Методическая разработка открытого урока "Жизнь в полярных поясах и в океане"
методическая разработка по географии (5 класс) на тему
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений об арктических и антарктических пустынях и условиях жизни в океане.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_zhizn_v_polyarnyh_poyasah_i_v_okeane._rayonnyy_seminar.docx | 25.58 КБ |
zhizn_v_polyarnyh_poyasah_i_v_okeane.pptx | 2.51 МБ |
test.docx | 14.25 КБ |
приложения | 82.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Жизнь в полярных поясах и в океане
Класс: 5
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений об арктических и антарктических пустынях и условиях жизни в океане.
Планированные образовательные результаты:
Предметные: способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой, устанавливать взаимосвязи: природные условия – особенности растительного и животного мира)
Метапредметные: создать условия для осознания школьниками процесса обучения,
-способствовать развитию наблюдательности учащихся, умения анализировать, делать выводы;
- развивать способность применять имеющиеся у детей умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;
-формировать практические навыки, умения в работе с дополнительной литературой, картой и другими источниками информации;
-создать условия для формирования коммуникативных умений и навыков в групповой работе.
Личностные: развивать в себе чувство ответственности за судьбу живой природы, формировать уважительное отношения к России, родному краю.
Задачи: Формировать УУД:- Личностные УУД: формирование уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру), морально-этическая регуляция. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему урока, ставить и решать учебные задачи, умение управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно выполненное задание от неверного и др.
Коммуникативные УУД: формировать умения: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; выделять главное.
Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; умение работать с информацией: умение работать с материалом учебника, слайдами презентации, раздаточным материалом.
Ожидаемые результаты:
Предметные: Знать особенности распространения животных и растений в полярных поясах и в океане.
Уметь аргументировано доказывать связь между климатическими особенностями и распространением животных и растений.
Тип урока: Интегрированный урок (география и биология) « исследовательское путешествие»: вовлечение детей в самостоятельную исследовательскую деятельность.
Формы работы учащихся – индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Опорные понятия, термины: тундра, арктические и антарктические пустыни, фитопланктон.
Необходимые технические средства
Компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет.
Ресурсы:
- основные: учебник «География» 5 класс. Автор А.А.Летягин. «Вентана-Граф» 2012, дневник юного географа - следопыта, атлас и контурные карты 5 класс, карта полушарий, физическая карта России, карта природных зон.
- дополнительные: энциклопедии, справочники по географии, интернет ресурсы, иллюстрации с изображением животных и мест их обитания, маршрутные листы, « карточки- помогайки»
Используемые ЭОР: http://pwpt.ru/presentation/geografiya/page/11/,
http://festival.1september.ru/geography/page-9
Межпредметные связи: информатика, биология, технология
Эпиграф: « Наблюдай и восхищайся,
Изучай и береги!».
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:
Этап 1. Мотивация к учебной деятельности. Проверка готовности класса к уроку(1мин.)
Цели: создать рабочую обстановку, направить мыслительную деятельность учащихся в нужное русло
Учитель:
Добрый день, ребята. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Думаю, что наша совместная работа будет интересной и полезной .Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Но, чтобы отправиться в путешествие самое главное мы должны взять с собой? (багаж знаний).Поэтому, мы не можем отправиться в новую экспедицию, не закрепив знания, которыми обогатились на предыдущем уроке.
Актуализация опорных знаний. (3 мин).
- Как называется наша основная тема?( Биосфера)
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
-Что мы называем биосферой? ( Живая оболочка Земли).
- Равномерно ли распределены организмы в биосфере?( Неравномерно распределены организмы на Земле.)
- Почему?
- Что необходимо для существования всем живым организмам? ( Всем организмам необходимо тепло, свет, влага, кислород, питательные вещества).
- Кто назовет мне, с природой каких широт мы уже познакомились на уроках? ( Мы изучили природу тропических и умеренных поясов.)
-Покажите эти зоны на карте.
Выполните тест. «Третий лишний» ( 2 мин.)
