Тема: «Редкие и исчезающие виды животных и растений Краснодарского края. Охрана природы».
план-конспект урока краеведения (6 класс) по теме
Цель урока: сформировать представление об исчезающих видах животных ирастений Краснодарского края, проанализировать пути оптимизации взаимоотношений человека и природы.
Основные знания: охрана окружающей среды, спасение редких и исчезающих видов животных и растений Краснодарского края.
Основные понятия: Кавказский государственный биосферный заповедник, национальные парки, заказники, дендрологические парки, ботанические сады.
Задачи урока:
- Систематизировать знания учащихся о растительном и животном мире КК.
- Сформировать представления об особо охраняемых территориях края.
- Воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма, ответственность за судьбу природы края, любовь ко всему живому.
- Формировать активную жизненную позицию.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока:урок с показом электронной презентации «Кавказский заповедник», «Растительный мир Кубани».
Учебное оборудование: карта-схема растительности, карта-схема животного мира, электронная презентация.
План урока:
- Редкие и исчезающие виды животных и растений.
- Особо охраняемые природные территории КК.
а) Кавказский государственный биосферный заповедник.
б) Заказники.
3. Проблемы охраны природы.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и задач урока.
Наша задача сегодня на уроке:
-узнать о редких и исчезающих видах растений и животных, об особо охраняемых природных территориях КК.
-научиться добывать сведения из различных источников, систематизировать их, делать выводы.
3. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя:
КК представляет собой подлинную жемчужину природы. Чрезвычайно богат и разнообразен его растительный и животный мир. Богатство родной природы нужно не только разумно и бережно использовать, но и заботиться о сохранении их для будущих поколений. Неразумное хищническое истребление какого-либо вида животных, птиц, наносит большой вред природе. Загрязнение природной среды и интенсивное земледелие нарушило экологическое равновесие в природе. Под угрозой исчезновения находятся многие сообщества и виды. В Красную книгу края занесено 257 видов растений и 100 видов животных.
4.Игра « Кто лучше знает».
В течение 2-3 минут необходимо записать в тетрадь названия растений, произрастающих в своей местности. Выигрывает тот, кто записал наибольшее количество названий и не допустил ни одной ошибки. При проверке задания учащиеся дополняют ответы друг друга.
5. Выступление учащихся с заранее подготовленными материалами.
1-ый ученик:
Несколько сотен лет назад Азово-Кубанская равнина представляла собой целинную разнотравно-типчаково-ковыльную степь. Ныне более 70 процентов её площадей распахано, занято сельско-хозяйственными культурами.
С VI-VIIвв. природные ресурсы начинают испытывать мощную антропогенную нагрузку. Идёт «война» против шумных дубрав, сосняков, каштанов Леса рубились беспощадно - на топливо, при строительстве укреплений, прокладывании дорог, заготовке веточного корма.
Лесопромышленник Вартан Буз-оглы по подряду английского торгового дома в 1873 г. получил разрешение на вырубку 40 тысяч пудов самшита в бассейне реки Сочи.Чтобы вывести этот самшит, потребовалось уничтожить120 тысяч пудов годовой древесины. Сегодня и самшит, и сосна пицундская занесены в Красную книгу.
2-ой ученик:
Птицы приносят большую пользу народному хозяйству, уничтожая вредных насекомых и грызунов. Например, одна ласточка ловит за день более тысячи вредителей растений. Сотни деревьев спасают дятлы, поедая личинки жуков, спрятавшихся под корой.
Сова за лето уничтожает тысячу мышей, а каждая мышь съедает в год 1 килограмм зерна. Выходит, что только одна сова сохраняет нам в год тонну хлеба. Загрязнённость почвы, воздуха привела к резкому сокращению численности насекомоядных птиц: скворцов, ласточек, воробьёв. Но увеличилось количество ворон, голубей.
Городские помойки служат им отличной кормовой базой. Почти исчезла из наших полей и садов божья коровка, а ведь именно она уничтожает личинки колорадского жука.
