План-конспект урока географии в 8 классе "Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изменения облика степей под влиянием разнообразной деятельности человека.
Задачи:
1) Познакомить учащихся с особенностями компонентов природы в безлесных природных зонах южной части России.
2) Продолжить формирование знаний о возможностях хозяйственного использования в безлесных природных зонах южной части России.
3) Выявить экологические проблемы степей и пустынь и пути решения проблем.
4) Продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок географии 8 класс южные безлесные зоны России | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 8 классе
Учебно-методический комплекс «Вентана-Граф»
Тема: Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни
Шахлович Анна Николаевна
Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изменения облика степей под влиянием разнообразной деятельности человека.
Задачи:
1) Познакомить учащихся с особенностями компонентов природы в безлесных природных зонах южной части России.
2) Продолжить формирование знаний о возможностях хозяйственного использования в безлесных природных зонах южной части России.
3) Выявить экологические проблемы степей и пустынь и пути решения проблем.
4) Продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации.
Результаты обучения:
Личностные: прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; воспитывать бережливость и охрану природы
Предметные: формировать представления о связи компонентов природы в степи, полупустыне и пустыне;
Применять практические умения по составлению характеристики природной зоны по предложенному плану.
Совершенствовать умения называть и показывать на карте области распространения данных природных зон, работать с картами.
Метапредметные: Развивать аналитическое мышление, память, образное мышление, внимание, умение работать с разными источниками информации.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения
- Наглядный - при работе с картой, таблицей
- Иллюстративный - при работе со схемами и видеоматериалами
- Проблемный – при отборе материала и ответах на проблемные вопросы.
- Исследовательский – при работе с картами
Педагогические технологии
- Технология коллективной деятельности
- Технология развития критического мышления
- Исследовательская
- Информационные
- Развивающее обучение
Формы организации познавательной деятельности
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Коллективная «ХАРАКТЕР РАБОТЫ – ПОИСКОВЫЙ»
Психологический аспект
- Смена нескольких видов деятельности
- Использование различных видов памяти( образный, слуховой, эмоциональный, зрительный)
- Гуманистическая направленность учебно- воспитательного процесса
- Использование различных видов восприятия информации
- Преобладание положительных эмоций учителя и ученика.
Структура урока
1. Организационный момент (1 мин)
2. Проверка знаний и умений: (10 мин).
Учитель: На прошлом уроке мы изучали тему: «Лесные зоны России». Сегодня целью нашего урока будет закрепить знания о данной природной зоне и сформировать новые о безлесных зонах юга России. Но сначала начнем с проверки домашнего задания. 4 ученика будут работать по карточкам (5 мин), остальные работают устно и пишем географический диктант.
Индивидуальная карточка №1.
Почему растения тундры имеют карликовый рост? Назовите типичных представителей растительного мира тундры?
Ответ: очень холодно, сильные ветра, многолетняя мерзлота. Карликовая береза, мхи, лишайники, морошка, голубика, брусника, клюква, кедровый стланик.
Индивидуальная карточка № 2.
Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных представителей животного мира тайги.
Ответ: Становится более теплое лето и более мягкая зима. Бурундук, соболь, белка, бурый медведь, рысь, лось, рябчик, куница, благородный олень, косуля.
Индивидуальная карточка № 3.
Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины?
Ответ: Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу. В лесах вместе с сибирскими видами произрастают субтропические древесные и кустарниковые породы характерные для лесов Кореи, Китая, Японии.
Индивидуальная карточка № 4.
Почему лесостепная зона распахана на 80%? И какая проблема характерна для этой зоны?
Ответ: В этой зоне плодородные черноземные почвы. Рост оврагов, водная эрозия т.к. преобладают ливневые осадки.
- Устный опрос:
1.Вспомните, что такое природная зона? Какие природные зоны расположены в России?
2. Назвать характерные черты природных зон тундры, тайги, широколиственных лесов ( по фото-слайду).
3. Показать на карте территорию России, занятой тайгой, смешанными и широколиственными лесами.
4. Чем отличается тайга Русской равнины, Западной Сибири, Восточной Сибири?
5.Почему в таежной зоне Восточной Сибири растет только лиственница?
