План-конспект урока географии в 8 классе "Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Шахлович Анна Николаевна

Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изменения облика степей под влиянием разнообразной деятельности человека.

Задачи:
1) Познакомить учащихся с особенностями компонентов природы в безлесных природных зонах южной части России.
2) Продолжить формирование знаний о возможностях хозяйственного использования в безлесных природных зонах южной части России.

3) Выявить экологические проблемы степей и пустынь и пути решения проблем.
4) Продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок географии в 8 классе

Учебно-методический комплекс «Вентана-Граф»

Тема: Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни

Шахлович Анна Николаевна


Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изменения облика степей под влиянием разнообразной деятельности человека.

Задачи: 
1) Познакомить учащихся с особенностями компонентов природы в безлесных природных зонах южной части России.
2) Продолжить формирование знаний о возможностях хозяйственного использования в безлесных природных зонах южной части России.

3) Выявить экологические проблемы степей и пустынь и пути решения проблем.
4) Продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации.
 Результаты обучения:

Личностные: прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; воспитывать бережливость и охрану природы

Предметные: формировать представления о связи компонентов природы в степи, полупустыне и пустыне;

 Применять практические умения по составлению характеристики природной зоны по предложенному плану.

Совершенствовать умения называть и показывать на карте области распространения данных природных зон, работать с картами.

Метапредметные:  Развивать аналитическое мышление, память, образное мышление, внимание, умение работать с разными источниками информации.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения

  • Наглядный  - при работе с  картой, таблицей
  • Иллюстративный  -  при работе со схемами и  видеоматериалами
  • Проблемный – при отборе материала и ответах на проблемные вопросы.
  • Исследовательский – при работе с картами

Педагогические технологии  

  •  Технология коллективной деятельности
  • Технология развития критического мышления
  • Исследовательская
  • Информационные
  • Развивающее обучение

Формы организации познавательной деятельности

  • Фронтальная
  •  Индивидуальная
  •  Коллективная  «ХАРАКТЕР РАБОТЫ – ПОИСКОВЫЙ»

Психологический   аспект

  • Смена нескольких видов  деятельности
  • Использование различных видов памяти( образный, слуховой, эмоциональный, зрительный)
  • Гуманистическая направленность  учебно- воспитательного процесса
  • Использование различных видов восприятия информации
  • Преобладание положительных эмоций  учителя и ученика.

                                                        Структура урока 

1. Организационный момент (1 мин)
2. Проверка знаний и умений: (10 мин).
Учитель: На прошлом уроке мы изучали тему: «Лесные зоны России». Сегодня целью нашего урока будет закрепить знания о данной природной зоне и сформировать новые о безлесных зонах юга России. Но сначала начнем с проверки домашнего задания. 4 ученика будут работать по карточкам (5 мин), остальные работают устно и пишем географический диктант.
Индивидуальная карточка №1.
Почему растения тундры имеют карликовый рост? Назовите типичных представителей растительного мира тундры?
Ответ: очень холодно, сильные ветра, многолетняя мерзлота. Карликовая береза, мхи, лишайники, морошка, голубика, брусника, клюква, кедровый стланик.

Индивидуальная карточка № 2.
Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных представителей животного мира тайги.
Ответ: Становится более теплое лето и более мягкая зима. Бурундук, соболь, белка, бурый медведь, рысь, лось, рябчик, куница, благородный олень, косуля.

Индивидуальная карточка № 3. 
Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины?
Ответ: Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу. В лесах вместе с сибирскими видами произрастают субтропические древесные и кустарниковые породы характерные для лесов Кореи, Китая, Японии.

Индивидуальная карточка № 4.
Почему лесостепная зона распахана на 80%? И какая проблема характерна для этой зоны?
Ответ: В этой зоне плодородные черноземные почвы. Рост оврагов, водная эрозия т.к. преобладают ливневые осадки.

  1. Устный опрос:

1.Вспомните, что такое природная зона? Какие природные зоны расположены в России?

2. Назвать характерные черты природных зон тундры, тайги, широколиственных лесов ( по фото-слайду).
3. Показать на карте территорию России, занятой тайгой, смешанными и широколиственными лесами.

