Рабочая программа по географии 6 класс традиционка
рабочая программа по географии (7 класс) по теме
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для 6-ых классов составлена на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089).
- Программа для основной общеобразовательной школы: «География 6-10 классы» издательский центр «Вентана-Граф» 2007 г. – авторы составители: А.А.Летягин, Душина И.В., Пятунин В.В., Бахчеева О.А.
«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание при изучении курса уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир», о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский
Рассмотрено на Согласовано на «Утверждаю» __________
заседании МО заседании МС Директор МБОУ СОШ № 2
учителей истории и географии Пр. № 1 от 07.09.2012 г.
протокол № 1от 05.09.2012 г. Зам.дир по УВР: 08.09.2012 г.
Рук-ль ШМО:___________ ________________
/
Рабочая программа
по географии
учителя Останиной Елены Владимировны.
6 А,Б,В классы
Программа по географии для общеобразовательных
учреждений М.: «Вентена-Граф», 2007 г.
Авторы: Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А.
Авторы учебника: «Начальный курс географии». Изд. М «Дрофа», 2008 г.
Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова
г. Советский
2012 -2013 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для 6-ых классов составлена на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089).
- Программа для основной общеобразовательной школы: «География 6-10 классы» издательский центр «Вентана-Граф» 2007 г. – авторы составители: А.А.Летягин, Душина И.В., Пятунин В.В., Бахчеева О.А.
«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание при изучении курса уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир», о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку. Изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цели и задачи курса
Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
- развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;
- включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями;
- приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории.
А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.
Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля». Принцип научности позволяет обеспечить соответствие содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.
Принцип системности в изучении начального курса географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.
Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой.
Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика.
Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.
Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой – внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи.
Для начального курса географии характерны следующие межпредметные связи:
Введение – астрономия, картография, история, математика, физика, литература.
План местности – картография, биология, математика, астрономия.
Географическая карта – картография, история, математика.
Литосфера – геология, химия, физика.
Гидросфера – гидрология, лимнология, биология, физика, химия, литература
Атмосфера – метеорология, физика, химия, биология, литература.
Биосфера – биология, зоология, экология.
Население Земли – демография, история.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Специфика предмета:
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.
При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.
Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
Место предмета в учебном плане школы
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Учебный план школы отводит 35 учебных часов для обязательного изучения географии в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю, в том числе:
- 21 практическая работа;
- 1 внеурочное занятие «Основные виды съемки местности. Составление простейших планов местности. Прак. раб. №4: Составление плана маршрутной съемки по описанию» в форме практикума на местности;
- 1 контрольная работа.
Структура курса
В структурном соотношении курс состоит из Введения и четырех разделов: «Изображения земной поверхности», «Оболочки Земли», «Население Земли», «Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу».
Перечень обязательной географической номенклатуры.
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.
Учебно-тематический план (35 часа)
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Практические работы | Компетентности обучающихся |
Введение. | 2 | Знать: об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий; | ||
1. | Изображения земной поверхности. | 8 | 7 | Знать: об основных географических понятиях, Уметь: ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту; Объяснять: существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений; форму и размеры Земли (длина окружности); на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан; |
2. | Оболочки Земли. | 21 | 10 | Знать: об основных географических понятиях, Объяснять: воздействия организмов на компоненты неживой природы; влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе; меры по охране природы в своей местности; горных пород и минералов, их использования человеком; влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности; взаимосвязей: река — рельеф; искусственных водоемов; из истории географических исследований и открытий. |
3. | Население Земли | 4 | 3 | Знать: основные расы Земли, их размещение. Уметь: показывать размещение основных рас земли. Объяснять:биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности). |
ИТОГО | 35 | 21 |
Календарно-тематическое планирование:
№ | Тема урока | Кол –во часов | Календарный срок | Формы, методы организации урока | ||||||||||
6 А | 6Б | 6 В | ||||||||||||
Введение (2 урока) | ||||||||||||||
1 | География – наука о земной поверхности. | 1 | Вводный урок | |||||||||||
2 | Развитие географических знаний о Земле. | 1 | Урок изучения нового материала | |||||||||||
Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли (8 уроков) | ||||||||||||||
Тема 1. План местности (4 урока) | ||||||||||||||
3 | Понятие о плане местности. Топографический план. Ориентирование. Прак. раб. №1: Работа с компасом по ориентированию. Определение направлений | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | |||||||||||
4 | Масштаб. Измерение расстояний по плану. Прак. раб.№ 2 Измерение расстояния по физической карте, с использований масштабов. | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | |||||||||||
5 | Изображение на плане неровностей земной поверхности. Прак. раб.№3.: Измерение объектов относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями. (построение холма) | 1 | Практикум | |||||||||||
6 | Основные виды съемки местности. Составление простейших планов местности. Прак. раб. №4: Составление плана маршрутной съемки по описанию. | 1 | Урок практикум | |||||||||||
Тема 2. Географическая карта (4 урока) | ||||||||||||||
7 | Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли. Географические карты. Их значение в жизни человека. | 1 | Урок актуализации знаний | |||||||||||
8 | Градусная сетка. Географическая широта. Прак. раб. №5: Определение геогр. координат точек и точек по геогр. координатам. | 1 | Урок актуализации знаний | |||||||||||
9 | Географическая долгота. Географические координаты. Прак. раб №6: Обозначение на к/к местоположения своего населенного пункта, направления и расстояния от своего нас. пункта до ближайшего моря, озера, реки – | 1 | Урок практикум | |||||||||||
10 | Изображение высот и глубин на физических картах. Прак. раб. № 7: Определение по карте высот и глубин объектов. | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | |||||||||||
Строение Земли. Земные оболочки (21 час) | ||||||||||||||
Тема1. Литосфера (6 уроков) | ||||||||||||||
11 | Оболочки Земли. Внутреннее строение Земли. Литосфера. | 1 | ||||||||||||
12 | Породы, слагающие земную кору. Прак. раб. №8 Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам) | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | |||||||||||
13 | Движение земной коры. Землетрясения. Вулканы. Горячие источники, гейзеры. | 1 | ||||||||||||
14 | Основные формы рельефа суши. Горы суши. Прак. раб.№ 9: Описание горной страны по типовому плану | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | |||||||||||
15 | Равнины суши. Рельеф своей местности. Прак. раб. №10: Описание равнины по типовому плану | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | |||||||||||
16 | Рельеф дна Мирового океана. Прак. раб. №11: Описание рельефа дна океана по типовому плану. | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | |||||||||||
Тема 2. ГИДРОСФЕРА (7 уроков) | ||||||||||||||
17 | Водная оболочка Земли. Мировой океан и его части. Прак. раб. №12: Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта.(сочинение, отд. лист) | 1 | Урок изучения нового материала | |||||||||||
18 | Свойства океанической воды. | 1 | Урок изучения нового материала | |||||||||||
19 | Волны и течения в океане. | 1 | ||||||||||||
20 | Жизнь в Океане. Охрана и изучение Мирового океана. | 1 | Исследование | |||||||||||
21 | Воды суши. Подземные воды и их роль в жизни человека. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | |||||||||||
22 | Река и ее части. Прак. раб №13: Характеристика реки по типовому плану. (ЛОС) к/к – основные речные системы | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | |||||||||||
23 | Озера. Ледники. Искусственные водоемы. Охрана вод. Прак. раб №14: Характеристика озера по типовому плану. (ЛОС) к/к – основные озера , каналы | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | |||||||||||
Тема 3. АТМОСФЕРА (6 уроков) | ||||||||||||||
24 | Атмосфера и ее строение. Атмосферное давление. | 1 | Изучение нового материала | |||||||||||
25 | Температура воздуха. Прак. раб. №15: Составление графика температур. Определение средних температур. | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | |||||||||||
26 | Ветер. Практ. раб.№16: Построение «розы ветров» | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | |||||||||||
27 | Водяной пар и облака. Атмосферные осадки. | 1 | Урок изучения нового материала | |||||||||||
28 | Погода. Типы погоды. Климат. Прак. раб. №17: Описание наблюдаемой погоды и климата своей местности | 1 | Урок практикум | |||||||||||
29 | Распределение солнечного света и тепла на Земле. Климатообразующие факторы. | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | |||||||||||
Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле. БИОСФЕРА (2 урока) | ||||||||||||||
30 | Разнообразие и распространение организмов на Земле. Биосфера. | 1 | Урок изучения нового материала | |||||||||||
31 | Природный комплекс. Географическая оболочка. Прак. раб. № 18: Наблюдение и описание отдельных природных объектов. Выявление взаимосвязей природных компонентов. | 1 | Урок изучения нового материала | |||||||||||
Раздел 3. Население Земли (3 урока) | ||||||||||||||
32 | Человечество – единый биологический вид. Расы. Прак. раб.№19: Обозначение на к/к крупнейших государств и их столиц. | 1 |
| Урок изучения нового материала | ||||||||||
33 | Население мира. Государства и населенные пункты на карте мира. Прак. раб. №20: Описание ГП страны | 1 | Урок практикум | |||||||||||
34 | Человек-часть биосферы. Особенности географических комплексов своей местности. Прак. раб. № 21: Составление полного описания географического комплекса своей местности | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | |||||||||||
35 | Контрольная работа | 1 | Урок контроля и обобщения | |||||||||||
Итого | 35 |
Изменения в поурочно-тематическом планировании
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Требования к уровню подготовки учащихся
Ключевые компетенции
- освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
- воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.