6.Как лиственница приспособилась к условиям тайги?
7.Какую тайгу называют темнохвойной и светлохвойной?
8.Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы хвойных лесов?
- Географический диктант ( работа со слайдом)
Определите, к какой зоне (тайге или смешанным широколиственным лесам) относятся следующие признаки.
Признаки:
1. Эта природная зона занимает самую большую площадь.
2. Природная зона имеет более разнообразный растительный состав.
3. Средняя температура января достигает до -40С.
4. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные.
5. Почвы подзолистые.
6. В природной зоне деревья образуют один ярус.
7. Мало певчих птиц.
8. Деревья более холодоустойчивы
9. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц беляк.
10. Древесина- главное богатство этой зоны.
11. В зоне много болот.
12. Условия почв более благоприятны для земледелия.
13.Эта зона отсутствует в Сибири.
14. Средняя температура января изменяется от -4С до -16С.
15. Хищник зоны – рысь, волк, росомаха, соболь, куница.
Ответы: (слайд) Взаимопроверка в парах.
Тайга-1,3,5,6,7,8,9,10,11,15
Смешанные и широколиственные лес-2,4 ,12,13,14
Итак, особенности каких природных зон мы повторили?
3. Изучение нового материала (20-25 мин)
Учитель: В южной части России нет лесов. Здесь расположены безлесные зоны степей и полупустынь. Найдите на карте природных зон, где в России расположена данная зона? В какой природной зоне находится большая часть Краснодарского края?
Природная зона степей клином сужается к Западной Сибири, где она расположена к югу от тайги, смешанных лесов здесь нет, их заменили осиново-березовые колки. В Восточной Сибири степи занимают межгорные котловины (Минусинскую, Тувинскую), т.к. при достаточно теплом лете, здесь недостаточно выпадает осадков (хребты закрывают доступ влажному воздуху, да и сами котловины находятся в центре материка, удалены от океанов).
Переходим к климату: обращаемся к климатической карте: назовите основные черты климата степи. В каком климатическом поясе и его части расположена степь?
Определите осадки и увлажнение в зоне степи.(Осадков за год выпадает от 300 до 500 мм. Испаряемость -500, 750 мм). Характерной чертой климата является превышение испаряемости над осадками, что создает дефицит влаги, т.е. К увл. меньше единицы-0,8-0,9, на севере – до 0,6, на юге – 0,3.Увлажнение недостаточное.
По долинам рек в степи, в балках можно встретить участки леса- дуб, ясень, клен, липа.
Почему деревья растут в понижениях рельефа?
На растительность степей влияет климат, который характеризуется среднегодовой температурой от+3С до +10С.
Выпишите себе в тетрадь растительный и животный мир степей. (слайды)
Закончите заполнение схемы: (учебник стр. 179)
Приспособление растений степной зоны к недостатку влаги:
- опушенность листьев
- восковой налет на листьях
- выделение эфирных масел
А какие здесь почвы? Чернозем называют «царем почв». Объясните причины высокого естественного плодородия черноземов. Заполните схему, используя словосочетания: «большое содержание гумуса (до 10%)», «ослабленный промыв почвы», «обильная травянистая растительность», «высокое естественное плодородие почв», «относительно небольшое количество осадков», «значительный по объему растительный опад».
Чем человек занимается в этой природной зоне? (ответы учащихся)
Сегодня 80% площади степей распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, а также арбузы, дыни, тыкву.
Проблемой степей является засуха и суховеи, пыльные бури. Дайте определения этих явлений.
Засуха-это длительный период без осадков при высокой температуре.
Суховеи - это горячие и сухие ветры иссушающие почву.
Пыльными бурями называется ветер, подымающий верхний слой почвы.
А теперь давайте подведем итоги и назовем основные признаки степей (схема в учебнике (стр.182)и слайд).
Мы подробно с вами разобрали зону степей. Теперь я вам предлагаю поработать с учебником и самостоятельно сделать характеристику зон полупустынь и пустынь.
Примерные ответы учащихся, с опорой на схемы в учебнике и слайды.
Полупустыни и пустыни:
1. Географическое положение: полупустыни - север Прикаспийской низменности, восточное побережье Каспийского моря. Пустыни - юг Прикаспийской низменности.
