Урок с использованием РНС "Занятость населения России"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Горячева Ирина Анатольевна

Цели: познакомить с основными занятиями населения

Знание: знать основные понятия, характеризующие занятость населения

Понимание: : понимать значимость всех видов занятости

Применение: выявлять проблемы и предлагать пути их решения

Анализ: анализировать  различные  источники  информации,  в  том  числе  и  статистические,  с  целью  извлечения  новых  знаний

Синтез: составлять  количественную  и  качественную  характеристику  занятого  населения в  нашей  стране

Оценка: формировать  социальную  зрелость  на  примере  определения  проблем  занятости  в  России  и  путей  их  решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zanyatost_naseleniya_rossii.docx163.59 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное учреждение:  ГБОУ школа № 320  Приморского района                                                                                                           Преподаватель:  Горячева Ирина Анатольевна                                                                                                                                                            Учебная дисциплина: география                                                                        

Тема: «Занятость населения России»                                                                                   Целевая аудитория: 8 класс

Цели: познакомить с основными занятиями населения

Знание: знать основные понятия, характеризующие занятость населения

Понимание: : понимать значимость всех видов занятости

Применение: выявлять проблемы и предлагать пути их решения

Анализ: анализировать  различные  источники  информации,  в  том  числе  и  статистические,  с  целью  извлечения  новых  знаний

Синтез: составлять  количественную  и  качественную  характеристику  занятого  населения в  нашей  стране

Оценка: формировать  социальную  зрелость  на  примере  определения  проблем  занятости  в  России  и  путей  их  решения

Ход урока

  1. Основные  понятия.

Понятия,  связанные  с  темой  «Занятость  населения».

  1. Трудовые ресурсы / т.р. / - часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. В Т. р. включают как занятых, так и потенциальных работников.

В России в практике планирования и учёта к Т. р. относят: население в трудоспособном возрасте, то есть мужчин 16—59 лет, женщин 16—54 лет (за исключением неработающих инвалидов 1-й и 2-й групп).

  1. Большая  часть  трудоспособного  населения  в  трудоспособном  возрасте  работает  в  народном  хозяйстве / занятое  население/  или  ищет  работу / безработные /.  обе  эти  категории  называются  экономически  активным  населением.
  2. Безработные - трудоспособные граждане, которые не имеют работы (заработка), зарегистрированы в службе занятости в целях ее поиска и готовы к ней приступить.
  3. Рынок  труда – это  соотношение  спроса  на  рабочую  силу / со  стороны  работодателей /  и  её  предложения / со  стороны  трудоспособного  населения /.

Задание:  используя  определения  понятий,  попытайтесь  их  объяснить  по  следующим   схемам:

  1. Трудовые  ресурсы – это  группа  населения,  определяющаяся

  1. Экономически  активное  население   включает  2 категории  населения

 

К  безработным  относится  группа  населения

  1. Рынок  труда  определятся  соотношением

        

  1. Количественная  характеристика  занятого  населения.

                                        всё  население – 100%

дети – 16%        пожилые – 22%

                                                 взрослые – 66%

                                                                                                             

              нетрудоспособные                       трудоспособные        

              -  инвалиды – 2%                             %   - т.р.                              

                                                                                -

           домохозяева – 8%

           учащаяся  молодёжь – 6%

_________________________________

                       ЭАН =  %  экономически  активного  взрослого  населения

                                   + 2% работающие  пенсионеры =

                                                              работающие               безработные

                                                                     %                                 6%

Задание:  используя  выше  рассмотренные  понятия,  определите  долю  трудовых  ресурсов,  экономически  активного  населения  и  работающих  в  народном  хозяйстве.

Задание:  проанализировав  схему,  ответьте  на  вопросы:

  • Какая  возрастная  категория  полностью  не  входит  в  группу  т.р.?
  • Кто  относится  к  т.р.  какова  их  доля  в  общей  численности  населения?  
  • Какие  категории граждан  составляют  группу  э.а.н.? Какова  их  доля?

Как  вы  считаете,  нормально  ли  для  экономики  страны  это  соотношение  работающих  и  иждивенцев?

  1. Качественная  характеристика  т.р.

Задания:

  • По  каким  2  главным  критериям  можно  судить  о  качестве  занятого  населения?  

а.   Используя  ниже  приведённые  статистические  данные   и   сравнительные  данные  по  доле  занятого  населения  в  некоторых  странах  мира,  сделайте  вывод  об  образовательном  уровне  населения  в  России.

   Структура занятого населения по уровню образования в 2007 г.

  • 24%  занятого  населения имеют  высшее  образование.
  • 46% - среднее  профессиональное / ПТУ,  техникумы,  колледжи /
  • 24% - среднее  полное / 11 классов средней  школы /
  • 6% - основное  общее / 9 классов  средней  школы /

б.  Используя  половозрастную  диаграмму  населения  России,  сделайте  вывод  о  качестве т.р.,  исходя  из  их  возрастной  структуры.

                  2002 год                                                              2007 год

  • Самостоятельно  сделайте  вывод  о  качестве  т.р.  в  России  и  аргументируйте  его.  Запишите  в  тетрадь.
  1. Современные  проблемы  на  рынке  труда  в  России..

Задание:  

  • предположите  отрасли  хозяйства,  которые  ощущают  дефицит  рабочей  силы. Назовите  современный  путь  решения этой  проблемы  в  Росси.  Как  в  будущем  возможно  решить  эту  проблему?  
  • предположите  отрасли  хозяйства,  для  которых  характерен  избыток  специалистов.  Почему?

Д/з:  Характеристика  занятого  населения  в  России  по  плану:

  1. доля  от  общего  населения страны
  • т.р. – понятие,   кто  входит  в  эту  категорию
  • эан – понятие,   кто  входит  в  эту  категорию
  1. качественная  характеристика
  2. эссе  на  тему:  какими  качествами  должен  обладать  современный  специалист,  что  бы  стать  конкурентоспособным  на  рынке  труда

/  качества  выделить  и  их  необходимость  аргументировать /.  Работа  выполняется  по  желанию.  

Половозрастная диаграмма населения  России

Технологическая карта  к  уроку  по  теме

 «Численность  населения  и  причины,  влияющие  на  неё»

Вид  работы

Форма  выполнения  работы

Оценивание / в  баллах /

Обязательный  или  вариат.  вид  деятельности

Составление  схем,  отражающих  понимание  понятий

В  парах

1 балл  за  каждую  правильно  выполненную  схему

обязательный  

Работа  со  схемой «Количественная  характеристика  занятого  населении»:  завершение  схемы  с  недостающими  данными  и  перенос  её  в  тетрадь 

индивидуальная

До  3 б.  получает  ученик,   правильно  выполнивший  работу / при  взаимной   проверке в  парах

обязательный

Анализ  таблицы  по  предложенным  вопросам

индивидуальная

1 б. – за  каждый  правильный  ответ

обязательный  баллы  получают  отвечающие  на  вопрос

Анализ  статистических  данных,  характеризующих качество  занятого  населения  в  России  

индивидуальная

Выбрать  1  из  заданий  а / 1 балл /  или  б / 3 балла /

Баллы получает  каждый  при  взаимной  проверке.

Вывод  о  качестве  т.р.  в  тетрадь

индивидуальная

До  3 б.

Уч-ся  проверяют  и  оценивают  друг у  друга  в  парах:

- сделан  правильный  вывод – 1 балл

- правильно  

приведены  2 аргумента / по 1 баллу за  каждый  аргумент /

обязательный

Анализ  современной  ситуации  в  России,  связанной   с  занятостью  населения  

Групповая  или  индивидуальная / если это  д/з /

До  2-х  баллов  за  каждый  ответ

обязательный

эссе  на  тему «Какими  качествами  должен  обладать  современный  специалист,  чтобы  стать  конкурентоспособным  на  рынке  труда?»

индивидуальная

До  5 б.  

вариативный

Технологическая  карта  по  теме  «Население  России»

Ученика /цы /  8а  класса  школы №320

Цели  изучения  темы:

  1. познакомиться  с  народами  и  религиями  России, человеческим  потенциалом  нашей  страны,  половой  и  возрастной  структурой  населения, занятостью  населения,  размещением  населения  по  территории  страны,  миграциями  населения.
  2. учиться анализировать  географические  карты,  статистический материал;
  3. учиться  давать  оценку фактам  и  явлениям.

Тема  урока

Виды  деятельности

ресурсы

Сроки  

Макси

мальное  

кол-во

баллов

Факт.кол-во бал-лов

Обязательная  часть / максимально  до  70 баллов /

1.Националь-ный  состав  России.

1.Тест  на  определение  принадлежности народов  России  к  языковой  семье,  группе,  конфессии.

