Методическая разработка по Географии "Что изучает география материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю".
учебно-методический материал по географии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по географии
Что изучает география материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю
Цели урока: повторить изученное в курсе 6 класса; называть предмет изучения курса, его структуру, особенности построения учебника; раскрыть основное содержание курса; показать учащимся значение знаний о природе материков, океанов, наиболее крупных государств мира, материки, части света, океаны, острова; познакомить учащихся с особенностями построения учебника; называть основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых; показывать маршруты важнейших путешествий; объяснять результаты путешествий и научных открытий; систематизировать материал по пополнению знаний людей о планете Земля; способствовать развитию умений учащихся оценить результат путешествий и исторических открытий.
Оборудование: физическая карта мира, карта «Великие географические открытия», рисунки 2, 3, с. 6—7 в учебнике.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Повторение изученного в 6 классе.
На каждой парте лежат карточки № 1, № 2. Ведется общая работа с классом.
Карточка 1. Проверьте свое умение определять:
- объекты, пользуясь условными знаками;
- расстояния;
- направления;
- абсолютную высоту отдельных точек, сравнивать склоны по крутизне.
Карточка 2. Проверьте свое умение определять координаты, высоты и глубины:
- координаты: вершина Эверест, озеро Эйр, горы Аппалачи;
- глубины и высоты: Бенгальский залив, Южно-Атлантический хребет, море Фиджи, горы Тибет, Прикаспийская низменность, пустыня Сахара, Бразильское плоскогорье.
III. Объяснение нового материала.
1. География - наука, зародившаяся на заре развития человеческой мысли. Современная география - это целая система наук. В ней выделяются две группы - физико-географическая и экономико-географическая.
В курсе 7 класса мы будем продолжать изучение физической географии. Мы познакомимся с природой нашей планеты. Узнаем, как люди открывали и осваивали новые земли. Подробнее изучим свойства оболочек Земли. Мы научимся работать с различными географическими картами, таблицами, картинами.
2. Знакомство со структурой учебника:
1) чтение вслух вступительной статьи учебника на с. 3;
2) анализ содержания на с. 317;
3) анализ Приложения на с. 311.
IV. Изучение нового материала.
1. Первое, с чем мы познакомимся, это названия и расположение частей света, островов и материков (континентов).
Материки, или континенты, представляют собой крупнейшие массивы суши, со всех сторон окруженные водами Мирового океана. Их общая S = 149 млн. км2, или 29% земной поверхности (рис. 2 учебника, с. 6).
Материков всего шесть, и по размерам их можно выстроить в следующем порядке: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.
Показ учителем материков по физической карте мира.
Каждый материк уникален. Они отличаются друг от друга своеобразием природы, географическим положением, размерами, конфигурацией, строением поверхности и историей развития.
2. Согласно распространенной ныне теории, первые люди появились миллионы лет назад в Африке и оттуда стали расселяться по всей Земле. Природе человека присуще неодолимое любопытство: ему очень хочется знать, что находится за ближайшим поворотом, что скрывают горы, закрывающие горизонт. Многих мореплавателей и путешественников звали в путь романтика и очарование неведомого, манил в дорогу напев детской песенки: «За горы и долы мы в даль полетим».
Сегодня на уроке мы узнаем имена великих ученых и путешественников, их открытия и исследования. Узнаем, как накапливались географические знания о Земле.
2. Работа с текстом учебника.
Задание. Используя текст учебника, заполните таблицу.
Этапы | Время | Имена известных путешественников | Результаты открытия |
Основные этапы накопления знаний о Земле.
Комментарии по ходу работы с таблицей.
- Марко Поло родился в Венеции в 1254 г. 17 лет провел на Востоке в качестве дипломата и специального представителя Хубилай-хана. В 1292 г. морем отправился обратный путь в Венецию. Во время войны с Генуей в 1298 г. был посажен в генуэзскую тюрьму как военнопленный. В 1324 г. умер в своем доме в Венеции.
