урок 5 класс "Вода на Земле"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Кирносова Анна Николаевна

Технологическая карта и презентация к уроку в 5 классе по географии "Вода на Земле" к учебнику А.А. Летягина 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_voda_na_zemle.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии

Учитель географии МБОУ «СОШ №7» Кирносова А.Н.

Предмет

География

класс

5

УМК

А.А. Летягин «География.   Начальный курс» ИЦ «Вентана-Граф»

Урок

20

Тема урока

Вода на Земле

Цель урока

Сформировать понятие о воде на Земле. Расширить знания о Гидросфере, ее составных частях, свойствах.

Планируемые образовательные результаты /УУД/

Предметные

Представление о воде, ее состояниях и свойствах.

Представление о гидросфере и ее частях.

Умение изучать и описывать свойства воды.

Метапредметные

1. Межпредметные понятия.

Вещество, время, жизнь, метод, объект (реальный), планета Земля, природа, пространство (положение), пространство (форма, размер), процесс.

2. Регулятивные УУД

Определять цель  и последовательность действий для решения поставленных задач.

Совершенствовать (в диалоге с учителем) самостоятельно выработанные критерии оценки результатов практической работы

3. Познавательные УУД

Находить информацию, необходимую для решения учебных проблем.

Владеть смысловым чтением

4. Коммуникативные УУД

Определять цель, проблему в деятельности.

Организовывать учебное взаимодействие в паре.

Излагать свое мнение

Личностные

Личностное самоопределение, смыслообразование, нравственно – эстетическая ориентация

Вырабатывают уважительно доброжелательное отношение к партнеру.   

Формируют основы культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказать помощь

Решаемые учебные проблемы

Проведение самостоятельного поиска географической информации разного содержания из источников информации.

Формирование умений строить схемы, изучать и описывать свойства воды.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация «Урок-практикум „Вода на Земле“». Электронные карты

Оборудование

Настенная физическая карта мира. Атласы. Задания-тренажеры  / 1 на парту /

Структура урока

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

  1. Организационно – мотивационный этап

Определение темы урока

Океан объединяет человечество и является его единственной надеждой. Теперь как никогда приобретает глубокий смысл старая пословица: «Мы все в одной лодке».

Это лодка – космический корабль Земля – голубой бриллиант, светящийся в темноте космического пространства своими охватывающими всю планету водами – источником жизни.

Жак Ив Кусто

« С горы сбегая без труда, она гремит как гром

 В морозный день она тверда – руби хоть топором!

Нагрей ее – и к небесам она взлетит

Теперь ты мне ответишь сам: тогда зовут ее вода» 

Прослушав эпиграф формулируют тему.

Актуализация полученных знаний

В атмосфере есть вода?

В каком состоянии она в ней находиться?

Да, есть.

В виде пара

Формирование задач

1. Мы с вам изучили несколько оболочек Земли, вспомните как они называются?

2. Вода в природе может находиться в каком виде?

Где находиться вода в природе?

3. Для чего необходима вода на Земле ?

Для чего вода нужна человеку? Обладает ли вода какими либо особенностями?

Участвуют в поиске ответов на вопросы

1.Литосфера, атмосфера.

2.жидком, твердом, газообразном.

В водоемах: морях океанах, реках, озерах, прудах и т.д., в почве, в воздухе.

3.Чтобы была жизнь на Земле. Чтобы пить, поливать, использовать в быту. Да обладает.

1 задача дать понятие гидросфера

 

2 задача Описать части гидросферы

3 задача Изучить свойства воды

2. Процессуально – содержательный этап

Изучение нового материала

Используя уже имеющиеся у нас знания, попробуем дать определение понятию «гидросфера».

Используя информацию в учебники дают определение понятию «гидросфера»

Гидросфера – водная оболочка Земли.

Проблемный вопрос.

А много ли воды на нашей планете?

На доске нарисован круг и разделен на 4 равные части, давайте 3 из них заштрихуем. Вспомним математику, сколько мы заштриховали?

Это означает, что площадь всех океанов и морей  нашей планеты 70 %, а 29 % суша.

Поднимите руку, кто считает – Мало, опустите, а теперь -  кто считает  - Много. И Вы – правы!

¾ круга

В тетради делается запись ¾ планеты Земля покрыто водой. Площадь морей и океанов 71%, суши 29%  

Изучение нового материала

Мы с вами определили несколько мест, где вода может находиться на Земле. Пользуясь вашими источниками информации  определите из каких частей состоит гидросфера заполнив схему.

Работа с учебником рис. 57 и картой

Гидросфера

Воды океанов

96%

Воды суши

Вода в атмосфере

0.01%

Поверхностные воды

2%

Подземные воды

2%

Демонстрируют свою схему

Проблемный вопрос

Хватит ли её всем?

Высказывают свое мнение учащихся

Высказывают свое мнение

Рефлексия

- Какой способ научного познания мы применили при рассмотрении частей гидросферы?

- каким образом мы представили части гидросферы: в виде схемы объектов или процессов?

