Урок литературы в 9классе.Тема урока: «Образ Русской Земли в «Слове о полку Игореве»»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Гусева Влада Александровна

Второй урок из трех в системе уроков в 9классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к уроку24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Гусева Влада Александровна, учитель русского языка  и литературы, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Приуральская средняя общеобразовательная школа Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

Название предмета : Литература

Класс: 9

УМК (Литература, УМК: В.Я. Коровина (учебник)

Уровень обучения: базовый

Тема урока: «Образ Русской Земли в «Слове о полку Игореве»»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы:3

Место урока в системе уроков по теме:2 из 3.

Цель урока:

• изучение и обобщение имеющихся знаний по данной теме;
• обучение анализу литературного произведения;
• воспитание чувства патриотизма, наблюдательности, трудолюбия.

Задачи урока: изучить и обобщить имеющиеся знания по данной теме;
• развивать умение работать с текстом самостоятельно и в группе;
• обучение анализу литературного произведения;
• воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие.

Планируемые результаты

Личностные:-воспитание патриотизма и уважения к культурному наследию Древней Руси; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.

Метапредметные: -развитие умения организовывать учебное сотрудничество; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; формулировать и аргументировать своё мнение.

  Предметные: воспитание читателя, способного осуществлять смысловой и эстетический анализ текста, участвовать в обсуждении прочитанного; развитие умения сопоставлять

    Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор; раздаточный материал(фрагменты статьи Д.С.Лихачева “Золотое слово русской литературы”); выход в интернет :иллюстрации, гравюры В.А.Фаворского.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

1.Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014

2.Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе.9 класс/ В.Я.Коровина,И.С. Збарский, В.И Коровин.-2-е изд..-М: Просвещение,2010

3. «Преданья старины глубокой». (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997.

4.Прокофьев Н.И. «Слово о полку Игореве»: космические мотивы, земная природа и человек. В книге: «Слово о полку Игореве». (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997.

5. Прокофьев Н.И. «Слово о полку Игореве». Статья. В книге: «Слово о полку Игореве». (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997.

6.«Читаю «Слово о полку…»». (Под ред. И.Шкляревского). Москва,1991.

7.«Слово о полку Игореве» (Под редакцией Н.В.Беляковой, Н.З.Левинской, Г.Е.Гафт). Москва, 1978.

8.Лихачев Д.С. Вступительная статья, дословный и объяснительный перевод с древнерусского языка «Слова о полке Игореве». В книге: «Слово о полку Игореве».(Под ред. Н.В.Беляковой, Н.З.Левинской, Г.Е. Гафт). Москва 1978.

9.Интернет- ресурсы:

http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=254

http://journal-shkolniku.ru/favorskyi.html 

 http://feb-web.ru/feb/slovo/texts/a50/A50-375-.htm.

Ход урока

Эпиграфы:

Свой призыв к единению, свое чувство единства Родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. «Слово о полку Игореве» посвящено всей Русской земле в целом. Героем «Слова» является не какой-либо из князей, а русский народ, Русская земля. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли — центральный в «Слове»; он очерчен автором широко и свободно. 
Д.С.Лихачев

Автор «Слова…» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово…», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли – существенная часть «Слова…» как призыв к ее защите от внешних врагов.

Д.С. Лихачев

(Слайд 2-3)

Ход урока

1. Орг.момент. Актуализация. Постановка цели:

– Назовите главные образы поэмы.

– “Слово…” посвящено военному походу князя Игоря, но кто же главный герой поэмы?

– Из чего складывается образ Русской земли? Работа над эпиграфом. Сформулируйте цели урока.

1. Беседа по прочитанному и взаимоопрос :

– Что вы уже знали, о чем говорилось на уроках?

– Что показалось непонятным?

– Что удивило, взволновало?

– Что бы выделили как главное?(слайд4)

3. Изучение темы.

1)Самостоятельная работа в группе, чтение фрагмента “Образ Русской земли в “Слове...” из статьи Д.С.Лихачева “Золотое слово русской литературы” (см. Приложение 1).Задание: анализ фрагмента

Читая текст, учащиеся делают пометки.(+-?)

2) В процессе беседы составляется схема- кластер: ПРИРОДА-ЛЮДИ- ИСТОРИЯ= ОБРАЗ РУССКОЙ ЗЕМЛИ (слайд5)

3) Групповая практическая  работа. Класс делится на три группы, каждая из которых работает над одной из тем:

– История Руси в “Слове…”.

