Конспект урока: Южные безлесные зоны. Степи
план-конспект урока по географии (8 класс)

Соколова Людмила Владимировна

Урок с использование технологии проблемно-исследовательского обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.31 МБ
Файл конспект урока20.76 КБ
Файл Приложение33.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Южные безлесные зоны: степи.

Слайд 2

Цели урока: выявить основные характеристики степей (климат, почвы, растительность, животный мир) установить взаимосвязь между природными компонентами степи определить хозяйственное значение степей установить экологические проблемы Найти пути решения экологических проблем

Слайд 3

Проблемный вопрос: Что обрели и что потеряли люди, освоив степи?

Слайд 8

Опустынивание в степях по причине ведения хозяйственной деятельности человеком

Слайд 10

О трагической судьбе степей В.Г. Мордкович писал так: «Если будет заведена «Красная книга экосистем», то степь в неё занесут в первую очередь. Среди всех экосистем мира судьба степей наиболее драматична. Главным героем последних актов этой драмы является человек. История цивилизации так тесно и причудливо сплетена с жизнью степных экосистем, что человечество просто обязано от щедрот своих пожертвовать на сохранение этого вымирающего ландшафта…

Слайд 11

1. Почему при одинаковом количестве осадков в тундре влажно, а в степи сухо? 2.Почему в степях не растут деревья ? 3.Почему почвы степей плодородны? 4.Почему у растений летнего периода длинные и разветвленные корни? 5.Почему животные степей живут стадами? 6.Почему в степи преобладают антропогенные ландшафты?

Слайд 12

Проблемный вопрос: Что обрели и что потеряли люди, освоив степи?

Слайд 13

Цели урока: выявить основные характеристики степей (климат, почвы, растительность, животный мир) установить взаимосвязь между природными компонентами степи определить хозяйственное значение степей установить экологические проблемы Найти пути решения экологических проблем

Слайд 15

Домашнее задание: П 38. Базовый уровень: стр.194 вопросы 1,2,5 (у), 3-письменно. Повышенный уровень: шк . географа-исследователя: написать мини -эссе.



Предварительный просмотр:

Тема: Природные зоны России. Cтепи.

Цель: сформировать представление о природных особенностях, хозяйственной деятельности и экологических проблемах степей.

Задачи:

Образовательные:

Углубить знания о закономерностях размещения природных зон.

Изучить особенности компонентов в степной зоне их взаимосвязь.

Сформировать образ степей, используя отрывок из художественного произведения.

Оценить влияние хозяйственной деятельности человека на состояние степей.

Развивающие: развитие универсальных учебных действий:

умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, оценивать достигнутые результаты;

умение вести поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу;

Продолжить формирование  умения сопоставлять тематические карты, используя их как источник географической информации для выявления закономерностей между природными компонентами, составлять комплексную характеристику  природной  зоны.

Воспитательные: 

Воспитание любви к своей Родине.  Воспитание у обучающихся доброжелательности друг к другу, уважения мнения других, умения слушать, формирование навыков коллективной работы.

Тип урока: Изучение нового материала с использованием отрывка их художественного произведения.

Технологии: групповая, проблемное обучение, использованы ИТК, присутствуют элементы интегрированного урока (литература, биология).  

Оборудование: Карты: природных зон. Раздаточный материал с отрывками из художественной литературы.

Ход урока

Организация деятельности на уроке.

1.Организация учащихся на урок

2.Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

Сегодня мы с вами продолжаем экскурсию по природным зонам.

-Давайте вспомним, что такое природная зона.

-Докажите что природная зона является ПК.

3. Мотивация к учебной деятельности и целеполагание.

Для того чтобы понять какую природную зону мы будем изучать давайте посмотрим небольшое видео. (демонстрация видео о степях)

Сегодня  на уроке мы совершим виртуальную экскурсию  в природную зону

степи. 

 - По названию темы урока сформулируйте  цель урока. (познакомиться с природной зоной степей, изучить ее компоненты и установить проблемы, возникающие в степях от ведения хозяйственной деятельности

4.Изучение нового материала

Задание: На ваших столах лежит тест из произведения А.П.Чехова в котором автор описывает степь. Прочитайте и выделите особенности степей в тексте.  (широкая,  бесконечная, раздольная, разнотравная,  душная и унылая, знойная, однообразная).

- Что же такое степь?

Степи – это безлесная зона умеренного пояса, с травянистой растительностью, которая приспособлена к засушливому климату

Люди с давних времен осваивали степи. Давайте в течении урока поразмышляем над таким вопросом:

Проблемный вопрос: Что обрели и что потеряли люди, освоив степи?

