урок "Горные породы, слагающие земную кору" 6 кл
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Цели и задачи урока:
Обучающие: сформировать представление об отличиях минералов и горных пород , происхождении магматических, осадочных, метаморфических горных пород.
Развивающие: сформировать простейшие навыки определения горных пород; развивать умение сравнивать, делать вывод
Воспитывающие: способствовать экологическому воспитанию, развивать любознательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gornye_porody.doc | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме
« Горные породы, слагающие земную кору». 6 класс
Л.С. Захарова, учитель географии МОУ « Средняя школа №5»
г.Саранск, Республика Мордовия
Цели и задачи урока:
Обучающие: сформировать представление об отличиях минералов и горных пород , происхождении магматических, осадочных, метаморфических горных пород.
Развивающие: сформировать простейшие навыки определения горных пород; развивать умение сравнивать, делать вывод
Воспитывающие: способствовать экологическому воспитанию, развивать любознательность.
Оборудование: чёрный ящик, коллекция горных пород на каждой парте, карта Республики Мордовия, игрушечный кораблик на магните, карточки: «Земная кора», «Горные породы», «Минералы», «Полезные ископаемые», лупы, инструктивные карточки, путевой дневник, кристаллы, выращенные учениками (в форме ожерелья).
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
Ход урока
- Введение ( см. приложение №1)
- В этом чёрном ящике одна из тайн. Отгадайте три загадки, чтобы увидеть его содержимое.
-Белый, как сахар. Пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберёшься (мел)
-Чёрен, как ворон, а греет, как солнце (уголь).
-Что сперва в воде родиться, а потом воды боится? (соль)
Что общего у всех этих объектов? Каким общим термином мы их назовём?
( горные породы)
Что будем изучать на уроке? ( тема урока) Мы вспомним, какие горные породы вы знаете, узнаем, что такое минералы и горные породы и как они образуются, а также будем учиться определять свойства горных пород.
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир камня, в царство минералов и горных пород..
Эпиграфом нашего путешествия будут слова Шекспира:
Пора чудес прошла,
и нам приходится подыскивать причины
всему, что совершается на свете.
Во время нашего пути все свои наблюдения вы будете отражать в своём путевом дневнике. ( см. приложение №2). Я обращаю ваше внимание на следующие рубрики, к которым мы обратимся в конце урока:
Вспомни: Какие вы знаете горные породы? Где они используются?
Узнай: Что такое минералы, горные породы? Каково их происхождение?.
Умей: Определять свойства горных пород. Итак, в путь!
Держу я камень на ладони,
И не спешу его бросать,
Чтоб книгу мудрую природы
Неторопливо пролистать.
1 станция ПЛАНЕТА МИНЕРАЛОВ И ГОРНЫХ ПОРОД.
Камень – чудо природы и тайна её.
- Из чего состоит земная кора?
- Какие вы знаете горные породы?
- Какие горные породы вы встречаете ежедневно по дороге в школу?
- Какие горные породы используются для строительства зданий?( песок, глина, мрамор, гранит)
- Использует ли человек горные породы в быту?.
Горные породы состоят из минералов. ( запись в дневник). Героиня Льюиса Кэрролла Алиса говорила: « Кажется, горчица – минерал. – конечно, минерал,- подтвердила Герцогиня. Минерал огромной взрывчатой силы. Из неё делают мины и закладывают при подкопах» . Что же такое минерал? На древнем латинском языке слово « камень» означает «минера» - минерал. (запись в дневник)). Луна, наша ближайшая соседка, метеориты- пришельцы из космоса состоят из минералов, разноцветные зёрнышки в расколотом придорожном булыжнике, вода в море, нарядные снежинки-тоже минералы. Минералы – вездесущи. Найдите в своей коллекции гранит – это горная порода. Состоит из минералов. Каких?(Запись в дневник)
- Что мы узнали на этой станции?
2 станция Биографическая. В каждом камне написана его история, надо только суметь её прочитать.
А. Ферсман
Ребята, а вы не задумывались, как возникли эти горные породы?
У горных пород сложная и загадочная история; у одних она начинается в морских глубинах, у других- в раскалённых, неведомых нам недрах планеты.
В ваших дневниках есть немая схема. Наша задача – заставить её говорить.
Мы должны выяснить, на какие группы по происхождению делятся горные породы ( уч-ся заполняют схему)
О породах первой группы говорят: «Они рождаются в пламени. Их прародительница – раскалённая магма, которая залегает в недрах нашей планеты.
Что же такое магма? ( расплавленное вещество земных недр, в той части мантии, где давление меньше, вещество расплавляется, превращаясь в магму).
В магме в расплавленном состоянии находится кремний, железо, магний, кальций и другие элементы. Магма насыщена парами воды, газами и медленно перемещается, поднимаясь вверх по трещине. Здесь магма остывает и затвердевает, образуя горные породы, которые называются магматическими. Магма может застыть на глубине (глубинные) и выйти на поверхность – излившаяся.. Глубинная – гранит, излившаяся – базальт.