Уч-ся отвечают при помощи сигнальных карточек, в «Оценочном листе» отмечают верные ответы знаком « +», а неверные знаком «-». Выставляют себе оценки (верно 6 из 6-«5»;5 из 6-«4»;4 из 6-«3» ). За работу на каждом этапе урока уч-ся ставят себе оценку
Игра «Третий лишний»
Растения степей: Растения лиственных лесов: Растения тайги
1) полынь; 1) дуб; 1) сосна;
2) берёза 2) клён; 2) липа;
3) ковыль. 3) ель. 3) пихта
Животные лиственных лесов: Животные тайги: Животные степей:
1) белка 1) медведь; 1) белки,
2) кабан 2) лось; 2) сайгаки,
3) бурундук 3) лиса 3) тушканчики
Проверка теста по слайду.(1 мин.)
-Оцените свою работу в оценочном листе. ( 1 мин)
Этап 2. Формирование темы и цели урока.(5 мин)
- Юные мои натуралисты, мы продолжаем с вами путешествие по биосфере.
- Внимание на экран (фото Арктики стихи А. Усачева).
Взгляните, вверху, там, где Северный полюс,
Вы сразу (ПОЛЯРНЫЙ) увидите пояс.
А что означает пояс (ПОЛЯРНЫЙ)?
Там климат суровый и жутко коварный:
Холодные ветры летят как ножи,
И мерзнут медведи, и даже моржи.
-По каким широтам мы будем с вами путешествовать сегодня? ( Ответы детей).
- Совершим путешествие по полярным широтам и исследуем глубины океана.
- Сформулируйте мне, пожалуйста, тему урока. (Формулируют тему урока, например:
«Жизнь в полярных поясах и в океане», «Обитатели полярных широт и океана»).
Формулировка целей:
- Какая цель нашего путешествия?
- Мы попытаемся:
выяснить: географическое положение, каков растительный и животный мир полярных поясов и океана;
научиться: устанавливать взаимосвязь растений и животных с местом проживания.
Этап 3 Организация и самопознание учащихся для дальнейшего усвоения материала.(10 минут)
Групповая работа.
Учитель: «Ребята, свои экспедиционные исследования мы проведем по группам - экипажам. Каждая группа получает маршрутный лист, а также «карточки - помогайки»,
Группа должна представить отчет о своих исследованиях (в форме таблицы). Золотое правило работы в группе - работать всем.
Собери таблицу по своей природной зоне
Природная зона | |
Положение зоны | |
Климат | |
Растения | |
Животные и птицы |
1 группа даёт характеристику зоны арктических пустынь
2 группа - зоны антарктических пустынь
3 группа - характеристику зоны тундры
Учитель: «Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и провести физкультминутку»
Физкультминутка- 1 мин.(музыкальная)
-4 группа- Экологическая группа (коллаж 2 мин.)
Учитель биологии ( 15 мин.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тест « Третий лишний» Растения степей: Растения лиственных лесов: Растения тайги 1) полынь; 1 ) дуб; 1 ) сосна; 2) берёза 2) клён; 2) липа; 3) ковыль . 3 ) ель . 3 ) пихта Животные лиственных Животные тайги: Животные степей: лесов: 1) белка 1) медведь; 1 ) белки, 2) кабан 2) лось; 2 ) сайгаки, 3) бурундук 3 ) лиса 3) тушканчики
Взгляните, вверху, там, где Северный полюс, Вы сразу ( полярный ) увидите пояс. А что означает пояс ( полярный )? Там климат суровый и жутко коварный: Холодные ветры летят как ножи, И мерзнут медведи, и даже моржи.
Тема: Жизнь в полярных поясах и в океане
Цели урока Узнать о географическом положении природной зоны арктических и антарктических пустынь, тундры. Познакомиться с особенностями природы арктических пустынь, тундры и океана. Познакомиться с животными и растениями Арктики, Антарктики, тундры и океана. Выявить признаки приспособленности животных и растений к условиям жизни в этих зонах. Выявить экологические проблемы зоны.
Животный мир Арктики Обитающие животные: белый медведь, песец, лемминг, белая куропатка, полярная сова, также морские птицы и морские животные например: тюлень, морж.
