Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывает бережное отношение к природе родного края, гордость за ее природные богатства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок 5 класс по природоведению. | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока природоведения. 5 класс.
Тема урока. «Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана»
Выполнила:
учитель биологии Ларкина Татьяна Викторовна.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5».
УМК :
1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 класс, М. Дрофа 2001г.(автор Пасечник В.В.)
2.Пакулова, В.М.., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая (Учебник)/ В.М..Пакулова, Н.В. Иванова. - М.: Дрофа, 2010.
Конспект урока природоведения. 5 класс.
Тема урока. «Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана» 21.04.2015г.
Автор: Ларкина Татьяна Викторовна
Технология: применение мультимедиа.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийные проекты.
Цель: создать условия для знакомства учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию экологического сознания; расширить знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области; воспитывать бережное отношение к природе родного края, гордость за её природные богатства.
Задачи:
Помочь учащимся создать условия для изучения взаимодействия живых организмов в сообществах.
Способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в группе.
Создать условия для развития умений работать с различными источниками информации: текстом сказки, учебника, таблицей.
Воспитывать желание узнавать новое.
Воспитание бережного отношения к природе.
Предметные результаты:
1) сформировать умения понимать смысл понятий: охрана природы, особо охраняемые природные территории, Красная книга;
2) познакомиться с охраняемыми видами растений и животных своего края;
3) раскрыть роль школьников в охране природы.
Метапредметные и личностные результаты:
Личностные УУД
1.Осознавать единство и целостность окружающего мира.
2.Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Познавательные УУД
1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Вычитывать все уровни текстовой информации.
Коммуникативные УУД
1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
Регулятивные УУД
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Оборудование: Красная книга «Животные России», Красная книга « Растений России», демонстрация слайдов редких видов животных и растений.
План урока.
1. Организационно-мотивационный этап.
2. Актуализация знаний.
3. Реализации проекта урока.
4. Закрепление во внешней речи.
5. Подведение итогов урока.
6. Информация о домашнем задании.
7. Рефлексия.
Ход урока.
- Актуализация знаний.
С момента зарождения человеческой жизни на Земле древние люди интуитивно понимали, что выжить они могут, только соблюдая законы природы, по которым и строили свои отношения с четырьмя стихиями – землей, водой, воздухом и огнем. Они уважали уникальность и вместе с тем взаимозависимость всего живого.
Сегодня мы, люди 21 века, забыли заповеди древних. И несмотря на то, что вооружены серьезными научными знаниями, ежеминутно и повсеместно нарушая законы природы, поставили окружающий нас мир на грань неминуемой гибели. На прошлом уроке мы говорили об изменениях в природе в результате хозяйственной деятельности человека. Давайте вспомним. (Истощение природных ресурсов, ускорилась эрозия почвы, изменился климат, исчезли многие виды растений и животных, ухудшились пастбища, истощился озоновый слой.)
Что же нужно делать, чтобы сохранить все многообразие природы? (Нужно ее охранять.) Как можно назвать тему сегодняшнего урока? Из ответов формулируем тему «Охрана природы».
- Изучение нового материала.
Еще в Киевской Руси выделяли особые территории, где водились туры, зубры и другие животные. Эти животные строго охранялись от массовых посещений и посторонних охот. Со времен правления княгини Ольги в Киеве вводились ограничения в сроках отлова бобров, объявлялись запреты на промысел. А Беловежская Пуща охранялась с 13 века.
Первым законом об охране лесов считают грамоту великого князя Ивана III, выданную им Троице-Сергиеву монастырю. Со времен Петра I охранялись дубравы и сосновые боры. В 1763г. был введен закон, запрещающий летнюю охоту.
Как вы думаете где охраняются редкие виды животных и растений? (В заповедниках, заказниках, национальных парках).
Схему особо охраняемых природных территорий чертим в тетради.
Особо охраняемые природные территории
Заповедники Заказники Национальные парки Памятники природы
Как вы понимаете слово «заповедник»? Высказывания детей. Работа с текстом учебника.
Заповедник – это особо охраняемая законом территория, полностью исключенная из любой хозяйственной деятельности в целях сохранения в нетронутом виде природных комплексов, охраны видов и слежения за природными процессами.
