урок "Горные породы, слагающие земную кору" 6 кл
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Захарова Лариса Сергеевна

Цели и задачи урока:

Обучающие: сформировать представление об отличиях минералов и горных пород , происхождении магматических, осадочных, метаморфических горных пород.

Развивающие: сформировать простейшие навыки определения горных пород; развивать умение сравнивать, делать вывод

Воспитывающие: способствовать экологическому воспитанию, развивать любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gornye_porody.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме

« Горные породы, слагающие земную кору». 6 класс

Л.С. Захарова, учитель географии МОУ « Средняя школа №5»

        г.Саранск, Республика Мордовия

Цели и задачи урока:

Обучающие: сформировать представление об отличиях минералов и горных пород , происхождении магматических, осадочных, метаморфических горных пород.

Развивающие: сформировать простейшие навыки определения горных пород; развивать умение сравнивать, делать вывод

Воспитывающие: способствовать экологическому воспитанию, развивать любознательность.

Оборудование: чёрный ящик, коллекция горных пород на каждой парте, карта Республики Мордовия, игрушечный кораблик на магните, карточки: «Земная кора», «Горные породы», «Минералы», «Полезные ископаемые», лупы, инструктивные карточки, путевой дневник, кристаллы, выращенные учениками (в форме ожерелья).

        

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

        

Ход урока

  1. Введение       ( см. приложение №1)
  2. В этом чёрном ящике одна из тайн. Отгадайте три загадки, чтобы увидеть его содержимое.

-Белый, как сахар. Пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберёшься (мел)

-Чёрен, как ворон, а греет, как солнце (уголь).

-Что сперва в воде родиться, а потом воды боится? (соль)

Что общего у всех этих объектов? Каким общим термином мы их назовём?

( горные породы)

Что будем изучать на уроке? ( тема урока) Мы вспомним, какие горные породы вы знаете, узнаем, что такое минералы и горные породы и как они образуются, а также будем учиться определять свойства горных пород.

        

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир камня, в царство минералов и горных пород..

        Эпиграфом нашего путешествия будут слова Шекспира:

Пора чудес прошла,

и нам приходится подыскивать причины

всему, что совершается на свете.

Во время нашего пути все свои наблюдения вы будете отражать в своём путевом дневнике. ( см. приложение №2).        Я обращаю ваше внимание на следующие рубрики, к которым мы обратимся в конце урока:

Вспомни: Какие вы знаете горные породы? Где они используются?

Узнай: Что такое минералы, горные породы? Каково их происхождение?.

Умей: Определять свойства горных пород. Итак, в путь!

Держу я камень на ладони,

И не спешу его бросать,

Чтоб книгу мудрую природы

Неторопливо пролистать.

                

1 станция ПЛАНЕТА МИНЕРАЛОВ И ГОРНЫХ ПОРОД. 

Камень – чудо природы и тайна её.

- Из чего состоит земная кора?      

- Какие вы знаете горные породы?

- Какие горные породы вы встречаете ежедневно по дороге в школу?

- Какие горные породы используются для строительства зданий?( песок, глина, мрамор, гранит)

- Использует ли человек горные породы в быту?.

Горные породы состоят из минералов. ( запись в дневник). Героиня Льюиса Кэрролла Алиса говорила: « Кажется, горчица – минерал. – конечно, минерал,- подтвердила Герцогиня. Минерал огромной  взрывчатой силы. Из неё делают мины и закладывают при подкопах» . Что же такое минерал?  На древнем латинском языке  слово « камень» означает «минера» - минерал. (запись в дневник)). Луна, наша ближайшая соседка, метеориты- пришельцы из космоса состоят из минералов, разноцветные зёрнышки в расколотом придорожном булыжнике, вода в море, нарядные снежинки-тоже минералы. Минералы – вездесущи. Найдите в своей коллекции гранит – это горная порода. Состоит из минералов. Каких?(Запись в дневник)                          

- Что мы узнали на этой станции?

2 станция Биографическая. В каждом камне написана его история, надо только суметь её прочитать.

А. Ферсман  

Ребята, а вы не задумывались, как возникли эти горные породы?

        У горных пород сложная и загадочная история; у одних она начинается в морских глубинах, у других- в раскалённых, неведомых нам недрах планеты.

В ваших дневниках есть немая схема. Наша задача – заставить её говорить.

Мы должны выяснить, на какие группы по происхождению делятся горные породы ( уч-ся заполняют схему)

О породах первой группы говорят: «Они рождаются в пламени. Их прародительница – раскалённая магма, которая залегает в недрах нашей планеты.

        Что же такое магма? ( расплавленное вещество земных недр, в той части мантии, где давление меньше, вещество расплавляется, превращаясь в магму).

        В магме в расплавленном состоянии находится кремний, железо, магний, кальций и другие элементы.        Магма насыщена парами воды, газами и медленно перемещается, поднимаясь вверх по трещине. Здесь магма остывает и затвердевает, образуя горные породы, которые называются магматическими. Магма может застыть на глубине (глубинные) и выйти на поверхность – излившаяся.. Глубинная – гранит, излившаяся – базальт.