Растительность Арктики Скудная и редкая. Выживают лишь мхи, лишайники и некоторые цветковые (снежный лютик, полярный мак, камнеломки) А на юге зоны встречаются даже полярная и арктическая ивы, карликовая береза.
Антарктика – материк вместе с окружающими его южными районами океанов – Тихого, Атлантического, Индийского.
Животные Антарктики:
Птицы Антарктики
Растения Антарктики:
Слово «тундра» в переводе с языка народа саами означает «сопки» – невысокие вершины, которые не покрыты лесом / Тундра
Климат тундры Климат в тундре суровый, лето очень короткое (2-3 месяца) и прохладное. Температура в июле не превышает +14 С. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки, а иногда даже выпадает снег. Круглый год в тундре дуют холодные ветры
Животный мир тундры
Растительный мир тундры
Физминутка
Поверхность воды Планктон - от греч. «блуждающий» - пассивно перемещающиеся (течениями) водоросли и животные. рачки, медузы, криль, диатомеи и планктонные водоросли.
Толща воды Нектон (греч. плавающий) -активно передвигающиеся организмы . рыбы, китообразные, млекопитающие, моллюски -осьминоги, кальмары; черепахи
Дно океана Бентос (с греческого «глубина»)- организмы, живущие на дне бурые и красные водоросли, ракообразные, морские звезды, моллюски, актинии придонные рыбы, морские елей
Рефлексия Сегодня я узнал… Было интересно… Было нелегко… Мне понравились задания… Я научился…
Задание на дом Базовый уровень: § 23 (читать, отвечать на вопросы). Повышенный уровень: составьте кроссворд из 15 слов по изученной теме. Творческое задание : составьте презентацию по изученной теме.
Предварительный просмотр:
Выполните тест. «Третий лишний» (2 мин.)
Растения степей: Растения лиственных лесов: Растения тайги
1) полынь; 1) дуб; 1) сосна;
2) берёза 2) клён; 2) липа;
3) ковыль. 3) ель. 3) пихта
Животные лиственных лесов: Животные тайги: Животные степей:
1) белка 1) медведь; 1) белки,
2) кабан 2) лось; 2) сайгаки,
3) бурундук 3) лиса 3) тушканчики
Отметьте верные ответы знаком « +», а неверные знаком «-». Выставьте себе оценки в «Оценочном листе» (верно 6 из 6-«5»;5 из 6-«4»;4 из 6-«3» ).
Выполните тест. «Третий лишний» ( 2 мин.)
Растения степей: Растения лиственных лесов: Растения тайги
1) полынь; 1) дуб; 1) сосна;
2) берёза 2) клён; 2) липа;
3) ковыль. 3) ель. 3) пихта
Животные лиственных лесов: Животные тайги: Животные степей:
1) белка 1) медведь; 1) белки,
2) кабан 2) лось; 2) сайгаки,
3) бурундук 3) лиса 3) тушканчики
Отметьте верные ответы знаком « +», а неверные знаком «-». Выставьте себе оценки в «Оценочном листе» (верно 6 из 6-«5»;5 из 6-«4»;4 из 6-«3» ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"
Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
методическая разработка урока по географии в 7 классе " Мировой океан"
Формирование у учащихся представления о Мировом океане; познакомить с новыми понятиями и определениями; дать учащимся представления об океанах, морях, заливах, проливах; продолжить формиро...
Методическая разработка по Географии "Что изучает география материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю".
География материков и океанов....
Методическая разработка технологической карты урока географии по теме "Мировой океан" в 5-м классе
В данной методической разработке представлена технологическая карта урока, которая позволяет учителю спрогнозировать все универсальные учебные действия и готовый результат обучения на данном уроке....
Методическая разработка "Открытый урок: вулканы" (городской), "Открытый урок: Пещеры в поисках сокровищ" (муниципальный), "Движение земной коры: вулканы" (Межрегион)
Методические разработки (разного уровня). Участие в педагогических конкурсах разработок....
Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»
Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки....