План-конспект урока 8 класс «Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Приводится  план-конспект  урока в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naselenie.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока в 8А классе

 «Численность населения России и причины, влияющие на  изменение численности страны» . Учитель Сименко Ю.В.

Цель: продолжить формирование понятия «население России» на основе развития у учащихся представлений об изменении численности населения, о состоянии основных демографических показателей России.

Задачи:

Образовательные: 1) ввести понятия «демография», «демографический кризис», «естественный прирост», «рождаемость», «смертность»; 2) продемонстрировать изменение демографических показателей России в XIX-XX вв.; 3) научить рассчитывать и анализировать показатели естественного прироста населения России.

Развивающие: 1) развивать умения и навыки работы со статистическим материалом, диаграммами, таблицами, графиками; 2) продолжить развитие умений и навыков анализировать картографические материалы, обобщать, выделять главное, делать логические выводы;

Воспитательные: 1) сформировать способы соответствующего поведения и деятельности в коллективе учащихся; 2) воспитывать самостоятельность в постижении основ географической науки; 3) воспитывать патриотические чувства и гражданскую ответственность за будущее своей страны и своего народа.

Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Развивать помять, мышление, внимание у обучающихся

1.Развивать познавательный интерес и творческие способности

1.Умение работать с разными источниками географической информации

2. Помочь учащимся осознать практическую значимость материала

2. Умение определять цели, задачи и организовывать свою деятельность

2. Умение выделять, описывать, объяснять причины рождаемости, смертности

3. Осознание, что человек – высшая ценность на Земле и каждый человек важен для общества!

3. Умение работать в паре

3. Умение решать простые географические задачи: вычисление значения ЕП

4. Умение контролировать результат своей  деятельности

4. Развивать умение отбирать информацию любой сложности

4. Умение вести наблюдение за процессами и явлениями географической среды

5. Умение грамотно излагать свои мысли

5.Умение владеть научной терминологией, ключевыми понятиями.

6. Развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Планируемые результаты:

Методы, методические приемы и формы учебной деятельности:  географические исследования по картам атласа, самостоятельная

работа со статистическим материалом; социологический опрос; анализ информации; формулирование выводов; ответы на вопросы учителя.

Учебник: География. Россия: природа, население, хозяйство. Учебник для 8 класса Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е.

2-е изд., стереотип. - М.: 2015 - 159 с.

Конспект урока «Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны».

1.Мотивация к учебной деятельности.

Человек- это  высшая ценность на Земле. «Людей неинтересных в мире нет.  Их судьбы- как история планет»  

  Е.А.Евтушенко.

Россия - богатейшая страна в мире, а люди - главное богатство России.

Учитель: Зачем нам необходимы знания о населении нашей страны? Обучающиеся: (высказывают свои точки зрения по этому вопросу)

Учитель подводит итог: Мы сами являемся частью населения России, только в диалоге с другими людьми, народами, культурами, человек познает самого себя. Ими создаются все ценности страны. От количества населения, его здоровья, уровня образования и производственного опыта, степени заботы о младших и старших поколениях зависит развитие и процветание страны, экономическое и духовное. Население - это связующее звено между природой и хозяйством.

Учитель: Как вы думаете, на какие вопросы может ответить география населения? Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопрос СКОЛЬКО людей?

Учитель: Как вы думаете, как же звучит тема нашего урока?  «Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны»

Учитель: По численности населения в течении XIX-XX вв. Российская империя и СССР относились к числу самых многолюдных стран. До распада в 1991 году СССР уступал по числу жителей, правда в несколько раз, только Китаю и Индии. Сейчас ситуация изменилась.

Задание 1. Рассмотрите статистические данные приложения № 1 и  ответьте на вопросы:

1.Определить как изменялась численность России в период с 1897-1995 г.?

2. Какие изменения в численности происходили на рубеже XX и XXI века?

Обучающиеся:

 Россия занимает 9 место в мире, уступая Японии. Численность населения России с 1897 года до 1995 года выросла с 67,5 млн. чел до 148,5 млн. чел (или на 81 млн. чел.). В 1995 году показатель был наибольший за весь период 20 века. Далее до конца 20 века показатель падал. В 2000 году численность населения России составила уже 146,9 млн. чел, что ниже по сравнению с 1995 годом на 1,6 млн. чел. В 21 веке в течение первого десятилетия численность населения продолжала снижаться. В 2009 года показатель снизился до 141,9 млн. чел. Это минимальный показатель за десятилетие. Далее в 2010 году наблюдается медленный рост к 2013 году.

Учитель: А как вы думаете, какое место по численности населения занимает наша страна в настоящий момент?

Обучающиеся: На 1 января 2013 года Россия занимает 9-е место в мире по численности населения. Крупнейшие страны: Китай, Индия, США.