- Христофор Колумб родился в 1451/2 г. в Генуе, в Италии. С 1476-1485 г. жил в Португалии и на острове Мадейра. В 1485 г. переехал в Испанию, в город Палос-де-ла-Фронтера.
Из доклада Колумба об «Индиях» королю Фердинанду и королеве Изабелле Испанским, 1493 г.: «...они простодушны и настолько свободно относятся ко всему, чем владеют, что в это трудно поверить, пока не увидишь собственными глазами... Я запретил давать им такие бросовые вещи, как осколки стекла, черепки от разбитой посуды и обрывки материи, хотя когда они их получали, впечатление было такое, будто они обрели самое большое в мире сокровище...»
- В сентябре 1552 г. корабль под названием «Виктория» бросил якорь в порту Севильи, став первым судном, совершившим кругосветное плавание. Тремя годами раньше он покинул Испанию в составе флота из пяти кораблей, на борту которых находилось 237 человек. На родину вернулось всего 18 мореплавателей, среди них не было инициатора замысла этого плавания - Фернана Магеллана. Он погиб в апреле 1521 г. на Мактане, одном из Филиппинских островов.
- Во время своих путешествий, для профилактики цинги, Кук давал матросам кислую капусту. Из дневника капитана Кука: «Сначала матросы отказались есть кислую капусту. Чтобы их к этому приучить, я использовал метод, никогда не подводивший меня в отношении моряков. К каждой трапезе капусту подавали на стол, и я разрешил всем без исключения и офицерам, и морякам брать ее столько, сколько им хотелось».
Анализ рисунка 5 на с. 12-13 учебник.
V. Закрепление изученного.
1. Работа с контурной картой.
Задание 1. Используя рисунок на с. 7, занесите в контурную карту названии, площадь материков.
Задание 2. По ходу рассказа учителя укажите части света.
Понятие «материк» следует отличать от понятия «части света».
Часть света отражает исторический подход к подразделению суши на отдельные части. Частей света также шесть: Европа и Азия, входящие в состав одного материка - Евразия. Природной границей между Европой и Азией являются Уральские горы.
Америка, включающая в себя два материка - Северную и Южную Америку.
Африка, Австралия и Антарктида.
2. Работа с текстом учебника и физической картой.
Задание. Используя текст учебника на с. 6 и физическую карту мира, заполните таблицу.
№ п/п | Типы островов | Примеры | |
VI. Домашнее задание: §§ 1; 2; уметь показывать материки, части света, острова на физической карте мира; используя рисунок 5 и карту атласа, нанести в контурной карте пути следований великих мореплавателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Как люди открывали и изучали Землю"
Использование презентации на уроках географии в 7 классе....
Как люди открывали и изучали Землю
Презентация для урока....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА игры по предмету: «География» «МАТЕРИКИ И СТРАНЫ»
Игра по географии "Брейн-ринг". Представлены методическая разработка игры и презентация. Игра проходит по раундам, в каждом раунде участвует по 2 команды. В каждом раунде максимально задается 5 в...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА игры по предмету: «География» «МАТЕРИКИ И СТРАНЫ»
Игра по географии "Брейн-ринг". Представлены методическая разработка игры и презентация. Игра проходит по раундам, в каждом раунде участвует по 2 команды. В каждом раунде максимально задается 5 в...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА игры по предмету: «География» «МАТЕРИКИ И СТРАНЫ»
Игра по географии "Брейн-ринг". Представлены методическая разработка игры и презентация. Игра проходит по раундам, в каждом раунде участвует по 2 команды. В каждом раунде максимально задается 5 в...
Как люди открывали и изучали Землю
конспект урока в 7 классе...
ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ? КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ И ИЗУЧАЛИ ЗЕМЛЮ.
ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ?КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ И ИЗУЧАЛИ ЗЕМЛЮ.Цель: Ознакомить с целью, задачами предмета, дать определение понятиям науки, родолжить формирование представления о ...