Модульный урок по теме «Природные зоны России»
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
« Природные зоны России» в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_prirodnye_zony.docx | 42.19 КБ |
prirodnye_zony_rossii.ppt | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Трудовик
Питерского района Саратовской области»
Природные зоны России
Урок с использованием ИКТ
учителя географии
I-ой квалификационной категории
МОУ «СОШ п.Трудовик»
Долговой Любови Михайловны
Контактный телефон: 2 – 68 -49
2012г
Аннотация
к уроку « Природные зоны России»
Преподавание географии в МОУ « СОШ п. Трудовик» проводится по примерной программе основного общего образования по географии по учебнику Бариновой И.И. «География. Природа России». Урок на тему
« Природные зоны России» в 8 классе составлен с применением блочно – модульной технологии (работа учащихся с элементами модуля). Учебные элементы модуля позволяют систематизировать полученные знания о природных зонах России и активизировать познавательную деятельность учащихся. Некоторые задания носят поисковый характер и дают возможность учащимся предложить свои варианты ответов.
Модульный урок по теме «Природные зоны России»
Оборудование: карта «Природные зоны России», индивидуальные карточки с заданиями, гербарий, учебные картины: «В тундре», «В тайге», «В степи», «В пустыне», цветные карточки для учащихся., атласы, рабочие тетради на печатной основе « География России», презентация «Природные зоны России»
Ход урока
Учебный элемент | Учебный материал с указанием задания | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ-0 | Цель: Обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по разделу «Природа России». Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; классифицировать по признакам; извлекать информацию из текстов. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся ( слайд 2) | Внимательно прочитайте цели урока |
УЭ-1 | Цель: Конкретизировать понятие «природная зона» Выявить закономерности размещения природных зон на территории страны. Вспомните: Как называется раздел программы, который мы изучили? Что можно сказать о территории нашей страны? Обоснуйте свой ответ. Сегодня на уроке мы еще раз сможем в этом убедиться, совершив заочную научную экспедицию по России. Основная цель нашего путешествия – закрепление, проверка и обобщение полученных на уроках знаний о местоположении, климатических условиях, растительном и живот ном мире, занятиях населения каждой природной зоны. В путешествиях можно многое узнать И друзьям об этом потом рассказать. Новая природная зона приглашает нас – И опять в экспедицию отправляется класс. Чтобы успеть за урок везде побывать, мы отправляемся путешествовать на самолете по меридиану 60˚ в.д. -Перечислите природные зоны , которые встретятся на вашем пути в направлении с севера на юг. -Объясните, какая закономерность существует в распределении природных зон на территории России? - Назовите природные зоны, которые не образуют сплошной полосы? Какими причинами можно это объяснить? (слайд 3) | Внимательно прочитайте цель. Работаем вместе Ответьте на вопросы, работая с настенной картой и атласами. |
УЭ-2 | Цель: Продолжить формирование умения составлять комплексные характеристики природных зон и создать их образы., строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. -Составьте характеристику природной зоны по плану:
-Ваша задача – рассказать о природной зоне и создать ее образ.( слайды 4 – 19) Проиллюстрируйте свой рассказ изображением портрета зоны. Какой цвет в ней преобладает? Физкультминутка. Зарядка для глаз. | Внимательно прочитайте цель. Индивидуальная работа. Работаем вместе, с сигнальными карточками. |
УЭ-3 | Цель: Развивать межпредметные связи. Формировать умение извлекать информацию из текстов. -Прочитайте отрывки из художественных произведений и определите, о какой природной зоне идет речь: 1.« Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие и высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности, занесенный бог весть откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов.» ( Н.В. Гоголь. Тарас Бульба) 2.»Здесь медведь-хозяин . Ему нипочем все эти полуистлевшие перевернутые вверх корнями пни. Все здесь поросло быльем, чертополохом, бояркой, крушиной, папоротником, и кой- где алеют кумачовые семейства мухоморов. Не место здесь человеку, даже птиц не видно,- разве что дятел пропорхнет,-здесь царствует медведь, на вершинах же дерев невозбранно владычествует белка.» (В. Шишков. Угрюм-река.) 3.» С каждого холма во все стороны видны многочисленные, большие и малые озера. Почти все они одинаковые по форме и напоминают стадионы, цирки, у которых арена покрыта водой. На зеркальной поверхности озер- белые пестрые точки. Утки ,гуси, лебеди, гагары.» (С. Абрамович -Блэк. Записки гидрографа.) 4.» Пока не пришла полярная ночь, мы видели кругом заснеженную ледовую равнину. Она уходила за горизонт, такая же бесконечная, как пустыня или степь. Змеятся струи снега, путают рельеф, и кажется , что кругом, везде, со всех сторон, до самого конца света одно и тоже.» ( Игорь Рубан. Льды. Люди. Встречи.) 5.«Или еще того хуже было на солончаках над самым Каспием. Солнце рдеет, печет, и солончак блестит, и море блестит…» (Н.С. Лесков. Очарованный странник) - Обсудите вопрос, какие особенности характера человека могут сформироваться под влиянием степи и леса? | Внимательно прочитайте цель. Работаем в парах, по карточкам. |
