Урок для интерактивной доски «Население России. Этническая мозаика России».
презентация урока для интерактивной доски по географии (8 класс) по теме
Урок для интерактивной доски. Представленный урок запланирован как урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Население России. Этническая мозаика России». Данный урок ориентирован на учителей, работающих в 8х классах по учебнику под редакцией А. И. Алексеева «География России. Природа и население», 8 класс, по одноименной авторской программе. Он также может быть использован при изучении раздела «Население России» и с использованием других учебников. Данная программа изучается в объеме 68 часов (2 часа в неделю). В уроке максимально учтены приоритетные направления модернизации школьного географического образования в условиях перехода на стандарты второго поколения.
Презентаию урока в формате Notebook можно скачать по ссылке https://yadi.sk/i/aw3aqWJRfxWwT
Сценарий урока по ссылке https://yadi.sk/i/wO9bE9U2fxXF6
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка у уроку "Этническая мозаика России" | 20.14 КБ |
Приложение у уроку "Этническая мозаика России" | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Урок географии. Население России. Этническая мозаика России.
ЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ направление
Тип урока: комбинированный урок повторения и изучения нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска SmartBoard, колонки, программа Notebook , а также интерактивные средства Lessons Activity Toolkit.
Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и материалами виртуального урока): владение компьютером и проекционным оборудованием, детальное знакомство с цифровыми ресурсами по теме изучаемого урока, владение программой Notebook.
Исходная компетенция ученика (владение ИКТ и инструментами интерактивной доски): от учащихся потребуется знакомство с компьютером (мышь, клавиатура), с программой Notebook (можно минимальное), умение работать инструментами ИД.
Ролевые отношения учителя и ученика, роль компьютера
Роль учителя: организовать работу учеников. Изложить новый материал при помощи инструментов ИД. Проверить результативность работы учащихся.
Роль компьютера и ИД: обучающая, информационная, контролирующая.
Роль ученика: принимать активное участие в работе, выполнять задачи, поставленные учителем, воспринимать и запоминать новую информацию, проверить себя, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения.
Представленный урок запланирован как урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Население России. Этническая мозаика России».
Данный урок ориентирован на учителей, работающих в 8х классах по учебнику под редакцией А. И. Алексеева «География России. Природа и население», 8 класс, по одноименной авторской программе. Он также может быть использован при изучении раздела «Население России» и с использованием других учебников. Данная программа изучается в объеме 68 часов (2 часа в неделю).
В уроке максимально учтены приоритетные направления модернизации школьного географического образования в условиях перехода на стандарты второго поколения.
Урок является 9м в разделе «Население России» и вторым в теме «Народы и религии России» продолжением предыдущего вводного урока именно поэтому в начале достаточно времени уделяется повторению основных понятий раздела. При этом, при проведении тестирования, для развития у учащихся способностей к системному анализу, ответы на вопросы предлагается аргументировать. На данном уроке происходит подготовка к последующему успешному восприятию темы «Религии народов России» и к дальнейшему изучению особенностей населения России. Четко прослеживается также межпредметная связь представленного урока с курсом истории России.
Специфика урока и новаторский подход проявились в выборе комбинированной формы изучения учащимися отдельных языковых семей. Изучение происходит как с учителем, так и самостоятельно и в группах. Это позволяет разбудить дремлющую креативность и творческое начало, которое есть в каждом ребенке. Еще один эффективный ход, это сочетание при изложении нового материала информации и опорных схем из учебника и картодиаграмм из газеты «География», данные в которых более свежие, нежели в учебнике.
Проблема недостатка времени на изучение новой темы, закрепление и проверку полученных знаний, решается таким образом, что при более детальном изучении представителей небольших языковых групп, класс делится на группы и каждая изучает «свой» народ самостоятельно. В данном виде работы в группах детям предлагается сделать вывод о возможной хозяйственной деятельности данных народов на основе сделанных записей. Таким образом, в ходе урока появляются элементы заданий дивергентного типа. В таких заданиях конечный мыслительный продукт не выводится напрямую из условий. Решение их требует поиска разных подходов, допускает и частично предполагает их сопоставление. А невыводимость ответов из самого условия и проявляющаяся таким образом недосказанность требуют не просто мобилизации и объединения уже полученных знаний, а интуиции, озарения. Многие дети отличаются повышенным интересом к открытым дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуации с различной, в том числе и высокой степенью неопределенности не подавляют, а напротив, мобилизуют и стимулируют активность ребенка. В конце урока детям предлагается так же написать синквейн о народах, правила написания которого ребятам известны.
