План-конспект урока 8 класс «Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока в 8А классе
«Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны» . Учитель Сименко Ю.В.
Цель: продолжить формирование понятия «население России» на основе развития у учащихся представлений об изменении численности населения, о состоянии основных демографических показателей России.
Задачи:
Образовательные: 1) ввести понятия «демография», «демографический кризис», «естественный прирост», «рождаемость», «смертность»; 2) продемонстрировать изменение демографических показателей России в XIX-XX вв.; 3) научить рассчитывать и анализировать показатели естественного прироста населения России.
Развивающие: 1) развивать умения и навыки работы со статистическим материалом, диаграммами, таблицами, графиками; 2) продолжить развитие умений и навыков анализировать картографические материалы, обобщать, выделять главное, делать логические выводы;
Воспитательные: 1) сформировать способы соответствующего поведения и деятельности в коллективе учащихся; 2) воспитывать самостоятельность в постижении основ географической науки; 3) воспитывать патриотические чувства и гражданскую ответственность за будущее своей страны и своего народа.
Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1. Развивать помять, мышление, внимание у обучающихся | 1.Развивать познавательный интерес и творческие способности | 1.Умение работать с разными источниками географической информации |
2. Помочь учащимся осознать практическую значимость материала | 2. Умение определять цели, задачи и организовывать свою деятельность | 2. Умение выделять, описывать, объяснять причины рождаемости, смертности |
3. Осознание, что человек – высшая ценность на Земле и каждый человек важен для общества! | 3. Умение работать в паре | 3. Умение решать простые географические задачи: вычисление значения ЕП |
4. Умение контролировать результат своей деятельности | 4. Развивать умение отбирать информацию любой сложности | 4. Умение вести наблюдение за процессами и явлениями географической среды |
5. Умение грамотно излагать свои мысли | 5.Умение владеть научной терминологией, ключевыми понятиями. | |
6. Развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений |
Планируемые результаты:
Методы, методические приемы и формы учебной деятельности: географические исследования по картам атласа, самостоятельная
работа со статистическим материалом; социологический опрос; анализ информации; формулирование выводов; ответы на вопросы учителя.
Учебник: География. Россия: природа, население, хозяйство. Учебник для 8 класса Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е.
2-е изд., стереотип. - М.: 2015 - 159 с.
Конспект урока «Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны».
1.Мотивация к учебной деятельности.
Человек- это высшая ценность на Земле. «Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы- как история планет»
Е.А.Евтушенко.
Россия - богатейшая страна в мире, а люди - главное богатство России.
Учитель: Зачем нам необходимы знания о населении нашей страны? Обучающиеся: (высказывают свои точки зрения по этому вопросу)
Учитель подводит итог: Мы сами являемся частью населения России, только в диалоге с другими людьми, народами, культурами, человек познает самого себя. Ими создаются все ценности страны. От количества населения, его здоровья, уровня образования и производственного опыта, степени заботы о младших и старших поколениях зависит развитие и процветание страны, экономическое и духовное. Население - это связующее звено между природой и хозяйством.
Учитель: Как вы думаете, на какие вопросы может ответить география населения? Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопрос СКОЛЬКО людей?
Учитель: Как вы думаете, как же звучит тема нашего урока? «Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны»
Учитель: По численности населения в течении XIX-XX вв. Российская империя и СССР относились к числу самых многолюдных стран. До распада в 1991 году СССР уступал по числу жителей, правда в несколько раз, только Китаю и Индии. Сейчас ситуация изменилась.
Задание 1. Рассмотрите статистические данные приложения № 1 и ответьте на вопросы:
1.Определить как изменялась численность России в период с 1897-1995 г.?
2. Какие изменения в численности происходили на рубеже XX и XXI века?
Обучающиеся:
Россия занимает 9 место в мире, уступая Японии. Численность населения России с 1897 года до 1995 года выросла с 67,5 млн. чел до 148,5 млн. чел (или на 81 млн. чел.). В 1995 году показатель был наибольший за весь период 20 века. Далее до конца 20 века показатель падал. В 2000 году численность населения России составила уже 146,9 млн. чел, что ниже по сравнению с 1995 годом на 1,6 млн. чел. В 21 веке в течение первого десятилетия численность населения продолжала снижаться. В 2009 года показатель снизился до 141,9 млн. чел. Это минимальный показатель за десятилетие. Далее в 2010 году наблюдается медленный рост к 2013 году.
Учитель: А как вы думаете, какое место по численности населения занимает наша страна в настоящий момент?
Обучающиеся: На 1 января 2013 года Россия занимает 9-е место в мире по численности населения. Крупнейшие страны: Китай, Индия, США.