Первым российским заповедником можно считать Камчатский, ныне Кроноцкий, организованный по инициативе местных властей в 1882г. В настоящее время на территории России 101 заповедник.
Есть ли на территории нашей области заповедники? Ответы детей.
Заповедники Тульской области
В Тульской области существует Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле".
Заповедник «Куликово поле».
Куликово поле является уникальным мемориальным объектом, ценнейшим природно-историческим комплексом, включающим многочисленные археологические памятники, памятники архитектуры и монументального искусства, памятники природы. В районе Куликова поля обнаружено более 380 памятников археологии разных эпох. В целом, территория Куликова поля является одним из ключевых участков изучения сельского расселения в древнерусский период (подобно окрестностям Чернигова, Суздальскому ополью) и представляет уникальный археологический комплекс. Здесь выявлено 12 памятников архитектуры, в том числе 10 церквей (в основном XIX и XX вв.), среди которых выдающийся памятник архитектуры -- церковь Сергия Радонежского. Как показали комплексные археолого-географические исследования последних 17 лет, на Куликовом поле недалеко от места сражения существуют участки степной растительности, сохранившие ковыль, и близкие к первозданным лесные массивы.
Куликово поле является одним из трех ратных полей России - объектов общероссийского значения. Территория музея-заповедника занимает юго-восток Тульской области, географически -- это участок ландшафта северной лесостепи Русской равнины в бассейне верхнего течения Дона и Непрядвы. Она включает историческое место битвы с прилегающими участками, а также комплекс уникальных археологических, мемориальных, архитектурных, природно-ландшафтных памятников.
Куликовская битва стала крупнейшим сражением средневековья. На поле Куликовом сошлось более 100 тысяч воинов. Было нанесено сокрушительное поражение Золотой Орде. Куликовская битва стала коренным переломом в борьбе Руси против татаро-монгольского ига, оказала решающее влияние на создание единого русского государства, на утверждение русского национального самосознания.
Что же такое заказник и национальный парк?
Заказник – участок территории, в пределах которого постоянно или временно запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности человека. В нашей области известным заказником является Каменная степь.
Национальный парк – обширная территория, включающая особо охраняемые природные ландшафты, закономерно преобразованные людьми. От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха. Например, Сочинский, Забайкальский, «Лосиный остров».
Большинство растений и животных гибнут из-за уничтожения их местообитания (например, вырубка леса, осушение болота), из-за варварской охоты на животных с ценным мехом или вкусным мясом. Навсегда исчезли с лица Земли такие животные как дронт, странствующий голубь, южный моа, тарпан, тур, морская корова, квагга.( Сообщение учащихся об этих животных.)
По подсчетам специалистов, скорость вымирания животных 60 -100 млн. лет назад составляла один вид за каждую тысячу лет. В период с 1600 г. до середины 20 столетия этот показатель составил один вид за каждые десять лет. С середины и до конца 20 века каждый год исчезало по одному виду животных. Печальная статистика.
Истребляются и растения из-за красивых цветков, а также и лекарственные. Рассмотрите и назовите редкие и исчезающие виды растений (работа в парах).
Редкие и исчезающие виды занесены в особый список, который называют Красной книгой. Демонстрация Красной книги.
Начиная с 1946г. Международный союз охраны природы, собирал информацию о редких и исчезающих видах. Впервые Красная книга вышла в 1966г. И включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и примерно 25 тысяч видов растений. В Красной книге выделяют пять категорий охраняемых видов:
1 - вид нельзя спасти без специальных мер,
2 - численность еще высока, но катастрофически сокращается,
3 – исчезновение еще не грозит, но вид встречается на ограниченной территории,
4 – вид требует дополнительного изучения,
5- виды, спасенные от вымирания.
Красная книга СССР вышла в 1978г., в 2001г. - новое издание Красной книги Российской Федерации. Сейчас готовится к изданию Красная книга Воронежской области.
Мы говорим исчезающие виды и редкие виды. Как это понять?
Исчезающие виды -это виды, численность которых уменьшилась до такого критического уровня, что они могут в ближайшее время исчезнуть.
Редкие виды – это те, которые имеют малую численность и распространены на ограниченной территории (выхухоль).
Выступление с презентацией «Красная книга растений и животных Тульской области».