- Для того чтобы сложился образ целостности степи как природной зоны, по какому плану мы будем её изучать?

1.Географическое положение

2. Климат

3.Растительност

4.Животный мир

Географическое положение.

 Зона степей размещается южнее лесостепи от западной границы России до Алтая. Восточнее Алтая степные участки встречаются в виде отдельных островов.(карта атласа)

Задание: Ребята сейчас вы будете работать по группам: климатологи, почвоведы, ботаники, зоологи.

Для выполнения задание я вам раздам карточки с вопросами, которые вам помогут дать характеристику природного компонента. Всю полученную информацию вы записываете в свои рабочие листы.

Карточка-задание климатологам

Используя карты атласа, отрывок из произведения «Степь»  А.П.Чехова, дополнительный текст составить характеристику климата степи.

1.Определить в каком климатическом поясе находятся  степи,  и в какой его части.

2.Определить среднюю температуру января и июля, в каком направлении она изменяется.

3.Узнать  годовое количество осадков, их распределение по территории степей, характер увлажнения.

                                      Карточка-задание  почвоведам

Используя карты атласа и дополнительный материал, составить характеристику почв  степи.

1.Почва-это зеркало ландшафта. Определите по карте почвы зоны степей. Дайте их характеристику.

2.Почему почвы степей плодородны?

3.Определите различия почв северных и южных степей. Назовите причины различий.

                                      Карточка-задание  ботаникам

Используя карты атласа, отрывок из произведения «Степь»  А.П.Чехова, дополнительный текст составить характеристику растительности  степи.

1.Назовите главный тип растительности степи.

Почему  в степи не растут деревья?

2.Как климатические условия отразились на растительном мире (внешние признаки и приспособляемость).  Приведите примеры.

3.Какие растения  относятся к  эфемерам, эфемероидам, ксерофитам.

                                     

                                       Карточка-задание зоологам

Используя карты атласа, отрывок из произведения «Степь»  А.П.Чехова, дополнительный текст составить характеристику животного мира  степи.

1.Назвать типичных представителей животного мира степей.  

2. Рассказать на конкретных примерах, как они приспособились к условиям обитания.  

3.Почему в степях многие животные исчезли или занесены в Красную книгу?

                                 

Каждая группа поочередно выступает с результатами своей поисковой деятельности.

- Какой вывод можно сделать о природных условиях в степях для развития хозяйственной деятельности.

- давайте снова обратимся к тексту из произведения «Степь»  А.П.Чехова и ответим на вопросы.

1.Степи и лесостепи – главный сельскохозяйственный район страны. Чем занимаются люди, живущие в степях?

2. Выявить, какие черты степей наложили отпечаток на быт, традиции, характеры проживающих там людей.

3.  Как  хозяйственная деятельность людей  отражается на природе степей? Что необходимо помнить, что бы  сохранить природу степей?

      О трагической судьбе степей В.Г. Мордкович  писал так: «Если будет заведена «Красная книга экосистем», то степь в неё занесут в первую очередь. Среди всех экосистем мира судьба степей наиболее драматична. Главным героем последних актов этой драмы является человек. История цивилизации так тесно и причудливо сплетена с жизнью степных экосистем, что человечество просто обязано от щедрот своих пожертвовать на сохранение этого вымирающего ландшафта…

-Заполните схемы в своих рабочих листах.

5.Закрепление знаний.

Задание: В рабочем листе у вас два задания, подумайте и запишите ответы.

1) Определите наиболее опасную экологическую проблему для степей.

…………………….. — это процесс деградации земель в относительно засушливых областях нашей планеты, вызываемый различными факторами.

2) Составьте цепочку нарушения экологического равновесия в степях: увеличение сухости климата, разрастание пустынь, ветровая эрозия, раздробление почвы, чрезмерный выпас скота, уменьшение растительности, опустынивание

Обсуждения ответов учеников.

- Ребята, давайте вернемся к проблемному вопросу и дадим на него ответ.

Что обрели и что потеряли люди, освоив степи?

Вернемся к началу урока, какие мы ставили цели перед собой, все ли вы узнали, что хотели? Достигли ли мы этих целей? Что обрели и что потеряли люди, освоив степи?

В результате деятельности человека степной ландшафт был полностью уничтожен и заменен на сельскохозяйственный со всеми вытекающими последствиями.

