Конспект урока по теме: Численность населения Росс и Тульской области
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Измайлова Ирина Алексеевна

 

             Цели:

- познакомиться с численностью населения России и Тульской области;

- определить причины, влияющие на изменение численности населения России и Тульской области.

             Задачи:

- дать определения понятий « демографического кризиса», «естественного прироста», «воспроизводство населения»;

- развивать умения работать с презентациями, со статистическим материалом, диаграммами, таблицами, графиками, интернет – ресурсами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

Открытый урок

в рамках районного конкурса

«Профессионал года»

Предмет: география

Тип урока: Изучение нового материала

Тема: Численность населения России и Тульской области

Продолжительность: 1 урок, 45 минут

Класс 8

               Технологии: Использование электронных образовательных ресурсов            (мультимедиа, интернет)

                                                 

                                                                   Автор работы:

                                                           Измайлова Ирина Алексеевна

                                                                      учитель географии

                     высшей квалификационной категории

г. Узловая

2012

Оглавление

                                                                                   Стр.

1  Пояснительная записка                                                                3

2  Цели и задачи урока. Ресурсы.                                                    5

         Методы и формы учебной деятельности.

               Планируемый результат. Сценарий урока.

3  Приложение                                                                                 13

4  Электронный образовательный ресурс

      5  Список литературы                                                                      16

1. Пояснительная записка

        

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.    Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;  

 - формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

         Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии необходимо перерабатывать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.   Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации.

          Использование информационных технологий,  ставят ученика в нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал и способствовать самореализации школьника.   Современные дети владеют компьютером лучше нас, поэтому необходимо  стараться найти этому применение. Современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Ученики должны обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях; использовать интернет – ресурсы: статистические материалы, графический материал.

Сегодня каждый педагог должен обладать навыками сотрудничества с учащимися на основе информационного взаимодействия, уметь осуществлять подбор,

структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. При этом сохраняется дифференцированный подход и в освоении материала, и в заданиях для решения нет никакого психологического неудобства, так как все заняты посильной работой, и в то же время каждый является важным звеном в структуре урока.

              Для реализации  урока выбран 8 класс и тема урока: «Численность населения России и Тульской области.» Я работаю по рабочей программе для 8-9 кл., составленной на основе: стандарта основного общего образования по географии; примерной программы для основного общего образования по географии; программы «География России», 8-9 классы авторов И. И. Бариновой, В. П. Дронова. Учебник: В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе 8 класс «Природа. Население. Хозяйство.» Раздел 3: «Население России.» 2 часа в неделю. 70 часов в год. Место урока в изучаемой теме:1 урок в разделе 3 «Население России».

Изучение географии населения подготовит учеников к пониманию географии хозяйства России, которое они будут изучать позже.

     

2.Цели и задачи  урока. Ресурсы. Методы и формы учебной деятельности. Планируемый результат. Сценарий урока.

             Цели:

- познакомиться с численностью населения России и Тульской области;

- определить причины, влияющие на изменение численности населения России и Тульской области.

             Задачи:

- дать определения понятий « демографического кризиса», «естественного прироста», «воспроизводство населения»;

- развивать умения работать с презентациями, со статистическим материалом, диаграммами, таблицами, графиками, интернет – ресурсами.

            Ресурсы: учебник, презентация, статистический материал, опорный конспект, интернет – ресурсы.

            Тип урока:

              - урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

             Методы, методические приемы и формы учебной деятельности:

              - самостоятельная работа со статистическим материалом;

              - работа в реальном времени в Интернете;

             - формулирование выводов;

             - ответы на вопросы учителя.

             Планируемый результат:

              Знать\ понимать:

       -основные понятия «демографический кризис», «естественный прирост», «воспроизводство населения»;

            -причины изменения численности России и Тульской области.

              Уметь:

      - находить в разных источниках и анализировать информацию о населении России и Тульской области;

           - рассчитывать естественный прирост населения России и Тульской области.

  1. Сценарий урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

Представляется, приветствует  учащихся, определяет их готовность к работе. Настраивает на тесное и активное сотрудничество. Сообщает о том, что урок пройдет в необычной форме с использованием Интернета и презентации.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего  места.

