РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС ФГОС ООО 2015
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Рабочая программа  по географии для 6 класса разработана на основе:

  • Авторской программы под редакцией В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой линии УМК «География. Сферы» (5—9 клас­сы) для основной школы и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования
  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  •  Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Примерной программы основного общего образования по географии;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич­ности гражданина России;
  •  Программы развития и формирова­ния универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладе­ние ключевыми компетенциями, составляющими основу для са­моразвития и непрерывного образования, целостность общекуль­турного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Данную рабочую программу реализует следующий УМК «Сферы» для 5-6 классов:

  • Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник. Просвещение, УМК «Сферы»,2014 – 2015 г.;
  • Котляр Ольга Геннадьевна. Тетрадь- практикум. География. Планета Земля. 5-6 классы. Просвещение, УМК «Сферы», 2014 – 2015 г.;
  • Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5 класс. Тетрадь-тренажёр. В 2-х частях. Просвещение, УМК «Сферы», 2014 – 2015 г.;
  • Барабанов Вадим Владимирович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь- экзаменатор. Просвещение, УМК «Сферы», 2014 – 2015 г.;
  • Савельева Людмила Евгеньевна, Котляр Ольга Геннадьевна, Григорьева Марина Александровна. География. Планета Земля. 5-6 классы. Иллюстрированный атлас. Просвещение УМК «Сферы», 2014 – 2015 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №59» г. Курска

          ПРИНЯТА                                                                               УТВЕРЖДЕНА

         на заседании педсовета                                                          приказом от ____________ №  ___                                          

         протокол № __   от __________                                            Директор школы______    

         Председатель педсовета ______Т.В. Зорина                                                         И.А.Антоненко        

                                                                                                                                             

                

Рабочая программа

                                           по  географии       

                                              в  6   классе

                                на 2015 - 2016 учебный год

                                     

                                                        Разработчик:

                                                          Капырина Антонина Васильевна,

                                                          учитель географии,  высшей квалификационной категории

Курск – 2015 год

  1.Пояснительная записка

Рабочая программа  по географии для 6 класса разработана на основе:

  • Авторской программы под редакцией В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой линии УМК «География. Сферы» (5—9 классы) для основной школы и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования
  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  •  Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Примерной программы основного общего образования по географии;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  •  Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Данную рабочую программу реализует следующий УМК «Сферы» для 5-6 классов:

  • Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник. Просвещение, УМК «Сферы»,2014 – 2015 г.;
  • Котляр Ольга Геннадьевна. Тетрадь- практикум. География. Планета Земля. 5-6 классы. Просвещение, УМК «Сферы», 2014 – 2015 г.;
  • Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5 класс. Тетрадь-тренажёр. В 2-х частях. Просвещение, УМК «Сферы», 2014 – 2015 г.;
  • Барабанов Вадим Владимирович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь- экзаменатор. Просвещение, УМК «Сферы», 2014 – 2015 г.;
  • Савельева Людмила Евгеньевна, Котляр Ольга Геннадьевна, Григорьева Марина Александровна. География. Планета Земля. 5-6 классы. Иллюстрированный атлас. Просвещение УМК «Сферы», 2014 – 2015 г.

География – учебный предмет, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, объединяющий многие компоненты как естественнонаучного, так и общественнонаучного знания о мире. В этой дисциплине реализуются такие важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения

Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину и формирование у учащихся умение использовать географические знания и навыки в повседневной жизни, для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  •  глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Содержание курса географии в основной школе ориентировано на формирование широкого спектра видов деятельности (учебных действий) школьников, таких как:

  • Умение пользоваться одним из «языков» международного общения – географической картой;
  • Умение пользоваться современными информационными технологиями;
  • Владеть научными географическими понятиями;
  • Видеть проблемы и ставить вопросы;
  • Анализировать информацию, классифицировать и группировать ее;
  • Наблюдать и исследовать местность, делать выводы и умозаключения, составлять описания и характеристики, сравнивать.

В процессе освоения школьниками предметного географического содержания формируемые в процессе обучения знания и виды деятельности должны стать основой для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов каждого учащегося.

Построение учебного курса географии осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание примерной программы по географии для основной школы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. Согласно рабочей программе для линии УМК «География. Сферы» в 5 и 6 классах изучаются раздел «Источники географической информации» (включая тему «Развитие географических знаний о Земле») и раздел «Природа Земли и человек».

