Урок КВН по теме: "Население России"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
в виде КВН обобщить и закрепить знания по теме «Население России», проверить уровень усвоения знаний; сформированность умений по теме, развивать память, наблюдательность, мышление, внимание; развивать познавательный интерес и творческую активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oksana_pechatatkvn.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
География 9 класс.
Тема: Обобщение темы «Население России».
Цель: в виде КВН обобщить и закрепить знания по теме «Население России», проверить уровень усвоения знаний; сформированность умений по теме, развивать память, наблюдательность, мышление, внимание; развивать познавательный интерес и творческую активность.
Оборудование: политико-административная карта России, атласы, карточки с ребусами, вопросами, листы с отпечатанными на них кроссвордами.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного материала.
1). Разминка. Разгадав ребус, назовете географический объект.
- (Ока)
- (Ява)
- (Куба)
- (Висла)
- (Дунай)
- (Вена)
2). Термины.
«Я знаю что - …» (дать определения данным терминам)
Какому термину дано определение:
- Компактная пространственная группировка поселений (главным образом городских), объединенных в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными связями. (ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ)
- Наиболее крупная форма расселения, образующаяся в результате срастания большого числа соседних городских агломераций. (МЕГАЛОПОЛИС)
- (от лат. — ниже, под и — строение, расположение), совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Различают производственную (дороги, каналы, порты, склады, системы связи и др.) и социальную (школы, больницы, театры, стадионы и др.). (ИНФРАСТРУКТУРА)
- (от лат. — вселяющийся), граждане одного государства, поселяющиеся постоянно или на длительное время на территории другого государства. (ИММИГРАНТЫ)
- (от лат. emigro — выселяюсь), выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство (или на более или менее длительный срок) по политическим, экономическим и другим причинам. (ЭМИГРАЦИЯ)
3). «Карта».
На контурной карте отметить «путь». (От одного субъекта РФ до другого).
1 команде:
- Чукотский АО
- Якутия
- Иркутская область
- Красноярский край
- Республика Хакассия
- Республика Алтай
- Республика Тыва
- Бурятия
- Читинская область
- Амурская область
- Еврейская АО
- Хабаровский край
- Приморский край
2 команде
- Мурманская область
- Республика Карелия
- Архангельская область
- Республика Коми
- Ханты-Мансийский АО
- Свердловская область
- Челябинская область
- Башкирия
- Оренбургская область
- Самарская область
- Саратовская область
- Волгоградская область
- Калмыкия
4). «Народы». По описанию узнать народ. (Зачитывается по одному признаку, снижая на один балл оценку).
РУССКИЕ
- Народ, основное население Российской Федерации (115,889 млн. чел., 2002). (6 баллов)
- Язык с украинским и белорусским языками входит в восточнославянскую группу славянских языков. (5 баллов)
- Верующие в основном православные. Основная религия русских — православие, введенное в 10 веке. Однако в народе вплоть до 20 века отчасти сохранялись верования в духов, связанных с домом (домовой, гуменник), природой (леший, водяной, русалки), ведьм. (4 балла)
- Для традиционной кухни типичны мучные блюда, щи, борщ, похлебки, тюря, каши и кисели, обилие рыбных блюд. Из напитков — квас, пиво, в прошлом — мёд. (3 балла)
- Девушки носили на голове повязку — ленту, венец, в косу вплетали ленты; замужние женщины должны были надевать головной убор, скрывавший волосы, — кичку с сорокой, в праздники (главным образом на севере) — кокошник. (2 балла)
- Наряду с древним самоназванием «русские» в 19 — начале 20 веков употреблялось название великорусы, или великороссы. (1 балл)
УКРАИНЦЫ,
- Народ в Восточной Европе, основное население одной из Восточно-европейской страны (37,541 млн. чел., 2003). (6 баллов)
- В Российской Федерации их 2,942 млн. (2002). (5 баллов)
- Верующие — в большинстве православные. В западных районах часть украинцев в 16-17 веках под давлением польских властей приняла униатство. (4 балла)
- Их вместе с русскими и белорусами относятся к восточным славянам. (3 балла)
- Традиционным крестьянским жилищем была хата, глинобитным полом, соломенной крышей, как правило, внутри и снаружи побеленная. (2 балла)
- Говорят на украинском языке. (1 балл)