Рассмотрите под лупой гранит и базальт. Они состоят из кристаллов. Послушайте и ответьте на вопрос: «От чего зависит размер кристаллов?»
( уч-ся слушают дикторский текст и отвечают на вопрос:
Как образуются магматические горные породы? На какие группы они делятся? Какие горные породы относятся к магматическим ?) На первый знак вопроса мы ответили, но у нас ещё остались неизвестные.
Следующая группа – осадочные.( Схема) Чтобы узнать, как они образовались, послушайте сказку о двух братьях Слушайте внимательно: «сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок». Ответьте на вопрос: «Какие силы изменили образ братьев-гранитов? Какая горная порода, может образоваться из гранита?» ( см. приложение №3).
-Как называются породы, образованные из обломков других горных пород?
- Почему осадочные? (Оседают на дне морей, озёр, рек, или накапливаются на суше.)
Посмотрите на это чудо природы ( ожерелье из кристаллов соли). Из чего сделано это ожерелье?
Следующая группа – химические. Это соли, гипс, которые оседают на дне водоёмов ( работа со схемой)
Послушайте отрывок из повести Пришвина «Кладовая солнца».
Об образовании какого полезного ископаемого идёт речь? (Торф)
- Из чего состоит торф?
Такое же происхождение имеет уголь, нефть.
Известняк, мел – состоит из остатков организмов, населявших когда-то древние моря.
Мел – рисунок в учебнике.
Чтобы узнать, как ещё могут образоваться горные породы, давайте дослушаем сказку до конца. ( см. приложение №4).
То есть на большой глубине под влиянием высокого давления и высокой температуре одни породы могут превращаться в другие.
Породы, которые образуются из других – называются метаморфическими (дневник)
Горные породы бывают не только твёрдые, бывают жидкие (вода), газообразные.
- Как вы думаете, какие горные породы залегают в глубинах, а какие на поверхности?
3 станция. ЛАБОРАТОРНАЯ
Чем больше вглядываешься в камень, тем глубже он затягивает вас в глубину очарования.
Репин И.Е.
Практическая работа. Заполнить таблицу. ( дневник)
Вывод. Чем отличаются осадочные породы от магматических?
У меня в руках известняк, он найден на территории Мордовии. Из чего образован известняк? Каким образом он оказался на территории нашей республики? Что нам расскажет старичок - известнячок? (Территория Мордовии в далёком прошлом была дном моря)
4станция. Краеведческая
Люблю и знаю, знаю и люблю, и тем полней люблю, чем больше знаю.
Ю.К. Ефремов
Всегда родная земля дарила мастеру необходимые для работы материалы. Вот на этом кораблике давайте совершим путешествие по рекам Мордовии, и выясним, чем богата мордовская земля.
(на магнитной доске карта Мордовии, на ней магнитный кораблик)
Учащиеся записывают горные породы Мордовии.
- Что узнали сегодня на уроке? Какие умения получили?
Тест: Какая порода лишняя и почему?
Какие выводы можно сделать?
1.Горные породы отличаются разнообразием. Преобладают твёрдые, но есть жидкие и газообразные.
2.Толща земной коры состоит из магматических и метаморфических пород, на поверхности -осадочные.
3.Многие породы используются как полезные ископаемые.
Мои знания и умения ( см. дневник)
А сейчас каждый положите на ладошку камешек, посмотрите и задумайтесь: вы соприкоснулись с частицей мира, возраст которого исчисляется млрд лет.
В минуту грусти и тревоги,
Чтобы печали сбросить бремя,
Кладите камни на ладони,
У вас в руках застынет время.
Домашнее задание: параграф 17, оформить обложку своего путевого дневника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".
Тема: Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных...
ПОРОДЫ, СЛАГАЮЩИЕ ЗЕМНУЮ КОРУ (урок для 6 класса)
ПОРОДЫ, СЛАГАЮЩИЕ ЗЕМНУЮ КОРУ. Разработка урока, урок-сказка с использованием таблицы, загадок....
Породы, слагающие земную кору
Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни….....
Урок "Строение Земли. Породы, слагающие земную кору"
Урок "Строение Земли. Породы, слагающие земную кору"...
горные породы слагающие земную кору.
Что называется литосферой? - Из каких частей она состоит? ( Литосфера – каменная оболочка Земли, включает земную кору и верхнюю ...
Горные породы, слагающие земную кору.
модульная карточка длч учащегося к уроку географии 6 класс .Тема "Горные породы, слагающие земную кору"....
Открытый урок в 6 классе по теме "Породы,слагающие земную кору"
План-конспект открытого урока в 6 классе по теме "Породы, слагающие земную кору"....