конспект урока географии в 8 классе школы VIII вида тема " Растительный и животный мир Антарктиды"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
конспект урока географии в 8 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида по теме: "РАстительный и животный мир Антарктиды. охрана природы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
География 8 класс
Урок № 2 Четверть III.
Дата проведения:
Тема: Растительный и животный мир. Охрана природы
Цель урока: Сформировать знания о природе Антарктиды.
Задачи:
Образовательные: познакомить с особенностями природы Антарктиды; сформировать знания обучающихся о видовом разнообразии материка; рассказать о необходимости бережного отношения к природе Антарктиды.
- развивать умения работать с географическими картами.
Коррекционно-развивающие: расширять активный и пассивный словарь обучающихся через словарную работу, рассказ по картине; развивать зрительное восприятие, через просмотр видео фрагмента и работу с иллюстрациями; развивать память, на основе рассказа учителя; развивать умение систематизировать изученный материал, учить делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов; развивать интерес к предмету.
Воспитательные: Воспитание мотивации к учению через игровые приемы. Воспитывать умение работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать чувство взаимопомощи; продолжать учить детей радоваться своему успеху и успеху других детей; воспитывать экологические представления и привычки человека.
Базовые учебные действия:
Личностные БУД: активно включаться в общественно полезную социальную деятельность;
Коммуникативные БУД: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
Регулятивные БУД: осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
Познавательные БУД: использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
Технологическая карта урока:
Этап урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия учащихся | Личностный компонент (жизненные компетенции) |
I.Организационный момент | создание эмоционального настроя обучающихся на интеллектуальную деятельность | ( слайд 1)Встали все у парт красиво,
- Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злобу, беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока. | Слушают учителя | |
II. Формирование пространственных представлений | ..
| ( слайд 2) Назови соседа справа, слева. В какой части класса сидят гости? «Нарисуй узор» – графические диктанты. Выполняется на листках в клеточку 4-вверх, 3-вправо , 1-вниз, 2 влево, 3 вниз, 1 влево Назовите географические объекты и предметы на данную букву. | Выполняют задание | |
II. Повторение пройденного материала. | : повторить и закрепить ранее изученный материал развитие и коррекция тактильных ощущений, пространственной ориентации, коолективизма и взаимопомощи. | 1. Сейчас совершим географическую разминку по атласу по пройденному материалу: Игра «горячая картошка» - Самый большой океан? (Тихий) - Самый маленький океан? (Сев.Ледов.океан) - Самый теплый океан? (Индийский) - Самый холодный океан? (Сев.Ледов.океан) - Второй по величине океан? (Атлантический) - Среди океанов есть участки суши, которые называются? (материки) - Материк похожий на перевернутый треугольник? (Африка) - Самый засушливый материк? (Австралия) - Самый жаркий материк? (Африка) - Материк, который позже всех открыли? (Антарктида) - Самый холодный материк? (Антарктида) -Какой материк мы изучаем? (Антарктида). ИДП 2. Практическое задание ( работа в группах): на полу 2 обруча (полушария), на доске 2 полушария, у доски прикрепить географические объекты. Вставьте материки(контуры) в полушария и названия океанов. Слабые: собери осколочную картину; сильный определи на ощупь «Шапка невидимка» (развитие тактильных ощущений) 3. РР «закончи предложение ( слайд 3) Антарктида самый ….. В Антарктиде нет….. Около 98%...... Все берега Антарктиды… Антарктида находится… 4. Фронтальная беседа: -Покажите мне Антарктиду? - Как называется материк, острова и окружающие части океанов? (Антарктика) - Кто открыл Антарктиду?(русская экспедиция) - Вспомните фамилии главных по экспедиции? (Беллинсгаузен и Лазарев) - Экспедиция какой страны впервые проникла в глубь Антарктиды? (Норвегия). - Есть ли полезные ископаемые на этом материке? (есть). - Какие? (каменный уголь, алмазы, медная руда, алюминиевая руда, железная руда). Вставьте условные знаки полезных ископаемых на карту. - Как можно еще назвать Антарктиду? (ледяная пустыня, полюс недоступности, полюс холода, холодильник Земли). Как вы думаете легко ли жить в Антарктиде? Что необходимо для жизни на материке? Молодцы, отвечали активно. Запомнили изученный материал. Эти знания нам пригодятся на следующих уроках. Как много мы уже знаем с вами об этом холодном материке. Но самое интересное еще впереди.