ЧЕЧЕНЦЫ (самоназвание — нохчо),
- народ в Российской Федерации, основное население одной из республик Северного Кавказа (1,031 млн. чел.). Всего в Российской Федерации Их 1,36 млн. (2002). (6 баллов)
- Верующие — мусульмане-сунниты. (5 баллов)
- Как и родственные им ингуши, относятся к коренному населению Северного Кавказа. (4 балла)
- Первоначально Они жили в горах, разделяясь на территориальные группы. В 15-16 веке они начали переселяться на равнину, в долину Терека и его притоков — Сунжи, Аргуна. (3 балла)
- В равнинных районах основное занятие — земледелие, в горных — скотоводство; развиты домашние промыслы — производство бурок, выделка кожевенных изделий, гончарство. (2 балла)
- Говорят на чеченском языке. (1 балл)
ЧУКЧИ,
- народ на северо-востоке Азии, Численность — 15,7 тысяч человек (2002). (6 баллов)
- Верующие — православные. Религией были шаманство, промысловые и семейные культы. (5 баллов)
- В контакт с русскими Они вступили в 1642 году на реке Алазея, но до 19 века сохраняли фактически независимость от царской администрации. (4 балла)
- Кочевые оленеводы и оседлые охотники на морского зверя поддерживали между собой натуральный обмен. (3 балла)
- Коренное население Чукотского округа Российской Федерации. (2 балла)
- Говорят в основном на чукотском языке. (1 балл)
ЕВРЕИ (самоназвание — йегудим),
- В Российской Федерации живет 229,9 тысяч (2002). (6 баллов)
- Большая Их часть говорит на языке страны, в которой они живут. Часть говорит также на языках иврит, идиш и других этнических модификациях языков соседних народов. (5 баллов)
- Как правило, Они селились в городах, где обычно жили замкнутыми общинами в особых кварталах (гетто), занимаясь преимущественно торговлей и ремеслами, наиболее богатые — ростовщичеством. (4 балла)
- Верующие в подавляющем большинстве исповедуют иудаизм. (3 балла)
- В 1934 была создана автономная область в составе Хабаровского края. (2 балла)
- В 1948 на основе решения ООН было создано еврейское государство Израиль. (1 балл)
КАРЕЛЫ
- Народ в Российской Федерации (93 тыс. чел., 2002). (6 баллов)
- Их язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. (5 баллов)
- Верующие карелы — православные. (4 балла)
- Основным занятием - издавна было пашенное трeхпольное и подсечное земледелие, подсобным — скотоводство, лесной промысел, рыболовство, охота; на севере — оленеводство. Из ремесел особенно было развито кузнечное дело. (3 балла)
- коренное население Карелии (66 тыс. человек). (2 балла)
- Говорят на карельском языке, русском языке, некоторые — на финском. (1 балл)
5). «Объясни».
- Европейская часть России имеет большую плотность населения, чем азиатская. Почему? (В европейской части России проживает около 70% населения России, т.к. здесь – историческое ядро России, Россия – заселялась с запада на восток, а также здесь наиболее благоприятные природные условия).
- Каковы причины миграции? (Экономические – трудовая миграция, политические – беженцы, вынужденные межнациональные конфликты, переселенцы, насильственные мигранты).
- В чем экономическое значение миграции? (Экономическое значение миграции состоит в том, что она перераспределяет работников по территории страны, способствует освоению новых территорий).
- Почему районы с высоким естественным приростом населения имеют и высокий уровень безработицы? (В районах с высоким естественным приростом большая доля молодежи, которая входит в трудоспособный возраст. А экономика таких районов имеет низкий уровень развития. В этих районах преобладает сельское хозяйство. Рабочих мест не хватает, т.к. скорость создания новых рабочих мест низкая).
- Почему села не должны быть очень крупными? (Основное занятие жителей села – сельское хозяйство. Объектом труда является земля (пашни, пастбища). Расстояние до обрабатываемых земель не должно быть большим. Чем крупнее населенные пункты, тем дальше приходится добираться с места работы до дома).
6). Кроссворд по теме «Население России».
1 |
2 | 3 |
2 |
3 |
4 | 5п | 6 |
4 | о |
5 | к |
ш |
6 | и | 7 | 7 |
ш |
е |
в | 8 |
9 | 8 | с |
10к |
и |
11 | й |
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
- Процесс роста доли городского населения.
- Возвращение населения на историческую родину.
- Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих единым языком и культурой.
- Уменьшение численности населения.
- Народ уральской языковой семьи.
- Город-миллионер в азиатской части России.
