Урок "Строение Земли. Породы, слагающие земную кору"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Урок "Строение Земли. Породы, слагающие земную кору"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_stroenie_zemli.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 6 классе.
Тема: Строение Земли. Породы, слагающие земную кору.
Автор: Семилетова Зинаида Алексеевна
Идентификатор: 241-568-805
Цели 1.Расширить понятие о внутреннем строении Земли, выявить
отличия материковой и океанической земной коры.
2. Ознакомить учащихся с классификацией горных пород и условиями их образования..
3.Развитие умений работать самостоятельно, дальнейшее развитие
умений составлять схемы, опорные конспекты.
Оборудование: карта «Строение Земли», мультимедийные средства, глобус.
Ход урока.
I Организация класса
II. Проверка знаний и умений
А) Вступительное слово учителя
Б) Повторение
Загадки:
Шар не велик. Лениться не велит.
Если знаешь предмет,
То покажешь весь свет. (Глобус)
Море есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя.
Земля есть – пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя. (Географическая карта)
Какую большую тему мы с вами изучили? (Географическая карта. План местности)
Вопросы:
О чём идёт речь? О плане или карте?
- мелкий масштаб
-чертёж небольшого участка местности
-изображение на плоскости всей земли
-масштаб крупный
-направление север – юг по меридианам
-есть меридианы и параллели
А что такое меридианы? Параллели?
Вывод:
III. Изучение нового материала
А) Постановка познавательных задач
Вспомните из курса природоведения, какие внешние оболочки Земли мы знаем? (учащиеся называют)
Учитель:
Хребтами горбились породы,
Взрывались, плавились, кипя,
И миллионы лет природа
Лепила самое себя.
С. Щипачев.
О какой оболочке идёт речь? (Литосфера)
Учитель:
Сегодня на уроке постепенно углубляясь внутрь Земли, мы будем изучать её внутренне строение. (запись темы урока в тетрадь)
Зачитываем по слайду о чём узнаем на уроке. (слайд 2)
Свои наблюдения мы будем заносить на схему
На экране «Внутреннее строение Земли.» (слайд 3) и учебник стр.39.
Вопросы учащимся:
- Из каких внутренних оболочек состоит наша планета?
Учащиеся чертят рисунок 1 в тетрадь (слайд5)
СУША ОКЕАН
Земная кора
- - - - - -- - - -
- - - -
Мантия
Ядро
Учитель:
Сейчас мы рассмотрим, что же представляет собой верхняя оболочка Земли –
Земная кора.
На экране: Строение материковой и океанической земной коры. (слайд 4)
Строение и состав Земли на суше и под океанами сильно отличаются. Поэтому принято выделять два типа земной коры – материковую и океаническую. Так в чём же эти отличия?
Учащиеся по схеме отмечают:
- на суше земная кора более мощная
- выделяют три слоя
- у океанической земной коры отсутствует гранитный слой
Учитель дополняет ответы учащихся, одновременно заполняя схему вместе с ребятами: земная кора на суше - в горах имеет мощность до 75 км, на равнинах 45 км, под океанами – 5 – 10 км.
Температура при движении вглубь Земли увеличивается на 3˚ на каждые 100 м.
До 20 м вглубь температура земной коры зависит от солнца. Так почему же далее температура увеличивается с глубиной? На этот вопрос вы должны ответить в конце изучения темы урока.
Заполнение рисунка 2 вместе с учителем. (слайд 6)
СУША ОКЕАН
75 км
45 км
Осадочный
Гранитный 5 – 15 км
Базальтовый
Земная кора Осадочный
Базальтовый
Мантия
Ядро
Земная кора состоит из разнообразных горных пород. Горные породы имеют сложное строение и могут включать в свой состав несколько минералов, которые различаются по свойствам. Разнообразие горных пород зависит от условий в которых они образовались , претерпели ли изменения, т.е. зависят от их происхождения.
По происхождению горные породы делятся на три группы.
Какие? ( слайд 7 со схемой) и работая с учебником стр. 42 учащиеся самостоятельно составляют рисунок 3:
Горные породы
Магматические метаморфические
осадочные
? ?
? ?
? ?
Учитель: И так, что же у нас получилось? (слайд8)
Рисунок 4
Горные породы
Магматические Метаморфические
Осадочные
Глубинные Излившиеся
Органические Неорганические
Обломочные Химические
Работа с образцами горных пород их характеристика ( гранит, пемза. каменная соль, песчаник, мрамор)
Стр. 42 учебника зачитываем какое значение имеют магматические породы, осадочные, метаморфические.
А где же проходит граница между земной корой и мантией?
( сообщение : «Поверхность Мохо»)
Учитель:
Под земной корой до 2900 км расположена мантия. Состоит она из горных пород богатых железом и магнием. Делится она на верхнюю и нижнюю мантию. Высокая температура мантии (2000˚ приводит к плавлению её вещества. Занимает 82% обьёма планеты и подразделяется на верхнюю и нижнюю мантию. Из чего состоит нижняя мантия, пока остаётся загадкой.
Земная кора и верхняя мантия составляют литосферу. (литос – камень, сфера – шар) - каменная оболочка земли (запись в тетрадь)
Далее работаем с рисунком 5: ( записываем особенности мантии)
СУША ОКЕАН
75 км
45 км
Осадочный
Гранитный 5 – 15 км
Базальтовый
Земная кора Осадочный
Базальтовый
t и давление с глубиной повышается
до2900 км, 82 % от обьёма планеты, большая плотность. Вязко –
плазменная.
Мантия
17%, большая плотность, t достигает 10 000∙.
Ядро
Ядро ведёт себя как твёрдое тело. Это обьясняется высоким давлением. Температура ядра достигает 10 000˚. Состоит из лёгких элементов, предположительно серы. Ядро не гладкое, перепады границ достигают 260 км.
(данные записываются на рисунок 5) (слайд 9)
Вывод
д/з § 16,17.
Закрепление: (слайд10)
- Землю по её внутреннему строению сравнивают с куриным яйцом. Что
хотят показать этим сравнением?
-Обьясните: почему мантию называют основной частью Земли?
Приложение к уроку (презентация)