| Выполняют задание, показывают географические объекты. | |
II.Актуализация знаний. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности. |
| Какая будет тема нашего сегодняшнего урока вы узнаете просмотрев небольшой фрагмент док.фильма. (слайд 4) Мы будем говорить о растениях и забавных животных, которым удается выживать в суровых условиях этого материка,. Чтобы все это запомнить, вам нужно быть всего лишь внимательными. (слайд 5) Тема урока: Растительный и животный мир. Охрана природы. Цель: 1. познакомиться с растениями и животными Антарктиды. 2. узнать , как животные приспособились к суровым условиям природы. 3. познакомиться с мерами по охране природы Антарктиды. У вас на столе у каждого есть листок оценивания. Перед каждым заданием стоит максимальный балл за каждый этап урока. Вы их поставите в листке справа. (слайд 6) Открываем тетради, пишем число и тему: «Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы». | Отвечают на вопросы учителя, Формулируют цель урока и тему. | |
V. Первичное усвоение новых знаний |
| (слайд 7) 1. Вводная беседа: - Могут ли в Антарктиде расти деревья и кустарники? Почему? - как животные Антарктиды приспособились к суровым условиям? 2. рассказ учителя с опорой на презентацию В ясный солнечный день Антарктида выглядит величественно и даже не сурово, но это – холодная красота и обманчивый покой. Снег, лед, холод делают свое дело. Антарктида – самый суровый материк земного шара. Антарктида на первый взгляд кажется безжизненна, но это не так. На окраинах материка, у побережья только летом можно увидеть мхи, лишайники, различные водоросли (слайд 8). Водоросли разных цветов создают красочные пятна, издали похожие на лужайки. Из-за сурового климата растений мало. Поселяют этот материк и бактерии невидимые нашему глазу. По мнению ученых бактерии первые заселили нашу Землю, они есть даже в космосе. Бактерии живучи, они долго могут находиться в неблагоприятных условиях, обвалакивая себя в спору. А как же там живут животные? Животные покрыты густым пухом, перьями. Их защищает и толстый слой подкожного жира, он помогает им сохранить тепло тела. В Антарктиде нет летающих насекомых, птиц, зверей, которые добывают корм на суше. Все животные , обитающие на материке находят пищу в море. На побережье материка живут пингвины (слайд 9) Пингвины – нелетающие птицы. У пингвинов есть крылья, они широкие, но короткие и поэтому для полета они не могут обеспечить достаточную тягу и размах. Но зато пингвин их использует как весла, как ласты, удобные для ныряния и плавания. Да и зачем им крылья, от кого улетать, ведь в Антарктиде на месте их гнездования нет хищников-зверей. А вот в виде весел и ласт крылья им нужны в воде. Они развивают скорость до 40 км\ч и нырять на глубину до 175 метров, да еще выпрыгивают на берег из воды до 2 метров и могут приземляться на обе лапы или живот. В воде могут оставаться от 20 секунд до 20 минут. Ходят неуклюже, переваливаясь. По гладкому льду и плотному снегу катаются на брюхе лежа, отталкиваются крыльями-ластами. Тело покрыто густым непромокаемым оперением, а толстый слой жира защищает от морозов. А нас что защищает от мороза: шуба, жир или человеческое тепло? (Воздух, который находится между одеждой и телом плохо проводит тепло и задерживает его под одеждой. Чем просторнее объемнее одежда, тем теплей. Не надо надевать тугую плотную обувь и одежду , в них неудобно, быстрее начинаете мерзнуть. Не бойтесь мороза, чаще гуляйте, это полезно для здоровья. У нас нет таких сильных морозов, как в Антарктиде. А вот пингвинам надо всю свою жизнь проводить на холоде, большую часть проводят в холодном море. Могут уплыть далеко от берегов за пищей. Питаются пингвины крилем (словарная работа) (слайд 10) это мелкие рачки, рыбой, моллюсками. Живут пингвины колониями (хоровое произношение)- это большие птичьи стаи. ( Слайд 11) В Антарктиде живет несколько видов пингвинов. Наиболее распространенные – это пингвины Адели и императорские пингвины. Адели (слайд 12)– небольшие пингвины, их рост 50 см, вес 4-5 кг. Они приплывают на побережье только летом для гнездования, а зиму проводят на антарктических островах. Питается крилем, креветками. Гнездо строят из мелких камушков, которые насыпают кучкой. В кладке бывает 2 яйца, высиживает 36 дней. Императорские пингвины (слайд 13)- живут на побережье круглый год. Это крупные птицы, рост выше 1 метра, вес до 40 кг. Голова и горло окрашены в черный и оранжевый цвета. Питается мелкой рыбой и головоногими моллюсками. Самка откладывает 1 яйцо, которое носит на ногах самец. Он согревает яйцо складкой жира внизу живота. Высиживает два месяца, когда вылупляется птенец приходит самка (с кормежки) и птенец передается самке. Птенцы пингвинов растут медленно, но с приходом весны корма становиться больше и рост их ускоряется. Кормят птенца по очереди «птичьим молоком». Когда у пингвинов птенцы подрастают их собирают в большие группы. Во время больших морозов они сбиваются в плотные кучки, тесно прижавшись, греют друг друга, в окружении взрослых пингвинов. В воспитании птенцов принимают участие все взрослые пингвины. Измерение линейкой роста пингвинов на себе, сравнение. Физминутка «Пингвины» слайд 14 На острова и побережье Антарктиды прилетают разные птицы (слайд 15 ): альбатросы, буревестники, крачки, чайки, поморники. Эти птицы питаются планктоном и рыбой. На зимовку в Антарктиду из Арктики прилетают полярные крачки (слайд 16 ).