Курс «География. Планета Земля» изучается в 5-6 классах, поэтому география 6 класса закономерно продолжает открывать обучающимся основные вопросы введения в географию данного курса. содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

В структуре курса «География. Начальный курс. 6 класс» заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

Курс географии 6 класса — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.   Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально - ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения  географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении курса решаются следующие задачи:

формирование   представлений  о  единстве  природы,  объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений  природы, ее частей; формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях   их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном  уровнях;  

развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;  развитие представлений о размещении природных и социально -экономических объектов;  развитие элементарных практических умений при работе  со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации; развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека; развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России; развитие чувства уважения и любви к своей малой родине

                                                                     

                                                           2. Общая характеристика учебного предмета.

«География. Начальный курс»  - первый систематический курс, новой для школьников,  учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на  географические процессы, исследование своей местности,  используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии. Рабочая программа полностью соответствует  «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО).  

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, на изучение географии в 6 классе отводится 35 часов. Особая роль курса географии 5- 6 классов заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

Оценочных практических работ в 6 классе – 15.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные  результаты  курса  «География. Начальный курс»  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли.

5. Содержание учебного предмета

Раздел 2. Природа Земли и человек

Гидросфера водная оболочка Земли. Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Предлагаемые авторами УМК разработки практических работ в Тетради-практикуме совмещают несколько видов последовательно выстроенных учебных действий. Эти учебные действия сформулированы в поурочном  тематическом    планировании в графе «Характеристика основных видов деятельности ученика» на уровне учебных действий). В связи с этим учитель может не полностью выполнять практическую работу, а выбрать из неё какой-либо фрагмент или отрабатывать соответствующие учебные действия на ином материале. Практическая работа может выполняться также на итоговом уроке по той или иной теме в качестве контрольного мероприятия.

                                                          6. Тематическое планирование, 35 часов, 1 час в неделю

№ уроков

Название разделов, глав

Количество часов для раздела, главы.

Дата с_ по_

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся( для раздела, главы)

Планируемые результаты (для раздела, главы): личностные, метапредметные, предметные.

Из них: формы контроля

теория

п/р

1

Введение.

1. 

Ориентирование в информационном поле   учебно-методического   комплекта. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.

 Ресурсы урока: учебник; атлас; контурные карты; тетрадь- тренажёр; тетрадь-практикум,  с.  20-21  («Наблюдения    за   погодой.    Ведение   дневника погоды»); тетрадь- экзаменатор; электронное приложение к учебнику

Пр/р №1.(об.) Наблюдения за погодой. Ведение дневника погоды.

Знакомиться   с   устройством   барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера.

Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов.

Начать   заполнение   дневника   наблюдений за погодой

Личностные: осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России.

Метапредметные: уметь самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Предметные: знакомство со структурой учебника и с особенностями используемых компонентов. Знакомиться   с   устройством   барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера.

Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов.

Начать   заполнение   дневника   наблюдений за погодой

2-10

Гидросфера водная оболочка Земли (9 ч)

2. Гидросфера

Ресурсы урока: учебник, с. 82-83; атлас, с. 26-27; тетрадь- тренажёр, с. 4 (№ 1), с. 6 (№ 1,2), с. 17 (№2); электронное приложение к учебнику

Понятие   «гидросфера».  Объём  гидросферы, её части. Мировой круговорот воды,   его   роль  в   природе.   Значение гидросферы для Земли и человека.

Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме.

Выявлять   взаимосвязи   между   составными   частями   гидросферы   по схеме «Круговорот воды в природе». Объяснять значение круговорота воды для природы Земли.

Описывать значение воды для жизни на планете.

3. Мировой океан.

.

Ресурсы урока: учебник, с. 84-85; атлас,    с.     26-29;    контурные    карты, с.  14-15 (№  1), с.  24-25 (№  1); тетрадь- тренажёр, с. 4 (№3-5), с. 7 (№ 3), с.  9-11  (№ 1-6), с.  17 (№1), с.  18-19(№3,4); электронное приложение к учебнику

Пр/р №2(об.). Определение географического положения морей.

Океан   и  его  части.   Моря,   заливы  и проливы. Свойства вод океанов: температура и солёность поверхностных вод. Зависимость температуры и солёности от географической широты и изменчивость по сезонам года

Определять и  описывать но карте географическое положение, глубину, размеры   океанов,   морей,   заливов, проливов, островов.

