ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ
статья по географии на тему
Использование интерактивнойдоски на уроках географии: виды работ на разных этапах урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 50.1 КБ |
Предварительный просмотр:
БУРКОВА МАЙЯ ВАЛЕРЬЕВНА
Учитель географии
МБОУ Средняя общеобразовательная школа с. Восток Поронайского района Сахалинской области
«ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ»
В условиях быстро меняющегося мира международные исследования отмечают возникновение «общества глобальной компетентности», т.е. такого общества, которое изменяет как глобальную экономику, так и статус системы образования. Новое поколение людей вступает и живет в другом мире - с точки зрения научно-технической, политической, .экономической, социальной и культурной сфер. Поэтому цели образования должны быть максимально приближены к реалиям современного мира, должны быть практическими инструментами, а не лозунгами и идеалами, т.е. сам процесс образования представляется с позиций жизненной перспективы.
Новые квалификационные характеристики должностей работников образования требуют от учителя владения наравне с профессиональными и правовыми компетентностями, владение и информационными и коммуникативными компетентностями.
Современные требования к педагогу при прохождении аттестации на первую и высшую категорию следующие: педагог должен владеть современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применять их в практической профессиональной деятельности;
При составлении портфолио учителя – существует один из разделов: Учебно-материальная и техническая база, где должно быть описано наличие и владение современными ИКТ, а также наличие аудио- и видеопособий, наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, проектор, интерактивная доска и др.), наличие компьютера и компьютерных средств обучения (мультимедийные учебники, программы контроля знаний и т. п.),
Уже при составлении портфолио учитель должен быть продвинутым пользователем ПК, чтобы понять такие требования как- общий объем материалов портфолио должен быть 30 - 70 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал полуторный).
К тому же само портфолио педагога оценивается по следующим показателям: Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе и методическая работа учителя.
Ну и непосредственно билеты ( для географов это Билет 13) содержат вопросы, связанные с ИКТ: Информационно-коммуникативные технологии как ресурс образовательного процесса. Цели и задачи использования ИКТ в преподавании предметов обществоведческого цикла. Способы организации урока с использованием ИКТ. Способы организации работы учащихся с применением ИКТ.
Отличительной чертой разрабатываемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» — к «знаю, умею и умею применять на практике».
Через несколько лет в старшую школу придут обучающиеся начальной школы, которые по новому Федеральному Государственному Образовательному стандарту в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования должны иметь навыки, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся должны приобрести опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем — составляют основу понятия «компетентность». Компетентность педагога имеет несколько составляющих: предметная, педагогическая, психологическая и , наконец , ИКТ-компетентность.
Информационное общество сегодня предъявляет особые требования к учителю, его профессиональной компетентности, одной из важнейших составляющих которой является ИКТ -компетентность.
Важно различать
ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.
ИКТ-грамотность — это умение «нажимать на кнопки», знания о том, что такое персональный компьютер, программные продукты, компьютерные сети (в том числе Интернет), каковы их функции и возможности, а также ограничения, связанные с их использованием.
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Содержание ИКТ-компетентности учителя географии включает несколько уровней по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню.
1 уровень
знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т. д. (Подробнее см. «Образовательные ресурсы на компакт-дисках по географии»; «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»);
• уметь находить и демонстрировать информацию из электронных источников (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий) в соответствии с поставленными учебными задачами;
• оценивать, отбирать информацию из электронных источников;
• осуществлять поиск источников географической информации на дисках и в Интернете.
2 уровень
- извлекать и компилировать информацию из разных источников в соответствии с учебными задачами;
- уметь преобразовывать и представлять информацию, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные. При этом надо уметь выбирать инструменты (текстовый и табличный редакторы, программы для составления презентаций, буклетов, сайтов) для оптимального представления собственных учебных материалов. Представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде.
- знать основные особенности и уметь применять специфические географические программные продукты и сервисы: Google Планета Земля, Карты Google, инструменты для создания учебных материалов на картографической основе (например, «Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями»).
Опыт использования на уроке цифровых образовательных ресурсов показывает, я постепенно перехожу от применения готовых материалов к собственным разработкам чаще всего на основе презентационных технологий. В такой ситуации резко возрастают требования к профессиональной компетентности учителя, поскольку приходится становится автором-разработчиком собственных цифровых учебных материалов.
Начиная использовать ИКТ на уроке использовала цифровые образовательные ресурсы по географии на компакт-диска.
Однако, наступает момент, когда все доступные источники цифровых ресурсов уже опробованы на уроке (хороших обучающих ресурсов для уроков не много), и единственной возможностью дальнейшего профессионального роста является выход в Интернет.
3 уровень
- эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, и т. д.);
- уметь организовать работу учащихся на уроке с использованием полного спектра имеющихся учебных ресурсов и инструментов, сформировать цифровое портфолио учащегося, собственное портфолио учителя;
- уметь оптимальным образом передавать информацию в ИКТ-среде: направлять электронную информацию определенной аудитории (учащимся, родителям, коллегам, администрации школы) с учетом возможностей и потребностей.
Необходимо грамотно выбирать форму распространения информации: электронную почту, сайт (раздел сайта), лист рассылки, форум, wiki-среду (Интернет-среда для коллективного редактирования документов), блог (личный дневник), rss-поток (новостная рассылка)
- организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать работу учащихся.
Важная особенность всемирной сети Интернет заключается в том, что сеть – не только источник дополнительного географического содержания, но и главнейший источник коммуникации.