Эти птицы Два раза в год совершают гигантские перелеты над океанами, через весь земной шар. Работа с учебником. Кроме этих птиц еще есть животные, о которых мы узнаем из текста нашей темы Стр. 96, последний абзац (чтение и слайд 17, 18,19,). Природа Антарктиды охраняется международным договором . Антарктида не принадлежит никакому государству. В договоре выделяют особые участки материка, где животный и растительный мир подлежит охране в первую очередь. Морские богатства сильно Антарктики истощены, т.к ведется промысел на китов, ластоногих, рыбы. Сейчас многие виды животных находятся под охраной, охота и ловля морских животных ограничена. Это необходимо для того, чтобы исчезающие виды могли восстановить свою численность. Вывод: Как животные приспособились к суровым условиям материка? Каких животных можно встретить только в Антарктиде? Чтение вывод в рамочке с 97. Вывод учителя : Животный мир в Антарктиде по сравнению с другими материками беден. Но они есть. Этим птицам и животным стоит позавидовать их стойкости, терпению, ведь они живут в самых холодных условиях. Самые распространенные животные – пингвины. В водах обитают киты, тюлени. Летом здесь много птиц. Каждый материк по -своему уникален. Но красота природы зависит от нас. Ведь человек разумный, думающий должен знать, что природу надо беречь, не только что- то брать у нее, но и отдавать, охранять и любоваться. | Слушают, читают запись,
Отвечают на вопрос Выполняют упражнение
Объясняют пословицу. Выписывают слова по вопросам. Слушают рассказ учителя Чтение правила с 133 | |
VI. Первичная проверка понимания.
|
| 1. Работа в тетради на печатной основе. № 1 с 79. заполни таблицу , пользуясь приложением к учебнику с 13. слайд 20 | Отвечают на вопросы учителя.
| |
VII. Первичное закрепление |
| 1. (слайд 21) Дифференцированная работа по объёму и степени сложности. Самопроверка. Вам предстоит выбрать задание по своим возможностям. Прогностическая оценка Напишите на полях: если легко будет выполнить задание – букву л, если трудно – букву т. 1 уровень № 2 с 80 . заполни перфокарту. 2 уровень № 8 с 81 выбери из скобок нужное слово и допиши предложения. 3 уровень № 6 с 80 заполни таблицу используя рассказ в учебнике. Ретроспективная оценка. После выполнения задания оцените свои возможности и напишите на полях букву л – если было выполнить задание, букву т- если было трудно. -В чём испытывали затруднение? В таблице выполняют прогностическую оценку Выбирают задание с учётом возможностей и выполняют 2. беседа по вопросам: Прочитайте предпоследний абзац, выберите какой вопрос можно поставить к этому абзацу. | Выписывают слова | |
VIII. Рефлексия. |
развитие способностей к анализу и оценке собственной деятельности через умение выразить свои мысли. | И хочется закончить наш урок со словами: Прекрасной быть должна Земля Слайд 22 Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Поставьте каждый себе оценку в тетради на полях. Кому из ребят вы скажете спасибо и поблагодарите за сотрудничество. Ребята, должны с помощью опоры на доске продолжить выражение об уроке: Оценивание. | Ставят оценку. Поясняют работу одноклассников |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности применения графической наглядности на уроках географии в коррекционной школе VIII вида
Методические рекомендации примениния таблиц,пояснительных рисунков и схем на уроках географии...
Рабочая программа по географии. 7 класс. Школа VIII вида.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, требования к знаниям и умения учащихся, календарно-тематическое планирование....
Доклад на тему: «Использование картографического материала на уроках географии в коррекционной школе VIII вида».
Карта – уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости в определенной проекции, показывающее размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений, отбираемых и характериз...
конспект открытого урока в 7 классе школы VIII вида по теме "Разучивание упражнений со скакалкой"
Открытый урок в 7 классе "Разучивание упражнений со скакалкой"...
Работа со слабоуспевающими на уроках географии в коррекционной школе VIII вида.
Выступление на семинате МО учителей старших классов: Работа со слабоуспевающими на уроках географии в коррекционной школе VIII вида. ...
Использование ИКТ на уроках географии в коррекционной школе VIII вида
В доклад на тему "Использование ИКТ на уроках географии в коррекционной школе VIII с целью повышения рлзнавательной активности учащихся вида" даётся описание роли ИКТ на уроках географии....
КОНСПЕКТ подгруппового занятия по исправлению акустической дисграфии в 5 классе школы VIII вида Тема: Звук и буква Т.
Тема: Звук и буква Т.Цель: добиваться правильного произношения и употребления звука и буквы Т в слогах, словах и предложениях; учить производить звукобуквенный анализ слова.Лексический материал.Слоги:...