– Природа в “Слове…”;

– Люди Древней Руси в “Слове…”

Группы составляют свой кластер по теме и иллюстрируют его фрагментами поэмы, а также называют средства создания образа, выполняя задания (карточки) Приложение 2.  :

Группа 1.История Руси Времена Владимира и время похода кн. Игоря Часть первая. Поход Игоря. Почему Игорь пренебрёг тревожными предзнаменованиями и отправился в поход? Почему он потерпел поражение? Какие князья были главными в походе Игоря? (Выход в интернет: См. http://feb-web.ru/feb/slovo/texts/a50/A50-375-.htm.)

Какими изображены русские князья?

 Часть вторая.

Какую характеристику автор даёт Святославу и князьям?

Группа 2.Природа в «Слове» Проследить за образами природы, выделив пейзаж; птиц- зверей; города- села; реки-моря; солнце- ветер- дождь. Природа сочувствует людскому горю во время войны или мешает воинам? Составьте список географических названий «Слова…» и охарактеризуйте его художественное пространство. В чём различие образов Русской земли и Половецкой степи?

Часть третья. Плач Ярославны.

Какие черты Ярославны присущи образу древнерусской женщины? Почему она обращается за помощью к силам природы?

Прослушайте фрагменты части третьей в актёрском исполнении.

Группа 3. Люди Древней Руси в “Слове…”

Каким изображён в «Слове…» русский народ? ( воины- народ мирный- князья- женщины)  Как в «Слове…» отразилась история Руси и патриотическая позиция автора? Чем мысль автора о единении русских земель созвучна нашему времени?

ФИЗМИНУТКА

4)Презентация групповой работы

Обсуждение иллюстраций к «Слову…»  Иллюстрации: гравюры В.А.Фаворского.

Выход в интернет : http://journal-shkolniku.ru/favorskyi.html Сопоставление с иллюстрациями в учебнике .Выполнение заданий из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

4. Обобщение. 1)Беседа:(слайд6)

-Почему в центре «Слова...» находится золотое слово Святослава?

-Почему главным образом «Слова…» стал образ Русской земли?

2)Итоговые вопросы : (слайд7)

-Почему мысль о единении русских земель актуальна в «Слове…»?

-- Вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном»

 -Как же создается образ Русской земли в поэме?(слайд 8-12)

Заключение: Таким образом, Русская земля является главным героем «Слова о полку Игореве». Она представлена в произведении масштабно и объемно, как великая и прекрасная страна, которую невозможно не любить. Автор и его герои чувствуют себя неотъемлемой частью земли русской, которой надо восхищаться и которую надо оберегать, защищать. В этой мысли заключается основная идея «Слова о полку Игореве», которая актуальна во все времена

3)Написание синквейна. Ключевое понятие  «Русская земля».Чтение 2-3синквейнов.

5. Рефлексия. Подведение итогов работы на уроке с опорой на составленные кластеры:

– Было ли вам интересно на уроке?

– Сумели ли вы получить новые знания?

– Как же создается образ Русской земли в поэме?

– Какие средства художественного изображения участвуют в создании образа?

Оцените свою работу.

6. Домашнее задание (слайд13): Письменно ответить на один из итоговых вопросов (по выбору учащихся). Вопросы учебника стр33-34. Выучить наизусть отрывок (вступление или плач Ярославны)

Индивидуальное        задание. Подготовить похвальное        слово Ярославне в духе поэтики «Слова…».Сообщение об опере А.П. Бородина"Князь Игорь"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по теме «Поэтический мир и герои «Слова о полку Игореве». Идейный смысл произведения».

На уроке даётся  характеристика героям и их поступкам, выявляется  роль пейзажа, авторское отношение к происходящему....

Статья "Образ Русской земли в «Слово о полку Игореве».

Статья "Образ Русской земли в «Слово о полку Игореве»....

«9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве». «Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»

laquo;9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве».«Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»Цели:1. Определить тем...

Презентация к уроку "Знакомство с древнерусским искусством как пролог к изучению произведения"Слово о полку Игореве"

Знакомство с древнерусским искусствок как пролог иизучения "Слово о полку Игореве"...

Технологическая карта урока литературы "Слово о полку Игореве" – призыв к единению Русской земли

Класс: 9АПредмет: литератураТема: “Слово о полку Игореве» – призыв к единению Русской земли”Триединая дидактическая цель: Обучающая: - организация деятельности учащихся по испо...