4. Чем отличается тайга Русской равнины, Западной Сибири, Восточной Сибири?

5.Почему в таежной зоне Восточной Сибири растет только лиственница?

6.Как лиственница приспособилась к условиям тайги?

7.Какую  тайгу называют  темнохвойной и светлохвойной?

8.Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы хвойных лесов?

  1. Географический диктант ( работа со слайдом)
    Определите, к какой зоне (тайге или смешанным широколиственным лесам) относятся следующие признаки.
    Признаки:
    1. Эта природная зона занимает самую большую площадь.
    2. Природная зона имеет более разнообразный растительный состав.
    3. Средняя температура января достигает до -40С.
    4. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные.
    5. Почвы подзолистые.
    6. В природной зоне деревья образуют один ярус.
    7. Мало певчих птиц.
    8. Деревья более холодоустойчивы
    9. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц беляк.
    10. Древесина- главное богатство этой зоны.

11. В зоне много болот.

12. Условия почв более благоприятны для земледелия.

13.Эта зона отсутствует в Сибири.

14. Средняя температура января изменяется от -4С до -16С.

15. Хищник зоны – рысь, волк, росомаха, соболь, куница.

Ответы: (слайд) Взаимопроверка в парах.
Тайга-1,3,5,6,7,8,9,10,11,15
Смешанные и широколиственные лес-2,4 ,12,13,14

Итак, особенности каких природных зон мы повторили?

3. Изучение нового материала (20-25 мин)
Учитель: В южной части России нет лесов. Здесь расположены безлесные зоны степей и полупустынь. Найдите на карте природных зон, где в России расположена данная зона? В какой природной зоне находится большая часть Краснодарского края?

Природная зона степей клином сужается к Западной Сибири, где она расположена к югу от тайги, смешанных лесов здесь нет, их заменили осиново-березовые колки. В Восточной Сибири степи занимают межгорные котловины (Минусинскую, Тувинскую), т.к. при достаточно теплом лете, здесь недостаточно выпадает осадков (хребты закрывают доступ влажному воздуху, да и сами котловины находятся в центре материка, удалены от океанов).


Переходим к климату:
 обращаемся к климатической карте: назовите  основные черты климата степи. В каком климатическом поясе и его части расположена степь?

Определите осадки и увлажнение в зоне степи.(Осадков за год выпадает от 300 до 500 мм. Испаряемость -500, 750 мм). Характерной чертой климата является превышение испаряемости над осадками, что создает дефицит влаги, т.е. К увл. меньше единицы-0,8-0,9, на севере – до 0,6, на юге – 0,3.Увлажнение недостаточное.


По долинам рек в степи, в балках можно встретить участки леса- дуб, ясень, клен, липа.

Почему деревья растут в понижениях рельефа?
На растительность степей влияет климат, который характеризуется среднегодовой температурой от+3С до +10С.

Выпишите себе в тетрадь растительный и животный мир степей. (слайды)

Закончите заполнение схемы: (учебник стр. 179)

Приспособление растений степной зоны к недостатку влаги:

- опушенность листьев

            - восковой налет на листьях

            - выделение эфирных масел

А какие здесь почвы? Чернозем называют «царем почв». Объясните причины высокого естественного плодородия черноземов. Заполните схему, используя словосочетания: «большое содержание гумуса (до 10%)», «ослабленный промыв почвы», «обильная травянистая растительность», «высокое естественное плодородие почв», «относительно небольшое количество осадков», «значительный по объему растительный опад».

 Чем человек занимается в этой природной зоне? (ответы учащихся)

 Сегодня 80% площади степей распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, а также арбузы, дыни, тыкву.


Проблемой степей является засуха и суховеи, пыльные бури. Дайте определения этих явлений.

Засуха-это длительный период без осадков при высокой температуре.

Суховеи - это горячие и сухие ветры иссушающие почву.
Пыльными бурями называется ветер, подымающий верхний слой почвы.
А теперь давайте подведем итоги и
назовем основные признаки степей (схема в учебнике (стр.182)и слайд).


Мы подробно с вами разобрали зону степей. Теперь я вам предлагаю
поработать с учебником и самостоятельно сделать характеристику зон полупустынь и пустынь. 

