Урок по теме: "Горные породы, слагающие земную кору"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
При изучении данной темы учащиеся расширяют и углубляют знания по программному материалу. Рассматривают природные процессы, влияющие на образование горных пород. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач. Развивают исследовательские умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_gornye_porody_slagayushchie_zemnuyu_koru.docx | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«ГОРНЫЕ ПОРОДЫ, СЛАГАЮЩИЕ ЗЕМНУЮ КОРУ»
Орлова Елена Алексеевна, учитель географии
МБОУ «СОШ № 48»
Кемерово, 2015
Тема урока: «Горные породы, слагающие земную кору»
Класс: 6
Количество часов: 1
Цель урока: Формирование представлений об основных группах горных пород, слагающих земную кору. Определение горных пород по внешним признакам. Знакомство с особенностями образования горных пород.
Задачи урока:
Образовательные: расширить и углубить знания об основных видах горных пород и минералов. Показать причинно-следственные связи в образовании горных пород при определенных условиях.
Развивающие: сформировать простейшие навыки определения горных пород; развивать умение сравнивать, делать вывод. Способствовать развитию познавательной активности школьников и интереса к географии.
Воспитательные: воспитывать умения работать в коллективе, способствовать развитию эстетической и природоохранной культуры.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения:
а) индивидуализация;
б) групповой:
в) наглядно-практический;
г) моделирование;
д) самостоятельность (самоконтроль).
Оборудование: физическая карта мира, образцы горных пород, раздаточный материал для практической работы.
План урока:
- Организационный момент. (1 мин)
- Целеполагание. (3 мин)
- Актуализация опорных знаний. (3 мин)
- Изучение нового материала.
а) Работа по формированию понятий горные породы, минералы. (5 мин)
б) Частично–поисковая работа. (10мин)
в) Практическое задание. (10 мин)
г) Моделирование. (5 мин)
6. Итог урока. Оценивание учащихся. (6 мин)
7. Домашнее задание. (2 мин)
Текст урока:
1. Организационный момент.
2. Целеполагание.
Эпиграф к уроку.
Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни…..
Не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни.
К.Г. Паустовский
Что ещё необходимо изучить, чтобы наши знания о литосфере были более полными? (Нам нужно определить вещественный состав литосферы, то, из чего она состоит). Из уроков природоведения вы знаете, что литосфера состоит из…. (горных пород).
Термин “горная порода” появился в то время, когда наука, изучающая, строение, развитие и происхождение Земли (эта наука называется геология) только зарождалась и была неотделима от рудного дела, а руду, как правило, добывали в горах. Наука давно ушла вперёд, а название осталось прежним. Поэтому мы будем всегда помнить, что, говоря о горных породах, мы будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.
Тема нашего урока (учащиеся определяют тему): «Горные породы, слагающие земную кору». (запись в тетрадь)
3. Актуализация опорных знаний.
Цель: проверить уровень освоения теоретического материала о внутреннем строении Земли.
Мы на прошлом уроке изучали внутренние строение Земли. Повторим тему, заполнив предложенную схему.
Задание: Найти соответствие:
1. Океаническая земная кора 2. Ядро 3. Мантия 4. Материковая земная кора | а) Толщина слоя 3- 7 км б) Температура +2000° С вязкое, ближе к твердому в) Состоит из гранита, базальта и осадочных горных пород г) Температура от 2000° до 5000°С, состоит из двух слоёв. |
4. Изучение нового материала.
а) Работа по формированию понятий горные породы, минералы.
На столе перед вами образцы горных пород. Чем они различаются? (Цветом, твердостью, прочностью, блеском…)
Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе?
(На образование горных пород оказывают влияние многие факторы-внутренние процессы происходящие в недрах Земли и внешние- температура воздуха, ветер, текучие воды, растения, животные). Все эти факторы, совместно действуя, изменяют состав земной поверхности, приводят к образованию различных горных пород. В земной коре насчитывается около 1,5 тыс. горных пород и около 3 тыс. минералов.