5. Презентация «Растительный мир Кубани».
6.Объяснение учителя с использованием электронной презентации.
С целью сохранения редких и исчезающих видов представителей живого мира на территории края созданы особо охраняемые природные территории.
Существуют следующие особо охраняемые природные территории краевого значения:
. государственные природные заказники;
. памятники природы;
.дендрологические парки и ботанические сады;
.лечебно-оздоровительные местности и курорты.
7. Виртуальная экскурсия по Кавказскому государственному биосферному заповеднику (Просмотр электронной презентации).
8. Вопрос классу: Какое животное вы бы назвали царём Кавказского заповедника? Именно для спасения этого животного Кавказский заповедник и был создан. (Кавказский зубр) .
9. А теперь я предлагаю вам провести экскурсии по заказникам края.
Заказники степной и лесостепной зоны:
Новоберезанский заказник. Это зоологический заказник. Расположен В Брюховецком, Выселковском, Кореновском районах. Площадь – 10600 га. Охраняемые животные: дрофа, куропатка, фазан, перепел, лебедь, нутрия, ондатра, заяц-русак.
Заказники зоны лесов: В зоне лесов создано 12 заказников.
В заказнике Большой Утриш охраняется уникальная средиземноморская система - вековой можжевеловый и фисташковый лес, которого в России практически нигде не осталось.
В Крымском заказнике охраняется кавказский благородный олень и другие животные леса.
В Сочиском заказнике охраняются кабан, олень, косуля, серна, медведь, белка, куница, норка, выдра.
Заказники Приазовья: В недавнем прошлом здесь встречалось до 200 видов птиц, преимущественно болотных и водоплавающих. Среди них утки, гуси, лебеди-шипуны, цапли, пеликаны, кулики, чайки и многие другие.
Какой вывод мы можем сделать? Достаточно ли заказников на территории края для сохранения ландшафтов? Где бы вы создали ещё заказники?
10. Обсуждение материалов периодической печати и Интернет
Вступительное слово учителя. Мы познакомились с особо охраняемыми территориями КК. Их у нас в крае достаточно много:
- 1 заповедник
- 1 национальный парк
- 16 заказников
- 407 памятников природы.
Так ли благополучно обстоят дела с охраной природы? О каких проблемах упоминают СМИ?
. Ландшафтный заказник « Черногорье» существует лишь на бумаге. Рядом с пещерой «Каньон» члены комиссии обнаружили множество свежесрубленных пихт. Деревья высотой до 10 м. были срублены в целях добычи их вершин для новогодних ёлок, стволы деревьев были брошены на месте порубов.
.Продолжается вывоз необработанного леса ценных пород из КК за границу. Пользуясь «дырками» в нормативной базе и бездействием контролирующих органов, коммерсанты отправляют в Турцию древесину каштана, дуба и груши.
.На территории государственного заказника в Крымском районе КК неизвестные застрелили годовалого самца кавказского благородного оленя. На оленя охотились в лесу, который охраняется государством.
.Значительное количество первоцветов торговцы везут из южных регионов в Москву. А между тем эти цветы (подснежники, цикламены, морозники, иглицы, крокусы) находятся на грани полного исчезновения. Первоцветы варварски уничтожают, вырывая их целыми охапками, вместе с корнями.
В адрес главы администрации КК Ткачёва А. и председателя Законадательного собрания Бекетова направлено обращение общественности о необходимости срочных мер по спасению особо охраняемых природных территорий краевого значения.
Обращение к учащимся: Если бы вы были представителями законадательной власти КК, какие бы вы внесли предложения в законодательство по вопросам охраны природы?
А пока мы просто школьники. Давайте вспомним правила поведения на природе:
.Костёр надо разводить на старом кострище, а если такого нет, то на открытом месте, чтобы пламя не касалось листвы деревьев.
.Ни в коем случае нельзя сжигать отходы из пластика, нельзя оставлять в лесу стекло.
.Постарайтесь посадить несколько деревьев, вырастить свой цветник.
