГЭ 2011. География. Типовые тестовые задания / В. В. Барабанов, Э. М. Амбарцумова, С. Е. Дюкова, О. В. Чичерина. М.: Издательство «Экзамен», 2011

3. Контурные карты «География 10 класс. Современный мир», Изд-во «Просвещение», 2010 г.

4. Симагин Ю. А., Сиротин В. И. Экономическая и социальная география мира. Тестовые работы для проведения текущего контроля по географии. 10 кл. – М.: СпортАкадемПресс, 2001.

 Интернет-ресурсы:

- http://interneturok.ru/video/geografiya/10_klass/

- ttp://files.school-collection.edu.ru 

-  http://univertv.ru/ 

4.        КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные

знания)

Общеучебные компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

Коммуникативная

Информационная

Самообучение

Самоорганизация

Тестирование,

практическая работа,

внеаудиторная самостоятельная работа,

домашняя работа

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

Коммуникативная

Информационная

Самообучение

Самообразование

творческие индивидуальные задания,

внеаудиторная самостоятельная работа

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

Коммуникативная

Информационная

Самообучение

Самоорганизация

практическая работа,

тестирование,

внеаудиторная самостоятельная работа

 

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

Информационная

Самообучение

Самоорганизация

внеаудиторная самостоятельная работа,

практическая работа,

домашняя работа

сопоставлять географические карты различной тематики;

Коммуникативная

Информационная

Самообучение

Самоорганизация

Тестирование,

домашняя работа,

внеаудиторная самостоятельная работа,

практическая работа,

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Коммуникативная

Самообучение

Самоорганизация

домашняя работа,

практическая работа,

внеаудиторная самостоятельная работа,

практическая работа, творческие индивидуальные задания

Знания:

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

Информационная

Самообучение

Самоорганизация

Тестирование,

устный опрос,

творческие индивидуальные задания,

внеаудиторная самостоятельная работа

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

Коммуникативная

Информационная

Самообучение

Самоорганизация

домашняя работа, индивидуальные творческие задания,

внеаудиторная самостоятельная работа,

устный опрос

географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

Информационная

Самообучение

Самоорганизация

Тестирование,

устный опрос,

творческие индивидуальные задания,

внеаудиторная самостоятельная работа

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

Информационная

Самообучение

Самоорганизация

домашняя работа, индивидуальные творческие задания,

внеаудиторная самостоятельная работа,

устный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа производственной (преддипломной) практики по специальности 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"

 Программа производственной (преддипломной) практики составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки по специальности средне...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.04 Иностранный язык для специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (углубленной подготовки)

Рабочая учебная программа по дисциплине «Иностранный язык» предназначена для реализации среднего общего образования в приделах  основных образовательных программ по специальности 100801 Товаровед...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04 Иностранный язык для специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (углубленной подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной (профессиональной) образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100801 Товароведение и экспертиза качества потреби...