 Наносить на контурную карту океанов названия заливов, проливов, окраинных и внутренних морей.

Выявлять с помощью карт географические   закономерности   изменения температуры и солёности поверхностных вод Мирового океана.

 Строить графики изменения температуры и солёности вод океанов в зависимости от широты

4. Движения воды в Океане.

Ресурсы урока: учебник, с. 86-87, атлас, с. 26-29; контурные карты, с. 14-15 (№ 2, 5); тетрадь- тренажёр, с. 4(№ 4), с. 7 (№4), с. 11 (№7,8), с. 14 (№ 1); тетрадь- практикум, практическая работа «Описание по картам вод Мирового океана»; электронное приложение к учебнику

Пр\р№3. (к.) Описание вод Мирового океана на основе анализа карт.

Ветровые  волны,  цунами.  Океанические течения. Приливы и отливы. Вертикальные движения вод.

Определять по картам крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового океана.

Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.

Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших тёплых и холодных течений Мирового океана.

Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и тёплые течения

5. Реки Ресурсы урока: учебник, с. 88-91; атлас, с. 8-11, с. 26-27, с. 30-31; контурные карты, с, 14-15 (№3), с. 24-25 (№2); тетрадь- тренажёр, с. 4-5 (№ 2, 6-10), с. 7 (№5), с. 12-13 (№9-13), с. 15 (№3), с. 99 (№5); электронное приложение к учебнику

Части реки. Речная система, бассейн реки, водораздел. Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек.

Определять и показывать по карте истоки,  устья, притоки рек,  водосборные бассейны, водоразделы.

Обозначать и подписывать на контурной карте крупнейшие реки мира. Составлять    характеристику    равнинной   (горной)   реки    по   плану на основе анализа карт

6. Озёра и болота

.

Ресурсы урока: учебник, с. 92-93; атлас, с. 8-11, с. 30-31; контурные карты, с. 14-15 (№ 4); тетрадь- тренажёр, с. 5(№11

,12), с. 7 (№ 6), с. 13-14 (№ 14-15), с. 15 (№4), с.19 (№6); электронное  приложение к учебнику

Озёра, их разнообразие. Водохранилища. Болота

Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира.

Подписывать на контурной карте крупнейшие озёра и водохранилища мира.

Составлять и анализировать схему различия озёр

7. Подземные воды

Ресурсы урока: Учебник, с. 94-95- Тетрадь- тренажёр, с.6 (№13), с.8 (№7); электронное приложение к учебнику

Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Источники Термальные и минеральные воды. Значение и охрана подземных вод.

Анализировать модели (иллюстрации) «Подземные воды», Артезианские воды».

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о значении, разных видов подземных вод и минеральных источников для человека

8. Ледники и многолетняя мерзлота

Ресурсы урока: Учебник, с. 96-97; Атлас, с. 8-9, с. 26-27; Тетрадь- тренажёр, с. 6 (№ 14), с.8 (№8), с. 15 (№ 2); Электронное приложение к учебнику

Горные и покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: распространение, воздействие на хозяйство.

Оледенения.

Решать  познавательные  задачи  по выявлению    закономерностей    распространения ледников и мерзлоты.

 Описывать географическое положение областей оледенения. Находить  информацию  и  готовить сообщение (презентацию) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты

9.Человек и гидросфера. 

Ресурсы урока: Учебник, с. 98-99; Тетрадь-тренажёр, с, 16 (№ 5-6); Электронное приложение к учебнику; Тетрадь- практикум, практическая работа «Описание реки своей местности»; Тетрадь-экзаменатор, с. 4-25;

Пр/р№4. (об.) Описание реки своей местности.

Объёмы потребления пресной воды. Пути решения водных проблем. Источники загрязнения гидросферы, меры по сохранению качества вод.

10.Обобщающий урок по теме «Гидросфера — водная оболочка Земли»

Ресурсы урока: Учебник, с. 82-100; Атлас, с. 8-9, 26-31; Электронное приложение к учебнику

Предлагается несколько вариантов проведения обобщающего урока;

— подготовленное обсуждение Проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги». Учебник, с. 100;

— выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 56-63;

11-20

Атмосферавоздушная оболочка Земли (10 ч)

11.Атмосфера

Ресурсы урока: Учебник, с, 102-103; Атлас, с. 32; Тетрадь-тренажёр, с. 20 (№ 1); Электронное приложение к учебнику

Состав воздуха атмосферы. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, ионосфера). Значение атмосферы.

Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли».

Объяснять значение атмосферы.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли газов атмосферы для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера — «кухня погоды

12.Температура воздуха.

Ресурсы урока: Учебник,  с.   104-105; Атлас,   с.    32-35;   Тетрадь- тренажёр, с.   20  (№   2-4),   с.  26   (№ 5),   с. 33 (№1,2), с.34 (№8); Тетрадь- практикум, с. 20-21, практическая работа «Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды»; Электронное приложение к учебнику

Нагревание воздуха, зависимость температуры от высоты, угла падения солнечных лучей, характера поверхности. Годовые и суточные изменения температуры   воздуха.   Амплитуда  температур. Изотермы. Парниковый эффект.

Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и амплитуду температур.

Анализировать графики годового хода температур.

Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей на основе   анализа   иллюстраций   или наблюдения действующих моделей.

Выявлять изменение температур по  широте на основе анализа карт

13.Влажность воздуха. Облака.

Ресурсы урока: Учебник, с. 106-107; Атлас, с. 32-33; Тетрадь- тренажёр, 60 (№ 5-6), с. 22 (№ 1), с. 28 (№2), 33-34 (№ 3-6); Электронное приложение к учебнику

Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Туман. Облака, облачность. Виды облаков.

Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра.

Решать задачи по расчёту абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных.

Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику, определять облачность

14.Атмосферные осадки

.

Ресурсы урока: Учебник, с. 108-109; Атлас, с. 32-33, 35; Тетрадь- тренажёр, с. 21 (№7), с. 26(№5), с.28 (№ 1), с. 29 (№ 3), с, 34 (№ 7); Электронное приложение к учебнику

Образование осадков, неравномерность распределения на Земле. Диаграммы годового распределения осадков. Способы отображения осадков на картах

Анализировать и строить по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам.

 Решать задачи по расчёту годового количества осадков на основе имеющихся данных.

Определять способы отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах

15.Атмосферное давление

Ресурсы урока: Учебник, с. 110; Атлас, с. 32-33; Тетрадь-тренажёр, с. 21 (№ 8), с.30 (№ 7), с. 35 (№ 9); Электронное приложение к учебнику

Понятие «атмосферное давление». Измерение атмосферного давления: барометр, единицы измерения. Причины изменения давления. Географические особенности распределения давления.

Измерять     атмосферное     давление с помощью барометра.

 Решать задачи по расчёту величины давления на разной высоте.

Объяснять причину различий в величине      атмосферного      давления в разных широтных поясах Земли. Определять   способы    отображения величины    атмосферного    давления на картах

16.Ветер.

 Ресурсы урока: Учебник, с. 111-113; Атлас, с. 33; Тетрадь- тренажёр, с. 1 (№9-10), с. 29 (№ 4-5), с. 30 (№6,8), с. 36 (№ 11); Тетрадь-практикум, практическая работа «Обобщение данных дневника погоды» (с. 28-29); Электронное приложение к учебнику

Пр/р№5.(к.) Вычерчивание розы ветров. Обобщение данных дневника погоды

Ветры: образование, характеристики (направление, скорость, сила). Роза ветров. Постоянные, сезонные, суточные ветры. Значение ветров. Ветряной двигатель

Определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра).

Определять направление ветров по картам.

Строить розу ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений погоды). Объяснять различия в скорости и силе ветра, причины изменения направления ветров

17.Погода.

 Ресурсы урока: Учебник, с. 114-115; Атлас, с. 32-33; Тетрадь- тренажёр, с. 21 (№11), с.2 (№ 4), с. 24 (№1), с.25 (№2), с. 36 (№11); Электронное приложение к учебнику

Погода и её элементы. Причины изменения погоды. Прогнозы погоды, синоптические карты. Получение информации для прогноза погоды.

Определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды.

Характеризовать текущую погоду. Устанавливать взаимосвязи между элементами погоды на конкретных примерах.

Овладевать чтением карты погоды, описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Описывать погоду

18.Климат

Ресурсы урока: Учебник, с. 116-117; Атлас, с. 32-35; Тетрадь- тренажёр, с. 22 (№12-13), с. 25 (№ 3), с. 26 (№ 4,6), с. 35 (№ 10), с. 37 (№ 12); Электронное приложение к учебнику

Понятие о климате и его показателях. Изображение климатических показателей на картах и климатограммах. Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы.

Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата.

Получать информацию о климатических показателях на основе анализа климатограмм.

Овладевать  чтением  климатических карт, характеризуя климатические        показатели        (средние температуры, среднее количество осадков,      направление      ветров) по климатической карте. Сопоставлять карты поясов освещённости   и   климатических   поясов, делать выводы

19.Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера

Ресурсы урока: Учебник, с. 118-121; Атлас, с. 32-35; Тетрадь-тренажёр, с. 22 (№2,3), с. 23 (№5), с. 24 (№ 6); Электронное приложение к учебнику

Явления в атмосфере, связанные с отражением солнечного света и с электричеством (полярное сияние, молния). Опасные явления в атмосфере, связанные с осадками, ветрами. Антропогенные воздействия на атмосферу.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об оптических и неблагоприятных атмосферных явлениях, а также о правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека.

Составлять таблицу (схему) «Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу»

20.Обобщающий урок по теме «Атмосфера — воздушная оболочка Земли»

Ресурсы урока: Учебник, с. 101-122; Атлас, с. 32-35; Тетрадь- тренажёр, с. 27 (№7), задание по составлению фрагмента климатической карты; Тетрадь- экзаменатор, с. 64-71; Электронное приложение к учебнику

Предлагается   несколько вариантов проведения   обобщающего урока   по теме «Атмосфера — воздушная оболочка Земли» (по выбору учителя):

— подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 122;

— выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 64-71;

— выполнение задания по составлению фрагмента климатической карты, предлагаемого в Тетради-тренажёре, с. 27

21-25

Биосфера — оболочка жизни (5 ч)

21. Биосфера

Ресурсы урока:    Учебник, с   124-124, атлас, с. 36-39; тетрадь- тренажер, с.38 (№1-4), с. 40 (№1,2), с. 48 (№1); электронное приложение к уроку

Понятие   «биосфера».   В.И.  Вернадский - создатель учения о биосфере Границы современной биосферы   Разнообразие  органического  мира  Земли.    Понятие   о   древних   видах   - реликтах.    Распространение   живых организмов в биосфере. Соотношение растений  и  животных  на  суше  и в Мировом океане.

Сопоставлять    границы    биосферы

с границами других оболочек Земли.

Обосновывать    проведение    границ

биосферы.

Описывать   сферу   распространения

живых организмов.

Объяснять причины неравномерного

распространения живых организмов

в биосфере

22.Жизнь в Океане и на суше

Ресурсы урока: Учебник, с. 126-127; Атлас, с. 36-39; Тетрадь- тренажёр, с. 38 (№5), с. 39 (№7-9), с. 40 (№3), с.41(№ 1,4), с. 42 (№-4), с. 44-45 (№1-3), с.46 (№5); Электронное приложение к учебнику

Факторы воздействия на распространение живых организмов в океане х и на суше. Группы морских организмов по условиям обитания (нектон, планктон, бентос). Географические закономерности изменения растительного и животного мира суши. Воздействие температурного режима, количества осадков, рельефа.

Сравнивать приспособителъные особенности отдельных групп организмов к среде обитания.

Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к    вершинам    на    основе    анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей

23.Значение биосферы

.

Ресурсы урока: Учебник, с. 128-129; Атлас, с. 36-39; Тетрадь-тренажёр, с. 39 (№10), с. 47(№8), с. 48 (№3); Электронное приложение к учебнику

Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот, его значение. Взаимодействие биосферы с другими оболочками Земли. Влияние живых организмов на земную кору, атмосферу, гидросферу, человека

Анализировать схему биологического круговорота и выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ.

Составлять (дополнять) схему биологического круговорота веществ. Обосновывать  конкретными  примерами участие живых организмов в преобразовании земных оболочек

24.Человек — часть биосферы

Ресурсы урока: Учебник, с. 130-131; Атлас, с. 42-47; Тетрадь- тренажёр, с. 39-40 (№11-14), с. 43 (№ 6,7), с. 44 (№ 8), с. 45 (№ 4), с. 46 (№6), с. 47 (№ 7), с.48 (№2), с.49 (№5); Электронное приложение к учебнику

Распространение людей на Земле. Географические факторы расселения человека. Расовый состав населения. Внешние признаки людей различных рас. Роль биосферы в жизни человека.