2.Зачёт  на  знание  федеральных  единиц  политико-административного  устройства  России,  выделяемых  по  национальному  принципу /  по  карте /

таблица  в  тетради

политико-адм.  карта  России  и  распечатка  с  перечнем  субъектов  федерации  и  их  столиц

 До  10  баллов

До  10  баллов

2.Религиоз-ный состав  России.  Националь-ный  принцип  федерального  устройства  России.

3.Числен-ность  и  причины,  влияющие  на  неё.

4.Возрастная  и  половая  структура  населения.

5.Занятость  населения

6.Городское  и  сельское  население

7.Общая  хар-ка  размещения  населения  России.  Миграции

Практическая  работа  в  контурной  карте:  нанесение  границы  зон  расселения,  городов  - млн.,  направлений  миграций  по  стране

Карта    плотности  населения  России

До  10  баллов

8.Хар-ка  зон  расселения

Практическая  работа:  характеристика  зоны  расселения  с использова-нием  источников  информации

Материал  учебника,  карты  атласа

До  15  баллов

9-10. Население  СПб  региона

Понятийный  опрос  по  теме  «Население»

Составление  конспекта  по  теме  «Население СПб»

Конспекты  по  теме

Сообщения  уч-ся,  материал  с  урока

До  5 б

До  10 б.

11. Контроль  по  теме.

тест

Итоговый  тест  по  теме  «Население»

Конспекты  по  теме

.

До  20 б

Вариативная    часть / максимально  до  30 баллов /

1.Националь-ный  состав  России.

Письменное  сообщение  об  одном  из  народов России  по  предложенному  плану

Самостоятель-ный поиск  источников  инфор-мации

До  10 б.

2.Религиозный состав  России.  Национальный  принцип  федерального  устройства  России.

3.Числен-ность  и  причины,  влияющие  на  неё.

Анализ  статистического  материала  по  характеру  воспроизводства,  возрастной  и  половой  структуре  одного  из  субъектов  федерации

Статистический  материал  предоставляется  учителем

До  5 б.

4.Возрастная  и  половая  структура  населения.

5.Занятость  населения

эссе  на  тему  «Какими  качествами  должен  обладать  современный  специалист,  что- бы  стать  конкурентоспособным  на  рынке  труда?»

До  5б.

6.Городское  и  сельское  население

Эссе  на  тему  «Преимущества  жизни  в  городе»  или  «Преимущества  жизни  в  деревне»  

Сообщение  на  тему  «История  формирования  городов  в  России»

До  5б.

До  5б.

7.Общая  хар-ка  размещения  населения  России.  Миграции

8.Хар-ка  зон  расселения

9-10.  Население  СПб

Сообщения:

1.«СПб – город  разных  конфессий»,

2.«Старение  населения  СПб. Статистика,  причины,  последствия».

3.«Трудовые  ресурсы  СПб:  количественная  и  качественная  хар-ка.»

4.«Миграцион-ная  ситуация  в  СПб:  причины,  проблемы»

5. «СПб  агломерация»  

До  15 б.

11. Контроль  по  теме:

тест

тестирование

Работа  на  уроке

Обязательное  Д/з

До  5-10 баллов  за  каждый  урок

До  3 б.

№  урока

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

Перевод  баллов  в  оценки:

  • от  80  баллов, из  которых  не  менее  65  за  обязательную  часть  - «5»
  • 65-79 баллов, из  которых  не  менее  55  за  обязательную  часть  - «4»
  • 50-64 баллов, из  которых  не  менее  40  за  обязательную  часть  - «3»
  • менее  50  баллов – «2»

________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок КВН по теме: "Население России"

в виде КВН обобщить и закрепить знания по теме «Население России», проверить уровень усвоения знаний; сформированность умений по теме, развивать память, наблюдательность, мышление, внимание; развивать...

Конспект урока по теме: Численность населения Росс и Тульской области

           Цели: - познакомиться с численностью населения России и Тульской области;- определить причины, влияющие на изменение численности населения России ...

Конспект урока по теме Миграции населения России

Конспект урока географии в 8 классе по теме Миграции населения России...

Конспект урока. 8 класс. Численность населения России

Конспект урока "Численность населения России" 8 класс...

Урок для интерактивной доски «Население России. Этническая мозаика России».

Урок для интерактивной доски. Представленный урок запланирован как урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Население России. Этническая мозаика России». Данный урок ориентирован н...

Урок географии 7 класс НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ. НАРОДЫ РОССИИ.

Подробный конспект урока географии 7 класс коррекционной школы для умственно отсталых детей....