1. Называть и/или показывать:
- существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
- форму и размеры Земли (длина окружности);
- на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
- основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
- основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
- характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
- части Мирового океана;
- среднюю соленость вод океана;
- воды суши подземные и поверхностные;
- речную систему, речной бассейн;
- компоненты ПТК;
- правила поведения в природе;
- причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
- главную причину образования ветра;
- главную причину образования облаков, осадков;
- пояса освещенности Земли;
- географические координаты своей местности.
2. Приводить примеры:
- характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
- связей между элементами погоды;
- изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
- воздействия организмов на компоненты неживой природы;
- влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
- меры по охране природы в своей местности;
- горных пород и минералов, их использования человеком;
- влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
- взаимосвязей: река — рельеф;
- искусственных водоемов;
- из истории географических исследований и открытий.
3. Определять:
- атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
- стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
- абсолютные и относительные высоты;
- объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
- по карте географическое положение объектов;
- по образцам: осадочные и магматические горные породы;
- фенологические сроки начала времен года.
4. Описывать:
- географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.
5. Объяснять:
- особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).
Учебно-методический комплект / Литература
- Программы для общеобразовательных учреждений. Составители: Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. изд. «Вентана –Граф» 2007 г.
- Учебник «Начальный курс географии» - автор Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова Е.А. . Издательство «Дрофа» - 2008 г.
- Сборник практических работ для 8-9 класса автор В.И.Сиротин издательство «Аркти».
- Атлас «География 6класс» издательство «Просвещение» 2008 г.
- Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» - «Уроки географии для 6 класса».
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский
Рассмотрено на заседании МО учителей истории и географии протокол № 1 от 05.09.12 г. Руководитель ШМО: _________ / | Согласовано на заседании МС Пр. № 1 от 07.09.12 г. Заместитель директора по УВР: ________________
| «Утверждаю» __________ Директор МБОУ СОШ № 2 г. Советский
|
Рабочая программа
по география на 2012-2013 учебный год
учитель Останина Елена Владимировна.
7 АБВ класс
Программа по географии для общеобразовательных учреждений, М.: «Дрофа», 2009 г.
Автор: Овсянникова Е.В.
Авторы учебника: «География материков и океанов». Изд. М «Дрофа», 2008 г.
В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенёв
г. Советский
2012 -2013 уч. год
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «География материков и океанов» для 7 класса составлена в соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определён обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования, на программы по географии для общеобразовательных учреждений, М.: «Дрофа», 2009 г., автор: Овсянникова Е.В.
Программа предполагает изучение системы взаимосвязанных между собой курсов, обеспечивающих не только преемственность содержания, форм и методов организации учебной деятельности школьников, но и, прежде всего, приоритет мировоззренческих целей над традиционными научно-ознакомительными.
Новизна данной программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включающем изменения целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.
В содержании курса увеличен объём страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземледельческой составляющей, что должно усилить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся. У учащихся переходного возраста психологи отмечают познавательный интерес к явлениям природы и событиям общественной жизни, способность рассуждать на основе общих посылок, стремление к познанию, расширение области интересов.