Ребята, как вы думаете, какое значение для природы имеет такое большое разнообразие организмов? (Каждый организм является пищей для другого. Сохранение пищевых цепей – путей передачи пищи, органического вещества с запасенной химической энергией).
Выступление ученика с презентацией «Защита воды».
Для того, чтобы привлечь общественность к охране природы создан экологический календарь. Запишите некоторые даты:
22 марта – Всемирный день воды,
1 апреля – Всемирный день птиц,
22 апреля – День Земли,
5 июня – Всемирный день защиты окружающей среды.
Россия огромное государство мира, где сохранились обширные участки природы в первозданном виде. В нашей стране в 1991г. принят закон «Об охране окружающей природной среды», где говорится, что:
«Каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях».
«Хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде».
«Недопустимы любые виды хозяйственной или иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы».
Ребята, а можем ли мы сами поучаствовать в охране природы? Что может сделать каждый из нас?
Ответы детей. Не ломать ветки деревьев и кустарников, не рвать цветы. Не разорять птичьих гнезд и муравейников. Не жечь листву и мусор. Не мыть машины на берегу реки, ручья и озера. Не оставлять после себя мусор. Беречь лес от пожара. На садовых участках как можно меньше использовать ядохимикаты. Высаживать деревья и кустарники. Экономить природные ресурсы. Сохранять богатство живого мира. Регулировать свои потребности.
Запишите правила поведения в природе.
Сегодня мы узнали, что охранять природу важное и нужное дело.
Давайте вспомним ,на каких территориях охраняются редкие и исчезающие виды? Назовите заповедники Воронежской области. Какие животные там охраняются? Как называется список редких и исчезающих видов? Какие виды исчезли с лица Земли?
Закончить наш урок мне бы хотелось следующими строками:
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала…
Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет
Терзает сталь моё земное тело
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею
Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды
А ведь на них идет моя руда!
А что мне стоит только штат Невады
Его подземных взрывов череда!
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли…
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!
Сергей Владимирович Михалков
Д/з: оформите листовку о правилах поведения в природе.
Список информационных источников.
1.Пакулова, В.М.., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая (Учебник)/ В.М..Пакулова, Н.В. Иванова. - М.: Дрофа, 2010.
2.Пакулова, В.М., Иванова, Н.В. Природа. Неживая и живая (Рабочая тетрадь)/ В.М.., Пакулова, Н.В. Иванова. - М.: Дрофа, 2010.
3.Тимофеева, Л.Л. Уроки природоведения в 5 классе к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ива-новой «Природа. Неживая и живая. 5 класс»/ Л.Л Тимофеева,.-М.: Дрофа, 2007.
4.Парфилова, Л.Д.. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. неживая и живая. 5 класс»/ Л.Д Па-рфилова, М.: изд-во «Экзамен», 2005.
5.Сайт www.nsu.ru "Биология в вопросах и ответах".
6.Сайт www.bio.Iseptember.ru "Я иду на урок биологии".
7. Сайт www.floranimal.ru "Floranimal" – растения и животные" (энциклопедия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - исследовательский проект «ЛЕСНОЙ ЭТИКЕТ: Соблюдение правил поведения в лесу».
ПАСПОРТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТАУЧЕНИКОВ ГРУППЫ 8 «А»,8 «Б», 9 кл.: Название проекта: «ЛЕСНОЙ ЭТИКЕТ: Соблюдение правил поведения в лесу».2.Цель проекта:Выпуск альбома «ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ В ПРИР...
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.
Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произве...
конспект урока по право для 10 класса по теме " Право на благоприятную окружающую среду"
План - конспект урока по право для 10 класса по теме "Право на благоприятную окружающую среду". ...
Презентация к уроку право для 10 класса по теме "Право на благоприятную окружающую среду"
Презентация содержит основные материалы урока и дополнительную информацию в виде таблиц, диаграммы....
Презентация к уроку право для 10 класса по теме "Право на благоприятную окружающую среду"
Презентация содержит основные материалы урока и дополнительную информацию в виде таблиц, диаграммы....
Урок по ФГОС «Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов».
Урок по ФГОС «Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов»....
Классный час на тему : Бережное отношение к городским объектам, хулиганство, вандализм.
Бережное отношение к городским объектам, хулиганство, вандализм....