.Не разоряйте птичьи гнёзда и муравейники.
11: Составление синквэйна с ключевым словом «природа»
Правила написания «синквэйна»:
- Одно слово – существительное. Тема «синквэйна».
- Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами.
- Три слова – глаголы.
- Четыре слова – предложение, которое выражает твоё отношение к первой строке – теме «синквэйна».
- Одно слово – ассоциация к первой строке, теме «синквэйна».
12. Подведение итогов.
Первичное закрепление:
. Какие редкие и исчезающие растения и животные своей местности вам известны?
. Какие мероприятия по охране растений и живого мира проводятся в крае?
. Какие особо охраняемые территории есть в пределах КК?
.Приведите примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу Кубани?
. Имеются ли в месте вашего проживания заповедники и заказники?
С какой целью они созданы?
. В каком году создан Кавказский биосферный заповедник?
Мне хочется завершить урок словами русского писателя Пришвина М. М. «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»
Давайте всем миром, казачьим народом
Родную природу любить и беречь.
Я думаю, что все, присутствующие здесь на уроке присоединяются к этому призыву. Только все вместе мы сможем спасти родную природу!
Домашнее задание: составить и изучить список редких и охраняемых растений своего края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Карасунский внутригородской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 86
Методическая разработка урока по
Кубановедению.
Кубановедение, 6 класс.
Тема: «Редкие и исчезающие виды животных и
растений Краснодарского края.
Охрана природы».
Составитель:
Учитель истории МБОУ СОШ № 86
Цатурян Л.Ю.
Краснодар – 2012г.
Цель урока: сформировать представление об исчезающих видах животных и растений Краснодарского края, проанализировать пути оптимизации взаимоотношений человека и природы.
Основные знания: охрана окружающей среды, спасение редких и исчезающих видов животных и растений Краснодарского края.
Основные понятия: Кавказский государственный биосферный заповедник, национальные парки, заказники, дендрологические парки, ботанические сады.
Задачи урока:
- Систематизировать знания учащихся о растительном и животном мире КК.
- Сформировать представления об особо охраняемых территориях края.
- Воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма, ответственность за судьбу природы края, любовь ко всему живому.
- Формировать активную жизненную позицию.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок с показом электронной презентации «Кавказский заповедник», «Растительный мир Кубани».
Учебное оборудование: карта-схема растительности, карта-схема животного мира, электронная презентация.
План урока:
- Редкие и исчезающие виды животных и растений.
- Особо охраняемые природные территории КК.
а) Кавказский государственный биосферный заповедник.
б) Заказники.
3. Проблемы охраны природы.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и задач урока.
Наша задача сегодня на уроке:
-узнать о редких и исчезающих видах растений и животных, об особо охраняемых природных территориях КК.
-научиться добывать сведения из различных источников, систематизировать их, делать выводы.
3. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя:
КК представляет собой подлинную жемчужину природы. Чрезвычайно богат и разнообразен его растительный и животный мир. Богатство родной природы нужно не только разумно и бережно использовать, но и заботиться о сохранении их для будущих поколений. Неразумное хищническое истребление какого-либо вида животных, птиц, наносит большой вред природе. Загрязнение природной среды и интенсивное земледелие нарушило экологическое равновесие в природе. Под угрозой исчезновения находятся многие сообщества и виды. В Красную книгу края занесено 257 видов растений и 100 видов животных.
4.Игра « Кто лучше знает».
В течение 2-3 минут необходимо записать в тетрадь названия растений, произрастающих в своей местности. Выигрывает тот, кто записал наибольшее количество названий и не допустил ни одной ошибки. При проверке задания учащиеся дополняют ответы друг друга.
5. Выступление учащихся с заранее подготовленными материалами.
1-ый ученик:
Несколько сотен лет назад Азово-Кубанская равнина представляла собой целинную разнотравно-типчаково-ковыльную степь. Ныне более 70 процентов её площадей распахано, занято сельско-хозяйственными культурами.