Посредством комплексного страноведения, которое объединяет изучение природы, населения и его хозяйственной деятельности, школьники научатся понимать причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, осознавать своё место в жизни своей страны и планеты в целом.
Данный учебный предмет имеет цели:
- создать у школьников целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие её природы и населения;
- познакомить учащихся со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей планеты;
- раскрыть закономерности земледельческого характера, с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определённый порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей;
- развитие географического мышления.
Программа рассчитана на 70 часов, из них:
- 11 практических работ;
- 6 проверочных работ;
- 1 итоговая контрольная работа.
В курсе программы большое внимание уделено общественной географии, усилены междисциплинарные интеграции, связи с различными областями научных знаний. В содержании программы включены сведения по истории, обществознанию, биологии, математики.
Организация учебного процесса осуществляется в форме:
- урока формирования новых знаний;
- урока изучения нового материала;
- комбинированного урока;
- урока проверки и коррекции знаний;
- урока обобщения и систематизации.
Учебно –тематический план
№ | Тема | Кол – во часов | В том числе | Компетентности учащихся | |||
Экскурсии | Лабораторные/Контрольные работы | Практические работы | Проверочные | ||||
1 | Введение | 4 | 1 | Знать: имена первооткрывателей и их маршруты, что такое «карта», деление карт. Уметь определять виды карт. | |||
2 | Главные особенности природы Земли | 9 | 1 | Знать: основные геогр.объекты, изучаемые в курсе, состав гегрогр.оболочки, отличия материковой коры от океанической, крупные литосферные плиты, климотообразующие факторы, Уметь: определять по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осодков, по схемам круговороты вещества, схему строения природного комплекса. Объяснять: существенные признаки понятий: «платформа», «рельеф», «воздушные массы», «пассаты», «географ.оболочка» , «широтная зональность» и т. д., причины геграф. зональности процессов в ГО, значение природных богатств для человека. | |||
3 | Океаны и материки | 52 | 10 | 5 | Знать: океаны, моря, заливы , проливы,ресурсы океанов, предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, виды хоз-ой деятельности людей, крупнейшие страны континентов и их столицы, климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса, важнейшие реки и озёра, источники питания рек, размещение на материке природных зон, хар-ые представители живот. И растит. Мира основных природных зон континентов. Уметь: показывать идавать характеристику положения страны, по картам разного содержания особенности природы регионов и отдельных стран, их природные богатства, степень благоприятных условий жизни людей в стране. Объяснять: влияние геогр.положения на особенности природы континента (океана)Особенности хоз-ой деятельности населения, а также изменение природы континента под влияние деятельности человека. | ||
4 | Географическая оболочка | 5 | 1 | Знать: состав геграф.оболочки, источники энергии процессов, происходящих в ГО, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности ГО. | |||
5 | Итого | 70 | 1 | 11 | 6 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол –во часов | Календарный срок | Формы, методы организации урока | ||||
7А | 7Б | 7В | ||||||
ВВЕДЕНИЕ (4 часа) | ||||||||
1 | Что изучает география матери- ков и океанов? | 1 | Изучения нового материала | |||||
2 | Основные этапы накопления знаний о Земле. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | |||||
3 | Современные географические исследования | 1 | Урок актуализации знаний и умений | |||||
4 | История создания карт Прак. раб. №1 Определение по картам и глобусу рас-ий между точками в град-ной мере и км. | 1 | Практикум | |||||
Раздел 1. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ (9 часов) | ||||||||
Литосфера и рельеф Земли (2 часа) | ||||||||
5 | Состав и строение литосферы. Гипотеза дрейфа материков. Теория литосферных плит | 1 | Изучение нового материала | |||||
6 | Особенности рельефа Земли | 1 | Изучение нового материала | |||||
Атмосфера и климаты Земли (3 часа) | ||||||||
7 | Климатообразующие факторы | 1 | Практикум | |||||