-Классификацию

- в виде схемы объектов

Физкультминутка

Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.  
А теперь плечами  крутим —
И для них разминка будет.  

Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.

Повороты вправо-влево,
Плавно производим.  

Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.  

Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.  

Шаг на месте. Ходим  строем,
Сейчас дыханье успокоим.  

Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.

Школа геогрофа – следопыта

Проведем опыт. Существует высказывание, что вода – уникальное вещество. Проверим. У нас стоит ведро с водой, намочим в нем тряпку и вытрем доску. Что мы видим?

Теперь посмотрите на доску она сухая. Куда делась вода?

А если это ведро вынести зимой на улицу или воду поместить в морозильник, что произойдет?

Доска стала мокрой.

Она испарилась.

Она замерзнет.

Изучение нового материала

Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все - при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все
ее тайны открылись нам в миг (С. Олегова)

Мы – исследователи и мы постараемся открыть тайны Воды.

Просмотр видеофрагмента из фильма «Вода» (http://video.yandex.ru/users/good123good/view/47/)

Работа с текстом учебника с. 84

В тетради записаны свойства воды:

  1. Может находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном;
  2. Не имеет запаха, вкуса и цвета;
  3. Универсальный растворитель;
  4. Окисляет металлы;
  5. Имеет свойство расширяться и замерзать, поэтому имеет разную плотность;
  6. Способно поглощать тепло, нагреваться;
  7. Может быть соленой и проводит электрический ток.

Рефлексия

Мы изучили, какими свойствами обладает вода. Можем ли мы изучить свойства воды? Каким образом можно это сделать?

Можем ли мы провести опыты с водой сейчас?

Да, можем. Нам необходимо провести опыты с водой.

- Нет, так как у нас нет необходимого оборудования

3. Этап закрепления

Закрепление и первичный контроль

- Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока

Много ли воды на Земле? Хватит ли воды всем жителям планеты?

- Но во многих городах мира, России, в том числе в нашем городе множество киосков по продаже питьевой воды. Почему?

Давайте подведем итог. Попрошу вас ответить на вопросы, которые у вас на партах.  

1. Кто из Вас знает, как называется водная оболочка Земли?

2. Она состоит из трёх частей. Каких?

3. Основную часть гидросферы составляет Мировой океан.

Он подразделяется на 4 океана.

- Да.  На планете Земля -71% воды, суши-29%.

 – Загрязнение воды

Отвечают письменно в карточках

1. Гидросфера – водная оболочка Земли.

2. Схема из 3 частей: воды океанов, воды суши, воды в атмосфере.

3. Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан  и Северный Ледовитый океан

Подведение итогов

Обменяйтесь карточками с рядом сидящим исследователем.

Обмениваются карточками и проверяют ответы соседа

Взаимоконтроль

4. Рефлексивный этап

Рефлексия эмоциональная

- Как вы оцениваете свою деятельность. Продолжите фразу «Я на уроке работал …»

- У вас на столах лежат стикеры разного цвета. Я попрошу вас приклеить один из них соответствующий вашим ощущениям от урока. Если урок понравился, было интересно – желтый, если относительно понравился и не совсем интересно – оранжевый, а если вы разочарованы, и урок совершенно не понравился - синий.

В листиках отмечают свою работу на уроке продолжая предложение

5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

Прочитать параграф 15 с. 84 Ответить  на вопрос 1 после параграфа (с. 89 учебника)

Дополнительное задание

Одному из каждой группы подготовить краткое сообщение по одной из тем:

- Гидросфера – водная оболочка

- Три состояния воды

- Круговорот воды в природе

Подготовка и презентация сообщений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Земля" к учебнику Кауфман К.И., 7 класс

Данный урок посвящен экологическим проблемам. В основе урока - песня Майкла Джексона "Земля". Также используются технология fishbone, презентация "Земля", игра "Дерево обещаний"....

Урок "Внутреннее строение Земли"

Урок географии в 6 классе.Урок проводится в форме путешествия по станциям: "Знания", "Исследовательская", "Итоговая".На уроке формируетсяпредставление о внктреннем строении ЗемлиКоасс работает с больш...

Разработка урока по федеральным землям Германии

Данная публикация содержит план-конспект урока, запланированного как итоговый урок по теме Немецкоговорящие страны, федеральные земли Германии. Урок проводиться в виде соревнования между двумя команда...

урок зоологии "Повелители Земли. Тип Членистоногие"

Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока по тема "Общая характеристика Членистоногих", основанная на таких инновационных образовательных технологиях, как информационно-коммуникационн...

урок "климатические пояса Земли"

Урок « Климатические пояса Земли»Тип урока: комбинированный мультимедийный урок.Цель урока: Формирование понятия о климатических поясах и факторах их образования.Задачи урока:Повторить и закрепи...

Методическая разработка интегрированного урока «Наш дом – Земля. Экология Земли – глобальная проблема человечества»

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и географии, в рамках темы "Глобальные проблемы человечества". основным элементом структуры и содержания урока является документальный фильм....