Урок с использованием РНС "Занятость населения России"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Цели: познакомить с основными занятиями населения
Знание: знать основные понятия, характеризующие занятость населения
Понимание: : понимать значимость всех видов занятости
Применение: выявлять проблемы и предлагать пути их решения
Анализ: анализировать различные источники информации, в том числе и статистические, с целью извлечения новых знаний
Синтез: составлять количественную и качественную характеристику занятого населения в нашей стране
Оценка: формировать социальную зрелость на примере определения проблем занятости в России и путей их решения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zanyatost_naseleniya_rossii.docx | 163.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательное учреждение: ГБОУ школа № 320 Приморского района Преподаватель: Горячева Ирина Анатольевна Учебная дисциплина: география
Тема: «Занятость населения России» Целевая аудитория: 8 класс
Цели: познакомить с основными занятиями населения
Знание: знать основные понятия, характеризующие занятость населения
Понимание: : понимать значимость всех видов занятости
Применение: выявлять проблемы и предлагать пути их решения
Анализ: анализировать различные источники информации, в том числе и статистические, с целью извлечения новых знаний
Синтез: составлять количественную и качественную характеристику занятого населения в нашей стране
Оценка: формировать социальную зрелость на примере определения проблем занятости в России и путей их решения
Ход урока
- Основные понятия.
Понятия, связанные с темой «Занятость населения».
- Трудовые ресурсы / т.р. / - часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. В Т. р. включают как занятых, так и потенциальных работников.
В России в практике планирования и учёта к Т. р. относят: население в трудоспособном возрасте, то есть мужчин 16—59 лет, женщин 16—54 лет (за исключением неработающих инвалидов 1-й и 2-й групп).
- Большая часть трудоспособного населения в трудоспособном возрасте работает в народном хозяйстве / занятое население/ или ищет работу / безработные /. обе эти категории называются экономически активным населением.
- Безработные - трудоспособные граждане, которые не имеют работы (заработка), зарегистрированы в службе занятости в целях ее поиска и готовы к ней приступить.
- Рынок труда – это соотношение спроса на рабочую силу / со стороны работодателей / и её предложения / со стороны трудоспособного населения /.
Задание: используя определения понятий, попытайтесь их объяснить по следующим схемам:
- Трудовые ресурсы – это группа населения, определяющаяся
- Экономически активное население включает 2 категории населения
К безработным относится группа населения
- Рынок труда определятся соотношением
- Количественная характеристика занятого населения.
всё население – 100%
дети – 16% пожилые – 22%
взрослые – 66%
нетрудоспособные трудоспособные
- инвалиды – 2% % - т.р.
-
домохозяева – 8%
учащаяся молодёжь – 6%
_________________________________
ЭАН = % экономически активного взрослого населения
+ 2% работающие пенсионеры =
работающие безработные
% 6%
Задание: используя выше рассмотренные понятия, определите долю трудовых ресурсов, экономически активного населения и работающих в народном хозяйстве.
Задание: проанализировав схему, ответьте на вопросы:
- Какая возрастная категория полностью не входит в группу т.р.?
- Кто относится к т.р. какова их доля в общей численности населения?
- Какие категории граждан составляют группу э.а.н.? Какова их доля?
Как вы считаете, нормально ли для экономики страны это соотношение работающих и иждивенцев?
- Качественная характеристика т.р.
Задания:
- По каким 2 главным критериям можно судить о качестве занятого населения?
а. Используя ниже приведённые статистические данные и сравнительные данные по доле занятого населения в некоторых странах мира, сделайте вывод об образовательном уровне населения в России.
Структура занятого населения по уровню образования в 2007 г.
- 24% занятого населения имеют высшее образование.
- 46% - среднее профессиональное / ПТУ, техникумы, колледжи /
- 24% - среднее полное / 11 классов средней школы /
- 6% - основное общее / 9 классов средней школы /
б. Используя половозрастную диаграмму населения России, сделайте вывод о качестве т.р., исходя из их возрастной структуры.
2002 год 2007 год
- Самостоятельно сделайте вывод о качестве т.р. в России и аргументируйте его. Запишите в тетрадь.
- Современные проблемы на рынке труда в России..
Задание:
- предположите отрасли хозяйства, которые ощущают дефицит рабочей силы. Назовите современный путь решения этой проблемы в Росси. Как в будущем возможно решить эту проблему?
- предположите отрасли хозяйства, для которых характерен избыток специалистов. Почему?
Д/з: Характеристика занятого населения в России по плану:
- доля от общего населения страны
- т.р. – понятие, кто входит в эту категорию
- эан – понятие, кто входит в эту категорию
- качественная характеристика
- эссе на тему: какими качествами должен обладать современный специалист, что бы стать конкурентоспособным на рынке труда
/ качества выделить и их необходимость аргументировать /. Работа выполняется по желанию.
