урок 5 класс "Вода на Земле"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Технологическая карта и презентация к уроку в 5 классе по географии "Вода на Земле" к учебнику А.А. Летягина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_voda_na_zemle.docx | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии
Учитель географии МБОУ «СОШ №7» Кирносова А.Н.
Предмет | География | |||||||||||||||
класс | 5 | |||||||||||||||
УМК | А.А. Летягин «География. Начальный курс» ИЦ «Вентана-Граф» | |||||||||||||||
Урок | 20 | |||||||||||||||
Тема урока | Вода на Земле | |||||||||||||||
Цель урока | Сформировать понятие о воде на Земле. Расширить знания о Гидросфере, ее составных частях, свойствах. | |||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты /УУД/ | ||||||||||||||||
Предметные | Представление о воде, ее состояниях и свойствах. Представление о гидросфере и ее частях. Умение изучать и описывать свойства воды. | |||||||||||||||
Метапредметные | 1. Межпредметные понятия. | Вещество, время, жизнь, метод, объект (реальный), планета Земля, природа, пространство (положение), пространство (форма, размер), процесс. | ||||||||||||||
2. Регулятивные УУД | Определять цель и последовательность действий для решения поставленных задач. Совершенствовать (в диалоге с учителем) самостоятельно выработанные критерии оценки результатов практической работы | |||||||||||||||
3. Познавательные УУД | Находить информацию, необходимую для решения учебных проблем. Владеть смысловым чтением | |||||||||||||||
4. Коммуникативные УУД | Определять цель, проблему в деятельности. Организовывать учебное взаимодействие в паре. Излагать свое мнение | |||||||||||||||
Личностные | Личностное самоопределение, смыслообразование, нравственно – эстетическая ориентация | Вырабатывают уважительно доброжелательное отношение к партнеру. Формируют основы культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказать помощь | ||||||||||||||
Решаемые учебные проблемы | Проведение самостоятельного поиска географической информации разного содержания из источников информации. Формирование умений строить схемы, изучать и описывать свойства воды. | |||||||||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация «Урок-практикум „Вода на Земле“». Электронные карты | |||||||||||||||
Оборудование | Настенная физическая карта мира. Атласы. Задания-тренажеры / 1 на парту / | |||||||||||||||
Структура урока | ||||||||||||||||
Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока | |||||||||||||
Смысловые блоки содержания | Познавательные задачи для учащихся | |||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Определение темы урока | Океан объединяет человечество и является его единственной надеждой. Теперь как никогда приобретает глубокий смысл старая пословица: «Мы все в одной лодке». Это лодка – космический корабль Земля – голубой бриллиант, светящийся в темноте космического пространства своими охватывающими всю планету водами – источником жизни. Жак Ив Кусто « С горы сбегая без труда, она гремит как гром В морозный день она тверда – руби хоть топором! Нагрей ее – и к небесам она взлетит Теперь ты мне ответишь сам: тогда зовут ее вода» | Прослушав эпиграф формулируют тему. | ||||||||||||||
Актуализация полученных знаний | В атмосфере есть вода? В каком состоянии она в ней находиться? | Да, есть. В виде пара | ||||||||||||||
Формирование задач | 1. Мы с вам изучили несколько оболочек Земли, вспомните как они называются? 2. Вода в природе может находиться в каком виде? Где находиться вода в природе? 3. Для чего необходима вода на Земле ? Для чего вода нужна человеку? Обладает ли вода какими либо особенностями? | Участвуют в поиске ответов на вопросы 1.Литосфера, атмосфера. 2.жидком, твердом, газообразном. В водоемах: морях океанах, реках, озерах, прудах и т.д., в почве, в воздухе. 3.Чтобы была жизнь на Земле. Чтобы пить, поливать, использовать в быту. Да обладает. | 1 задача дать понятие гидросфера
2 задача Описать части гидросферы 3 задача Изучить свойства воды | |||||||||||||
2. Процессуально – содержательный этап | ||||||||||||||||
Изучение нового материала | Используя уже имеющиеся у нас знания, попробуем дать определение понятию «гидросфера». | Используя информацию в учебники дают определение понятию «гидросфера» | Гидросфера – водная оболочка Земли. | |||||||||||||
Проблемный вопрос. | А много ли воды на нашей планете? На доске нарисован круг и разделен на 4 равные части, давайте 3 из них заштрихуем. Вспомним математику, сколько мы заштриховали? Это означает, что площадь всех океанов и морей нашей планеты 70 %, а 29 % суша. | Поднимите руку, кто считает – Мало, опустите, а теперь - кто считает - Много. И Вы – правы! ¾ круга | В тетради делается запись ¾ планеты Земля покрыто водой. Площадь морей и океанов 71%, суши 29% | |||||||||||||
Изучение нового материала | Мы с вами определили несколько мест, где вода может находиться на Земле. Пользуясь вашими источниками информации определите из каких частей состоит гидросфера заполнив схему. | Работа с учебником рис. 57 и картой |
| Демонстрируют свою схему | ||||||||||||
Проблемный вопрос | Хватит ли её всем? | Высказывают свое мнение учащихся | Высказывают свое мнение | |||||||||||||
