Урок КВН по теме: "Население России"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

в виде КВН обобщить и закрепить знания по теме «Население России», проверить уровень усвоения знаний; сформированность умений по теме, развивать память, наблюдательность, мышление, внимание; развивать познавательный интерес и творческую активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oksana_pechatatkvn.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

                                    География 9 класс.                          

Тема: Обобщение темы «Население России».

Цель: в виде КВН обобщить и закрепить знания по теме «Население России», проверить уровень усвоения знаний; сформированность умений по теме, развивать память, наблюдательность, мышление, внимание; развивать познавательный интерес и творческую активность.

Оборудование: политико-административная карта России, атласы, карточки с ребусами, вопросами, листы с отпечатанными на них кроссвордами.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала.

1). Разминка. Разгадав ребус, назовете географический объект.

  1.      (Ока)

  1.    (Ява)

  1.   (Куба)

  1.    (Висла)

  1.     (Дунай)

  1.    (Вена)

2). Термины.

«Я знаю что - …» (дать определения данным терминам)

  1. Урбанизация[1],
  2. Рождаемость,
  3. Смертность,
  4. Миграция[2],
  5. Депопуляция,
  6. Естественный прирост,

Какому термину дано определение:

  1. Компактная  пространственная группировка поселений (главным образом городских), объединенных в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными связями. (ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ)
  2. Наиболее  крупная форма расселения, образующаяся в результате срастания большого числа соседних городских агломераций. (МЕГАЛОПОЛИС)
  3. (от лат.   — ниже, под и   — строение, расположение), совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Различают производственную (дороги, каналы, порты, склады, системы связи и др.) и социальную (школы, больницы, театры, стадионы и др.). (ИНФРАСТРУКТУРА)  
  4. (от лат.  — вселяющийся), граждане одного государства, поселяющиеся постоянно или на длительное время на территории другого государства. (ИММИГРАНТЫ)
  5. (от лат. emigro — выселяюсь), выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство (или на более или менее длительный срок) по политическим, экономическим и другим причинам. (ЭМИГРАЦИЯ)

3). «Карта».

На контурной карте отметить «путь». (От одного субъекта РФ до другого).

1 команде:

  1. Чукотский АО
  2. Якутия
  3. Иркутская область
  4. Красноярский край
  5. Республика Хакассия
  6. Республика Алтай
  7. Республика Тыва
  8. Бурятия
  9. Читинская область
  10. Амурская область
  11. Еврейская АО
  12. Хабаровский край
  13. Приморский край

2 команде

  1. Мурманская область
  2. Республика Карелия
  3. Архангельская область
  4. Республика Коми
  5. Ханты-Мансийский АО
  6. Свердловская область
  7. Челябинская область
  8. Башкирия
  9. Оренбургская область
  10. Самарская область
  11. Саратовская область
  12. Волгоградская область
  13. Калмыкия

4). «Народы». По описанию узнать народ. (Зачитывается по одному признаку, снижая на один балл оценку).

РУССКИЕ

  1. Народ, основное население Российской Федерации (115,889 млн. чел., 2002). (6 баллов)    
  2. Язык  с украинским и белорусским языками входит в восточнославянскую группу славянских языков. (5 баллов)
  3. Верующие в основном православные. Основная религия русских — православие, введенное в 10 веке. Однако в народе вплоть до 20 века отчасти сохранялись верования в духов, связанных с домом (домовой, гуменник), природой (леший, водяной, русалки), ведьм. (4 балла)
  4. Для традиционной   кухни типичны мучные блюда, щи, борщ, похлебки, тюря, каши и кисели, обилие   рыбных блюд. Из напитков — квас, пиво, в прошлом — мёд. (3 балла)
  5. Девушки носили на голове повязку — ленту, венец, в косу вплетали ленты; замужние женщины должны были надевать головной убор, скрывавший волосы, — кичку с сорокой, в праздники (главным образом на севере) — кокошник. (2 балла)
  6. Наряду с древним самоназванием «русские» в 19 — начале 20 веков употреблялось название великорусы, или великороссы. (1 балл)

 

УКРАИНЦЫ,

  1. Народ  в Восточной Европе, основное население одной из Восточно-европейской страны (37,541 млн. чел., 2003).   (6 баллов)    
  2. В Российской Федерации их 2,942 млн.  (2002). (5 баллов)
  3. Верующие — в большинстве православные. В западных районах часть украинцев в 16-17 веках под давлением польских властей приняла униатство. (4 балла)
  4. Их вместе с русскими и белорусами относятся к восточным славянам. (3 балла)
  5.   Традиционным крестьянским жилищем   была хата,   глинобитным полом,   соломенной крышей, как правило, внутри и снаружи побеленная. (2 балла)
  6. Говорят на украинском языке. (1 балл)