Для реализации в ходе урока запланированы следующие цели и задачи:
Обучающая - расширить представление учащихся о народах, населяющих нашу страну, объяснить закономерность расселения тех или иных народов на территории России, показать взаимосвязь между расселением народов и изученными ранее демографическими особенностями отдельных территорий.
Развивающая - формировать учебные компетентности школьников, такие как функции самоконтроля, самоанализа, развитие логического, критического и системного мышления, умение работать с информацией, работать в команде, умение ставить и решать проблемы, развитие монологической речи и презентативных навыков.
Воспитательная - содействовать формированию благоприятного стиля общения в классном коллективе, способствовать проявлению дружеских чувств по отношению к своим одноклассникам, способствовать дальнейшему формированию духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, толерантностью по отношению к различным народам, населяющим нашу страну. Способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей, разных социальных классов, другого вероисповедания. Все требования программы по данной теме получили отражение в ходе урока. Вся структура урока стимулирует высокую познавательную активность учащихся, как в процессе закрепления пройденного, так и во время рассмотрения нового материала. Большое значение при проведении урока1 придается пробуждению познавательного интереса у ребят.
На уроке используются следующие виды учебной деятельности: опрос учащихся, чтение, слушание, тестирование, рассказ, работа с учебником, работа в группе, ответы на вопросы, практические занятия, синквейн. В ходе урока имеет место первичное закрепление нового материала. Виды контроля на уроке - самоконтроль и взаимопроверка. Использование компьютера и проектора на уроке обосновано тем, что на основе визуального ряда легче развивать образное мышление учащихся, целостное восприятие современной географической картины мира. Появляется возможность совместить теоретический и демонстрационный материал. Учебный процесс становится более эффективным, так как ученик выступает его активным участником.
Самостоятельная работа запланирована таким образом, что бы при недостатке времени для ее выполнения в ходе урока, она может быть продолжена дома. Так, например вывод о возможных видах хозяйственной деятельности описываемых народов можно написать дома более развернуто с использованием дополнительной литературы.
Во время урока у учащихся на столе учебник, тетрадь, атлас, открытый на странице «Карта народов России». Класс делится на команды по ходу урока.
Характеристика класса. В классе 25 человек: 12 мальчиков, 13 девочек. У детей высокая степень социальной и психологической адаптации, они хорошо подготовлены к восприятию урока подобного рода, включая групповые формы работы и работу с инструментами ИД. Их компетентности сформированы в области творчества и активного использования ИКТ в учебном процессе. У подавляющего большинства детей класса развито критическое и системное мышление, они умеют работать с информацией, работать в команде, нацелены на саморазвитие.
В результате урока происходит развернутое изучение народов и языковых семей, населяющих нашу страну, ребятам становится понятной закономерность расселения тех или иных народов на территории России, взаимосвязь между расселением народов и изученными ранее демографическими особенностями отдельных территорий. Конечным субъектным продуктом являются общие выводы учащихся, сделанные во время групповой работы и оформленные на карточке и синквейны, написанные ими самостоятельно.
Удовлетворительная работоспособность на уроке достигается за счет смены, оптимальных по продолжительности, видов деятельности, сочетанию форм индивидуальной и групповой работы, релаксационным упражнениям.
Предварительный просмотр:
Приложение
Особенности программы Notebook 10, используемой при проведении урока.
Использование программы Notebook 10, позволяет широко раскрыть следующие возможности интерактивной доски: работа с «конспектом» занятия, как на традиционной доске, запуск на компьютере различных приложений и полное управление ими с поверхности доски, работа с графическими и видеоматериалами, изменение и дополнение подготовленных материалов в процессе проведения занятия, использование визуального ресурса урока с минимальными затратами времени, классификация и систематизация учебного материала, изучение его на повышенном уровне.
Возможности интерактивной доски (ИД) и программы Notebook, используемые в данном уроке:
- Запись урока, всех ответов учеников при помощи программы Notebook
- Фигуры, заливка фигур, пипетка, группировка
- Коллекция Lessons Activity Toolkit
- Вложенный звук
- Распознавание рукописного текста
- Гиперссылки на страницы урока.