Сегодня уже очевидно, что многие типы степей потеряны навсегда и остались неизученными. Массовая распашка сказалась и на состоянии животного мира степной зоны. Подорваны, а местами полностью уничтожены запасы ценных охотничье-промысловых видов животных.  

Подведение итогов работы в группах и выставление оценок.

Рефлексия (образовательного процесса)                                                            

- я доволен своей работой на уроке

- На уроке я работал неплохо

- На уроке мне было трудно

6.Домашнее задание.

Параграф 38.

- Базовый уровень: стр.194 вопросы 1,2,5 (у), 3-письменно.

- Повышенный уровень: шк. географа-исследователя: написать мини -эссе.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Рабочий лист: (ФИ)_____________________          Дата:__________________

Тема:______________________________________________________________

Проблемный вопрос: Что обрели и что потеряли люди, освоив степи?

Животный мир                                            ГП                                             Растительный мир

                                                                Степь

Почвы                                                                                                              Климат

Хозяйственная деятельность человека

Экологические проблемы

Пути решения экологических проблем

Задание: 1) Определите наиболее опасную экологическую проблему для степей.

…………………….. — это процесс деградации земель в относительно засушливых областях нашей планеты, вызываемый различными факторами.

2) Составьте цепочку нарушения экологического равновесия в степях: увеличение сухости климата, разрастание пустынь, ветровая эрозия, раздробление почвы, чрезмерный выпас скота, уменьшение растительности, опустынивание

Вывод:

Приложение 2.

Степь.     (отрывок)          А.П.Чехов.

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливались в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается…

Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу…  Вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь, омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести.

Над дорогой с веселым криком носились сверчки, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким  «трррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипичную, монотонную музыку.

Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид…

Как душно и уныло! Бричка бежит, а Егорушка видит все одно и то же – небо, равнину, холмы…  А вот на холме показывается одинокий тополь; кто его посадил и зачем он здесь – бог его знает…

За тополем ярко-желтым ковром, от верхушки холма до самой дороги, тянутся полосы пшеницы…

Но вот промелькнула и пшеница. Опять тянется выжженная равнина, загорелые холмы, знойное небо, опять носится над землей коршун. Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. Надоело глядеть на нее, и кажется, что до нее никогда не доедешь, что она бежит от брички…

Приложение 3.

Карточка-задание климатологам

Используя карты атласа, учебник пар.38

1.Определить в каком климатическом поясе находятся  степи,  и в какой его части.

2.Определить среднюю температуру января и июля, в каком направлении она изменяется.

3.Узнать  годовое количество осадков, их распределение по территории степей, характер увлажнения.

                                      Карточка-задание  почвоведам

Используя карты атласа, учебник пар.38

1.Почва-это зеркало ландшафта. Определите по карте почвы зоны степей. Дайте их характеристику.

2.Почему почвы степей плодородны?

3.Определите различия почв северных и южных степей. Назовите причины различий.

Карточка-задание  ботаникам

Используя карты атласа, пар.38

1.Назовите главный тип растительности степи.

Почему  в степи не растут деревья?

2.Как климатические условия отразились на растительном мире (внешние признаки и приспособляемость).  Приведите примеры.

3.Какие растения  относятся к  эфемерам, эфемероидам, ксерофитам.

Карточка-задание зоологам

Используя карты атласа, учебник пар.38

1.Назвать типичных представителей животного мира степей.  

2. Рассказать на конкретных примерах, как они приспособились к условиям обитания.  

3.Почему в степях многие животные исчезли или занесены в Красную книгу?

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока географии «Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики», 8 класс

В ходе урока с использованием ЭОР формируются представления о географическом положении, климате, водах, почвах,  растительном и животном мире   безлесных зон России....

План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»

Это интегрированный урок географии и литературы.   На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...

Конспект урока "Южные материки" 7 класс

Тема  «Южные материки»(Урок обобщающего повторения)Класс: 7 «А»Предмет: География.Учитель: Шубина Г.М. Цель: Обобщение и систематизация знаний о природных комплексах материков, населен...

конспект урока "Южные материки" для 7 класса

Тема: Южные материки.Урок-путешествиеПланируемые результаты:личностные:  развитие творческих способностей обучающихся,  совершенствование коммуникативных способностей; развитие умений ...

План-конспект урока географии в 8 классе "Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни"

Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изм...

Южные безлесные зоны России

Технологическая карта урока георафии в 8 кл Южные безлесные зоны России:степи, пустыни и полупустыни...

План конспект-урока "Природно-хозяйственные зоны России"

План конспект-урока "Природно-хозяйственные зоны России" по географии в 8 классе...