2. Климат: сухой резко континентальный (большие перепады температур: летом +25С, зимой -10С, осадки 250 мм, испаряемость 1000 мм, К увл.=0,3-0,2 в полупустыне, а в пустыне Кувл =0,1)
3. Почвы: в полупустыне -каштановые, бурые пустынно-степные. В пустыне – сероземы, солонцы и солончаки.
4. Растительность: полынно-злаковая , полынь, солянка, саксаул. Верблюжья колючка
5. Животный мир: смешение степных и пустынных животных, черепаха, ящерица, змеи, грызуны.
6. Хозяйственная деятельность: используется как пастбища для овец и верблюд. Возможно земледелие, если используется искусственное орошение.
Учитель: Вернемся к нашему проблемному вопросу. Скажите так в чем отличие северных безлесных зон от южных? (ответы учащихся)
Вывод: Итак, сегодня мы познакомились с природными зонами: степи, полупустыня и пустыня, выяснили их характерные черты, чем они отличаются друг от друга и как используются человеком.
4.Закрепление: (5 мин)
1. Вспомним, «что такое, кто такой?» дать определения понятиям-
Саксаул, солонцы и солончаки, эфемеры, такыры, сайгак, солянка.
2.Определить, какие из перечисленных признаков соответствуют зоне степей, а какие – зоне пустынь и полупустынь:
- В азиатской части России природная зона отсутствует.
- Величина испаряемости более чем в три раза превышает годовое количество осадков,
- Типичные представители растительности – типчак и ковыль,
- Распространены плодородные черноземные почвы,
- Большинство животных ведет ночной образ жизни,
- Высокая плотность сельского населения.
- В этой зоне преобладают почвы сероземы.
3. Почему зона степей одна из самых наиболее освоенных человеком природных зон?
4. Как приспособлены растения полупустынь и пустынь к длительной засухе?
5. Почему в степях не растут деревья?
6. Каков современный ландшафт степей?
5. Домашнее задание: параграф 38, Индивидуально: «Почему животные степей сайгаки живут стадом», «Какой из природных зон – степи или полупустыне свойственно большее богатство и разнообразие бабочек»?
Управление образования
Красноармейский район Краснодарский край
Ст.Полтавская МАОУ СОШ № 7
Южные безлесные зоны России: степи, полупустыни и пустыни.
Разработка открытого урока по географии в 8 классе
Учитель географии высшей категории
Шахлович Анна Николаевна
Февраль 2014 год
Индивидуальная карточка №1.
Почему растения тундры имеют карликовый рост? Назовите типичных представителей растительного мира тундры?
Индивидуальная карточка № 2.
Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных представителей животного мира тайги.
Индивидуальная карточка № 3.
Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины?
Индивидуальная карточка № 4.
Почему лесостепная зона распахана на 80%? И какая проблема характерна для этой зоны?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока географии в 6 классе по теме «Земля во Вселенной»
Цели1. Образовательные:-обобщение и систематизация знаний учащихся о Земле как части Солнечной системы;-объяснение главных отличий Земли от других планет.2....
План - конспект интегрированного урока (география + физическая культура) «Кругосветное путешествие»
Нетрадиционный урок предполагает комплексное использование знаний и умений по географии и физической культуре. Урок проводится в форме игры-соревнования.Использование нетрадиционных методов обучения в...
Презентация к уроку географии на тему "Безлесные природные зоны России".
Презентация к уроку географии на тему "Безлесные природные зоны России" (иллюстративный материал)....
План - конспект интегрированного урока (география + музыка) «Музыкальное путешествие по материкам»
Нестандартный урок - это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого д...
Конспект урока по географии 8 класс «Животные саванн, степей, полупустынь, гор».
Конспект урока по географии 8 класс....
План-конспект открытого урока географии в 7 классе. Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка.
План-конспект открытого урока географии в 7 классе. Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка....
План-конспект открытого урока географии на тему: «Расы и народы мира». 6 класс
Урок разработан в соответствии с ФГОС, в содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. Данный урок проведен по ходу изучения раздела «Население и расы&r...