конспект урока географии в 8 классе школы VIII вида тема " Растительный и животный мир Антарктиды"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Храмцова Татьяна Анатольевна

конспект урока географии в 8 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида по теме: "РАстительный и животный мир Антарктиды. охрана природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

География 8 класс

Урок № 2       Четверть III.

Дата проведения:  

Тема: Растительный и животный мир. Охрана природы 

Цель урока: Сформировать знания о природе Антарктиды.

Задачи:

Образовательные:     познакомить  с особенностями природы Антарктиды;   сформировать знания обучающихся о видовом разнообразии материка; рассказать о необходимости бережного отношения к природе Антарктиды.

- развивать умения работать с географическими картами.

Коррекционно-развивающие: расширять активный и пассивный словарь обучающихся через словарную работу, рассказ по картине; развивать зрительное восприятие, через просмотр видео фрагмента и работу с иллюстрациями; развивать память, на основе рассказа учителя; развивать умение  систематизировать изученный материал, учить делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов;   развивать интерес к предмету.

Воспитательные: Воспитание мотивации к учению через игровые приемы. Воспитывать умение работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать чувство взаимопомощи; продолжать учить детей радоваться своему успеху и успеху других детей; воспитывать экологические представления и привычки  человека.

 

Базовые учебные действия:

Личностные БУД: активно включаться в общественно полезную социальную деятельность;

 Коммуникативные БУД: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

Регулятивные БУД: осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

Познавательные БУД: использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;  

Технологическая карта урока:

Этап урока

 Цель этапа

Действия учителя

Действия учащихся

Личностный компонент (жизненные компетенции)

 I.Организационный момент

   создание эмоционального настроя  обучающихся на  интеллектуальную деятельность

( слайд 1)Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
Урок географии  начнем.

 

- Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злобу, беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока.

Слушают учителя

II. Формирование пространственных представлений

 ..    

  •   Развитие произвольности и устойчивости внимания.

 ( слайд 2) Назови соседа справа, слева. В какой части класса сидят гости? 

 «Нарисуй узор» – графические диктанты.

  Выполняется на листках в клеточку   

4-вверх, 3-вправо , 1-вниз,

2 влево, 3 вниз, 1 влево

Назовите географические объекты  и предметы на данную букву.

Выполняют задание

II. Повторение пройденного материала.

 : повторить и закрепить ранее изученный материал

  развитие и коррекция тактильных ощущений, пространственной ориентации, коолективизма и взаимопомощи.

1. Сейчас совершим географическую разминку  по атласу по пройденному материалу:

Игра «горячая картошка»

- Самый большой океан? (Тихий)

- Самый маленький океан? (Сев.Ледов.океан)

- Самый теплый океан? (Индийский)

- Самый холодный океан? (Сев.Ледов.океан)

- Второй по величине океан? (Атлантический)

- Среди океанов есть участки суши, которые называются? (материки)

- Материк похожий на перевернутый треугольник? (Африка)

- Самый засушливый материк? (Австралия)

- Самый жаркий материк? (Африка)

- Материк, который позже всех открыли? (Антарктида)

- Самый холодный материк? (Антарктида)

-Какой материк мы изучаем? (Антарктида).

ИДП  2. Практическое задание ( работа в группах):

на полу 2 обруча (полушария), на доске 2 полушария, у доски прикрепить географические объекты.

 Вставьте материки(контуры) в полушария и названия океанов.

 Слабые: собери осколочную картину;  

сильный определи на ощупь «Шапка невидимка» (развитие тактильных ощущений)

3. РР «закончи предложение ( слайд 3)

Антарктида самый …..

В Антарктиде нет…..

Около 98%......

Все берега Антарктиды…

Антарктида находится…

 4. Фронтальная беседа:

-Покажите мне Антарктиду?

