Урок по теме: "Природные зоны России"
план-конспект урока по биологии ( класс) на тему
Материал для урока по теме: "Природные зоны России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnye_zony_rossii.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет, класс, автор учебника | Окружающий мир. 4 класс. Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. М.:Вентана-Граф, 2014. |
Тема урока | Обобщение по теме «Природные зоны России» |
Дидактическая цель | Обобщить знания о природных зонах России, их особенностях и обитателях |
Тип урока | Урок-игра |
Задачи урока |
|
Планируемые результаты | Предметные:
Метапредметные :
Личностные:
|
Методы обучения | Частично-поисковый |
Формы организации познавательной деятельности | Фронтальная, групповая, работа в парах |
Средства обучения | Презентация, карточки с заданиями, конверт с картинками животных |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
Организация начала урока | Проверь, дружок. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Личностные УУД: положительное отношение к уроку; следование в поведении моральным и этическим требованиям. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем |
Целепологание и мотивация | Чтобы узнать о чём будем говорить на уроке послушайте стихотворение. Если долго-долго-долго – О чём это стихотворение? – О чём будем говорить на уроке? - Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? -Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме. | - Обобщить и проверить знания о природных зонах | Познавательные УУД: фиксация проблемы Личностные УУД: формирование мотивационной основы учебной деятельности |
Актуализация опорных знаний | Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое. Условия для жизни организмов очень разнообразны, и в разных уголках нашей страны сложились совсем разные природные зоны. Фильм «Природные зоны» - А начнем мы наше путешествие с разминки. За каждый правильный ответ вы получаете картинку с изображением животного. 1. Сколько природных зон на территории России? 2. Самая северная природная зона. 3. Самая большая природная зона по территории. 4. Природная зона, где мы с вами живем. 5. Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли. 6. В каких природных зонах есть вечная мерзлота? 7. Зона субтропиков на территории России. 8. Самая жаркая природная зона. 9. В каком направлении идет смена природных зон? 10. Это явление можно увидеть полярной ночью в Арктике. В небе появляется свечение, напоминающее разноцветный, переливающийся занавес. 11. Как называется сухой ветер степей? 12. Перечислите промежуточные природные зоны. | Отвечают на вопросы - 7 - Зона Арктики - Зона смененных и широколиственных лесов - Зона степей - Вечная мерзлота - Арктика, тундра - Черноморское побережье Кавказа - Зона пустынь - С севера на юг - Полярное сияние - Суховей - Лесотундра, лесостепь, полупустыня | Регулятивные УУД: умение соотносить свои знания Познавательные УУД: умение соотносить определение и термин |
Обобщение знаний о природных зонах: - о животных, населяющих природные зоны - о растениях природных зон - о национальных парках и заповедниках России | Станция «Зоологическая» - Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получает конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки с изображениями животных, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача выбрать правильные ответы, а затем 1 человек из группы рассказывает о животных вашей природной зоны. Физкультминутка Станция «Ботаническая» Узнайте растение по описанию
Разноуровневые задания в парах. Взаимопроверка. Карточка 1. Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет. Ягель Арктика Лиственница Лес Лишайник Тундра Саксаул Субтропики Ковыль Пустыни Инжир Степь Карточка 2 По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой. Корни-луковицы Арктика Длинные корни Тундра Деревья долгожители Субтропики Карликовые деревья Степи Живут на камнях Пустыни - Обменяйтесь листочками. Станция «Экологическая» Многие растения и животные занесены в Красную книгу и находятся под охраной государства. Почти в каждой природной зоне есть свой национальный парк или заповедник. Рассказ учителя о заповедниках:
Обсуждение экологических ситуаций
| Выбирают правильные ответы и рассказывают о животных природных зон Соотносят описание растения с его названием. - Лишайники - Дуб - Лиственница - Ягель - Ковыль - Саксаул - Верблюжья колючка Выполняют задания разных уровней сложности. Обмениваются карточками, проверяют работу друг друга Учитель рассказывает о заповедниках, расположенных в разных природных зонах Обсуждают экологические ситуации | Познавательные УУД: умение работать с информацией и обмениваться ею; умение сравнивать, сопоставлять, обобщать Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность Коммуникативные УУД: сотрудничество со сверстниками; осознанно строят речевые высказывания Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело Познавательные УУД: умение соотносить определение и термин; умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы Регулятивные УУД: исследуют условия учебной задачи; анализируют собственную работу и работу соседа; умение контролировать свою деятельность.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками. Личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; проявление самостоятельности Познавательные УУД: умение работать с информацией и обмениваться ею Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения; умение слушать оппонента Личностные УУД: следование в деятельности нормам эстетики |