С VI-VII вв. природные ресурсы начинают испытывать мощную антропогенную нагрузку. Идёт «война» против шумных дубрав, сосняков, каштанов Леса рубились беспощадно - на топливо, при строительстве укреплений, прокладывании дорог, заготовке веточного корма.
Лесопромышленник Вартан Буз-оглы по подряду английского торгового дома в 1873 г. получил разрешение на вырубку 40 тысяч пудов самшита в бассейне реки Сочи.Чтобы вывести этот самшит, потребовалось уничтожить120 тысяч пудов годовой древесины. Сегодня и самшит, и сосна пицундская занесены в Красную книгу.
2-ой ученик:
Птицы приносят большую пользу народному хозяйству, уничтожая вредных насекомых и грызунов. Например, одна ласточка ловит за день более тысячи вредителей растений. Сотни деревьев спасают дятлы, поедая личинки жуков, спрятавшихся под корой.
Сова за лето уничтожает тысячу мышей, а каждая мышь съедает в год 1 килограмм зерна. Выходит, что только одна сова сохраняет нам в год тонну хлеба. Загрязнённость почвы, воздуха привела к резкому сокращению численности насекомоядных птиц: скворцов, ласточек, воробьёв. Но увеличилось количество ворон, голубей.
Городские помойки служат им отличной кормовой базой. Почти исчезла из наших полей и садов божья коровка, а ведь именно она уничтожает личинки колорадского жука.
5. Презентация «Растительный мир Кубани».
6.Объяснение учителя с использованием электронной презентации.
С целью сохранения редких и исчезающих видов представителей живого мира на территории края созданы особо охраняемые природные территории.
Существуют следующие особо охраняемые природные территории краевого значения:
. государственные природные заказники;
. памятники природы;
. дендрологические парки и ботанические сады;
. лечебно-оздоровительные местности и курорты.
7. Виртуальная экскурсия по Кавказскому государственному биосферному заповеднику (Просмотр электронной презентации).
8. Вопрос классу: Какое животное вы бы назвали царём Кавказского заповедника? Именно для спасения этого животного Кавказский заповедник и был создан. (Кавказский зубр) .
9. А теперь я предлагаю вам провести экскурсии по заказникам края.
Заказники степной и лесостепной зоны:
Новоберезанский заказник. Это зоологический заказник. Расположен В Брюховецком, Выселковском, Кореновском районах. Площадь – 10600 га. Охраняемые животные: дрофа, куропатка, фазан, перепел, лебедь, нутрия, ондатра, заяц-русак.
Заказники зоны лесов: В зоне лесов создано 12 заказников.
В заказнике Большой Утриш охраняется уникальная средиземноморская система - вековой можжевеловый и фисташковый лес, которого в России практически нигде не осталось.
В Крымском заказнике охраняется кавказский благородный олень и другие животные леса.
В Сочиском заказнике охраняются кабан, олень, косуля, серна, медведь, белка, куница, норка, выдра.
Заказники Приазовья: В недавнем прошлом здесь встречалось до 200 видов птиц, преимущественно болотных и водоплавающих. Среди них утки, гуси, лебеди-шипуны, цапли, пеликаны, кулики, чайки и многие другие.
Какой вывод мы можем сделать? Достаточно ли заказников на территории края для сохранения ландшафтов? Где бы вы создали ещё заказники?
10. Обсуждение материалов периодической печати и Интернет
Вступительное слово учителя. Мы познакомились с особо охраняемыми территориями КК. Их у нас в крае достаточно много:
- 1 заповедник
- 1 национальный парк
- 16 заказников
- 407 памятников природы.
Так ли благополучно обстоят дела с охраной природы? О каких проблемах упоминают СМИ?
. Ландшафтный заказник « Черногорье» существует лишь на бумаге. Рядом с пещерой «Каньон» члены комиссии обнаружили множество свежесрубленных пихт. Деревья высотой до 10 м. были срублены в целях добычи их вершин для новогодних ёлок, стволы деревьев были брошены на месте порубов.