УЭ-4 | Цель: Развивать аналитические навыки работы с текстом, наблюдательность. 1. Исправь географические ошибки в тексте: Мы с вами совершаем путешествие с севера на юг нашей страны, с побережья Балтийского моря. Строго по параллели движемся на юг. Цель путешествия – пересечь все природные зоны страны. Тундра – это настоящий птичий базар: здесь и дикие утки, гуси, воробьи, различные виды чаек. Чтобы хитрые песцы не съели яйца птенцов, гнезда птицы строят высоко над землей, на скалах или вершинах деревьев. Тундра очень заболочена. Тундра южнее постепенно сменяется лесотундрой и лесами. Мы и не заметили, как после широколиственного леса перешли в хвойный лес: сосны, ели, пихта. Подзолистые почвы тайги очень богаты перегноем, поэтому люди, живущие здесь получают большие урожаи сельскохозяйственных культур. Хорошо таежным жителям: здесь и ягода- смородина, малина, облепиха, жимолость. В этом же лесу встречаются и пушные звери. После полупустынь мы оказываемся в степях. Степи сегодня – это не те, что были вчера. Повсюду видны антропогенные комплексы: пашни и сады, пруды и озера. Болота и лесополосы. Коррозия почвы – опасное явление, поэтому в степях проводятся работы по закреплению оврагов. Жителям данной природной зоны можно только посочувствовать, так как низкая солнечная радиация и сильная увлажненность позволяют здесь расти только травянистой растительности, а бедная растительным покровом почва- не плодородна. Наше путешествие закончилось, когда мы достигли побережья Каспийского моря и дельты реки Днепр, впадающей в нее. | Внимательно прочитайте цель. Работаем в парах, по карточкам с учебником и картами атласа. |
УЭ-5 | Цель: Развивать умение работать с с гербарием. Учить детей обобщать и классифицировать по признакам. - Рассортируйте растения разных природных зон. - Для какой природной зоны характерны ниже перечисленные особенности?
неглубокие, стелющиеся корни, искривленные, прижатые к земле стволы, маленькие блестящие листочки.( Тундра) 3.Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья. (Степь) | Внимательно прочитайте цель. Работаем в парах с гербарием |
УЭ-6 | Цель: Назвать проблемы,, возникшими в природных зонах по вине человека, и предложить пути их решения. -Дать советы жителям природных зон, которые помогут избежать экологической катастрофы в природе. 1.Дать советы жителям лесной полосы, закончив предложения: По-хозяйски использовать ……… (древесину). 2.Дать советы людям, которые помогут сберечь природу Крайнего Севера. Вставить нужные слова в текст. Люди не должны … (загрязнять моря Северного Ледовитого океана) 3.Исходя из экологической проблемы, назвать причину ее возникновения В почвах накапливается много солей –…… (неумеренное орошение полей). -Для какой природной зоны характерны эти экологические проблемы? Можно ли их отнести к нашей местности? -Какие животные и растения степей занесены в Красную книгу? | Внимательно прочитайте цель. Работаем в парах с учебником. |
УЭ-7 | Рефлексия. Тест – в0лна. 1. В лесной зоне существуют следующие взаимосвязи: лишайник ягель –> олень –> волк (в тундре). 2 .Арктические пустыни – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники. 3. Названия лесов расположены в порядке их произрастания: смешанный лес, широколиственный лес, тайга. 4.Заказник – это территория, где ограничена охота, но разрешены некоторые виды деятельности человека. 5. Территория зоны степей густо заселена людьми
.8 Зима в тундре долгая и очень суровая (мороз до 50 градусов). В середине зимы примерно 2 месяца длится полярная ночь. Лето короткое, прохладное. 9 Способность животных долго обходиться без воды и пищи- это способ выживаемости в пустыне. 10. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы: а) овцебык, морж, розовая чайка; | Работаем вместе в тетрадях. |
УЭ-8 | Цель: подвести итог урока. К какому выводу мы пришли, совершив путешествие по природным зонам России? Какая наша Родина? (Огромная, разнообразная по природе, богатая, красивая) Как мы должны относиться к ее природе? (Беречь, охранять). К чему в конечном счете приведет нарушение экологических связей в природе? (Пострадают сами же люди). Любите родную природу Озера, леса и поля Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились Живем мы с тобою на ней Так будем же , люди, все вместе Мы к ней относиться добрей. Я благодарю всех участников экспедиции за работу. Достойная награда за нее – отличные и хорошие оценки. Домашнее задание: Тесты на странице 32 - 35 в тетрадях на печатной основе «География России» | Работаем вместе. |
- Литература
- 1.Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс.: учебник для общеобразоват. Учреждений.-М.: Дрофа, 2010.