- Как называется материк, острова и окружающие части океанов? (Антарктика)

- Кто открыл Антарктиду?(русская экспедиция)

- Вспомните фамилии главных по экспедиции? (Беллинсгаузен и Лазарев)

- Экспедиция какой страны впервые проникла в глубь Антарктиды? (Норвегия).  

- Есть ли полезные ископаемые на этом материке? (есть).

- Какие? (каменный уголь, алмазы, медная руда, алюминиевая руда, железная руда). Вставьте  условные знаки  полезных ископаемых на карту.

- Как можно еще назвать Антарктиду? (ледяная пустыня, полюс недоступности, полюс холода, холодильник Земли).

 Как вы думаете легко ли жить в Антарктиде? Что необходимо для жизни на материке?

Молодцы, отвечали активно. Запомнили изученный материал. Эти знания нам пригодятся на следующих уроках.

Как много мы уже знаем с вами об этом холодном материке. Но самое интересное еще впереди.

 

Выполняют задание, показывают географические объекты.

II.Актуализация знаний.

Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности.

  • повышение познавательной деятельности обучающихся

Какая будет тема нашего сегодняшнего урока вы узнаете просмотрев небольшой   фрагмент док.фильма.

(слайд 4)

 Мы будем говорить о растениях и забавных животных, которым удается выживать в суровых условиях этого материка,. Чтобы все это запомнить, вам нужно быть всего лишь  внимательными.

(слайд 5) Тема урока: Растительный и животный мир. Охрана природы.

 Цель:

1. познакомиться с растениями и животными Антарктиды.

2.  узнать , как животные приспособились к суровым условиям природы.

3. познакомиться с мерами по охране  природы Антарктиды.

У вас на столе у каждого есть листок оценивания. Перед каждым заданием стоит максимальный балл за каждый этап урока. Вы их поставите в листке справа.

(слайд 6) Открываем тетради, пишем число и тему: «Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы».

Отвечают на вопросы учителя,

Формулируют цель урока и тему.

V. Первичное усвоение новых знаний

  •   организация совместной деятельности по открытию нового знания

 (слайд 7) 1.  Вводная беседа:

- Могут ли в Антарктиде расти деревья и кустарники?  Почему?

- как животные Антарктиды приспособились к суровым условиям?

2. рассказ учителя с опорой на презентацию

В ясный солнечный день Антарктида выглядит величественно и даже не сурово, но это – холодная красота и обманчивый покой. Снег, лед, холод делают свое дело.

Антарктида – самый суровый материк земного шара. Антарктида на первый взгляд кажется безжизненна, но это не так.  На окраинах материка, у побережья только летом можно увидеть мхи, лишайники, различные водоросли (слайд 8). Водоросли разных цветов создают красочные пятна, издали похожие на лужайки.  Из-за сурового климата растений мало.

Поселяют этот материк и  бактерии невидимые нашему глазу. По мнению ученых бактерии первые заселили нашу Землю, они есть даже в космосе. Бактерии живучи, они долго могут находиться в неблагоприятных условиях, обвалакивая  себя в спору.

А как же там живут животные?

Животные покрыты густым пухом, перьями. Их защищает и толстый слой подкожного жира, он помогает им сохранить тепло тела. В Антарктиде нет летающих насекомых, птиц, зверей, которые добывают корм на суше. Все животные , обитающие на материке находят пищу в море.

На побережье материка живут пингвины (слайд 9)

Пингвины – нелетающие птицы. У пингвинов есть крылья,  они широкие, но короткие и поэтому для полета они не могут обеспечить достаточную тягу и размах. Но зато пингвин их использует как весла, как ласты, удобные для ныряния и плавания. Да и зачем им крылья, от кого улетать, ведь в Антарктиде на месте их гнездования нет хищников-зверей.

А вот в виде весел и ласт крылья им нужны в воде. Они развивают скорость до 40 км\ч и нырять на глубину до 175 метров, да еще выпрыгивают на берег из воды до 2 метров и могут приземляться на обе лапы или живот. В воде могут оставаться от 20 секунд до 20 минут.