- Анимация увеличения – для привлечения внимания.
- Анимация появления – для создания проблемной ситуации, постепенного появления вопросов
- Анимация исчезания – открытие элементов верного ответа
- Анимация полет наружу.
- Волшебное перо для привлечения внимания, для проверки работы учащихся.
- Вложение текста цитаты.
- Перо, линии – для создания графической модели
- Построение фигур с заданными свойствами – при создании секторов распределения языковых групп.
- Клонирование – при создании идентичных фигур, надписей и повторении картинок и элементов.
- Захват экрана – для создания рисунков, закладок.
- Таблица – для работы с терминами, сюжетом произведения.
- Прикрепление вложенных файлов.
- Утилита множественного клонирования для обозначения нужных объектов на карте.
- Шаблоны для создания тестов и проверочных интерактивных таблиц.
- «Шторка» для затенения части слайда.
Основные методы и образовательные технологии, используемые в ходе урока
В ходе урока применяются ряд современных образовательных технологий:
- технологии проектной деятельности,
- исследовательские, технологии;
- личностно-ориентированное обучение
- технологии развития критического мышления;
- работа в группах;
- информационно-коммуникационные технологии.
Методы работы, используемые в ходе урока
- интерактивные (взаимодействие учитель—ученик—ученик—учитель)
Методы организации и осуществления учебной деятельности:
- словесные, наглядные и практические
- репродуктивные и проблемные
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- устные;
- проверка и самопроверка;
- синквейн.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
- поощрение;
- проблемно - поисковые методы;
- метод стимулирования занимательностью (введение в урок интерактивного тестирования)
Глоссарий
Метод обучения – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение ЗУН, предусмотренных содержанием обучения.
Приём обучения - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретных ЗУН.
Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология. Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач.
Образовательные технологии — система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее .
Могут быть предметно-ориентированными и личностно-ориентированными.
Использованные при подготовке урока ресурсы сети Интернет
- www.narod_russia.jpg - картинка «дружба народов»
- http://radianzavod.ru/contents/skachat-fizicheskaya-karta-rossii.html - фрагмент карты Европейской России
- http://www.ritm13.ru/doc_582.html народы России
- http://mariuver.wordpress.com/2008/09/24/izhevsk-narody-rossii/ - народы России
- http://ru.wikipedia.org/ НаселениеРоссии - данные о процентном соотношении народов России
- http://sev-zap.net/russia_etnicheskaia.htm - карта национального состава субъектов РФ
- http://www.omire.ru/maps политическая карта РФ
- Карта из газеты «География» № 11/2011 - естественный прирост населения РФ
- http://worldgeo.ru/russia/ - контуры субъектов РФ
- http://www.komi.us/articles.php?article=komi_map- контуры субъектов РФ
- http://www.tusomans.ru/forums/showthread.php?t=8464- контуры субъектов РФ
- http://trezvoeslovo.ru/rubrik.php?id_site=&id_page=83&id_article=312 – картинка «перо и чернильница»
- http://www.pravoslavie.ru/news/48407.htm - картинка «Народы севера»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этническая мозаика
В данной работе представлена этнографическая мозаика Восточной Сибири домостроением, особенностями национального костюма и кухни, художественным творчеством, другими хозяйственно-культурными тра...
Этническая мозаика России
Открытый урок по теме "Этническая мозаика России" для учащихся 8 классов....
Урок на интерактивной доске: Население мира.
Урок в 10 классе по географии на интерактивной доске: Население мира....
Национальный (этнический) состав России
Знакомство с национальным составом России и Краснодарского края.Этнический состав населения - это результат длительного исторического процесса смешения и переселения представи...
Методическая разработка командного конкурса "Мозаика России"
Методическая разработка командного конкурса "Мозаика России" . Тема конкурса: "Республики, входящие в состав РФ"Конкурс "Мозаика России" посвящен Дню толерантности. Прово...
"Формирование у школьников толерантного отношения к национальным культурам посредством проведения командных конкурсов по этническому многообразию России"
В статье анализируется проведение командного конкурса, как способ сформировать этническую толерантность у школьников. Данная тема актуальна на сегодняшний день особенно, поскольку процент обучающихся ...
Презентация по обществознанию "Этнические общности. Россия- многонациональное государство"
Презентация по обществознанию "Этнические общности. Россия- многонациональное государство" 8 класс...