Половозрастная диаграмма населения России
Технологическая карта к уроку по теме
«Численность населения и причины, влияющие на неё»
Вид работы | Форма выполнения работы | Оценивание / в баллах / | Обязательный или вариат. вид деятельности |
Составление схем, отражающих понимание понятий | В парах | 1 балл за каждую правильно выполненную схему | обязательный |
Работа со схемой «Количественная характеристика занятого населении»: завершение схемы с недостающими данными и перенос её в тетрадь | индивидуальная | До 3 б. получает ученик, правильно выполнивший работу / при взаимной проверке в парах | обязательный |
Анализ таблицы по предложенным вопросам | индивидуальная | 1 б. – за каждый правильный ответ | обязательный баллы получают отвечающие на вопрос |
Анализ статистических данных, характеризующих качество занятого населения в России | индивидуальная | Выбрать 1 из заданий а / 1 балл / или б / 3 балла / | Баллы получает каждый при взаимной проверке. |
Вывод о качестве т.р. в тетрадь | индивидуальная | До 3 б. Уч-ся проверяют и оценивают друг у друга в парах: - сделан правильный вывод – 1 балл - правильно приведены 2 аргумента / по 1 баллу за каждый аргумент / | обязательный |
Анализ современной ситуации в России, связанной с занятостью населения | Групповая или индивидуальная / если это д/з / | До 2-х баллов за каждый ответ | обязательный |
эссе на тему «Какими качествами должен обладать современный специалист, чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда?» | индивидуальная | До 5 б. | вариативный |
Технологическая карта по теме «Население России»
Ученика /цы / 8а класса школы №320
Цели изучения темы:
- познакомиться с народами и религиями России, человеческим потенциалом нашей страны, половой и возрастной структурой населения, занятостью населения, размещением населения по территории страны, миграциями населения.
- учиться анализировать географические карты, статистический материал;
- учиться давать оценку фактам и явлениям.
Тема урока | Виды деятельности | ресурсы | Сроки | Макси мальное кол-во баллов | Факт.кол-во бал-лов | ||
Обязательная часть / максимально до 70 баллов / | |||||||
1.Националь-ный состав России. | 1.Тест на определение принадлежности народов России к языковой семье, группе, конфессии. 2.Зачёт на знание федеральных единиц политико-административного устройства России, выделяемых по национальному принципу / по карте / | таблица в тетради политико-адм. карта России и распечатка с перечнем субъектов федерации и их столиц | До 10 баллов До 10 баллов | ||||
2.Религиоз-ный состав России. Националь-ный принцип федерального устройства России. | |||||||
3.Числен-ность и причины, влияющие на неё. | |||||||
4.Возрастная и половая структура населения. | |||||||
5.Занятость населения | |||||||
6.Городское и сельское население | |||||||
7.Общая хар-ка размещения населения России. Миграции | Практическая работа в контурной карте: нанесение границы зон расселения, городов - млн., направлений миграций по стране | Карта плотности населения России | До 10 баллов | ||||
8.Хар-ка зон расселения | Практическая работа: характеристика зоны расселения с использова-нием источников информации | Материал учебника, карты атласа | До 15 баллов | ||||
9-10. Население СПб региона | Понятийный опрос по теме «Население» Составление конспекта по теме «Население СПб» | Конспекты по теме Сообщения уч-ся, материал с урока | До 5 б До 10 б. | ||||
11. Контроль по теме. тест | Итоговый тест по теме «Население» | Конспекты по теме | . | До 20 б | |||
Вариативная часть / максимально до 30 баллов / | |||||||
1.Националь-ный состав России. | Письменное сообщение об одном из народов России по предложенному плану | Самостоятель-ный поиск источников инфор-мации | До 10 б. | ||||
2.Религиозный состав России. Национальный принцип федерального устройства России. | |||||||
3.Числен-ность и причины, влияющие на неё. | Анализ статистического материала по характеру воспроизводства, возрастной и половой структуре одного из субъектов федерации | Статистический материал предоставляется учителем | До 5 б. | ||||
4.Возрастная и половая структура населения. | |||||||
5.Занятость населения | эссе на тему «Какими качествами должен обладать современный специалист, что- бы стать конкурентоспособным на рынке труда?» | До 5б. | |||||
6.Городское и сельское население | Эссе на тему «Преимущества жизни в городе» или «Преимущества жизни в деревне» Сообщение на тему «История формирования городов в России» | До 5б. До 5б. | |||||
7.Общая хар-ка размещения населения России. Миграции | |||||||
8.Хар-ка зон расселения | |||||||
9-10. Население СПб | Сообщения: 1.«СПб – город разных конфессий», 2.«Старение населения СПб. Статистика, причины, последствия». 3.«Трудовые ресурсы СПб: количественная и качественная хар-ка.» 4.«Миграцион-ная ситуация в СПб: причины, проблемы» 5. «СПб агломерация» | До 15 б. | |||||
11. Контроль по теме: тест | тестирование | ||||||
Работа на уроке Обязательное Д/з | До 5-10 баллов за каждый урок До 3 б. | № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 |
Перевод баллов в оценки:
- от 80 баллов, из которых не менее 65 за обязательную часть - «5»
- 65-79 баллов, из которых не менее 55 за обязательную часть - «4»
- 50-64 баллов, из которых не менее 40 за обязательную часть - «3»
- менее 50 баллов – «2»
________________________________________________________________✍
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок КВН по теме: "Население России"
в виде КВН обобщить и закрепить знания по теме «Население России», проверить уровень усвоения знаний; сформированность умений по теме, развивать память, наблюдательность, мышление, внимание; развивать...
Конспект урока по теме: Численность населения Росс и Тульской области
Цели: - познакомиться с численностью населения России и Тульской области;- определить причины, влияющие на изменение численности населения России ...
Конспект урока по теме Миграции населения России
Конспект урока географии в 8 классе по теме Миграции населения России...
Конспект урока. 8 класс. Численность населения России
Конспект урока "Численность населения России" 8 класс...
Урок для интерактивной доски «Население России. Этническая мозаика России».
Урок для интерактивной доски. Представленный урок запланирован как урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Население России. Этническая мозаика России». Данный урок ориентирован н...
Урок географии 7 класс НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ. НАРОДЫ РОССИИ.
Подробный конспект урока географии 7 класс коррекционной школы для умственно отсталых детей....
План-конспект урока 8 класс «Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны»
Приводится план-конспект урока в 8 классе...