Урок литературы в 9классе.Тема урока: «Образ Русской Земли в «Слове о полку Игореве»»
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Гусева Влада Александровна, учитель русского языка и литературы, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Приуральская средняя общеобразовательная школа Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
Название предмета : Литература
Класс: 9
УМК (Литература, УМК: В.Я. Коровина (учебник)
Уровень обучения: базовый
Тема урока: «Образ Русской Земли в «Слове о полку Игореве»»
Общее количество часов, отведенное на изучение темы:3
Место урока в системе уроков по теме:2 из 3.
Цель урока:
• изучение и обобщение имеющихся знаний по данной теме;
• обучение анализу литературного произведения;
• воспитание чувства патриотизма, наблюдательности, трудолюбия.
Задачи урока: изучить и обобщить имеющиеся знания по данной теме;
• развивать умение работать с текстом самостоятельно и в группе;
• обучение анализу литературного произведения;
• воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие.
Планируемые результаты
Личностные:-воспитание патриотизма и уважения к культурному наследию Древней Руси; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.
Метапредметные: -развитие умения организовывать учебное сотрудничество; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; формулировать и аргументировать своё мнение.
Предметные: воспитание читателя, способного осуществлять смысловой и эстетический анализ текста, участвовать в обсуждении прочитанного; развитие умения сопоставлять
Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор; раздаточный материал(фрагменты статьи Д.С.Лихачева “Золотое слово русской литературы”); выход в интернет :иллюстрации, гравюры В.А.Фаворского.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
1.Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014
2.Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе.9 класс/ В.Я.Коровина,И.С. Збарский, В.И Коровин.-2-е изд..-М: Просвещение,2010
3. «Преданья старины глубокой». (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997.
4.Прокофьев Н.И. «Слово о полку Игореве»: космические мотивы, земная природа и человек. В книге: «Слово о полку Игореве». (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997.
5. Прокофьев Н.И. «Слово о полку Игореве». Статья. В книге: «Слово о полку Игореве». (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997.
6.«Читаю «Слово о полку…»». (Под ред. И.Шкляревского). Москва,1991.
7.«Слово о полку Игореве» (Под редакцией Н.В.Беляковой, Н.З.Левинской, Г.Е.Гафт). Москва, 1978.
8.Лихачев Д.С. Вступительная статья, дословный и объяснительный перевод с древнерусского языка «Слова о полке Игореве». В книге: «Слово о полку Игореве».(Под ред. Н.В.Беляковой, Н.З.Левинской, Г.Е. Гафт). Москва 1978.
9.Интернет- ресурсы:
http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=254
http://journal-shkolniku.ru/favorskyi.html
http://feb-web.ru/feb/slovo/texts/a50/A50-375-.htm.
Ход урока
Эпиграфы:
Свой призыв к единению, свое чувство единства Родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. «Слово о полку Игореве» посвящено всей Русской земле в целом. Героем «Слова» является не какой-либо из князей, а русский народ, Русская земля. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли — центральный в «Слове»; он очерчен автором широко и свободно.
Д.С.Лихачев
Автор «Слова…» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово…», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли – существенная часть «Слова…» как призыв к ее защите от внешних врагов.
Д.С. Лихачев
(Слайд 2-3)
Ход урока
1. Орг.момент. Актуализация. Постановка цели:
– Назовите главные образы поэмы.
– “Слово…” посвящено военному походу князя Игоря, но кто же главный герой поэмы?
– Из чего складывается образ Русской земли? Работа над эпиграфом. Сформулируйте цели урока.
1. Беседа по прочитанному и взаимоопрос :
– Что вы уже знали, о чем говорилось на уроках?
– Что показалось непонятным?
– Что удивило, взволновало?
– Что бы выделили как главное?(слайд4)
3. Изучение темы.
1)Самостоятельная работа в группе, чтение фрагмента “Образ Русской земли в “Слове...” из статьи Д.С.Лихачева “Золотое слово русской литературы” (см. Приложение 1).Задание: анализ фрагмента
Читая текст, учащиеся делают пометки.(+-?)
2) В процессе беседы составляется схема- кластер: ПРИРОДА-ЛЮДИ- ИСТОРИЯ= ОБРАЗ РУССКОЙ ЗЕМЛИ (слайд5)
3) Групповая практическая работа. Класс делится на три группы, каждая из которых работает над одной из тем:
– История Руси в “Слове…”.
