Конспект урока "Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Данный урок рассчитан на учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида. Главное на уроке – изучение нового материала: поиск, открытие, творчество ребят.
Урок состоит из 6 частей, четыре из них являются основными и направлены на достижение цели и задач урока.
Для лучшего усвоения новых знаний, для успешного проведения урока я использовала интерактивную доску. При проверке ранее изученного материала, был проведён опрос. Чтобы опрос не казался обычным и скучным, я использовала интерактивную доску и заранее подготовленную презентацию. На экране появлялся вопрос и несколько вариантов ответов в виде картинок. Ребёнок, выходящий к доске, выбирал правильный ответ. В случае ошибки, компьютер предлагал вернуться к вопросу и сделать ещё одну попытку, и так до тех пор, пока верный ответ не будет выбран.
Прежде, чем начать изучение нового материала, я потратила несколько минут на то, чтобы настроить детей на новую тему, заинтересовать, расположить к уроку. Для этого, я включила музыку, предложила детям закрыть глаза и представить Антарктиду. Для того, чтобы дети могли убедиться, что их представления верные, под эту же музыку на экране продемонстрированы фотографии Антарктиды и я зачитала детям стихотворение об этом материке.
При изучении нового материал, для лучшего усвоения новых знаний, мой рассказ сопровождался презентаций с фотографиями растений и животных. Вся важная информация записывалась мною на классной доске и в рабочих тетрадях детей, таким образом, дети легко могут вспомнить, что изучалось на уроке, посмотрев запись в тетради.
Все дети очень любят рисовать, поэтому на уроке использовался метод изотерапии. Это необходимо не только для смены деятельности, но и для развития зрительного восприятия, развития художественного воображения учащихся.
Во время урока для того, чтобы дети отдохнули, была проведена физкультминутка.
Подводя итоги урока, при выяснении, на сколько успешно усвоен изучаемый материал, был использован кроссворд.
На уроке использованы такие формы работы, которые позволяют развивать ключевые компетентности обучающихся: познавательные, языковые, научные, социальные, коммуникативные и другие, которые помогут ребёнку ориентироваться в социуме, быть полноправным, полноценным гражданином нашего общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы" | 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по географии 8 класс коррекционной школы VIII вида.
Учебник «География материков и океанов» Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина
Тема урока: Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы.
Учитель: Царёва Ирина Алексеевна.
Цель: формирование представления о растительном и животном мире Антарктиды, о взаимосвязи жизни растений и животных.
Задачи:
Образовательная:
сформировать представление о животном и растительном мире Антарктиды. (об основных растениях, животных и особенностях их приспособления к жизни в условиях Арктики);
Коррекционная:
создать условия для коррекции и развития зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, умения устанавливать простейшие взаимосвязи между своеобразием растительного и животного мира материка;
Воспитательная:
создать условия для повышения мотивации к обучению, для понимания необходимости охранять природу Антарктиды.
Оборудование: Интерактивная доска, презентация, фильмы и музыка – приложение 1-5, учебник, простой и цветные карандаши, ластик.
Ход урока:
- Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке нам понадобится учебник, тетрадь, ручка, простой и цветные карандаши, при необходимости ластик. Проверьте, всё ли у вас присутствует на парте. Слайд 4.
- Проверка ранее изученного материала.
- Вспомните, к изучению какого материка, мы с вами приступили несколько уроков назад. (Антарктида) - Слайд 5.
- Сколько материков на нашей планете? Назовите их.
Слайд 6. Перед вами карта мира, покажите на этой карте материк Антарктида.
А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили материал, который мы изучали на прошлых уроках. Перед вами на экране будет появляться вопрос и варианты ответов. Ваша задача выбрать правильный ответ. Приступаем.- Слайд 7-21.
- Каким цветом на карте обозначается Антарктида?
- Рельеф Антарктиды (горный, равнинный)
- Что отсутствует на материке Антарктида?