. Продолжается вывоз необработанного леса ценных пород из КК за границу. Пользуясь «дырками» в нормативной базе и бездействием контролирующих органов, коммерсанты отправляют в Турцию древесину каштана, дуба и груши.
. На территории государственного заказника в Крымском районе КК неизвестные застрелили годовалого самца кавказского благородного оленя. На оленя охотились в лесу, который охраняется государством.
. Значительное количество первоцветов торговцы везут из южных регионов в Москву. А между тем эти цветы (подснежники, цикламены, морозники, иглицы, крокусы) находятся на грани полного исчезновения. Первоцветы варварски уничтожают, вырывая их целыми охапками, вместе с корнями.
В адрес главы администрации КК Ткачёва А. и председателя Законадательного собрания Бекетова направлено обращение общественности о необходимости срочных мер по спасению особо охраняемых природных территорий краевого значения.
Обращение к учащимся: Если бы вы были представителями законадательной власти КК, какие бы вы внесли предложения в законодательство по вопросам охраны природы?
А пока мы просто школьники. Давайте вспомним правила поведения на природе:
. Костёр надо разводить на старом кострище, а если такого нет, то на открытом месте, чтобы пламя не касалось листвы деревьев.
. Ни в коем случае нельзя сжигать отходы из пластика, нельзя оставлять в лесу стекло.
. Постарайтесь посадить несколько деревьев, вырастить свой цветник.
. Не разоряйте птичьи гнёзда и муравейники.
11: Составление синквэйна с ключевым словом «природа»
Правила написания «синквэйна»:
- Одно слово – существительное. Тема «синквэйна».
- Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами.
- Три слова – глаголы.
- Четыре слова – предложение, которое выражает твоё отношение к первой строке – теме «синквэйна».
- Одно слово – ассоциация к первой строке, теме «синквэйна».
12. Подведение итогов.
Первичное закрепление:
. Какие редкие и исчезающие растения и животные своей местности вам известны?
. Какие мероприятия по охране растений и живого мира проводятся в крае?
. Какие особо охраняемые территории есть в пределах КК?
. Приведите примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу Кубани?
. Имеются ли в месте вашего проживания заповедники и заказники?
С какой целью они созданы?
. В каком году создан Кавказский биосферный заповедник?
Мне хочется завершить урок словами русского писателя Пришвина М. М. «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»
Давайте всем миром, казачьим народом
Родную природу любить и беречь.
Я думаю, что все, присутствующие здесь на уроке присоединяются к этому призыву. Только все вместе мы сможем спасти родную природу!
Домашнее задание: составить и изучить список редких и охраняемых растений своего края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Редкие и исчезающие виды животных и растений Краснодарского края. Охрана природы».
Цель урока: сформировать представление об исчезающих видах животных ирастений Краснодарского края, проанализировать пути оптимизации взаимоотношений человека и природы. Основные знания: охр...
Методическая разработка урока: Редкие и исчезающие виды животных и растений Краснодарского края. Охрана природы
Данная методическая разработка урока с использованием двух презентаций: Растительный мир Кубани. Редкие исчезающие виды животных Кубани....
Урок по теме: "Endangered species/Исчезающие виды животных" для 8 класса
В данной методической разработке представлен урок по теме "Endangered species" для 8 класса с использованием ресурсов интернета....
Внеклассное мероприятие по экологии "Исчезнувшие виды животных. Редкие и исчезающие виды животных Приморского края"
Внеклассное мероприятие по экологии "Исчезнувшие виды животных. Редкие и исчезающие виды животных Приморского края" содержит информацию о редких, исчезнувших и исчезающих видах животных, занимательную...
Презентация "Загадки про исчезающие виды животных" к мероприятию по английскому языку по теме:"Исчезающие виды животных".
В презентации загадки про исчезающие виды животных с фотографиями....
методическая разработка по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс
Конспект урока по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс. Составлен в соответствии с ФГОС...
презентация по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс
Презентация к уроку по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс составлен в соответствии с ФГОС...