- 1.География 6-8 классы. Уроки с использованием блочно- модульной технологии. Составитель Н .В . Болотникова.- Волгоград.-Учитель.2005г.
- 2.Журнал . География в школе. № 2-2005г.
- 3. География России. Природа 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Бариновой.. Автор- составитель О.В. Антушева. Волгоград. Учитель.2007г.
- 4.Олимпиадные задания по географии 9-11 классы. Автор – составитель Г.Г. Монакова География России Н. В. Яковлева.- Волгоград: Учитель. 2010г
- 5.Интернет-сайты:www.rubricon.com/
- www.uis.ssu.samara.ru/
- novgorod/fio/ru/projects/Project544/index/htm
- ts.edu.ru/
Определите, какая разница между понятиями минералы и горные породы?
Игра «Догадайся о какой горной породе идёт речь?»
? Камень для грамотеев. Из него делают грифель для карандашей.
Графит.
? Белая, её добавляют в пищу и для консервации овощей.
Соль.
? Болотное богатство. Его используют как горючий материал и для удобрения почвы.
Торф.
? Им учитель математики пишет на доске сложные примеры.
Мел.
? Люблю тебя, Петра творение,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное течение,
Береговой её ………………..
Гранит.
? Из неё египетская царица Клеопатра делала косметические маски для лица.
Глина.
? Им учитель математики пишет на доске сложные примеры.
Мел.
? Люблю тебя, Петра творение,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное течение,
Береговой её ………………..
Гранит.
? Из неё египетская царица Клеопатра делала косметические маски для лица.
Глина.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Изучение свойств горных пород и минералов»
Горная порода или минерал | Твёр-дость и проч-ность | Цвет | Сложе-ние | Масса | Раствори-мость | Наличие следов органичес-кого вещества |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока : Обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по разделу «Природа России». Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; классифицировать по признакам; извлекать информацию из текстов. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся
Лесотундра
Смешанные и широколиственные леса
Полупустыни
Литература 1.География 6-8 классы. Уроки с использованием блочно- модульной технологии. Составитель Н .В . Болотникова.- Волгоград.-Учитель.2005г.. 2. География России. Природа 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Бариновой.. Автор- составитель О.В. Антушева. Волгоград. Учитель.2007г. 3.Интернет-сайты: www.rubricon.com/ www.uis.ssu.samara.ru / novgorod/fio/ru/projects/Project544/index/htm ts.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Природные зоны России» с использованием шоу-технологий и ИКТ
Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Природные зоны России» ...
Урок природоведения в 4 классе по теме" Природные зоны России"
Урок по природоведению 4 класс Тема: Природные зоны России Цели:...
План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»
Это интегрированный урок географии и литературы. На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...
Модульный урок по географии «Природные зоны Австралии»
Австралия. Органический мир. Природные зоны. Цель: ∙ продолжить знакомство учащихся с особенностями природы материка, познакомить с растениями и животными Австралии...
Урок по теме: "Природные зоны России"
Материал для урока по теме: "Природные зоны России"...
Модульный урок по теме «Природные зоны Саратовской области»
Учебные элементы модуля позволяют систематизировать полученные знания о природных зонах Саратовской области и активизировать познавательную деятельность учащихся. Некоторые задания н...
Итоговый урок по теме "Природные зоны России"
Данный материал можно использовать как вариант итогового урока. Урок-игра....