Рефлексия | - Какой способ научного познания мы применили при рассмотрении частей гидросферы? - каким образом мы представили части гидросферы: в виде схемы объектов или процессов? | -Классификацию - в виде схемы объектов | ||||||||||||||
Физкультминутка | Голова чтоб не болела, Тянем наши ручки к небу, Повороты вправо-влево, Наклоняемся легко, Потянули плечи, спинки. Шаг на месте. Ходим строем, Хоть приятно разминаться, | |||||||||||||||
Школа геогрофа – следопыта | Проведем опыт. Существует высказывание, что вода – уникальное вещество. Проверим. У нас стоит ведро с водой, намочим в нем тряпку и вытрем доску. Что мы видим? Теперь посмотрите на доску она сухая. Куда делась вода? А если это ведро вынести зимой на улицу или воду поместить в морозильник, что произойдет? | Доска стала мокрой. Она испарилась. Она замерзнет. | ||||||||||||||
Изучение нового материала | Кто знает, откуда берется вода? Мы – исследователи и мы постараемся открыть тайны Воды. Просмотр видеофрагмента из фильма «Вода» (http://video.yandex.ru/users/good123good/view/47/) | Работа с текстом учебника с. 84 | В тетради записаны свойства воды:
| |||||||||||||
Рефлексия | Мы изучили, какими свойствами обладает вода. Можем ли мы изучить свойства воды? Каким образом можно это сделать? Можем ли мы провести опыты с водой сейчас? | Да, можем. Нам необходимо провести опыты с водой. - Нет, так как у нас нет необходимого оборудования | ||||||||||||||
3. Этап закрепления | ||||||||||||||||
Закрепление и первичный контроль | - Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока Много ли воды на Земле? Хватит ли воды всем жителям планеты? - Но во многих городах мира, России, в том числе в нашем городе множество киосков по продаже питьевой воды. Почему? Давайте подведем итог. Попрошу вас ответить на вопросы, которые у вас на партах. 1. Кто из Вас знает, как называется водная оболочка Земли? 2. Она состоит из трёх частей. Каких? 3. Основную часть гидросферы составляет Мировой океан. Он подразделяется на 4 океана. | - Да. На планете Земля -71% воды, суши-29%. – Загрязнение воды Отвечают письменно в карточках | 1. Гидросфера – водная оболочка Земли. 2. Схема из 3 частей: воды океанов, воды суши, воды в атмосфере. 3. Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан и Северный Ледовитый океан | |||||||||||||
Подведение итогов | Обменяйтесь карточками с рядом сидящим исследователем. | Обмениваются карточками и проверяют ответы соседа | Взаимоконтроль | |||||||||||||
4. Рефлексивный этап | ||||||||||||||||
Рефлексия эмоциональная | - Как вы оцениваете свою деятельность. Продолжите фразу «Я на уроке работал …» - У вас на столах лежат стикеры разного цвета. Я попрошу вас приклеить один из них соответствующий вашим ощущениям от урока. Если урок понравился, было интересно – желтый, если относительно понравился и не совсем интересно – оранжевый, а если вы разочарованы, и урок совершенно не понравился - синий. | В листиках отмечают свою работу на уроке продолжая предложение | ||||||||||||||
5. Объяснение домашнего задания | ||||||||||||||||
Обязательное задание | Прочитать параграф 15 с. 84 Ответить на вопрос 1 после параграфа (с. 89 учебника) | |||||||||||||||
Дополнительное задание | Одному из каждой группы подготовить краткое сообщение по одной из тем: - Гидросфера – водная оболочка - Три состояния воды - Круговорот воды в природе | Подготовка и презентация сообщений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Земля" к учебнику Кауфман К.И., 7 класс
Данный урок посвящен экологическим проблемам. В основе урока - песня Майкла Джексона "Земля". Также используются технология fishbone, презентация "Земля", игра "Дерево обещаний"....
Урок "Внутреннее строение Земли"
Урок географии в 6 классе.Урок проводится в форме путешествия по станциям: "Знания", "Исследовательская", "Итоговая".На уроке формируетсяпредставление о внктреннем строении ЗемлиКоасс работает с больш...
Разработка урока по федеральным землям Германии
Данная публикация содержит план-конспект урока, запланированного как итоговый урок по теме Немецкоговорящие страны, федеральные земли Германии. Урок проводиться в виде соревнования между двумя команда...
урок зоологии "Повелители Земли. Тип Членистоногие"
Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока по тема "Общая характеристика Членистоногих", основанная на таких инновационных образовательных технологиях, как информационно-коммуникационн...
урок "климатические пояса Земли"
Урок « Климатические пояса Земли»Тип урока: комбинированный мультимедийный урок.Цель урока: Формирование понятия о климатических поясах и факторах их образования.Задачи урока:Повторить и закрепи...
Методическая разработка интегрированного урока «Наш дом – Земля. Экология Земли – глобальная проблема человечества»
Методическая разработка интегрированного урока по биологии и географии, в рамках темы "Глобальные проблемы человечества". основным элементом структуры и содержания урока является документальный фильм....
Урок литературы в 9классе.Тема урока: «Образ Русской Земли в «Слове о полку Игореве»»
Второй урок из трех в системе уроков в 9классе....