Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Тема:  Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.     Свойства горных пород и минералов.

Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных пород  и полезных  ископаемых.

Задачи:

1.  Продолжить формирование представлений о строении земной коры,

2. Обеспечить усвоение учащимися знаний терминов: «полезные ископаемые», «горные породы», наиболее распространенных горных пород, свойства горных пород и минералов.

3. Создать условия для развития речи, умений работать в группе, умений проектной деятельности.

4. Способствовать развитию товарищеских отношений и взаимопонимания при групповой работе.

 

Тип урока: изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gornye_porody.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.     Свойства горных пород и минералов.

Урок географии  6 класс

Автор: Тарасова Екатерина Александровна

учитель географии и биологии  

МБОУ СОШ № 17 п. Табачный

Майкопского района Республики Адыгея

Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных пород  и полезных  ископаемых.

Задачи:

1.  Продолжить формирование представлений о строении земной коры,

2. Обеспечить усвоение учащимися знаний терминов: «полезные ископаемые», «горные породы», наиболее распространенных горных пород, свойства горных пород и минералов.

3. Создать условия для развития речи, умений работать в группе, умений проектной деятельности.

4. Способствовать развитию товарищеских отношений и взаимопонимания при групповой работе.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: коллекции горных пород и минералов, физическая карта мира, мультимедийный проектор, компьютер, видеоролик.

Некоторые обучающиеся заранее получили задание провести опыт в домашних условиях по предложенной учителем инструкции, а также подготовить отчет о проделанной работе в произвольной форме (презентация, фото- или видеоотчет, устный рассказ и т.д.)

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мобилизация  внимания, раскрытие общей цели урока и плана ее достижения).

  II.  Изучение нового материала

       - Что называется литосферой?

       -  Из каких частей она состоит?

      ( Литосфера – каменная оболочка Земли, включает земную кору и верхнюю часть мантии).

       - Какое строение имеют земная кора и мантия?  

Мантия находится вокруг ядра и составляет основную массу Земли. Ее мощность до 2900км. Температура до 2500 градусов. Состоит из тяжелых минералов, содержащих железо. Вещество мантии находится в твердом состоянии, за исключением мягкой внешней части.

Земная кора. Внешняя оболочка Земли, состоит из различных горных пород. Состоит из трех слоев: осадочного, гранитного, базальтового. Мощность Земной коры под океанами от 5 до 10 км, 35-45км на суше и до 75км в горных районах.

   -  Что такое горные породы?  Приведите пример известной вам горной породы

Горные породы - это вещества, из которых состоит земная кора.  

  -   Что такое минералы?

 Минералы - природные тела однородные по составу и свойствам, образующиеся  в глубинах и на поверхности Земли.

Например, гранит состоит из: кварца, полевого шпата, слюды.

В природе известны несколько тысяч видов минералов и горных пород. Минералы имеют однородный состав. Горные породы более сложны по строению.

И те и другие различаются между собой строением, твердостью, плотностью, цветом, блеском, температурой плавления и другими свойствами.

Главная причина этого – различия в условиях их образования и изменения, которые происходят с ним в земной коре и на ее поверхности.

По происхождению горные породы и минералы можно разделить на магматические,  осадочные, метаморфические.

Магматические горные породы образовались в результате застывания магмы на поверхности  и в глубине Земли.

1 группа  инсценирует извержение вулкана:

Материалы:

  1. Пластилин
  2. Пустой контейнер от фотопленки
  3. 1 столовая ложка пищевой соды
  4. Столовая ложка уксуса

Ход опыта:

  1. Учащиеся заранее вылепили из пластилина «вулкан»
  2. Сделали отверстие на вершине вулкана. Отверстие должно быть достаточно большим, чтобы в него поместилась пустая баночка от фотопленки.
  3. Вставили пустой контейнер в отверстие.
  4. Сначала добавили в пустую баночку пищевую соду, затем уксус. Отступили на шаг назад и наблюдали, как вулкан оживет.

Глубинные:

  1. Образуются из магмы в глубине земной коры.
  2. Застывание магмы на глубине происходит медленно.
  3. Из-за медленного остывания образуются крупные кристаллы. Они хорошо видны в породе
  4. Породы кристаллические, плотные.

Излившиеся:

  1. Образуются из магмы в трещинах и разломах земной коры.
  2. Застывание магмы на глубине происходит быстро.
  3. Кристаллы мелкие, трудно различимые простым глазом.
  4. Горные породы плотные, твердые, тяжелые.

Осадочные горные породы образовались на поверхности Земли в результате осаждения обломков горных пород в воде и на суше.