Учитель:  В течение десяти лет периода Россия опустилась по численности населения с  5 на 9 место. Это связано, как с ростом численности населения других стран, так и снижением численности населения у нас в стране. Как вы думаете, что произойдёт с население России и государством, если и дальше численность будет снижаться?

Обучающиеся: Вымирание нации, тяжёлые экономические и социальные, кризис.

Учитель:  Стремительное убывание населения страны  - угроза национальной безопасности. Это - проблема, требующая срочного безотлагательного решения. Для того, чтобы понять, как это сделать, необходимо знать какие факторы определяют изменение численности населения, как и почему это происходит.

Изменение численности населения зависит от двух процессов: естественного движения населения и механического движения населения.

Мы сегодня с вами остановимся подробно на естественном движении населения.

Учитель: определения на слайде.

Естественное движение населения

совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста

Рождаемость

число родившихся за год на 1000 человек населения.

Смертность

число умерших за год на 1000 человек населения.

Воспроизводство населения

процесс непрерывной смены поколений

Естественный прирост 

Разность между числом родившихся и умерших за определённое время (Е. п. = Р-С); Превышение рождаемости над смертностью: (Р>С) Прирост положительный

Естественный прирост 

Разность между числом родившихся и умерших за определённое время (Е. п. = Р-С); Превышение рождаемости над смертностью: (Р>С) Прирост положительный

Естественная убыль 

Превышение смертности над рождаемостью (Р<С) Прирост отрицательный

Задание №2 (1 ряд)

 По данным таблицы «Показатели естественного движения населения» лист 2 (столбец 4 не заполнен) подсчитать естественный прирост населения.

  1. Определить:
  1. Как изменяются показатели смертности и рождаемости в 20 веке, когда смертность превышала рождаемость и наоборот?
  2. C какого момента  в России наблюдается естественная убыль населения?
  3. Какие тенденции характерны для рассматриваемых показателей в за последние 5 лет?
  4. Какими причинами объясняется выявленная динамика показателей?

Обучающиеся:

В 50-60-х годах 20 века показатели рождаемости и смертности снижались. В 1950 году наблюдался самый высокий показатель рождаемости из рассматриваемого периода. Далее показатели рождаемости резко снижались, а показатели смертности  росли. Наименьший показать смертности приходится на 60-70-е гг. Показатель смертности далее нарастал. До 1992 года показатель естественного прироста снижался, хотя и был ещё положительным. После 1992 года  в России наблюдалась естественная убыль населения. И до конца 20 века показатели рождаемости падали, а смертности росли. В начале 21 века также наблюдалась естественная убыль населения. Кривая рождаемости медленно начинает расти, а кривая смертности снижаться.

Наименьший показатель рождаемости приходится на 2000 г – 8,7. Далее наблюдается рост рождаемости. Наибольший показатель смертности приходится на 2003 год. Далее смертность снижается. В 2012 году показатели рождаемости и смертности сравнялись. ЕП = 0.

Задание №2 (2 ряд)

По картам атласа стр.23, исследовать географические различия в естественном приросте (убыли) населения.

1. Определить:

1.1. Районы с наибольшей естественной убылью населения.

1.2. Установить, как изменяются показатели естественной убыли в европейской части страны.

1.3. Определить районы страны, где наблюдается естественный прирост населения.

1.4. Укажите районы с наибольшим естественным приростом.

Обучающиеся:

Самая высокая смертность там, где самая низкая рождаемость, т.е. в Центральной России, самая низкая смертность в национальных образованиях. В тех субъектах, где наблюдается высокий показатель смертности и низкий показатель рождаемости наблюдается естественная убыль населения, и наоборот.

Задание №2 (3 ряд)

По данным таблицы «Показатели естественного движения населения в Самарской области» лист 2  подсчитать естественный прирост населения Самарской области.

1. Определить:

1.1 Как изменялись показатели рождаемости в Самарской области с 1989-1998г.

1.2. Как изменялись показатели смертности в Самарской области с 1989-1998г.

1.3. Как изменялись показатели естественного прироста в Самарской области с 1989-1998г.

Обучающиеся: Наибольший естественный прирост отмечен в 1989году, а после 1990 года идет уменьшение рождаемости и в 2 раза увеличиваются показатели смертности. Наблюдается естественная убыль населения в Самарской области.

Учитель: Таким образом, явление, при котором естественный прирост из года в год уменьшается, а показатели рождаемости ниже смертности называется демографический кризис. Длительное снижение численности населения страны – депопуляция (вымирание нации).

Однако стоит отметить, что в последние годы показатели Естественного движения населения улучшаются, хотя процесс идёт крайне медленно. Так, если в 2007  году естественный прирост отмечался в 8 субъектах, то в 2008 году уже в 22, в 2009-2010 году в 25 субъектах РФ, в 2011 году – в 30, а в 2012 году  - в 40.

 Учитель: Какие основные причины сокращения численности населения?