Различать по иллюстрациям и описаниям представителей различных рас.

Анализировать диаграммы с целью получения данных о расовом составе населения мира (региона, страны).

Устанавливать соответствие на основе анализа карт между народами и их расовой принадлежностью, распространением рас и размещением населения на планете.

 Объяснять роль биосферы в жизни человека

25.Экологические проблемы в биосфере. Обобщение по теме «Биосфера — оболочка жизни»

Ресурсы урока: Учебник, с. 132-134; Атлас, с. 36-39, 42-47; Тетрадь- тренажер, с.40 (№ 15), с. 43(№5), с. 49 (№4); Тетрадь-экзаменатор, с. 72-77; Электронное приложение к учебнику

Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные экологические проблемы и охрана биосферы. Охраняемые природные территории. Всемирное природное наследие.

Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описывать меры, направленные на охрану биосферы.

Высказывать мнения о воздействии человека на биосферу в своём крае. Предлагается несколько вариантов проведения обобщения по теме «Биосфера — оболочка жизни» (по выбору учителя);

— подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги*, Учебник, с. 134;

—выполнение вариантов контрольной работы в тетради- экзаменаторе, с. 72-77

26- 35

26.Географическая оболочка

Ресурсы урока: Учебник, С. 136-137; Атлас, с. 36-39; Тетрадь-тренажёр, с. 50 (№ 1), с. 52 (.№ 1), с. 58 (№ 1); Электронное приложение к учебнику

Понятие    «географическая   оболочка». Строение, границы, этапы формирования оболочки.

Свойства географической оболочки: целостность, широтная зональность, высотная поясность, ритмичность.

Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки и проявлений широтной зональности.

Выявлять   на   конкретных   примерах причинно-следственные связи процессов, протекающих в географической оболочке.

Анализировать тематические карты для доказательства существования широтной зональности

27.Природные комплексы

Ресурсы урока: Учебник, с. 138-139; атлас, с. 34-37; Контурные карты, 18-19 (№ 1-2); Тетрадь-тренажёр, с. 50 (№ 2-4), с. 55 (№1), с. 56 ( № 2), с. 59 (№ 2), с 63 (№3); Электронное приложение к учеб-

Компоненты природного комплекса, их взаимодействие. Размеры природных комплексов. Природные зоны как крупнейшие зональные комплексы. Высотные пояса. Природно-антропогенные и антропогенные комплексы

Анализировать схемы  для  выявления    причинно-следственных    взаимосвязей       между       компонентами в природном комплексе.

Наносить на контурную карту границы природных зон и их качественные характеристики. Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации.

 Находить информацию (в Интернете и других  источниках),  подготавливать   и   обсуждать   презентации   по проблемам   антропогенного  изменения природных комплексов

28.Почва

Ресурсы урока: Учебник, с. 140-141; Атлас, с. 40-41, 36-37; Тетрадь- тренажёр, с. 50 (№ 5-7), с. 56 (№ 3), с.57 (№ 4-6), с. 60 (№3,4), с. 62 (№1); Электронное приложение к учебнику

Почва как особое природное образование. Состав и строение почв. Плодородие почв. Распространённые зональные типы почв. Охрана почв, мелиорация.

Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв.

Сравнивать по иллюстрациям (моделям)   строение   профиля   подзолистой почвы и чернозёма. Сопоставлять  карты  почв  и   природных зон, устанавливать соответствие   между   основными   типами почв и природными зонами. Наблюдать    образцы    почв    своей местности, выявлять их свойства

29.Ледяные пустыни и тундры

Ресурсы урока: Учебник, с. 142-143; Атлас, с. 36-37, 40-41; Тетрадь-тренажёр, с. 50 (№ 8), с. 53 (№ 3); Электронное приложение к учебнику

Арктические и антарктические пустыни, тундры: географическое положение, климат, растительный и животный мир.

Определять   по   картам   географическое положение природных зон,

показывать и описывать их.

Устанавливать соответствие между природной зоной и основными

представителями её растительного

и животного мира.

Находить информацию (в Интерне-

те и других источниках), подготавливать    и    обсуждать    сообщения об адаптации органического мира

и человека к условиям природной

зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне

30.Леса.

мира.