- Столица единственной в России автономной области.
- Представитель народа северокавказской семьи.
- Объединение нескольких городских агломераций.
- Страна-сосед России второго порядка, откуда эмигрирует русскоязычное население.
- Столица республики, где проживает народ, относящийся к нахско-дагестанской группе.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
- Республика России, из которой наблюдается большой отток населения.
- Наука о закономерностях воспроизводства населения.
- Размещение населения по территории страны, района, города.
- Представитель группы (пол), которая численно преобладает в населении России.
- Ученый, проводивший исследования в области географии населения.
- Насильственное переселение.
- Религия калмыков.
- Один из древнейших городов России.
ОТВЕТЫ:
ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1) Урбанизация, 2) Репатриация, 3) Этнос, 4) Депопуляция, 5) Карелы, 6) Новосибирск, 7) Биробиджан, 8) Адыгеец, 9) Мегалополис, 10) Киргизия, 11) Грозный
ПО ВЕРТИКАЛИ: 1) Якутия, 2) Демография, 3) Расселение, 4) Женщина, 5) Покшишевский, 6) Депортация, 7) Буддизм, 8) Псков.
Вопросы-шутки для зрителей. (Проводится в то время, когда команды разгадывают кроссворд).
- Какой город Алтайского края рожает волчат? (Волчиха)
- Какая река Тамбовской области каркает? (Ворона)
- Какая река Рязанской области «плавает» и из воды выходит сухой? (Гусь)
- Какой город Самарской области «едет по улицам мира»? (Жигули)
- Какая станция «самая холодная»? (Зима)
- Какой город Удмуртии развлекает не только детей, но и взрослых? (Игра)
- Какой приток реки Онега «покрывает тело человека, животного»? (Кожа)
- Какой город Иркутской области «любят все»? (Мама)
- Какой приток реки Волги «Любит мед»? (Медведица)
- Какой город Томской области имеет «два конца»? (Палочка)
- Какая река Пермской области «цвета сажи»? (Черная)
- Каким городом Татарии женщины «покрывают головы»? (Шали)
- Какой город Ленинградской области мужчины «носят на голове»? (Шапки)
- Какой приток реки Печоры «напоминает» русскую народную сказку о Емеле? (Щучье)
- Какой полуостров «говорит» о своей величине? (Ямал)
- Какой город Пермской области можно «нанизать на нить»? (Бисер)
- Какой город Центрального района России «носит» мужское имя? (Владимир)
- Какой город Тамбовской области можно «найти на дверях»? (Глазок)
- Какой город Коми «имеется на шее некоторых животных»? (Грива)
- Какой город Псковской области является «нижней частью посуды»? (Дно)
3. Итог.
[1] УРБАНИЗАЦИЯ (от лат. urbanus — городской), процесс повышения роли городов в развитии общества. Главное социальное содержание урбанизации заключено в особых городских отношениях (К. Маркс), охватывающих социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение. Предпосылки урбанизации — рост в городах индустрии, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в город сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших мелких городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.).
[2] Миграция населения — перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме: "Население России" (фрагмент обобщающего урока)
Вашему внимнию предоставлен фрагмент урока, показанном в незнакомом классе на конкурсе "Учитель года Дона". Данная разработка может быть использована на итоговом уроке по теме "Население России"....
урок географии по теме "Население и политическая карта Южной Америки" для 7 класса
Урок о населении Южной Америки (коренном и современном), о современной политической карте материка, интересные факты о странах данного континента....
Презентация к уроку географии по теме "Население Земли" 6 класс
Презентация к обобщающему уроку географии по теме Население Земли" по учебнику Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой "Природа Земли и человек. 6 класс"...
Урок географии по теме "Население мира: народы, религии, страны"
Формирование понятий «демография», «этнос», «этнография», «языковая семья», «религия», «плотность населения», «...
Технологическая карта урока Тема: «Население России» Урок обобщения и систематизации знаний
Материал урока нацелен на формирование знаний о населении России: его численности, естественном приросте, миграции, размещении населения, рынке труда....
Урок обощение по теме Население Земли
Цели и задачи : повторить , систематизировать и обобщить изученный материал по данной теме...
Технологическая карта и анализ открытого урока географии в 9Б классе 2023-2024 уч.г. Тема: «Население России. Обобщающий урок».
Открытый урок географии в 9Б классе 2023-2024 уч.г. Тема: «Население России. Обобщающий урок»....