«Профессиональная компетентность учителя географии в рамках внедрения ФГОС» с выступлением на тему «Формирование личностных УУД на уроках географии и биологии»
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Как понять себя и чувства другого?
Эта деятельность обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_lichnostnyh_uud_na_urokah_geografii.docx | 61.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Участие в работе круглого стола «Современный урок географии в условиях перехода на ФГОС нового поколения» в рамках комплексных курсов повышения квалификации учителей географии Гагаринского района «Профессиональная компетентность учителя географии в рамках внедрения ФГОС» с выступлением на тему «Формирование личностных УУД на уроках географии и биологии»
учитель географии и биологии
Филипович Л.В.
«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».
Роджер Левин
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений, включая умение учиться
Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Эти универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе всех учебных предметов и могут применяться учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Сегодня все более актуальным в учебном процессе становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. То есть у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным
Личностные УУД
Как понять себя и чувства другого?
Эта деятельность обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Приёмы, активизирующие деятельность учащихся:
Приём новизны, который предполагает включение в содержание интересных сведений, фактов, исторических данных, сведений из различных литературных источников, ярких примеров из жизни2.
Приём динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике. Используя мультимедийные пособия, демонстрирую процессы распространения спор у грибов, движение цитоплазмы в 5 классе, процессы опыления и оплодотворения цветковых растений в 6 классе, деление клетки, размножение . Именно отношение ученика к тому или иному явлению определяет его поведение и способствует формированию системы ценностей и взглядов. Поэтому воздействовать необходимо за счет создания определенной воспитательной ситуации.
3. Приём создания проблемной ситуации. Учащиеся усваивают материал, когда у них есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. На уроке необходимо создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и самое главное, захотел это узнать. Для того чтобы учащиеся приняли поставленную проблему, то есть начали активный поиск ее решения, проблема не должна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне ближайшего развития учащегося, соответствовать его возможностям.
4. Рефлексия. Самоконтроль учащихся. Учащиеся оценивают свою работу. Комментируют ошибки, ищут их причины, отмечают для себя моменты, на которых возникли затруднения. Примеры:
1) Рефлексивный полилог:
Сегодня я узнал….; было интересно…; было трудно…; теперь я могу…;
я почувствовал, что…; я приобрёл…; я научился…; у меня получилось…; я смог…;
я попробую…; меня удивило…; урок дал мне для жизни…; мне захотелось…
2) анкетирование
1. На уроке я работал активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3.Урок для меня показался коротким/ длинным
4.За урок я не устал/ устал
5.Моё настроение стало лучше/ стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/не понятен
7.Домашнее задание мне кажется полезен/ бесполезен
лёгким/трудным
интересно/неинтересно
Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:
· участие в проектах;
· подведение итогов урока;
· творческие задания;
· самооценка события, происшествия;
· дневники достижений.
Формированию личностных УУД способствуют также выполнение творческих заданий, которые помогают выразить своё отношение к жизни как ценности, осознать собственное «Я» и место человека в обществе, раскрыть личные качества учащихся, развить творческие способности.
Примеры креативных заданий:
- Придумай рекламу
- Сочини сказку о растениях семейства бобовые, пасленовые, лилейные и т.д.
- Напиши благодарственное письмо от имени цветка (например, клевера) шмелю, от имени животных.
Формирование личностных УУД на уроках географии.
Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств: умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям; умение толерантно определять своё отношение к разным народам; умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Формирование личностных результатов обучения по возрастным категориям школьников
Средний школьный возраст
Старший школьный возраст
(5-8 классы)
(9-11 классы)
Ценности и ценностные ориентации:
- творческая активность;
- стремление к новому, инициатива;
- исполнительность;
- трудолюбие.
- уверенность в себе;
- стремление к нравственному самовоспитанию;
- ответственность перед коллективом.
Гармонично-развитые и социальные чувства и качества:
Образовательные результаты:
- чуткость и взаимопомощь;
- добросовестность
- широта знаний
Для формирования личностных УУД целесообразны следующие виды заданий
- Участие в проектах
- Подведение итогов урока
- Творческие задания
- Мысленное воспроизведение картины, ситуации
- Самооценка события, происшествия
Личностные действия
- Использую глаголы-действия : составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, спланируйте.
- Действия учеников : обобщают, формулируют, планируют.
Примеры заданий на формирование личностных УУД на уроках географии
- 5 класс. П/Р «Составление плана учебного кабинета географии».
- 5 класс. Внеурочная деятельность: составьте описание своей комнаты (рисунок).
- 6 класс (тема: «Внутреннее строение Земли»). Ребята скажите, а бывает ли у нас землетрясение? Разработайте правила поведения во время землетрясения.
- 9 класс (тема: «Сфера услуг»). Представьте, что вы предприниматели. Что бы вы создали на территории Гагаринского района для привлечения инвестиций.
Рекомендации по развитию универсальных учебных действий Личностные УУД
- Помните, что каждый ребенок - индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
- В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
- Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
- Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Литература
1. А.Г. Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010.
2. Г.И. Лернер «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии». Журнал «Биология в школе», №8, 2010.
3 Н.Н. Жукова «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков, учащихся на уроках биологии. Журнал «Справочник заместителя директора школы». № 6, 2011 г..
4.Г.И.Лернер Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме:Формирование социальной компетентности на уроках географии
Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме"Формирование социальной компетентности на уроках географии"...
Учебные задачи на формирование логических умений; читательской грамотности; речевого развития учащихся по географии в рамках внедрения ФГОС
Учебные задачи на формирование логических умений; читательской грамотности; речевого развития учащихся в рамках внедрения ФГОС. Все предложенные задания на формирования умений логического ...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя русского языка и литературы в межаттестационный период по теме "Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника»
Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя русского языка и литературы на межаттестационный период по теме «Формирование речевой культуры как средство л...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) «Повышение профессиональной компетентности преподавателя географии в логике требований ФГОС, предъявляемых к аттестации выпускников»
Актуальность программы «Повышение профессиональной компетентности преподавателя географии в логике требований ФГОС, предъявляемых к аттестации выпускников» обусловлена массо...
Доклад на тему: «Повышение профессиональной компетентности учителя английского языка в условиях ФГОС»
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, а самое главное - умение ориенти...
Выступление по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках географии"
Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям:- читательская грамотность- естественнонаучная грамотность- математическая грамотностьНесмотря на то, что географические знания и у...