Учитель: В течение десяти лет периода Россия опустилась по численности населения с 5 на 9 место. Это связано, как с ростом численности населения других стран, так и снижением численности населения у нас в стране. Как вы думаете, что произойдёт с население России и государством, если и дальше численность будет снижаться?
Обучающиеся: Вымирание нации, тяжёлые экономические и социальные, кризис.
Учитель: Стремительное убывание населения страны - угроза национальной безопасности. Это - проблема, требующая срочного безотлагательного решения. Для того, чтобы понять, как это сделать, необходимо знать какие факторы определяют изменение численности населения, как и почему это происходит.
Изменение численности населения зависит от двух процессов: естественного движения населения и механического движения населения.
Мы сегодня с вами остановимся подробно на естественном движении населения.
Учитель: определения на слайде.
Естественное движение населения | совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста |
Рождаемость | число родившихся за год на 1000 человек населения. |
Смертность | число умерших за год на 1000 человек населения. |
Воспроизводство населения | процесс непрерывной смены поколений |
Естественный прирост | Разность между числом родившихся и умерших за определённое время (Е. п. = Р-С); Превышение рождаемости над смертностью: (Р>С) Прирост положительный |
Естественный прирост | Разность между числом родившихся и умерших за определённое время (Е. п. = Р-С); Превышение рождаемости над смертностью: (Р>С) Прирост положительный |
Естественная убыль | Превышение смертности над рождаемостью (Р<С) Прирост отрицательный |
Задание №2 (1 ряд)
По данным таблицы «Показатели естественного движения населения» лист 2 (столбец 4 не заполнен) подсчитать естественный прирост населения.
- Определить:
- Как изменяются показатели смертности и рождаемости в 20 веке, когда смертность превышала рождаемость и наоборот?
- C какого момента в России наблюдается естественная убыль населения?
- Какие тенденции характерны для рассматриваемых показателей в за последние 5 лет?
- Какими причинами объясняется выявленная динамика показателей?
Обучающиеся:
В 50-60-х годах 20 века показатели рождаемости и смертности снижались. В 1950 году наблюдался самый высокий показатель рождаемости из рассматриваемого периода. Далее показатели рождаемости резко снижались, а показатели смертности росли. Наименьший показать смертности приходится на 60-70-е гг. Показатель смертности далее нарастал. До 1992 года показатель естественного прироста снижался, хотя и был ещё положительным. После 1992 года в России наблюдалась естественная убыль населения. И до конца 20 века показатели рождаемости падали, а смертности росли. В начале 21 века также наблюдалась естественная убыль населения. Кривая рождаемости медленно начинает расти, а кривая смертности снижаться.
Наименьший показатель рождаемости приходится на 2000 г – 8,7. Далее наблюдается рост рождаемости. Наибольший показатель смертности приходится на 2003 год. Далее смертность снижается. В 2012 году показатели рождаемости и смертности сравнялись. ЕП = 0.
Задание №2 (2 ряд)
По картам атласа стр.23, исследовать географические различия в естественном приросте (убыли) населения.
1. Определить:
1.1. Районы с наибольшей естественной убылью населения.
1.2. Установить, как изменяются показатели естественной убыли в европейской части страны.
1.3. Определить районы страны, где наблюдается естественный прирост населения.
1.4. Укажите районы с наибольшим естественным приростом.
Обучающиеся:
Самая высокая смертность там, где самая низкая рождаемость, т.е. в Центральной России, самая низкая смертность в национальных образованиях. В тех субъектах, где наблюдается высокий показатель смертности и низкий показатель рождаемости наблюдается естественная убыль населения, и наоборот.
Задание №2 (3 ряд)
По данным таблицы «Показатели естественного движения населения в Самарской области» лист 2 подсчитать естественный прирост населения Самарской области.
1. Определить:
1.1 Как изменялись показатели рождаемости в Самарской области с 1989-1998г.
1.2. Как изменялись показатели смертности в Самарской области с 1989-1998г.
1.3. Как изменялись показатели естественного прироста в Самарской области с 1989-1998г.
Обучающиеся: Наибольший естественный прирост отмечен в 1989году, а после 1990 года идет уменьшение рождаемости и в 2 раза увеличиваются показатели смертности. Наблюдается естественная убыль населения в Самарской области.
Учитель: Таким образом, явление, при котором естественный прирост из года в год уменьшается, а показатели рождаемости ниже смертности называется демографический кризис. Длительное снижение численности населения страны – депопуляция (вымирание нации).
Однако стоит отметить, что в последние годы показатели Естественного движения населения улучшаются, хотя процесс идёт крайне медленно. Так, если в 2007 году естественный прирост отмечался в 8 субъектах, то в 2008 году уже в 22, в 2009-2010 году в 25 субъектах РФ, в 2011 году – в 30, а в 2012 году - в 40.
