ПОРОДЫ, СЛАГАЮЩИЕ ЗЕМНУЮ КОРУ (урок для 6 класса)
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
ПОРОДЫ, СЛАГАЮЩИЕ ЗЕМНУЮ КОРУ. Разработка урока, урок-сказка с использованием таблицы, загадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
porody_zemnoy_kory.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока
ПОРОДЫ, СЛАГАЮЩИЕ ЗЕМНУЮ КОРУ
Цели урока: дать знания учащимся о горных породах; формировать умение различать по внешним признакам осадочные, магматические и метаморфические горные породы.
Оборудование урока: физическая карта полушарий, коллекция горных пород, таблица-схема залегания горных пород.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
Вначале учитель в ходе беседы задает учащимся следующие вопросы:
- Как устроена Земля?
- Для чего изучают земные глубины?
- Какие горные породы вы знаете?
- С какими горными породами мы знакомились на экскурсии?
Вывод беседы, сделанный учителем, подводит ребят к заключению, что минералы и горные породы, слагающие земную кору, очень разнообразны.
Далее учитель рассказывает учащимся сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Закир. Был у него сын - удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он.
Решил царь Закир испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем».
Отправился Иван Закиров сын в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства-государства. Видит: пред ним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись -«Литосфера». Прочитал Иван надпись и призадумался.
- Ребята, давайте подскажем Ивану, что же такое «литосфера».
Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил?» «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране таковой?» -отвечает царевич. «Есть - то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна». «А как оке мне туда попасть?» - спрашивает Иван. «Нужно вырыть глубокий колодец», - отвечает ему старик.
Взял Иван Закиров сын в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые; песок, глина, мел, соль каменная (на доске учитель рисует условные знаки этих полезных ископаемых).
- Ребята, найдите в коллекции эти горные породы и опишите по плану в виде таблицы.
Название | Цвет | Твердость | Пачкает ли руки? | Где применяется? |
Эти горные породы образуются при разрушении более твердых пород, при скоплении остатков растений и животных, при химических реакциях, а называют эту группу осадочные горные породы.
Глубже роет Иван, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки - бурый, магнитный, руды полезных металлов.
- Ребята, найдите в коллекции горных пород эти минералы и руды и опишите их. Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому и называются они магматическими.
Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути.
Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Из одних пород образуются другие:
песок - песчаник - кварцит - кварц;
известняк- мрамор;
гранит - гнейс;
графит - алмаз
Их называют метаморфическими. Найдите их в коллекции и опишите.
Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!» «Ну что ж, отгадаешь три моих загадки, отдам тебе заветный ключ!» -ответила царевна. «Загадывай, - сказал Иван-царевич, - попробую отгадать!»
Ребята отгадывают загадки.
1. Черен, как ворон, а греет, как солнце. (Уголь)
2. Белый, как сахар, но не сладкий.
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберешься. (Мел)
3. Что сперва в воде родится,
А потом воды боится? {Соль)
«Молодец, Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери», — сказала ему царевна.
Поклонился Иван и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно.
II. Закрепление.
Работа с текстом учебника.
- Найдите определение в тексте: что называют магматическими горными породами.
- Прочитайте, как они образуются.
- Найдите определение осадочные горные породы.
- Где можно встретить осадочные горные породы?
- Где и как образуются химические горные породы?
III. Домашнее задание: § 17;заполнить таблицу.
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ | ||||
Магматические | Осадочные | |||
глубинные | излившиеся | Неорганические | Органические | |
обломочные | химические | |||
IV. Дополнительный материал (если осталось время на уроке).
Имена уральских минералов
Немало найденных на Урале минералов названо именами людей и географических пунктов.
В честь «поэта камня» академика А.Е.Ферсмана назван минерал ферсмит, обнаруженный в Вишневых горах. Минерал «ушковит» получил имя в память об уральском натуралисте С.Л.Ушкове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".
Тема: Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных...
урок "Горные породы, слагающие земную кору" 6 кл
Цели и задачи урока:Обучающие: сформировать представление об отличиях минералов и горных пород , происхождении магматических, осадочных, метаморфических горных пород.Развивающие: сформировать простейш...
Урок "Строение Земли. Породы, слагающие земную кору"
Урок "Строение Земли. Породы, слагающие земную кору"...
Открытый урок в 6 классе по теме "Породы,слагающие земную кору"
План-конспект открытого урока в 6 классе по теме "Породы, слагающие земную кору"....
Презентация к открытому уроку в 6 классе по теме "Породы,слагающие земную кору"
Презентация к открытому уроку в 6 классе по теме"Породы, слагающие земную кору"...
Разработка урока "Породы, слагающие земную кору"
Тема урока: Породы, слагающие земную кору.Цели урока:Обучающие:создание условия для усвоения учащимися знаний терминов: «горные породы», о происхождении магматическ...
Урок по теме: "Горные породы, слагающие земную кору"
При изучении данной темы учащиеся расширяют и углубляют знания по программному материалу. Рассматривают природные процессы, влияющие на образование горных пород. Учатся пользоваться приобретенными зна...