Ресурсы урока: Учебник, с. 144-147; Атлас, с. 36-37, 40-41; Тетрадь- тренажёр, с. 51 (№ 9), с. 53 (№ 2,3), с. 61 (№ 5), с. 62 (№2); Электронное приложение к учебнику

Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира

Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и представителями её растительного и животного мира Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать  и обсуждать сообщения  об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей

31.Степи и саванны. Засушливые области планеты

Ресурсы  урока:  Учебник,   с.   148-151; Атлас, с. 36-37, 40-41; Тетрадь-тренажёр, с. 51 (№ 10-12), с.  53 (№ 3), с.61 (№ 3); Контурные карты, с. 18-19 (№    3-4);    Электронное   приложение к учебнику

географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира.

Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их.

Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и основными представителями её растительного и животного мира.

Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей

32.Природные комплексы Мирового океана.

Ресурсы урока: Учебник, с. 152-153; Атлас, с. 26-29, 38-39; Тетрадь-тренажёр, с. 52 (№ 13); Электронное приложение к учебнику

Широтные зоны Мирового океана. Вертикальные зоны океанов.

Определять     по     картам     районы распространения      представителей органического мира океанов.

 Анализировать тематические карты и  находить доказательства существования    в   Мировом    океане широтной зональности. Объяснять причины неравномерного   распространения   живых   организмов в Мировом океане.

Находить информацию (в Интернете и других  источниках) о значении органического мира Мирового океана для человека

33.Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие.

Ресурсы урока: Учебник, с. 154-157; Атлас, с. 48-49; Контурные карты, с. 24-25 (№ 5), тетрадь- тренажер, с. 52 (№14), с. 54 (№4), с. 58 (№7), с. 62 (№7); тетрадь- практикум, с. 30-31.

Всемирное наследие. Угрозы сохранению объектов наследия. География объектов Всемирного наследия. Природное наследие и сохранение биологического разнообразия. Культурное наследие.

Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов природного и культурного наследия человечества. Обозначать на контурной карте объекты природного и культурного наследия.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и готовить презентацию об объекте всемирного природного (культурного) наследия и о его значении для человечества

Ресурсы урока: Учебник, с. 154-157; Атлас, с. 48-49; Контурные карты, с. 24-25 (№ 5), тетрадь- тренажер, с. 52 (№14), с. 54 (№4), с. 58 (№7), с. 62 (№7); тетрадь- практикум, с. 30-31, практическая работа «Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия»»

Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов природного и культурного наследия человечества. Обозначать на контурной карте объекты природного и культурного наследия.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и готовить презентацию об объекте всемирного природного (культурного) наследия и о его значении для человечества

34.

Пр/р №6. (об.)Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия»

Обозначать на контурной карте объекты природного и культурного наследия.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и готовить презентацию об объекте всемирного природного (культурного) наследия и о его значении для человечества

35.Обобщающий  урок  по теме „Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс»

Ресурсы урока: Учебник, с.  135-15*. Атлас, с. 36-43, 48-49; Тетрадь-экзаменатор, с. 78-83; Электронное приложение к учебнику

Предлагается несколько проведения обобщающего урока теме  .Географическая оболочка самый крупный природный комплекс»:

— подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 158;

— выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 78-83

ИТОГО:

29

6

                                  7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Поэтому он необходим каждой школе, а его оборудование должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта. Кабинет географии должен иметь специальное помещение – предназначенное для хранения учебного оборудования. Основа кабинета – рабочие места для учителя и учащихся.
Оборудование кабинета должно включать следующие типы средств обучения:

  • учебно-практическое и учебно- лабораторное оборудование, в том числе модели, приборы и инструменты для проведения практических занятий;
  • комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
  • графопроектор,
  • аппаратуру для записи и воспроизведения аудио- и видео- информации,
  • компьютер,
  • мультимедиа-проектор,
  • интерактивную доску,
  • коллекцию медиаресурсов, в том числе электронные приложения к учебникам, обучающие программы;
  • выход в Интернет
  • комплект географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, портреты выдающихся географов и путешественников)  по всем разделам школьного курса географии;
  • комплект экранно-звуковых пособий и слайдов;
  • библиотеку учебной, програмно-методической, справочно-информационной, научно-популярной литературы;
  • картотеку с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ  и т.д.