- Антарктиду называют ………
- Сколько длиться полярная ночь
Молодцы ребята!
- Мотивация к уроку.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам закрыть глаза, я включу музыку, а вы представите, что вы в Антарктиде. Расслабьтесь и оглядитесь вокруг.
Слайд 22. Звучит музыка (Приложение 1)
- А теперь откройте глаза и расскажите, что вы увидели, там, в Антарктиде?
Дети описывают свои представления.
- А сейчас внимание на экран.
Слайд 23 – 33. Звучит та же музыка, на экране меняются фотографии Антарктиды. Учитель сопровождает показ чтением стихотворения:
Есть материк на белом свете,
Покрыт огромной толщей льда.
Один такой он на планете,
Но был такой он не всегда.
Давным - давно, когда по миру
Ещё не бегал человек,
Располагался в другом месте
Ныне холодный материк.
Возможно, бегали там зайцы
И кактусы кругом росли,
Цвели цветы и пели птицы,
Потом замёрзли и ушли.
Нет не цветы ушли, а зайцы,
Ушли туда где потеплей.
Цветы завяли и засохли,
С тех пор прошло уж много дней.
Смещалась к Югу Антарктида
И покрывалась ледником.
Сдвигалась медленно, но верно,
Окутывалась холодком.
А ныне, там ветрам раздолье,
Пингвины бегают вокруг.
В край необъятного простора
Советую вам съездить, друг.
- Это стихотворение про Антарктиду написал Павел Подковыров.
IV. Изучение нового материала.
Слайд 34. Открываем тетради, записываем число и тему сегодняшнего урока: Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы.
- В ясный солнечный день Антарктида выглядит величественно и даже не сурово, но это – холодная красота и обманчивый покой. Снег, лед, холод делают свое дело.
Антарктида – самый суровый материк земного шара. На первый взгляд она кажется безжизненна, но это не так. Слайд 35. На окраинах материка, у побережья только летом можно увидеть мхи, лишайники, различные водоросли. Слайд 36. Водоросли разных цветов создают красочные пятна, издали похожие на лужайки. Из-за сурового климата растений мало.
Населяют этот материк и бактерии невидимые нашему глазу.
Запись в тетради
Растительный мир: мхи, лишайники, бактерии.
- В Антарктиде нет летающих насекомых, птиц, зверей, которые добывают корм на суше. Все животные, обитающие на материке, находят пищу в море. Животные покрыты густым пухом, перьями. Их защищает и толстый слой подкожного жира, он помогает им сохранить тепло тела.
На побережье материка живут птицы. Этих птиц можно разделить на летающих, и не летающих. Слайд 37.
Запись в тетради:
Птицы
Нелетающие Летающие
(слайд 39) пингвины (Сл. 38) поморник
альбатрос
крачка
буревестник
качурка
- Посмотрите на экран. Это те птицы, которые проводят лето на побережье Антарктиды.
Подробно мы с вами поговорим о пингвинах. Потому, что это основной житель Антарктиды. У пингвинов есть крылья, они широкие, но короткие и поэтому для полета они не приспособлены.
- Всего в мире 17 видов пингвинов. Самый крупный из них - это императорский. Я предлагаю посмотреть вам небольшой фильм об этих удивительных птицах.
Просмотр фильма: Приложение 2
- (Слайд 40) Вы уже обратили внимание, пингвины не живут в одиночку, это им необходимо, чтобы согреваться. Живут они колониями.
Запись в тетради:
Колонии пингвинов – это большие птичьи стаи.
Самый крупный пингвин – императорский.
- (Слайд 41) Но не все пингвины такие крупные, как императорские, на экране вы видите маленьких пингвинов. Это Адели. Их рост всего 50 сантиметров. На побережье Антарктиды они приплывают только летом. В зимнее время эти пингвины живут на вблизи находящихся островах. В вашем учебники есть картинка стр. 96, рис. 94.