        Рассмотрите под лупой гранит и базальт. Они состоят из кристаллов. Послушайте и ответьте на вопрос: «От чего зависит размер кристаллов?» 

 ( уч-ся слушают дикторский текст и отвечают на вопрос:

Как образуются магматические горные породы? На какие группы они делятся? Какие горные породы относятся к магматическим ?) На первый знак вопроса мы ответили, но у нас ещё остались неизвестные.

Следующая группа – осадочные.( Схема)        Чтобы узнать, как они образовались, послушайте сказку о двух братьях Слушайте внимательно: «сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок». Ответьте на вопрос: «Какие силы изменили образ братьев-гранитов? Какая горная порода, может образоваться из гранита?» ( см. приложение №3).        

-Как называются породы, образованные из обломков других горных пород?

        - Почему осадочные? (Оседают на дне морей, озёр, рек, или накапливаются на суше.)

Посмотрите на это чудо природы ( ожерелье из кристаллов соли). Из чего сделано это ожерелье?

        Следующая группа – химические. Это соли, гипс, которые оседают на дне водоёмов ( работа со схемой)        

Послушайте отрывок из повести Пришвина «Кладовая солнца».

Об образовании какого полезного ископаемого идёт речь? (Торф)        

- Из чего состоит торф?

Такое же происхождение имеет уголь, нефть.

Известняк, мел – состоит из остатков организмов, населявших когда-то древние моря.

Мел – рисунок в учебнике.

        Чтобы узнать, как ещё могут образоваться горные породы, давайте дослушаем сказку до конца. ( см. приложение №4).

        То есть на большой глубине под влиянием высокого давления и высокой температуре одни породы могут превращаться в другие.

        Породы, которые образуются из других – называются метаморфическими (дневник)

        

        Горные породы бывают не только твёрдые, бывают жидкие (вода), газообразные.

        - Как вы думаете, какие горные породы залегают в глубинах, а какие на поверхности? 

         

3 станция.        ЛАБОРАТОРНАЯ      

Чем больше вглядываешься в камень, тем глубже он затягивает вас в глубину очарования.

Репин И.Е.

Практическая работа.       Заполнить таблицу. ( дневник)

Вывод.       Чем отличаются осадочные породы от магматических?

У меня в руках известняк, он найден на территории Мордовии. Из чего образован известняк?         Каким образом он оказался на территории нашей республики? Что нам расскажет старичок - известнячок? (Территория Мордовии  в далёком прошлом была дном моря)

4станция.                                     Краеведческая     

Люблю и знаю, знаю и люблю, и тем полней люблю, чем больше знаю.

Ю.К. Ефремов

Всегда родная земля дарила мастеру необходимые для работы материалы. Вот на этом кораблике давайте совершим путешествие по рекам Мордовии, и выясним, чем богата мордовская земля.

(на магнитной доске карта Мордовии, на ней магнитный кораблик)

Учащиеся записывают горные породы Мордовии.

- Что узнали сегодня на уроке?  Какие умения  получили?

Тест: Какая порода лишняя и почему?

Какие выводы можно сделать?

     1.Горные породы отличаются разнообразием. Преобладают твёрдые, но есть жидкие и газообразные.

2.Толща земной коры состоит из магматических и метаморфических пород,  на поверхности -осадочные.

3.Многие породы используются как полезные ископаемые.

Мои знания и умения  ( см. дневник)

А сейчас каждый положите на ладошку камешек, посмотрите и задумайтесь: вы соприкоснулись с частицей мира, возраст которого исчисляется млрд лет.

В минуту грусти и тревоги,

Чтобы печали сбросить бремя,

Кладите камни на ладони,

У вас в руках застынет время.

Домашнее задание: параграф 17, оформить обложку своего путевого дневника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".

Тема:  Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.     Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных...

ПОРОДЫ, СЛАГАЮЩИЕ ЗЕМНУЮ КОРУ (урок для 6 класса)

ПОРОДЫ, СЛАГАЮЩИЕ ЗЕМНУЮ КОРУ. Разработка урока, урок-сказка с использованием таблицы, загадок....

Породы, слагающие земную кору

Мы живем в громадном,  плохо разгаданном мире и топчем камни….....

Урок "Строение Земли. Породы, слагающие земную кору"

Урок "Строение Земли. Породы, слагающие земную кору"...

горные породы слагающие земную кору.

Что называется литосферой?       -  Из каких частей она состоит?      ( Литосфера – каменная оболочка Земли, включает земную кору и верхнюю ...

Горные породы, слагающие земную кору.

модульная карточка длч учащегося к уроку географии 6 класс .Тема "Горные породы, слагающие земную кору"....

Открытый урок в 6 классе по теме "Породы,слагающие земную кору"

План-конспект открытого урока в 6 классе по теме "Породы, слагающие земную кору"....