8 | Распределение тепла и влаги у поверхности Земли | 1 | Практикум | |||||
9 | Климатические пояса
| 1 | Урок изучения нового материала | |||||
Гидросфера Земли (1 час) | ||||||||
10 | Гидросфера | 1 | Урок изучения нового материала | |||||
Биосфера Земли (3 час) | ||||||||
11 | Биосфера. Географическая оболочка Строение и свойства географической оболочки. | 1 | Урок изучения нового материала | |||||
12 | Природная зональность | 1 | Исследование | |||||
13 | Обобщающий урок раздела «Главные особенности природы Земли» проверочная работа | 1 | Тестирование | |||||
Раздел 2. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ (52 часа) | ||||||||
Мировой океан (4 часа) | ||||||||
14 | Тихий океан
| 1 | Урок изучения нового материала | |||||
15 | Атлантический океан | 1 | Урок изучения нового материала | |||||
16 | Северный Ледовитый океан | 1 | Исследование | |||||
17 | Индийский | 1 | Урок актуализации знаний и умений | |||||
Африка (11 часов) | ||||||||
18 | Географическое положение и история исследования Прак. раб.№2 Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и км. | 1 | Практикум | |||||
19 | Особенности форм рельефа Африки Прак. раб №3 Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых | 1 | Практикум | |||||
20 | Климат Африки
| 1 | Урок изучения нового материала | |||||
21 | Внутренние воды | 1 | Урок изучения нового материала | |||||
22 | Природные зоны | 1 | Исследование | |||||
23 | Население Африки | 1 | Урок изучения нового материала | |||||
24 | Страны Север- ной Африки | 1 | Путешествие | |||||
25 | Центральная и Западная Африка | 1 | Путешествие | |||||
26 | Восточная Африка | 1 | Путешествие | |||||
27 | Южная Африка | 1 | Путешествие | |||||
28 | Обобщение по теме «Африка» проверочная работа | 1 | Тестирование | |||||
Австралия (5 часов) | ||||||||
29 | Австралия, ее геог-ское пол-ие и история исследования | 1 | Урок изучения нового материала | |||||
30 | Особенности компонентов природы Австралии прак. раб №4 Сравнение географ. положения Африки и Австралии | 1 | Урок практикум | |||||
31 | Население Австралии | 1 | Урок -путешествие | |||||
32 | Океания | 1 | Урок изучения нового материала | |||||
33 | Обобщение материала по теме «Австралия» Океания» проверочная работа | 1 | Тестирование «Австралия» | |||||
Южная Америка (6 часов) | ||||||||
34 | Южная Америка, географическое положение и история иссл-ния | 1 |
| Урок изучения нового материала | ||||
35 | Особенности форм рельефа материка. Размещение полез- ных ископаемых Прак. раб №5 Определения сходства и различий в рельефе Африки и Юж. Америки | 1 | Урок изучения нового Материала, практикум | |||||
36 | Особенности климата. Внутренние воды,их зависимость от рельефа Прак. раб. №6 Сравнительное описание крупных речных систем Юж. Америки и Африки Чтение климатических диаграмм | 1 | Урок практикум | |||||
37 | Природные зоны Южной Америки | 1 | Урок изучения нового материала | |||||
38 | Население Южной Америки | 1 | Урок - путешествие | |||||
39 | Страны Южной Америки Проверочная работа по теме «Южная Америка» | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | |||||
Антарктида (2 часа) | ||||||||
40 | Полярные облати. Антарктида; особенности гео -го положения и история исследования | 1 |
| Урок изучения нового материала | ||||
41 | Природа Антарктиды | 1 | Урок изучения нового материала | |||||
Северная Америка (8 часов) | ||||||||
42 | Северная Америка, геог-ское пол-ие и история исследования | 1 | Урок актуализации знаний умений | |||||
43 | Особенности форм рельефа материка. Размещение полез- ных ископаемых | 1 | Урок актуализации знаний умений | |||||
44 | Климат Северной Америки Прак. раб. №7 Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климат. поясе | 1 | Урок-практикум | |||||
45 | Внутренние воды Сев. Америки | 1 | Урок актуализации знаний умений | |||||
46 | Природные зоны Сев. Америки | 1 | Урок актуализации знаний умений | |||||
47 | Население и страны | 1 | Урок актуализации знаний умений | |||||
48 | Страны США и Канада Прак. раб. №8 Описание геогр-кого пол-ния страны по пол. карте. Описание природных условий населения и хоз-ой жизни одной из стран | 1 | Практикум | |||||
49 | Страны Латинской Америки Обобщение знаий и умений по теме «Северная мерика» Тестирование провер. раб. | 1 | Урок обобщения знаний | |||||
Евразия (16 часов) | ||||||||
50 | Географическое положение и ис- тория исследования Евразии | 1 | Урок актуализации знаний и умений | |||||