2 группа учеников за неделю до урока получили задание с помощью подручных средств создать осадочную горную породу по инструкции предложенной учителем, а затем рассказать о том, что получилось.

Материалы:

  1. Стеклянная банка
  2. Цемент
  3. Песок
  4. Гипс
  5. Вода
  6. Пищевой краситель

Инструкция:

  1. Заполняют банку водой
  2. Засыпают в нее слой цемента толщиной примерно 4 см.
  3. Оставить на 2 дня
  4. Засыпать еще один слой, на этот раз из песка, смешанного с цементом. Оставить затвердевать.
  5. Засыпать еще на один слой, на этот раз из гипса и песка. Оставить затвердевать.
  6. Налить немного воды с пищевым красителем.
  7. Насыпать еще один слой гипса и песка. Дать ему затвердеть.
  8. Удалить банку (попроси взрослого сделать это.)

Осадочные обломочные горные породы образуются под влиянием:

  1. ветра,
  2. текучих вод,
  3. колебаний температуры
  4. и других воздействий разрушаются скалы.

Осадочные химического происхождения  образуются из водных растворов минеральных веществ.

Органические осадочного происхождения образуются из остатков растений и животных, накопившихся на дне морей, океанов. Для них характерна слоистость. В течении тысячелетий слои уплотнялись, превращаясь в более плотные породы: песчаники, известняки.

Метаморфические горные породы – это любые породы, которые претерпели значительные изменения под действием высоких температур и давления.

Известняк – мрамор,

Песчаник – кварцит,

Гранит – гнейс

(просмотр видеоролика об образовании метаморфических горных пород)

До сих пор шел рассказ о твердых горных породах. Но есть горные породы жидкие, например нефть, и газообразные — природный газ.

Геологи изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых.

  1. Что называется полезными ископаемыми?

(Горные породы и минералы, используемые человеком в хозяйственной деятельности).

Скопления полезных ископаемых образуют месторождения.

Работа со схемой «Классификация полезных ископаемых».

  1. Закрепление материала: класс делится на 4 команды.

 Узнай горные породы.

Каждой команде предлагаются образцы горных пород из коллекции: торф, уголь, калийная соль, гранит, мрамор, медный колчедан, асбест, слюда, известняк, каменная соль, бурый железняк, красный железняк, пемза. (Учащиеся распознают горные породы с помощью определителя)

Сравнение свойств двух горных пород.

I команда: каменная соль - торф

II команда: медный колчедан – гранит

III команда: уголь – мрамор

IV команда: известняк – красный железняк.

Блиц-опрос:

- Чем сложена земная кора?

- На какие группы по происхождению делятся горные породы и минералы?

- На какие группы делятся магматические горные породы?

- На какие группы делятся осадочные горные породы?

- Как образуются метаморфические горные породы?

Домашнее задание

  1. П.16 - 17
  2. Творческое задание «Минералы – часть нашей жизни»:
  1. Возьми ручку и бумагу
  2. Поброди по дому и запиши все, что, как ты думаешь, изготовлено из минералов.
  3. Напиши список как можно длиннее.

Подсказка: У тебя на кухне есть соль? Из чего сделана ваша плита? Что находится в карандаше?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОРОДЫ, СЛАГАЮЩИЕ ЗЕМНУЮ КОРУ (урок для 6 класса)

ПОРОДЫ, СЛАГАЮЩИЕ ЗЕМНУЮ КОРУ. Разработка урока, урок-сказка с использованием таблицы, загадок....

урок "Горные породы, слагающие земную кору" 6 кл

Цели и задачи урока:Обучающие: сформировать представление об отличиях минералов и горных пород , происхождении магматических, осадочных, метаморфических горных пород.Развивающие: сформировать простейш...

Урок географии 6 класс по теме: "Горные породы и минералы."

Разработка  урока  географии  6 класс  по  теме: "Горные  породы  и  минералы."  Урок  получил     Диплом  III  степени  на ...

горные породы слагающие земную кору.

Что называется литосферой?       -  Из каких частей она состоит?      ( Литосфера – каменная оболочка Земли, включает земную кору и верхнюю ...

Горные породы, слагающие земную кору.

модульная карточка длч учащегося к уроку географии 6 класс .Тема "Горные породы, слагающие земную кору"....

Урок по теме: "Горные породы, слагающие земную кору"

При изучении данной темы учащиеся расширяют и углубляют знания по программному материалу. Рассматривают природные процессы, влияющие на образование горных пород. Учатся пользоваться приобретенными зна...