– Природа в “Слове…”;
– Люди Древней Руси в “Слове…”
Группы составляют свой кластер по теме и иллюстрируют его фрагментами поэмы, а также называют средства создания образа, выполняя задания (карточки) Приложение 2. :
Группа 1.История Руси Времена Владимира и время похода кн. Игоря Часть первая. Поход Игоря. Почему Игорь пренебрёг тревожными предзнаменованиями и отправился в поход? Почему он потерпел поражение? Какие князья были главными в походе Игоря? (Выход в интернет: См. http://feb-web.ru/feb/slovo/texts/a50/A50-375-.htm.)
Какими изображены русские князья?
Часть вторая.
Какую характеристику автор даёт Святославу и князьям?
Группа 2.Природа в «Слове» Проследить за образами природы, выделив пейзаж; птиц- зверей; города- села; реки-моря; солнце- ветер- дождь. Природа сочувствует людскому горю во время войны или мешает воинам? Составьте список географических названий «Слова…» и охарактеризуйте его художественное пространство. В чём различие образов Русской земли и Половецкой степи?
Часть третья. Плач Ярославны.
Какие черты Ярославны присущи образу древнерусской женщины? Почему она обращается за помощью к силам природы?
Прослушайте фрагменты части третьей в актёрском исполнении.
Группа 3. Люди Древней Руси в “Слове…”
Каким изображён в «Слове…» русский народ? ( воины- народ мирный- князья- женщины) Как в «Слове…» отразилась история Руси и патриотическая позиция автора? Чем мысль автора о единении русских земель созвучна нашему времени?
ФИЗМИНУТКА
4)Презентация групповой работы
Обсуждение иллюстраций к «Слову…» Иллюстрации: гравюры В.А.Фаворского.
Выход в интернет : http://journal-shkolniku.ru/favorskyi.html Сопоставление с иллюстрациями в учебнике .Выполнение заданий из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».
4. Обобщение. 1)Беседа:(слайд6)
-Почему в центре «Слова...» находится золотое слово Святослава?
-Почему главным образом «Слова…» стал образ Русской земли?
2)Итоговые вопросы : (слайд7)
-Почему мысль о единении русских земель актуальна в «Слове…»?
-- Вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном»
-Как же создается образ Русской земли в поэме?(слайд 8-12)
Заключение: Таким образом, Русская земля является главным героем «Слова о полку Игореве». Она представлена в произведении масштабно и объемно, как великая и прекрасная страна, которую невозможно не любить. Автор и его герои чувствуют себя неотъемлемой частью земли русской, которой надо восхищаться и которую надо оберегать, защищать. В этой мысли заключается основная идея «Слова о полку Игореве», которая актуальна во все времена
3)Написание синквейна. Ключевое понятие «Русская земля».Чтение 2-3синквейнов.
5. Рефлексия. Подведение итогов работы на уроке с опорой на составленные кластеры:
– Было ли вам интересно на уроке?
– Сумели ли вы получить новые знания?
– Как же создается образ Русской земли в поэме?
– Какие средства художественного изображения участвуют в создании образа?
Оцените свою работу.
6. Домашнее задание (слайд13): Письменно ответить на один из итоговых вопросов (по выбору учащихся). Вопросы учебника стр33-34. Выучить наизусть отрывок (вступление или плач Ярославны)
Индивидуальное задание. Подготовить похвальное слово Ярославне в духе поэтики «Слова…».Сообщение об опере А.П. Бородина"Князь Игорь"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
Урок в 9 классе по теме «Поэтический мир и герои «Слова о полку Игореве». Идейный смысл произведения».
На уроке даётся характеристика героям и их поступкам, выявляется роль пейзажа, авторское отношение к происходящему....
Статья "Образ Русской земли в «Слово о полку Игореве».
Статья "Образ Русской земли в «Слово о полку Игореве»....
«9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве». «Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»
laquo;9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве».«Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»Цели:1. Определить тем...
Презентация к уроку "Знакомство с древнерусским искусством как пролог к изучению произведения"Слово о полку Игореве"
Знакомство с древнерусским искусствок как пролог иизучения "Слово о полку Игореве"...
Технологическая карта урока литературы "Слово о полку Игореве" – призыв к единению Русской земли
Класс: 9АПредмет: литератураТема: “Слово о полку Игореве» – призыв к единению Русской земли”Триединая дидактическая цель: Обучающая: - организация деятельности учащихся по испо...