Обучающиеся: Причиной высокой смертности является недостаточный уровень развития здравоохранения, она в 2.5 раза выше, чем в развитых странах. Друга причина распространение вредных привычек. Более 1/3 умирающих – люди трудоспособного возраста, при этом

80 % из них мужчины, рост затрат на воспитание ребенка, эмансипация женщин.

Учитель: Для того, чтобы численность населения в стране увеличивалась, необходимо, чтобы в каждой семье, было 3 и более детей. Сейчас же в среднестатистической российской семье 1-2 ребенка.

Соц. Исследование. Царькова Екатерина  провела небольшое социологическое исследование, о котором сейчас расскажет. 

Результаты соцопроса.

Учитель: За последние 15 лет численность населения России сократилось более чем на 10%. . Для того чтобы повлиять на численность населения в нашей стране – проводится демографическая политикаВ нашей стране она направлена на увеличение численности населения. Какие меры демографической политики в нашем государстве известны вам?

Обучающиеся: Родители получают пособие на детей. Матери – материнский капитал. Многодетные семьи льготы, могут бесплатно получить участок земли для строительства дома. В  рамках программы «Здоровье» принята программа «родовых сертификатов», по которым будущая мама сама выбирает себе медицинское учреждение. Это сделано для того, чтобы максимально снизить материнскую и младенческую смертность, которые на прямую зависят от качества оказания медицинских услуг. Кроме этого предусмотрен ряд социальных выплат за счет федерального бюджета:

Единовременное пособие по случаю рождения ребенка.
Ежемесячное пособие на ребенка до 1,5 лет.
«Материнский капитал».

Учитель:  Для того чтобы число жителей в стране росло, а не сокращалось, принят специальный документ – Концепция демографической политики России на период до 2025 года. Главная задача концепции:

  • сокращение уровня смертности;
  • сокращение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий  и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;
  • повышение уровня рождаемости;
  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций.

Подведение итогов. Хочется закончить урок словами М. Ломоносова «Сохранение и сбережение  российского народа – главная задача на будущее»

Анкета для социологического исследования учащихся 8 классов по теме:

«Демографическая ситуация в семье, как зеркало демографической ситуации в стране»

Анкета.

  1. Каково количество детей в семье,  в которой ты родился(ась)?
  2. Каково количество детей в семье, в которой родился отец?
  3. Каково количество детей в семье, в которой родилась мама?
  4. Каково количество детей в семье, в которой родилась бабушка?
  5. Каково количество детей в семье, в которой родился дедушка?
  6. Сколько детей в будущем хочет иметь респондент.
  7. Есть ли в вашей семье женщины (бабушки), которым сейчас:

               -за 60 лет (если да, сколько их);

        -за 70 лет (если да, сколько их);

        -за 80 лет (если да, сколько их);

        -за 90 лет (если да, сколько их);

-за 100 лет (если да, сколько их).

  1. Есть ли в вашей семье мужчины (дедушки), которым сейчас:

              -за 60 лет (если да, сколько их);

        -за 70 лет (если да, сколько их);

        -за 80 лет (если да, сколько их);

        -за 90 лет (если да, сколько их);

-за 100 лет (если да, сколько их).

  1. Назовите продолжительность жизни ваших родных.

мама,

папа,

бабушка,

дедушка,

прабабушка,

прадедушка

  1. Назовите причины смертности ваших умерших близких (мужчин отдельно, женщин отдельно):

Мужчины

Женщины  

Сердечно-сосудистые заболевания (инфаркт, инсульт), рак; сахарный диабет, алкоголь, наркотики, убийство, суицид (самоубийство), ДТП (дорожно-транспортное происшествие), не указанная в списке причина (какая?).

  1. Случаи детской смертности (да/нет)
  2. Вы воспитываетесь в полной семье?  (да/нет)

А ваши родители?

Мама(да/нет)

Папа(да/нет) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России"для 8 класса

Здесь представленны технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России" и карточка ЭОр к теме, где прописанны модули информационные, практические, контролные....

Конспект урока географии 9 класс "Численность населения России"

Открытый урок по географии в  классе 9  на тему «Численность населения России. Естественное движение населения.»Цели урока: познакомить учащихся с численностью  и естественным движением...

Конспект урока. 8 класс. Численность населения России

Конспект урока "Численность населения России" 8 класс...

Презентация к уроку «Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны»

Приводится презентация к уроку географии "Численность населения России  и причины, влияющие на изменение численности страны"...

конспект урока "Численность населения России" (8 класс)

конспект урока "Численность населения России", 8 класс...

Урок по географии в 9 классе на тему "Численность населения России. Естественное движение населения"

На данном уроке учащиеся знакомятся с численностью и естественным движением населения России, научатся определять причины, влияющие на изменения численности населения. Познакомятся с новыми понятиями....