51 | Современный рельеф и полезные ископаемые | 1 |
| Урок актуализации знаний и умений | ||||
52 | Климат Евразии Прак. раб. №9 Сравнение климата Евразии с климатом Сев. Америки, определение типов климата Евразии по климатограммам | 1 | Практикум | |||||
53 | Крупнейшие реч ные системы и озера | 1 | Урок актуализации знаний и умений | |||||
54 | Природные зоны Прак. раб. №10 Сравнение природ.зон по 40 пар-ли в Евразии и Север. Америке выявление черт сходства и различийв чередовании зон, антропогенное изменение их | 1 | Урок практикум | |||||
55 | Высотная поясность | 1 | Урок новых знаний | |||||
56 | Население и страны | 1 |
| Урок актуализации знаний умений | ||||
57 | Зарубежная Европа | 1 |
| Урок актуализации знаний и умений | ||||
58 | Восточная Европа | 1 | Урок - путешествие | |||||
59 | Южная Европа Прак. раб. №11 Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы. | 1 | Урок практикум | |||||
60 | Зарубежная Азия (Юго-Западная и Центральная) | 1 | Урок повторения | |||||
61 | Восточная Азия (Япония, Китай) | 1 |
| Урок изучения нового материала | ||||
62 | Страны Южной и Юго-Восточной Азии | 1 | Урок изучения нового материала | |||||
63 | Страны СНГ (Закавказье и Средняя Азия) | 1 | Исследование | |||||
64 | Итоговый урок по теме «Евразия» | 1 | Урок обобщения знаний | |||||
65 | Обобщение по теме «Евразия» Проверочная работа | 1 | Урок обобщения знаний | |||||
РАЗДЕЛ III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА (5 часов) | ||||||||
66 | Закономерности развития геогра- фической оболочки | 1 |
| Урок актуализации знаний и умений | ||||
67 | Взаимодействие природы и обще- ства | 1 | Практикум | |||||
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля | |||||
69 | Обобщение знаний и умений | 1 | Урок повторения и обобщения | |||||
70 | Обобщение знаний по теме | 1 | Урок повторения |
Изменения в поурочно-тематическом планировании
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Требования к уровню усвоения предмета:
Знать и показать:
- важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран, типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории.
- факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере.
- крупнейшие народы мира, наиболее распространённые языки, мировые религии мира, крупнейшие по площади и населению страны мира.
- основные культурно-исторические центры стран.
- основные виды традиционной хозяйственной деятельности.
- природные ресурсы суши и Океана, меры по охране атмосферы, вод Океана и суши.
Определять:
- географическую информацию по картам различного содержания (кол-во осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т.д.).
- вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации.
Описывать:
- географическое положение объектов (по карте), существующие в природе круговорот веществ и энергии (по схемам), компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности регионов материков, крупнейших стран мира ит.д.
Оценивать и прогнозировать:
- по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдалённом будущем.
- изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках.
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей.
- основные особенности природы в её связи с населением и его хозяйственной деятельности в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.
Объяснять:
- особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах.
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов.
- особенности расового и этнического состава населения и т.д.
Список литературы
- Программы общеобразовательных учреждений. Составители: Е.В.Овсянникова изд. «Дрофа» 2009г.
- Учебник - «География материков и океанов» 7 класс, авторы: В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Шенёв. изд. «Дрофа» 2006 г.
- Сборник практических работ для 6-10 класса автор В.И.Сиротин.
- Атлас материков и океанов изд. Просвещение 2006 г.
- Тесты по географии к учеб. В.А.Коринская, И.В.Душина «География материков и океанов» изд.Экзамен» - 2006 г.
- Сборник заданий и упражнений по географии 7 класс изд. «Экзамен» 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программа по географии 7 класс традиционка
Пояснительная записка. Рабочая программа учебного предмета «География материков и океанов» для 7 класса составлена в соответствии со Стандартом ос...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...