Модульный урок по теме «Природные зоны Саратовской области»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Учебные элементы модуля позволяют систематизировать полученные знания о природных зонах Саратовской области и активизировать познавательную деятельность учащихся. Некоторые задания носят поисковый характер и дают возможность учащимся предложить свои варианты ответов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Трудовик
Питерского района Саратовской области»
Природные зоны Саратовской области
Методическая разработка урока
учителя географии
I-ой квалификационной категории
МОУ «СОШ п.Трудовик»
Долговой Любови Михайловны
Контактный телефон: 2 – 68 -49
2016г
Аннотация
к уроку « Природные зоны Саратовской области»
Преподавание географии в МОУ « СОШ п. Трудовик» проводится по примерной программе основного общего образования по географии по учебнику Бариновой И.И. «География. Природа России» и « География Саратовской области» А.М.Демина, Л.В. Макарцевой, С.В. Уставщиковой. Урок на тему « Природные зоны Саратовской области» в 8 классе составлен с применением блочно – модульной технологии (работа учащихся с элементами модуля). Учебные элементы модуля позволяют систематизировать полученные знания о природных зонах Саратовской области и активизировать познавательную деятельность учащихся. Некоторые задания носят поисковый характер и дают возможность учащимся предложить свои варианты ответов.
Модульный урок по теме «Природные зоны Саратовской области»
Оборудование: карта «Природные зоны России», индивидуальные карточки с заданиями, гербарий, учебные картины: «В степи», «В пустыне», цветные карточки для учащихся, атласы, рабочие тетради на печатной основе « География России», презентация «Природные зоны Саратовской области», презентация «Тюльпаны»
Ход урока
Учебный элемент | Учебный материал с указанием задания |
УЭ-0 | Цель: Обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по разделу «Природные зоны Саратовской области». Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; классифицировать по признакам; извлекать информацию из текстов. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся ( слайд 2) |
УЭ-1 | Цель: Конкретизировать понятие «природная зона» Выявить закономерности размещения природных зон на территории Саратовской области. Вспомните: Как называется тема, которую мы изучили? Что такое «природная зона»? (Природная зона-это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.) Обоснуйте свой ответ. Сегодня на уроке мы еще раз обратимся к давно привычному для нас понятию « природа родного края». Образованный и культурный человек должен хорошо знать особенности своего родного края. Без этих знаний невозможно правильно управлять тем великим богатством, которым наградила нас матушка Природа. Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем глубже знаю. Ю.К. Ефремов. Мы сможем в этом убедиться, совершив заочную научную экспедицию по Саратовской области. Основная цель нашего путешествия – закрепление, проверка и обобщение полученных на уроках знаний о местоположении, климатических условиях, растительном и живот ном мире, занятиях населения каждой природной зоны. В путешествиях можно многое узнать И друзьям об этом потом рассказать. Новая природная зона приглашает нас – И опять в экспедицию отправляется класс. Чтобы успеть за урок везде побывать, мы отправляемся путешествовать на самолете по Саратовской области по меридиану 48 ◦ в.д. -Перечислите природные зоны , которые встретятся на вашем пути в направлении с севера на юг. -Объясните, какая закономерность существует в распределении природных зон на территории Саратовской области? - Какие факторы влияют на формирование природных зон области? - Какова взаимосвязь природных компонентов в Саратовской области? |
УЭ-2 | Цель: Продолжить формирование умения составлять комплексные характеристики природных зон и создать их образы., строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. -Составьте характеристику природной зоны , в которой ты живешь по плану:
-Ваша задача – рассказать о природной зоне и создать ее образ.( слайды 3 – 5) Проиллюстрируйте свой рассказ изображением портрета зоны. Какой цвет в ней преобладает? Физкультминутка. Зарядка для глаз. |
УЭ-3 | Цель: Развивать межпредметные связи. Формировать умение извлекать информацию из текстов. -Прочитайте отрывки из художественных произведений и определите, о какой природной зоне идет речь: 1.« Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие и высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности, занесенный бог весть откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов.» ( Н.В. Гоголь. Тарас Бульба) 2.»Здесь медведь-хозяин . Ему нипочем все эти полуистлевшие перевернутые вверх корнями пни. Все здесь поросло быльем, чертополохом, бояркой, крушиной, папоротником, и кой- где алеют кумачовые семейства мухоморов. Не место здесь человеку, даже птиц не видно,- разве что дятел пропорхнет,-здесь царствует медведь, на вершинах же дерев невозбранно владычествует белка.» (В. Шишков. Угрюм-река.) 3.» Глянешь с горы-какой вид! Круглые низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустарниками овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи…» (И.С . Тургенев. Лес и степь.) 4.«Или еще того хуже было на солончаках над самым Каспием. Солнце рдеет, печет, и солончак блестит, и море блестит…» (Н.С. Лесков. Очарованный странник) - Обсудите вопрос, какие особенности характера человека могут сформироваться под влиянием степи и леса? - Какая природная зона здесь лишняя? |
УЭ-4 | Цель: Развивать аналитические навыки работы с текстом, наблюдательность. 1. Исправь географические ошибки в тексте: Мы с вами совершаем путешествие с севера на юг по нашей Саратовской области. Строго по параллели движемся на юг. Цель путешествия – пересечь все природные зоны области. После полупустынь мы оказываемся в степях. Здесь резко континентальный климат .Осадков выпадает в течение года от 350 до 250 мм в год . Степи сегодня – это не те, что были вчера. Повсюду видны антропогенные комплексы: пашни и сады, пруды и озера, болота и лесополосы. Коррозия почвы – опасное явление, поэтому в степях проводятся работы по закреплению оврагов. Жителям данной природной зоны можно только посочувствовать, так как низкая солнечная радиация и сильная увлажненность позволяют здесь расти только травянистой растительности, а бедная растительным покровом почва- не плодородна. Из животного мира встречаются: суслики, тушканчики, дрофы. Наше путешествие закончилось, когда мы достигли побережья Каспийского моря . |
УЭ-5 | Цель: Развивать умение работать с с гербарием. Учить детей обобщать и классифицировать по признакам. - Рассортируйте растения разных природных зон. - Для какой природной зоны характерны ниже перечисленные особенности?