Хотелось бы поделиться опытом использования интерактивной доски на своих уроках :
- При изучении нового материала можно использовать такой прием:
Составляю презентацию (3-8 слайдов. Для работы с ИД больше не целесообразно). Мультимедийная презентация позволяет сочетать в себе элементы разных видов компьютерных программ (демонстрационные, контролирующие, моделирующие, справочные и программы-тренажеры) и целый ряд функций. Учебный материал, представленный в виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации, географические карты, видеофрагменты, дикторский текст, компьютерная анимация, как показывает опыт работы, способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к предмету. Демонстрация мультимедийного пособия сочетается с работой по карте, глобусу, по тексту учебника, выполнением упражнений в тетрадях, в контурных картах. Весь урок разбит на блоки, на каждом слайде можно работать отдельно, при этом повторять снова возвращаясь к необходимым страницам. Учащиеся в течении урока выполняют работу самостоятельно, при этом совместно с учителем.
- Работа с тестом учебникаПри работе с текстом учебника ученикам предлагается заполнить таблицу (Климат Земли) вопросы таблицу самостоятельно. Особенность работы в том что таблица составлена в Word . Объясняя происхождение осадков , можно чертить на доске, на которой изображены виды осадков. Объяснение материала, подкрепленное анимационным рисунком режиме реального времени гораздо эффективней самостоятельного чтения или чтения вслух текста учебника .
- Домашнее задание Домашнее задание можно давать дифференцированно, и уровень себе пусть выбирает сам ребенок ( презентация «Туристический проспект», презентация по какой либо теме). Это позволяет учащимся стремиться к более высоким результатам (работать с ИД очень престижно). Лучшие работы представляются на ежегодной общешкольной конференции НОУ, отправляются фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»
- Работа с контурными картами Работа с контурной картой в школе сводится к работе с бумажным носителем ( проще говоря К/К). ИД дает возможность нанести номенклатуру на цветную карту, видеть свои ошибки, сразу их исправлять Такую работу можно проводить в любой параллели: 6 класс - проверяются знания крупных форм рельефа; 7 класс – проверяются знания физических географических объектов по континентам (горы, равнины, реки, моря,…); 8 класс- географические объекты России (формы рельефа, внутренние воды, моря и океаны, омывающие Россию,…); 9 класс – состав экономических районов нашей страны, крупнейшие промышленные центры); 10 класс – проверяются знания политической карты мира. Для этого я приобрела программы ООО « АСТ- ПРЕС КНИГА» 2009, которые содержат все контурные карта 6-11 класса. Кроме этого часто использую сканированные изображения контурных карт, которые корректирую сама по необходимости к уроку.
- Закрепление знаний по теме При любом виде контроля, ученик изначально должен знать критерии оценок. Существуют специальные программы ( ООО « АСТ- ПРЕС КНИГА» 2009), которые включают в себя контроль усвоенных знаний полного курса (физической и политической) географии основной школы. Так например в 7 классе обобщающий урок по разделу «Австралия»( или других материков) можно проверить знания по темам : ГП материка, Внутренние воды, Рельеф и тд.
- Отслеживание результатов.Контроль уровня усвоения содержания образования, достигнутого учащимися, является неотъемлемой составной частью процесса обучения вообще и географии в частности. Учебный процесс – это взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. Учитель осуществляет обучающую деятельность, воздействует на учащегося. Испытывая это воздействие, ученик в результате учебной деятельности, переходит в качественно иное состояние, характеризующееся усвоением некоторого объема материала. Для продолжения учебного процесса учителю необходима информация о новом состоянии ученика. Единственный способ получения такого рода информации – осуществление проверки и контроля, или «обратной связи».
Таким образом, проверка и контроль, замыкая круг взаимодействия учителя и учащегося, являются важнейшим звеном учебного процесса. Без «обратной связи» учитель не может адекватно руководить учебной деятельностью учащегося.
Проверка носит не только контрольную , но и обучающую и развивающую функции. Во время ответа, используя ИД, школьник учится логически мыслить, развиваются его воображение, внимание, другие познавательные процессы. Результаты обучения являются одним из главных критерием качества образования.
Вывод
Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.
Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.
В результате обучения с помощью информационных и компьютерных технологий, мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения учащимися готовых академических знаний в ходе урока на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого учащегося с учётом его возможностей.
Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ обладают интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником) и позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.
ИКТ не заменят учителя или учебник, но коренным образом меняют характер педагогической деятельности.
Я глубоко убеждена, что современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные Информационно Коммуникативные Технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс как средство повышения профессиональной компетентности учителя
Выступление на конференции...
КОНКУРС КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ.
В условиях рыночной экономики возрастает значение профессионального мастерства работников. Одной из форм повышения уровня профессионализма учителя являются конкурсы....
Повышение качества образования через повышение профессиональной компетентности учителя
Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Сегодня я предлагаю всем вместе подумать, какими должны быть педагогическа...
Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя на 2017-2021 годы учителя-дефектолога Черепановой Людмилы Николаевны
В данном разделе представлен перспективных план саморазвития...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) «Повышение профессиональной компетентности преподавателя географии в логике требований ФГОС, предъявляемых к аттестации выпускников»
Актуальность программы «Повышение профессиональной компетентности преподавателя географии в логике требований ФГОС, предъявляемых к аттестации выпускников» обусловлена массо...
Презентация к выступлению (докладу)на районном семинаре учителей чувашского языка и литературы по проблеме "Пути повышения профессиональной компетентности учителей родного языка и литературы".
Презентация рассказывет о жизни и деятельности чувашского просветителя И.Я.Яковлева...
«Профессиональная компетентность учителя географии в рамках внедрения ФГОС» с выступлением на тему «Формирование личностных УУД на уроках географии и биологии»
Как понять себя и чувства другого?Эта деятельность обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решен...