 

ЧЕЧЕНЦЫ (самоназвание — нохчо),

  1. народ в Российской Федерации, основное население одной из республик Северного Кавказа (1,031 млн. чел.). Всего в Российской Федерации Их 1,36 млн.   (2002).  (6 баллов)    
  2. Верующие — мусульмане-сунниты. (5 баллов)
  3. Как  и родственные им ингуши, относятся к коренному населению Северного Кавказа. (4 балла)
  4. Первоначально  Они жили в горах, разделяясь на территориальные группы. В 15-16 веке они начали переселяться на равнину, в долину Терека и его притоков — Сунжи, Аргуна. (3 балла)
  5. В равнинных районах основное занятие — земледелие, в горных — скотоводство; развиты домашние промыслы — производство бурок, выделка кожевенных изделий, гончарство. (2 балла)
  6. Говорят на чеченском языке. (1 балл)

ЧУКЧИ,

  1. народ на северо-востоке Азии, Численность — 15,7 тысяч человек (2002). (6 баллов)    
  2. Верующие — православные.     Религией   были шаманство, промысловые и семейные культы. (5 баллов)
  3. В контакт с русскими  Они вступили в 1642 году на реке Алазея, но до 19 века сохраняли фактически независимость от царской администрации. (4 балла)
  4. Кочевые  оленеводы и оседлые охотники на морского зверя поддерживали между собой натуральный обмен. (3 балла)
  5. Коренное население Чукотского округа Российской Федерации. (2 балла)
  6. Говорят в основном на чукотском языке. (1 балл)

ЕВРЕИ (самоназвание — йегудим),

  1. В Российской Федерации живет 229,9 тысяч   (2002). (6 баллов)    
  2. Большая Их часть говорит на языке страны, в которой они живут. Часть говорит также на языках иврит, идиш и других этнических модификациях языков соседних народов. (5 баллов)
  3. Как правило, Они селились в городах, где обычно жили замкнутыми общинами в особых кварталах (гетто), занимаясь преимущественно торговлей и ремеслами, наиболее богатые — ростовщичеством. (4 балла)
  4. Верующие  в подавляющем большинстве исповедуют иудаизм. (3 балла)
  5. В 1934 была создана   автономная область в составе Хабаровского края. (2 балла)
  6. В 1948 на основе решения ООН было создано еврейское государство Израиль. (1 балл)

 

КАРЕЛЫ

  1. Народ  в Российской Федерации (93 тыс. чел., 2002).  (6 баллов)    
  2. Их язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. (5 баллов)
  3. Верующие карелы — православные. (4 балла)
  4. Основным занятием -  издавна было пашенное трeхпольное и подсечное земледелие, подсобным — скотоводство, лесной промысел, рыболовство, охота; на севере — оленеводство. Из ремесел особенно было развито кузнечное дело. (3 балла)
  5. коренное население Карелии (66 тыс. человек).  (2 балла)
  6. Говорят на карельском языке, русском языке, некоторые — на финском. (1 балл)

5). «Объясни».

  1. Европейская часть России имеет большую плотность населения, чем азиатская. Почему? (В европейской части России проживает около 70% населения России, т.к. здесь – историческое ядро России, Россия – заселялась с запада на восток, а также здесь наиболее благоприятные природные условия).
  2. Каковы причины миграции? (Экономические – трудовая миграция, политические – беженцы, вынужденные межнациональные конфликты, переселенцы, насильственные мигранты).
  3. В чем экономическое значение миграции? (Экономическое значение миграции состоит в том, что она перераспределяет работников по территории страны, способствует освоению новых территорий).
  4. Почему районы с высоким естественным приростом населения имеют и высокий уровень безработицы? (В районах с высоким естественным приростом большая доля молодежи, которая входит в трудоспособный возраст. А экономика таких районов имеет низкий уровень развития. В этих районах преобладает сельское хозяйство. Рабочих мест не хватает, т.к. скорость создания новых рабочих мест низкая).
  5. Почему села не должны быть очень крупными? (Основное занятие жителей села – сельское хозяйство. Объектом труда является земля (пашни, пастбища). Расстояние до обрабатываемых земель не должно быть большим. Чем крупнее населенные пункты, тем дальше приходится добираться с места работы до дома).

6). Кроссворд по теме «Население России».