2.Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья. (Степь) |
УЭ-6 | Цель: Назвать проблемы,, возникшими в природных зонах по вине человека, и предложить пути их решения.
1.Исходя из экологической проблемы, назвать причину ее возникновения В почвах накапливается много солей –…… (неумеренное орошение полей). 2.Дать советы жителям природных зон, которые помогут избежать экологической катастрофы в природе. Охранять … (редких животных и растения) Создавать … (заповедники, заказники и национальные парки). -Для какой природной зоны характерны эти экологические проблемы? Можно ли их отнести к нашей местности? -Какие животные и растения степей занесены в Красную книгу? (Творческий проект «Тюльпаны» Адылева Андрея (презентация)) |
УЭ-7 | Рефлексия. Тест – волна. 1. В степной зоне существуют следующие взаимосвязи: лишайник –> олень –> волк (в тундре). 2 .Полупустыни – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова. Растительность очень скудная, разреженная ,низкорослая. 3. Лесостепная зона занимает большую часть области. 4.Заказник – это территория, где ограничена охота, но разрешены некоторые виды деятельности человека. 5. Территория зоны степей густо заселена людьми 6.Степная зона- самая южная в области 7. На гербе Саратовской области-3 стерляди. .8 . Степь называют «житницей» нашей области. 9 Способность животных долго обходиться без воды и пищи- это способ выживаемости в пустыне. 10. В Красную книгу занесены следующие животные степной зоны: а) дрофа, выхухоль, верблюд. |
УЭ-8 | Цель: подвести итог урока. К какому выводу мы пришли, совершив путешествие по природным зонам Саратовской области? (Она разнообразная по природе, богатая, красивая) Как мы должны относиться к ее природе? (Беречь, охранять). К чему в конечном счете приведет нарушение экологических связей в природе? (Пострадают сами же люди). Любите родную природу Озера, леса и поля Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились Живем мы с тобою на ней Так будем же , люди, все вместе Мы к ней относиться добрей. Я благодарю всех участников экспедиции за работу. Достойная награда за нее – отличные и хорошие оценки. Домашнее задание: Тесты на странице 32 - 35 в тетрадях на печатной основе «География России» |
Литература
- А.М. Демин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова «География Саратовской области»-Саратов: Лицей, 2014г
- Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс.: учебник для общеобразовательных. Учреждений.-М.: Дрофа, 2010.
- География 6-8 классы. Уроки с использованием блочно- модульной технологии. Составитель Н .В . Болотникова.- Волгоград.-Учитель.2005г.
- География России. Природа 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Бариновой.. Автор- составитель О.В. Антушева. Волгоград. Учитель.2007г.
- Журнал . География в школе. № 2-2005г.
- Олимпиадные задания по географии 9-11 классы. Автор – составитель Г.Г. Монакова География России Н. В. Яковлева.- Волгоград: Учитель. 2010г
- Интернет-сайты:www.rubricon.com/
- www.uis.ssu.samara.ru/
- novgorod/fio/ru/projects/Project544/index/htm
- ts.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природные зоны Саратовской области
Урок географического краеведения в 6 классе составлен по программе Макарцевой. На данном уроке рассматриваются природные зоны Саратовской области, взимосвязь климата, растительно и животного мира. Для...
Урок по теме "Природные зоны Африки" 7 класс
Конспект урока в 7 классе по теме "Природные зоны Африки" - урок усвоения новых знаний. Форма урока виртуальное путешествие с элементами проектной, игоровой деятельности. На уроке использовались...
Урок географии в 6 классе по теме :"Природные зоны Саратовской области"
Урок по краеведению...
Модульный урок по географии «Природные зоны Австралии»
Австралия. Органический мир. Природные зоны. Цель: ∙ продолжить знакомство учащихся с особенностями природы материка, познакомить с растениями и животными Австралии...
Модульный урок по теме «Природные зоны России»
« Природные зоны России» в 8 классе...
Урок по экологии "Природное наследие Саратовской области"
Открытый урок по экологии "Природное наследие края" в рамках года экологии...
Проект урока по теме «Природные зоны Тюменской области».
Конспект урока с применением проектной деятельности "Природные зоны Тюменской области", 8 класс...