- (Слайд 42) А сейчас я предлагаю вам взять карандаши и схематично нарисовать пингвина. Образец вы видите на экране. Я рисую вместе с вами. Физкультминутка – Приложение 3. Для проведения физкультминутки я приглашаю нашего помощника. Все встали, приготовились. Молодцы, садимся и продолжаем урок.
- (Сл. 43) и мы приступаем к изучению животного мира Антарктиды.
- (Сл. 44) Кроме птиц у побережья Антарктиды живут тюлени. Один из них – Уэдделла. Это крупный тюлень, который питается рыбой и кальмарами. Он очень хороший ныряльщик и может погружаться на глубину 600 метров и оставаться под водой около часа. Этот тюлень умеет выгрызать отверстие во льду.
- (Сл. 45) Тюлень – крабоед питается мелкими рачками.
- (Сл. 46) Пятнистый тюлень, или морской леопард. Так называют самого страшного хищника побережья Антарктиды. Он охотится на рыбу, птиц и не крупных пингвинов. Предлагаю посмотреть вам не большой сюжет из жизни морского леопарда.
Фильм – Приложение 4
Запись в тетрадях.
Пятнистый тюлень (морской леопард) – самый страшный хищник Антарктиды.
- (Сл. 47) В Антарктике обитают киты. Это кашалот, касатка и синий кит. Предлагаю вам посмотреть небольшой сюжет, о синим ките.
Фильм – Приложение 5.
Запись в тетради.
Синий кит – самый большой в мире.
- (Сл. 48) Красота Антарктиды безгранична и прекрасна, а всё прекрасное должно охраняться. Природа Антарктиды охраняется международным договором. На её территории нельзя строить промышленные объекты, военные базы. В договоре выделяются особые участки Антарктиды, где животный и растительный мир подлежит охране в первую очередь.
V. Подведение итогов урока. (Сл. 49)
- Что мы изучали сегодня уроке?
Чтобы узнать, что вы усвоили на уроке, я предлагаю вам разгадать кроссворд (Сл. 50)
Вопросы вы видите на экране.
1. Основной житель Антарктиды.
2. Самый крупный пингвин.
3. Пятнистый тюлень – хищник.
4. Чем питаются птицы, живущие на побережье Антарктиды.
5. Стая, в которую собираются пингвины.
6. Самый крупный кит, обитающий у берегов Антарктиды.
7. Что защищает животных Антарктиды от морозов.
- За хорошую работу на уроке, ребята получают оценки.
VI. Задание на дом (Сл. 51)
Читать стр. 95 -97. Устно, подготовить рассказ о пингвинах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Редкие и исчезающие виды животных и растений Краснодарского края. Охрана природы».
Цель урока: сформировать представление об исчезающих видах животных ирастений Краснодарского края, проанализировать пути оптимизации взаимоотношений человека и природы. Основные знания: охр...
Тема: «Редкие и исчезающие виды животных и растений Краснодарского края. Охрана природы».
Цель урока: сформировать представление об исчезающих видах животных ирастений Краснодарского края, проанализировать пути оптимизации взаимоотношений человека и природы. Основные знания: охр...
Методическая разработка урока: Редкие и исчезающие виды животных и растений Краснодарского края. Охрана природы
Данная методическая разработка урока с использованием двух презентаций: Растительный мир Кубани. Редкие исчезающие виды животных Кубани....
Урок географии "Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы"
Цель: Знакомство учащихся с животным и растительным миром Антарктики.Задачи: Формирование представлений о способах выживания животных в суровых условиях, обогащение актив...
Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.
Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...
конспект урока географии в 8 классе школы VIII вида тема " Растительный и животный мир Антарктиды"
конспект урока географии в 8 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида по теме: "РАстительный и животный мир Антарктиды. охрана природы"...
конспект урока "Охрана природы. Памятники природы"
Данный материал содержит краеведческую информацию о Самарской области...