На столе у учащихся – в одной коробке образец гранита, а в другой- полевой шпат, слюда и кварц.
Гранит – это горная порода.
Полевой шпат, слюда и кварц – это минералы, входящие в состав гранита.
Чем они отличаются? (горные породы состоят из минералов).
Задание. Самостоятельно сформулируйте и запишите в тетрадь определение терминов «минералы» и «горные породы».
(Минералы - это однородные образования их которых состоят горные породы. Горные породы – природные тела, состоящие из минералов).
б) Частично–поисковая работа (сравнение горных пород относящиеся к разным группам по происхождению).
У вас на столе лежат гранит, известняк, уголь.
Сравните такие свойства как масса, твердость. (Масса и твёрдость у представленных горных пород разная).
Как вы думаете, почему у них разные свойства? (Разное происхождение).
Сегодня на уроке мы поговорим о внутренних и внешних процессах, влияющих на образование разных горных пород.
Первая группа, которую мы рассмотрим- это магматические горные породы.
Задание в группах.
Цель: сравнить гранит и базальт (или пемзу) по плану и сделать вывод об особенностях происхождения горных пород магматического происхождения. Сделать вывод о сходстве и различии.
План:
1. Название
2. Структура (размеры минералов):
а) Крупнозернистая – более 5 мм;
б) Мелкозернистая – от 2до 1 мм.
3. Плотность
4. Масса
5. Цвет
6.Блеск
7. Твердость.
Почему горные породы одной группы происхождения отличаются друг от друга? (Особенности образования горных пород)
На глубине 100—200 км вещество в отдельных частях мантии становится более подвижным, его называют «магма». Магма насыщена парами воды, газами и медленно перемещается, поднимаясь вверх, заполняет трещины. Здесь на глубине уже в несколько километров от земной поверхности магматическое вещество постепенно остывает и затвердевает. Так образуются горные породы, состоящие из крупных кристаллов, например, гранит (учащиеся рассматривают образец). Чем медленнее остывает магма, тем крупнее образуются кристаллы.
Из магмы, которой не удалось выйти на поверхность, образуются очень плотные кристаллические горные породы. Их называют магматические глубинные.
Вызнаете, что магма всегда насыщена водяными парами и газами, и именно они, поднимаясь вверх по узким трещинам, ищут выход на поверхность и повлекут за собой закипевшую магму. Теперь, когда она вырвалась на поверхность и растекается по ней, ее называют лавой. Если лава застывает быстро, то кристаллы вырасти не успевают и в образующихся горных породах они настолько маленькие, что едва различимы. Так образуются излившиеся магматические горные породы. (Рассмотреть образец базальта или пемзы).
Следующая группа горных пород, с которыми мы знакомимся на уроке это – осадочные горные породы. Эти породы, в отличие от магматических, образуются только на поверхности Земли в результате оседания под и накопления осадков на дне водоемов и на суше. В основном они мягкие и легко разрушаются. Осадочные горные породы бывают органические и неорганические.
Как образуются органические осадочные горные породы? Рассмотреть образец угля.
В 1721 году Михайло Волков на берегу реки Томи в «горелой горе» обнаружил пласт каменного угля.
Кузбасский поэт Владимир Измайлов про уголь пишет так:
«Блести, как смоль,
В изломах – как стекло.
Тяжелый, чёрный-
Впрямь горючий камень».
Сейчас Кузнецкий каменноугольный бассейн (Кузбасс)- один из крупнейших из всех эксплуатируемых бассейнов мира как по запасам, так и по качеству угля.
Как образуется известняк, торф? (Учащиеся рассказывают, опираясь на знания, полученные в курсе окружающего мира, естествознания)
Осадочные неорганические горные породы разделяются на обломочные и химические.
в) Практическое задание.
Цель: сравнить горные породы осадочного происхождения, сделать вывод о процессах, влияющих на их образование.