Ходят неуклюже, переваливаясь. По гладкому льду и плотному снегу катаются на брюхе лежа, отталкиваются крыльями-ластами.

Тело покрыто густым непромокаемым оперением, а толстый слой жира защищает от морозов. А нас что защищает от мороза: шуба, жир или человеческое тепло? (Воздух, который находится между одеждой и телом плохо проводит тепло и задерживает его под одеждой. Чем просторнее  объемнее  одежда, тем  теплей. Не надо надевать тугую плотную обувь и одежду , в них  неудобно, быстрее начинаете мерзнуть. Не бойтесь мороза, чаще гуляйте, это полезно для здоровья. У нас нет таких сильных морозов, как в Антарктиде. А вот пингвинам надо всю свою жизнь проводить на холоде, большую часть проводят в холодном море. Могут уплыть далеко от берегов за пищей. Питаются пингвины крилем (словарная работа) (слайд 10) это мелкие рачки, рыбой, моллюсками.

Живут пингвины колониями (хоровое произношение)- это большие птичьи стаи. ( Слайд 11)

В Антарктиде живет несколько видов пингвинов. Наиболее распространенные – это пингвины Адели и императорские пингвины.

Адели (слайд 12)– небольшие пингвины, их рост 50 см, вес 4-5 кг. Они приплывают на побережье только летом для гнездования, а зиму проводят на антарктических островах. Питается крилем, креветками. Гнездо строят из мелких камушков, которые насыпают кучкой. В кладке бывает 2 яйца, высиживает 36 дней.

Императорские пингвины  (слайд 13)-  живут на побережье круглый год. Это крупные птицы, рост выше 1 метра, вес до 40 кг. Голова и горло окрашены в черный и оранжевый цвета. Питается мелкой рыбой и головоногими моллюсками. Самка откладывает 1 яйцо, которое носит на ногах самец. Он согревает яйцо складкой жира внизу живота. Высиживает два месяца, когда вылупляется птенец приходит самка (с кормежки) и птенец передается самке. Птенцы пингвинов растут медленно, но с приходом весны корма становиться больше и рост их ускоряется. Кормят птенца по очереди «птичьим молоком». Когда у пингвинов птенцы подрастают их собирают в большие группы. Во время  больших морозов они сбиваются в плотные кучки, тесно прижавшись, греют друг друга, в окружении взрослых пингвинов. В воспитании птенцов принимают участие все взрослые пингвины.

Измерение линейкой роста пингвинов на себе, сравнение.

 Физминутка «Пингвины» слайд 14

На острова и побережье Антарктиды прилетают разные птицы (слайд 15 ): альбатросы, буревестники, крачки, чайки, поморники. Эти птицы питаются планктоном и рыбой.

На зимовку в Антарктиду  из Арктики прилетают  полярные крачки (слайд 16 ).Эти птицы

Два раза в год совершают гигантские перелеты над океанами, через весь земной шар.

 Работа с учебником.

Кроме этих птиц еще есть животные, о которых мы узнаем из текста нашей темы  Стр. 96, последний абзац (чтение и слайд 17, 18,19,).

Природа Антарктиды охраняется международным договором .

Антарктида не принадлежит никакому государству.

В договоре выделяют особые участки материка, где животный и растительный мир подлежит охране в первую очередь.

Морские богатства сильно Антарктики истощены, т.к ведется промысел на китов, ластоногих, рыбы. Сейчас многие виды животных находятся под охраной, охота и ловля морских животных ограничена. Это необходимо для того, чтобы исчезающие виды могли восстановить свою численность.

Вывод:  Как животные приспособились к суровым условиям материка? Каких животных можно встретить только в Антарктиде?

Чтение вывод в рамочке с 97.