Учитель: Какие основные причины сокращения численности населения?
Обучающиеся: Причиной высокой смертности является недостаточный уровень развития здравоохранения, она в 2.5 раза выше, чем в развитых странах. Друга причина распространение вредных привычек. Более 1/3 умирающих – люди трудоспособного возраста, при этом
80 % из них мужчины, рост затрат на воспитание ребенка, эмансипация женщин.
Учитель: Для того, чтобы численность населения в стране увеличивалась, необходимо, чтобы в каждой семье, было 3 и более детей. Сейчас же в среднестатистической российской семье 1-2 ребенка.
Соц. Исследование. Царькова Екатерина провела небольшое социологическое исследование, о котором сейчас расскажет.
Результаты соцопроса.
Учитель: За последние 15 лет численность населения России сократилось более чем на 10%. . Для того чтобы повлиять на численность населения в нашей стране – проводится демографическая политика. В нашей стране она направлена на увеличение численности населения. Какие меры демографической политики в нашем государстве известны вам?
Обучающиеся: Родители получают пособие на детей. Матери – материнский капитал. Многодетные семьи льготы, могут бесплатно получить участок земли для строительства дома. В рамках программы «Здоровье» принята программа «родовых сертификатов», по которым будущая мама сама выбирает себе медицинское учреждение. Это сделано для того, чтобы максимально снизить материнскую и младенческую смертность, которые на прямую зависят от качества оказания медицинских услуг. Кроме этого предусмотрен ряд социальных выплат за счет федерального бюджета:
Единовременное пособие по случаю рождения ребенка.
Ежемесячное пособие на ребенка до 1,5 лет.
«Материнский капитал».
Учитель: Для того чтобы число жителей в стране росло, а не сокращалось, принят специальный документ – Концепция демографической политики России на период до 2025 года. Главная задача концепции:
- сокращение уровня смертности;
- сокращение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;
- повышение уровня рождаемости;
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций.
Подведение итогов. Хочется закончить урок словами М. Ломоносова «Сохранение и сбережение российского народа – главная задача на будущее»
Анкета для социологического исследования учащихся 8 классов по теме:
«Демографическая ситуация в семье, как зеркало демографической ситуации в стране»
Анкета.
- Каково количество детей в семье, в которой ты родился(ась)?
- Каково количество детей в семье, в которой родился отец?
- Каково количество детей в семье, в которой родилась мама?
- Каково количество детей в семье, в которой родилась бабушка?
- Каково количество детей в семье, в которой родился дедушка?
- Сколько детей в будущем хочет иметь респондент.
- Есть ли в вашей семье женщины (бабушки), которым сейчас:
-за 60 лет (если да, сколько их);
-за 70 лет (если да, сколько их);
-за 80 лет (если да, сколько их);
-за 90 лет (если да, сколько их);
-за 100 лет (если да, сколько их).
- Есть ли в вашей семье мужчины (дедушки), которым сейчас:
-за 60 лет (если да, сколько их);
-за 70 лет (если да, сколько их);
-за 80 лет (если да, сколько их);
-за 90 лет (если да, сколько их);
-за 100 лет (если да, сколько их).
- Назовите продолжительность жизни ваших родных.
мама,
папа,
бабушка,
дедушка,
прабабушка,
прадедушка
- Назовите причины смертности ваших умерших близких (мужчин отдельно, женщин отдельно):
Мужчины
Женщины
Сердечно-сосудистые заболевания (инфаркт, инсульт), рак; сахарный диабет, алкоголь, наркотики, убийство, суицид (самоубийство), ДТП (дорожно-транспортное происшествие), не указанная в списке причина (какая?).
- Случаи детской смертности (да/нет)
- Вы воспитываетесь в полной семье? (да/нет)
А ваши родители?
Мама(да/нет)
Папа(да/нет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России"для 8 класса
Здесь представленны технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России" и карточка ЭОр к теме, где прописанны модули информационные, практические, контролные....
Конспект урока географии 9 класс "Численность населения России"
Открытый урок по географии в классе 9 на тему «Численность населения России. Естественное движение населения.»Цели урока: познакомить учащихся с численностью и естественным движением...
Конспект урока. 8 класс. Численность населения России
Конспект урока "Численность населения России" 8 класс...
Презентация к уроку «Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны»
Приводится презентация к уроку географии "Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны"...
8 класс. Численность населения России. 2017/2018 уч.год
Практическая работа...
конспект урока "Численность населения России" (8 класс)
конспект урока "Численность населения России", 8 класс...
Урок по географии в 9 классе на тему "Численность населения России. Естественное движение населения"
На данном уроке учащиеся знакомятся с численностью и естественным движением населения России, научатся определять причины, влияющие на изменения численности населения. Познакомятся с новыми понятиями....