Задание: Используя текст учебника стр.47 определить, как образуются обломочные и химические горные породы
Задание: Дайте характеристику горных пород осадочного происхождения по плану. (Данные занести в таблицу 1). По результатам практического задания сделать вывод.
Таблица1
Свойства горных пород | Уголь | Песок | Поваренная соль |
Плотность (плотная, рыхлая, сыпучая) | плотный | сыпучий | сыпучий |
Масса | тяжелый | легкий | легкая |
Цвет | черный | желтый | белая |
Блеск | есть | нет | нет |
Твердость | твердый | твердый | твердая |
Происхождение | органическое | неорганическое обломочное | неорганическое химическое |
г) Моделирование.
Следующая группа, с которой мы знакомимся – это метаморфические горные породы. Название происходит от греческого слова metamorphoómai, что означает — превращение. Этот процесс образования горных пород связан, например, с увеличением температуры воздуха и атмосферного давления
Задание. Чтобы понять, как изменяются горные породы вылепите из пластилина кубик, нарисуйте на его гранях хорошо заметные квадраты — это кристаллы. Затем медленно сверху и снизу сдавите кубик пальцами. При сдавливании кубик превращается в пластину, а квадратики вытягиваются по горизонтали в прямоугольники. Так образуются горные породы, например, гнейс. Показать в паре гнейс и гранит.
- Итог урока. Оценивание учащихся.
Мы сегодня изучили разнообразные горные породы, рассмотрели процессы, образования горных пород.
Повторим изученный материал, выполнив упражнения на закрепление изученного материала.
- Вставить пропущенные слова.
Земная кора состоит из....., ……,……
Глубинные части земной коры сложены …..и….. горными породами.
Поверхность по которой мы ходим…….. горными породами.
- Игра «Найди лишнего»
Из предложенного списка горных пород вычеркнуть одну лишнюю и объяснить свой выбор.
1. Базальт, гранит, известняк, пемза (перечислены магматические горные породы, кроме известняка)
2. Гравий, песок, гранит, галька (перечислены осадочные горные породы, кроме гранита)
3.Известняк, кварцит, мрамор, гнейс (перечислены метаморфические горные породы, кроме каменного угля)
6. Домашнее задание. §14. стр. 46-48. Составить мини-сочинение на тему «Роль горных пород в жизни людей».
Литература
1.Герасимова, Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии:6 класс [Текст]:метод.пособие / Т.П. Герасимова, О.В. Крылова.-М.: Просвещение, 1991.-176 с.
2. Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области. Природа [Текст]: учебное пособие / Л. И. Соловьёв. - Кемерово: ОАО ИПП «Кузбасс»; ООО «СКИФ», 2006. - 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".
Тема: Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных...
ПОРОДЫ, СЛАГАЮЩИЕ ЗЕМНУЮ КОРУ (урок для 6 класса)
ПОРОДЫ, СЛАГАЮЩИЕ ЗЕМНУЮ КОРУ. Разработка урока, урок-сказка с использованием таблицы, загадок....
урок "Горные породы, слагающие земную кору" 6 кл
Цели и задачи урока:Обучающие: сформировать представление об отличиях минералов и горных пород , происхождении магматических, осадочных, метаморфических горных пород.Развивающие: сформировать простейш...
Урок "Строение Земли. Породы, слагающие земную кору"
Урок "Строение Земли. Породы, слагающие земную кору"...
Открытый урок в 6 классе по теме "Породы,слагающие земную кору"
План-конспект открытого урока в 6 классе по теме "Породы, слагающие земную кору"....
Презентация к открытому уроку в 6 классе по теме "Породы,слагающие земную кору"
Презентация к открытому уроку в 6 классе по теме"Породы, слагающие земную кору"...
Разработка урока "Породы, слагающие земную кору"
Тема урока: Породы, слагающие земную кору.Цели урока:Обучающие:создание условия для усвоения учащимися знаний терминов: «горные породы», о происхождении магматическ...