Вывод учителя : Животный мир в Антарктиде по сравнению с другими материками беден. Но они есть. Этим птицам и животным стоит позавидовать их стойкости, терпению, ведь они живут в самых холодных условиях. Самые распространенные животные – пингвины. В водах обитают киты, тюлени. Летом здесь много птиц. Каждый материк по -своему уникален. Но красота природы зависит от нас. Ведь человек разумный, думающий должен знать, что природу надо беречь, не только что- то брать у нее, но и отдавать, охранять и любоваться.

Слушают, читают запись,

 

 

Отвечают на вопрос

Выполняют упражнение

 

Объясняют пословицу.

Выписывают слова по вопросам.

Слушают рассказ учителя

Чтение правила с 133

VI. Первичная проверка понимания.

 

  • контроль,коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

1. Работа в тетради на печатной основе. № 1 с 79. заполни таблицу , пользуясь приложением  к учебнику с 13.  слайд 20

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

VII. Первичное закрепление

  • контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

1.  (слайд 21) Дифференцированная работа по  объёму и  степени сложности.  Самопроверка.

Вам предстоит выбрать задание по своим возможностям.

Прогностическая оценка  

Напишите на полях: если легко будет выполнить задание – букву л, если трудно – букву т.

1 уровень

 № 2 с 80 . заполни перфокарту.

2 уровень № 8 с 81 выбери из скобок нужное слово и допиши предложения.

3 уровень № 6 с 80  заполни таблицу используя рассказ в учебнике.

Ретроспективная оценка. После выполнения задания оцените свои возможности и напишите  на полях букву л – если было выполнить задание,  букву т- если было трудно.

-В чём испытывали затруднение?        

 В таблице  выполняют прогностическую оценку

Выбирают задание с учётом возможностей и выполняют

2. беседа по вопросам:

 Прочитайте предпоследний абзац, выберите какой вопрос можно поставить к этому абзацу.

Выписывают слова

VIII.  Рефлексия.

  • подведение итогов работы; оценка деятельности обучающихся.

развитие способностей к анализу и оценке собственной деятельности через умение выразить свои мысли.

И хочется закончить наш урок со словами:

Прекрасной быть должна Земля
Она у всех у нас одна.
И охранять её должны.

Слайд 22 Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Поставьте каждый себе оценку в тетради на полях.

Кому из ребят вы скажете спасибо и поблагодарите за сотрудничество. Ребята, должны с помощью опоры на доске продолжить выражение об уроке:

Оценивание.

Ставят оценку.

Поясняют работу одноклассников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности применения графической наглядности на уроках географии в коррекционной школе VIII вида

Методические рекомендации примениния таблиц,пояснительных рисунков и схем на уроках географии...

Рабочая программа по географии. 7 класс. Школа VIII вида.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, требования к знаниям и умения учащихся, календарно-тематическое планирование....

Доклад на тему: «Использование картографического материала на уроках географии в коррекционной школе VIII вида».

Карта – уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости в определенной проекции, показывающее размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений, отбираемых и характериз...

конспект открытого урока в 7 классе школы VIII вида по теме "Разучивание упражнений со скакалкой"

Открытый урок  в 7 классе "Разучивание упражнений со скакалкой"...

Работа со слабоуспевающими на уроках географии в коррекционной школе VIII вида.

Выступление на семинате МО учителей старших классов: Работа со слабоуспевающими на уроках географии в коррекционной школе VIII вида.                   ...

Использование ИКТ на уроках географии в коррекционной школе VIII вида

В доклад на тему "Использование ИКТ на уроках географии в коррекционной школе VIII  с целью повышения рлзнавательной активности учащихся вида" даётся описание роли ИКТ на уроках географии....

КОНСПЕКТ подгруппового занятия по исправлению акустической дисграфии в 5 классе школы VIII вида Тема: Звук и буква Т.

Тема: Звук и буква Т.Цель: добиваться правильного произношения и употребления звука и буквы Т в слогах, словах и предложениях; учить производить звукобуквенный анализ слова.Лексический материал.Слоги:...