Подведение итогов урока и рефлексия | Рефлексивный ринг Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Сегодня я узнал… Я научился… Меня удивило… У меня получилось… Было трудно… Я смог …. Я понял, что… Я попробую… Я теперь могу…. Меня удивило… Мне захотелось…. Было интересно… Домашнее задание Подготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников | Соотносят цель и результаты. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности | Регулятивные УУД: оценка своей деятельности на уроке Личностные УУД: самооценка |
Резервный материал | Определите, в какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи (цепи питания) Ива – белая куропатка – кречет (тундра) Дуб – сойка – сова (лесная зона) Растения – тушканчик – сова (пустыня) Рыба – тюлень – белый медведь (Арктика) Растения – суслик – орел (степь) |
Карточка 1. Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет. Ягель Арктика Лиственница Лес Лишайник Тундра Саксаул Субтропики Ковыль Пустыни Инжир Степь | Карточка 2 По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой. Корни-луковицы Арктика Длинные корни Тундра Деревья долгожители Субтропики Карликовые деревья Степи Живут на камнях Пустыни |
Карточка 1. Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет. Ягель Арктика Лиственница Лес Лишайник Тундра Саксаул Субтропики Ковыль Пустыни Инжир Степь | Карточка 2 По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой. Корни-луковицы Арктика Длинные корни Тундра Деревья долгожители Субтропики Карликовые деревья Степи Живут на камнях Пустыни |
Карточка 1. Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет. Ягель Арктика Лиственница Лес Лишайник Тундра Саксаул Субтропики Ковыль Пустыни Инжир Степь | Карточка 2 По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой. Корни-луковицы Арктика Длинные корни Тундра Деревья долгожители Субтропики Карликовые деревья Степи Живут на камнях Пустыни |
Карточка 1. Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет. Ягель Арктика Лиственница Лес Лишайник Тундра Саксаул Субтропики Ковыль Пустыни Инжир Степь | Карточка 2 По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой. Корни-луковицы Арктика Длинные корни Тундра Деревья долгожители Субтропики Карликовые деревья Степи Живут на камнях Пустыни |
Карточка 1. Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет. Ягель Арктика Лиственница Лес Лишайник Тундра Саксаул Субтропики Ковыль Пустыни Инжир Степь | Карточка 2 По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой. Корни-луковицы Арктика Длинные корни Тундра Деревья долгожители Субтропики Карликовые деревья Степи Живут на камнях Пустыни |
Карточка 1. Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет. Ягель Арктика Лиственница Лес Лишайник Тундра Саксаул Субтропики Ковыль Пустыни Инжир Степь | Карточка 2 По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой. Корни-луковицы Арктика Длинные корни Тундра Деревья долгожители Субтропики Карликовые деревья Степи Живут на камнях Пустыни |
Остров Врангеля
В 1960 году на острове Врангеля был создан заказник, а спустя 16 лет – заповедник, включивший также территорию острова Геральд.
Основная задача заповедника — сохранение и изучение животного мира островной части Арктики. Он занимает площадь 2225,6 тысяч га.
С 2004 года заповедник включен в Список всемирного наследия. Несмотря на арктическое положение заповедника, флора острова Врангеля отличается богатством и высоким уровнем эндемизма, какого нет на других арктических островах. Здесь встречаются как типично арктические, так и более южные виды - азиатские и американские.В Красную книгу включены растущие здесь мелколепестник сложный и сердечник пурпуровый. Острова Врангеля и Геральд называют "родильным домом белых медведей": до 250 медведиц залегают здесь в берлоги, чтобы принести весной потомство. На острове Врангеля располагается единственная в Азии крупная, до 40 тысяч гнезд, постоянная колония белого гуся, а также крупнейшие в Чукотском море колонии толстоклювой кайры, полярного чистика и моевки. На острове Врангеля обитает северный олень, домашняя разновидность которого была завезена сюда в 1940-е годы. В летне-осенний период здесь встречаются серый кит, белуха, горбач, финвал и гренландский кит.
Таймырский заповедник
Большой Арктический заповедник - крупнейший заповедник России и всей Евразии, третий по величине в мире. Его площадь составляет 4169 тысяч га, в том числе 981 тысяча га - морская акватория. В своем большинстве арктическая пустыня практически лишена растительности. Общий вид тундры монотонно-однообразнен, особенно в ненастье. Но в весьма редкие здесь ясные дни тундра преображается, наполняется красками и производит неизгладимое впечатление. Основной растительностью в этой районе являются мхи и лишайники, стойко переносящие суровые условия Арктики. Они раскрашивают тундру в различные цвета от ярко-желтого до черного. Из птиц характерными обитателями тундры являются белая сова и тундряная куропатка, которые не покидают суровый Таймыр зимой. Такие птицы как сибирская гага, белая и розовая чайки тоже встречаются здесь практически круглый год.В заповеднике взяты под охрану места гнездования и линьки черных казарок, встречаются редкие виды чаек: розовая, вилохвостая, белая. Розовая чайка - редкий, малоизученный вид, эндемик России, внесенный в Красную книгу РФ. На Таймыре известна лишь одна гнездовая колония этих птиц. Из млекопитающих многочисленны самые маленькие северные звери – лемминги. От количества леммингов зависит численность хищников - песца, мохнатого канюка, поморников. По всей территории заповедника встречается дикий северный олень, относительно обычный вид Большого Арктического заповедника - белый медведь. На островах он встречается круглый год, на материковой части - в основном зимой, и чаще на самом севере.