                                                                       

                                                             8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

В результате изучения курса «География. Начальный курс» ученик должен:

Знать/понимать:

  • - значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей,
  •  результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий,
  • основные источники географической информации,
  •  методы изучения Земли,
  • географические следствия движения Земли вокруг своей оси, Солнца,
  • различия между планом местности, картой, глобусом,
  • современные способы создания карт,
  • как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы,
  •  состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них,
  • изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека,
  • географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.

Уметь:

  •  показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте

мира, карте Океанов, глобусу географические объекты,

  • обозначать и надписывать их на контурной карте,
  • давать описания существенных признаков географических объектов и явлений,
  •  находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета,
  •  приводить примеры: развития представлений человека о Земле, крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности, адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды, влияния природы на формирования культуры ,источников загрязнения геосфер, использования и охраны природных ресурсов,
  • составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи,
  •  описание образа природных объектов,
  • описание природных объектов по типовому плану,
  •  описание природных явлений и процессов по картам, наблюдениям, статистическим показателям,
  • определять на местности, плане, на карте растояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород(в Коллекциях),
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных

характеристик компонентов природы,

  • представлять результаты измерений в разной форме,
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания, учета фенологических изменений в природе, в своей местности, чтения карт различного содержания, проведения простейших наблюдений за географическими объектами, определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений, решения практических задач по определению качества окружающей среды, использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф, самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников.

Оценивать: Роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично, универсальное

значение природы

                                                                          9. Календарно- тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Количество часов по теме

Дата проведения

Примечание

1

Введение.Пр/р №1.(об.) Наблюдения за погодой. Ведение дневника погоды.

1

2

Гидросфера

1

3

Мировой океан. Пр/р №2(об.). Определение географического положения морей.

1

4

Движения воды в Океане. Пр\р№3. (к.) Описание вод Мирового океана на основе анализа карт.

1

5

Реки

1

6

Озёра и болота

1

7

Подземные воды

1

8

Ледники и многолетняя мерзлота

1

9

Человек и гидросфера. Пр/р№4. (об.) Описание реки своей местности.

1

10

Обобщающий урок по теме «Гидросфера — водная оболочка Земли»

1

11

Атмосфера

1

12

Температура воздуха.

1

13

Влажность воздуха. Облака.

1

14

Атмосферные осадки

1

15

Атмосферное давление

1

16

Ветер. Пр/р№5.(к.) Вычерчивание розы ветров. Обобщение данных дневника погоды

1

17

Погода.

1

18

Климат

1

19

Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера

1

20

Обобщающий урок по теме «Атмосфера — воздушная оболочка Земли»

1

21

Биосфера

1

22

Жизнь в Океане и на суше

1

23

Значение биосферы

1

24

Человек — часть биосферы

1

25

Экологические проблемы в биосфере. Обобщение по теме «Биосфера — оболочка жизни»

1

26

Географическая оболочка

1

27

Природные комплексы

1

28

Почва

1

29

Ледяные пустыни и тундры

1

30

Леса.

1

31

Степи и саванны. Засушливые области планеты

1

32

Природные комплексы Мирового океана.

1

33

Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие.

1

34

Пр/р №6. (об.)Создание информационного буклета «Объект всемирного

1

35

Обобщающий  урок  по теме „Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 5-7 классы ФГОС, 2014-2015

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение программы...

Рабочая программа по физкультуре на 2015-2016 уч.год для 6 класса, составленная в соответствии с ФГОС

Рабочая программа по физкультуре на 2015-2016 уч.год для 6 класса, составленная в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку, литературе 6 класс ФГОС 2014 - 2015

Рабочая программа по русскому языку, литературе 6  класс ФГОС...

Рабочая программа Горячев А.В. 2 класс(ФГОС) 2014-2015 уч.год

Данная рабочая программа учебного курса информатики для 2 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе программы по информатике для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений автор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 5 КЛАСС ФГОС ООО 2015

Рабочая программа  по географии для 5 класса разработана на основе:Авторской программы под редакцией В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой линии УМК «География. Сферы» (5—9 клас­сы) для основной школы и ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс (ФГОС), 2014 - 2015 год

Рабочая программа по русскому языку составлена с учётом ФГОС. Используемый УМК:  1.Русский язык.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / С.И. Львова, В.В. Льво...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс (ФГОС), 2014-2015 год

Программа составлена на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений . 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/ автор- составитель С.И.Львова.Используемый...