Примерные ответы учащихся, с опорой на схемы в учебнике и слайды.
Полупустыни и пустыни:
1. Географическое положение: полупустыни - север Прикаспийской низменности, восточное побережье Каспийского моря. Пустыни - юг Прикаспийской низменности.
2. Климат: сухой резко континентальный (большие перепады температур: летом +25С, зимой -10С, осадки 250 мм, испаряемость 1000 мм, К увл.=0,3-0,2 в полупустыне, а в пустыне  Кувл =0,1)
3. Почвы:  в полупустыне -каштановые, бурые пустынно-степные. В пустыне – сероземы, солонцы и солончаки.
4. Растительность: полынно-злаковая , полынь, солянка, саксаул. Верблюжья колючка
5. Животный мир: смешение степных и пустынных животных, черепаха, ящерица, змеи, грызуны.
6. Хозяйственная деятельность: используется как пастбища для овец и верблюд. Возможно земледелие, если используется искусственное орошение.

Учитель: Вернемся к нашему проблемному вопросу. Скажите так в чем отличие северных безлесных зон от южных? (ответы учащихся)
Вывод: Итак, сегодня мы познакомились с природными зонами: степи, полупустыня и пустыня, выяснили их характерные черты, чем они отличаются друг от друга и как используются человеком.

4.Закрепление: (5 мин)

1. Вспомним, «что такое, кто такой?» дать определения понятиям-

Саксаул, солонцы и солончаки, эфемеры, такыры, сайгак, солянка.

2.Определить, какие из перечисленных признаков соответствуют зоне степей, а какие – зоне пустынь и полупустынь:

- В азиатской части России природная зона отсутствует.

- Величина испаряемости более чем в три раза превышает годовое количество осадков,

- Типичные представители растительности – типчак и ковыль,

- Распространены плодородные черноземные почвы,

- Большинство животных ведет ночной образ жизни,

- Высокая плотность сельского населения.

- В этой зоне преобладают почвы сероземы.

3. Почему зона степей одна из самых наиболее освоенных человеком природных зон?
4. Как приспособлены растения полупустынь и пустынь к длительной засухе?
5. Почему в степях не растут деревья?
6. Каков современный ландшафт степей?
5. Домашнее задание: параграф 38, Индивидуально: «Почему животные степей сайгаки живут стадом», «Какой из природных зон – степи или полупустыне свойственно большее богатство и разнообразие бабочек»?

                                  Управление образования

                Красноармейский район    Краснодарский край

                          Ст.Полтавская  МАОУ СОШ № 7

                     

Южные безлесные зоны России: степи, полупустыни и пустыни.

         Разработка  открытого  урока  по географии в 8 классе

Учитель географии высшей  категории

Шахлович Анна Николаевна

                                       Февраль 2014 год

Индивидуальная карточка №1.
Почему растения тундры имеют карликовый рост? Назовите типичных представителей растительного мира тундры?

Индивидуальная карточка № 2.
Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных представителей животного мира тайги.

Индивидуальная карточка № 3. 
Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины?

Индивидуальная карточка № 4.
Почему лесостепная зона распахана на 80%? И какая проблема характерна для этой зоны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока географии в 6 классе по теме «Земля во Вселенной»

Цели1.     Образовательные:-обобщение и систематизация знаний учащихся о Земле как части Солнечной системы;-объяснение главных отличий Земли  от других планет.2....

План - конспект интегрированного урока (география + физическая культура) «Кругосветное путешествие»

Нетрадиционный урок предполагает комплексное использование знаний и умений по географии и физической культуре. Урок проводится в форме игры-соревнования.Использование нетрадиционных методов обучения в...

Презентация к уроку географии на тему "Безлесные природные зоны России".

Презентация к уроку географии на тему "Безлесные природные зоны России" (иллюстративный материал)....

План - конспект интегрированного урока (география + музыка) «Музыкальное путешествие по материкам»

Нестандартный урок - это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого д...

План-конспект открытого урока географии в 7 классе. Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка.

План-конспект открытого урока географии в 7 классе. Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка....

План-конспект открытого урока географии на тему: «Расы и народы мира». 6 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС, в содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. Данный урок проведен по ходу изучения раздела «Население и расы&r...