Черные земли заповедник
Заповедник «Черные Земли» - это единственный в России полигон для изучения степных, полупустынных и пустынных ландшафтов, а также охраны и изучения калмыцкой популяции сайгака. Заповедник занимает две отличные друг от друга территории – на основном участке «Черные Земли» осуществляется охрана и восстановление популяции сайгака, а участок "Озеро Маныч-Гудило" является водно-болотным угодьем международного значения, здесь находятся гнездовья и зимовки многих редких видов водоплавающих и околоводных птиц. Заповедник был создан в 1990 году, а три года спустя территория получила статус биосферного резервата ЮНЕСКО. Его общая площадь составляет 121,9 тысяч га.
Территория заповедника расположена на стыке двух зон - сухостепной и пустынной, в самом засушливом регионе Европейской части России.
Сухая степь и пустыня меняют свои цвета по временам года. Весной они характеризуются цветами эфемеров - тюльпанов Бибирштейна и Шренка, ирисов; к зелени злаков прибавляются серо-зеленые оттенки отросшей полыни. В начале лета преобладает коричнево-лиловый фон мятлика луковичного и костра, с серебристо-белесыми островами цветущих перистых ковылей. К концу лета наиболее заметны желто-коричневые тона от некоторых видов полыни, цветущей люцерны желтой и засыхающих житняка, тонконога. Для осени характерен серовато-бурый цвет, создаваемый черными полынями, высохшей злаковой растительностью и солянковыми сообществами, меняющими темно-зеленый цвет на кроваво-красный.
На участке «Черные Земли» основной охраняемый вид - сайгак. Озеро Маныч-Гудило с его 12 островами является исключительно важным для гнездования водно-болотных птиц. На водоеме гнездятся, встречаются на линьке и пролете более 190 видов птиц. На островах, соседствуя с чайками, колпицами, бакланами, образуют единственные в Европе озерные колонии розовый и кудрявый пеликаны. На фоне регрессии водоемов Казахстана озеро становится одним из крупнейших в Евразии районов отдыха мигрирующих с зимовок гусиных: краснозобой казарки, белолобого и серого гуся.
Сочинский национальный парк
Сочинский национальный парк – один из самых первых парков, созданных у нас в стране. Он основан в 1983 году с целью сохранения и восстановления природных комплексов и объектов, имеющих высокую ценность. Его площадь составляет около 194 тысяч га.
В парке наиболее широкое распространены леса с преобладанием бука восточного. Его серебристо-серые стволы достигают 50-метровой высоты! Дубовые насаждения занимают около четверти покрытой лесом площади и находятся, в основном, на сухих и теплых южных склонах гор. Только на Кавказе в естественных условиях растет каштан посевной (европейский), который является реликтовым видом.
Очень живописны самшитовые насаждения: кружево мелкой, черно-зеленой, глянцевой листвы самшита и повсюду свешивающийся со стволов и ветвей пушистый, длинный, как бороды сказочных героев, мох придает лесу фантастический вид зеленого царства.
Эта территория, как и весь Кавказ, богата очень редкими и ценными видами. В Красную книгу России занесены встречающиеся здесь инжир обыкновенный, лилия кавказская, кандык кавказский, тюльпан Липского, виды орхидей: офрис оводоносная, анакамптис пирамидальный, ятрышник пурпурный и многие другие.
Животный мир национального парка насчитывает около 70 видов млекопитающих животных: медведь бурый, олень, рысь, косуля кавказская и европейская, куница, выдра и другие.
Наиболее редкие и ценные виды животных занесены в Международную Красную книгу. Это кавказская крестовка, эскулапов полоз и кавказская гадюка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 8 классе по теме: "Природно- хозяйственные зоны России"
Урок обобщения и систематизации по теме "Природно-хозяйственные зоны России"...
Урок по теме "Природные зоны Африки" 7 класс
Конспект урока в 7 классе по теме "Природные зоны Африки" - урок усвоения новых знаний. Форма урока виртуальное путешествие с элементами проектной, игоровой деятельности. На уроке использовались...
Презентация к уроку по теме: "Природные зоны Северной Америки" 7 класс
Презентация урока изучения нового материала. В презентации дан план проведения урока, таблицы для заполнения учениками в процессе урока.Картинки с изображением представителей животного и р...
Модульный урок по теме «Природные зоны России»
« Природные зоны России» в 8 классе...
Урок по теме "Природно-хозяйственная зона степь"
Методическая разработка урока по теме "Природно-хозяйственная зона степь" с использованием графических способов визуализации информации и ИКТ....
Итоговый урок по теме "Природные зоны России"
Данный материал можно использовать как вариант итогового урока. Урок-игра....
Тест по теме "Природно-хозяйственные зоны России" 8 класс
Тест Природно-хозяйственные зоны России1 вариант1.Республика Калмыкия находится в природной зоне:А) Степи...