1

2

3

2

3

4

5п

6

4

о

5

к

ш

6

и

7

7

ш

е

в

8

9

8

с

10к

и

11

й

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

  1. Процесс роста доли городского населения.
  2. Возвращение населения на историческую родину.
  3. Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих единым языком и культурой.
  4. Уменьшение численности населения.
  5. Народ уральской языковой семьи.
  6. Город-миллионер в азиатской части России.
  7. Столица единственной в России автономной области.
  8. Представитель народа северокавказской семьи.
  9. Объединение нескольких городских агломераций.
  10. Страна-сосед России второго порядка, откуда эмигрирует русскоязычное население.
  11. Столица республики, где проживает народ, относящийся к нахско-дагестанской группе.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

  1. Республика России, из которой наблюдается большой отток населения.
  2. Наука о закономерностях воспроизводства населения.
  3. Размещение населения по территории страны, района, города.
  4. Представитель группы (пол), которая численно преобладает в населении России.
  5. Ученый, проводивший исследования в области географии населения.
  6. Насильственное переселение.
  7. Религия калмыков.
  8. Один из древнейших городов России.

ОТВЕТЫ:

ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1) Урбанизация, 2) Репатриация, 3) Этнос, 4) Депопуляция, 5) Карелы, 6) Новосибирск, 7) Биробиджан, 8) Адыгеец, 9) Мегалополис, 10) Киргизия, 11) Грозный

ПО ВЕРТИКАЛИ: 1) Якутия, 2) Демография, 3) Расселение, 4) Женщина, 5) Покшишевский, 6) Депортация, 7) Буддизм, 8) Псков.

Вопросы-шутки для зрителей. (Проводится в то время, когда команды разгадывают кроссворд).

  1. Какой город Алтайского края рожает волчат? (Волчиха)
  2. Какая река Тамбовской области каркает? (Ворона)
  3. Какая река Рязанской области «плавает»  и из воды выходит сухой? (Гусь)
  4. Какой город Самарской области «едет по улицам мира»? (Жигули)
  5. Какая станция «самая холодная»? (Зима)
  6. Какой город Удмуртии развлекает не только детей, но и взрослых? (Игра)
  7. Какой приток реки Онега «покрывает тело человека, животного»? (Кожа)
  8. Какой город Иркутской области «любят все»? (Мама)
  9. Какой приток реки Волги «Любит мед»? (Медведица)
  10. Какой город Томской области имеет «два конца»? (Палочка)
  11. Какая река Пермской области «цвета сажи»? (Черная)
  12. Каким городом Татарии женщины «покрывают  головы»? (Шали)
  13. Какой город Ленинградской области мужчины «носят на голове»? (Шапки)
  14. Какой приток реки Печоры «напоминает» русскую народную сказку о Емеле? (Щучье)
  15. Какой полуостров «говорит» о своей величине? (Ямал)
  16. Какой город Пермской области можно «нанизать на нить»? (Бисер)
  17. Какой город Центрального района России «носит» мужское имя? (Владимир)
  18. Какой город Тамбовской области можно «найти на дверях»? (Глазок)
  19. Какой город Коми «имеется на шее некоторых животных»? (Грива)
  20. Какой город Псковской области является «нижней частью посуды»? (Дно)

3. Итог.



[1] УРБАНИЗАЦИЯ (от лат. urbanus — городской), процесс повышения роли городов в развитии общества. Главное социальное содержание урбанизации заключено в особых городских отношениях (К. Маркс), охватывающих социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение. Предпосылки урбанизации — рост в городах индустрии, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в город сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших мелких городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.).

[2] Миграция населения — перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме: "Население России" (фрагмент обобщающего урока)

Вашему внимнию предоставлен фрагмент урока, показанном в незнакомом классе на конкурсе "Учитель года Дона". Данная разработка может быть использована на итоговом уроке по теме "Население России"....

урок географии по теме "Население и политическая карта Южной Америки" для 7 класса

Урок о населении Южной Америки (коренном и современном), о современной политической карте материка, интересные факты о странах данного континента....

Презентация к уроку географии по теме "Население Земли" 6 класс

Презентация к обобщающему уроку географии по теме Население Земли" по учебнику Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой "Природа Земли и человек. 6 класс"...

Урок географии по теме "Население мира: народы, религии, страны"

Формирование понятий «демография», «этнос», «этнография», «языковая семья»,  «религия»,  «плотность населения», «...

Технологическая карта урока Тема: «Население России» Урок обобщения и систематизации знаний

Материал урока нацелен на формирование знаний о населении России: его численности, естественном приросте, миграции, размещении населения, рынке труда....

Урок обощение по теме Население Земли

Цели и задачи : повторить , систематизировать и обобщить изученный материал по данной теме...

Технологическая карта и анализ открытого урока географии в 9Б классе 2023-2024 уч.г. Тема: «Население России. Обобщающий урок».

Открытый урок географии в 9Б классе 2023-2024 уч.г. Тема: «Население России. Обобщающий урок»....