2.

Целепологание

Предлагает посмотреть слайд 1.Картинки животных, слайд 2. Картинки людей, с помощью наводящих вопросов подводит к теме изучаемого раздела и к теме урока.



Объявляет тему раздела  слайд 3.Население России и тему урока слайд 4. Численность населения России и Тульской области.

Предлагает сформулировать цели и задачи урока, корректирует ответы учащихся.слайд 5. Цели и задачи

Делают вывод о том, что раздел «Природа России» изучили полностью, а следующий раздел «Население России».  

Записывают тему урока в опорный конспект


Формулируют цели и задачи урока

3.

Изучение нового учебного материала

























































Объясняет новое понятие «Демография» слайд 6. Демография


Для того, чтобы узнать численность населения России предлагает воспользоваться «Интернет-ресурсами»: сайт «Счетчик населения России» слайд7. http://priroda.inc.ru/naselenie.php


Предлагает сравнить численность населения России с другими государствами слайд 8. Крупнейшие страны мира






Предлагает выяснить численность населения Тульской области с помощью приложения учебника на странице 261 по таблице «Численность постоянного населения по субъектам РФ на 1 января 2007 года»слайд 9. Какова численность населения Тульской области


Предлагает воспользоваться «Интернет-ресурсами» и выяснить численность населения Тульской области на  1января 2012г.


Представляет данные полученные из таблицы и Интернета учащимся   Слайд 10.Численность населения Тульской области



Вводит понятие «Перепись населения». Предлагает заслушать выступление учащегося  по теме : «История переписи населения в России», «Итоги переписи населения России 2010 года».








Вводит понятие «Демографический кризис».слайд11.Демографические кризисы.Рассказывает уч-ся о демографических кризисах, происшедших в 20-м столетии.

 


По столбиковым диаграммам предлагает изучить динамику изменения численности населения России и Тульской области. слайд 12. Динамика изменения численности населения России. слайд 13. Динамика изменения численности населения Тульской области.


Предлагает сравнить данные по численности населения Тульской области 2007г. и 2012г слайд 14. Динамика за 5 лет.






Объясняет, что снижение численности прогнозировалось и  связано с действием факторов слайд 15.Факторы снижения численности Вводит новые понятия «Естественное движение», «Механическое движение».


А естественное движение населения связано с процессом  «Воспроизводства населения». Из предложенных слов предлагает составить формулировку понятие «Воспроизводство населения» и формулу «Естественного прироста» слайды16.Словарная работа


Проверяют слайд 17. Воспроизводство населения



Предлагает выполнить практические задания на определение естественного прироста населения России и Тульской области, рождаемости и смертности на 1000 человек. слайды 18,19. Практическое задание.










Объясняет снижение естественного прироста на протяжении 20-го столетия, которое связано с изменением типов воспроизводства населения. Слайд 20.Типы воспроизводства населения. 

Предлагает выполнить практическое задание по выявлению территориальных различий в воспроизводстве населения в ФО в 2011 году с помощью Интернета: сайт « Естественный прирост по субъектам федерации» http://www.dcmoscope.ru 

слайд 21,22. Практическое задание.






Объясняет понятие, влияющее на изменение численности населения «Механический прирост», предлагает  изучить данные таблицы, проанализировать их и сделать соответствующие выводы.

слайд 23,24.Механический прирост.

Записывают в конспект


Работают с данными, конспектируют в опорный конспект.




Анализируют информацию по таблице

и столбиковой диаграмме, отвечают на вопросы, делают выводы.


Работают со статистическим материалом, выясняют с помощью таблицы численность населения Тульской области на 1 января 2007 г.

Работают с ресурсами, конспектируют в опорный конспект


Записывают данные в опорный конспект.





Записывают понятие в опорный конспект.

Выступает уч-ся , по ходу рассказа остальные анализируют полученную информацию, делают выводы по итогам переписи 2010 года, заносят в   опорный конспект

Записывают понятие и основные этапы демографического кризиса в конспект



Анализируют столбиковые диаграммы, формулируют выводы, отвечают на вопросы.




Сравнивают данные за 2007г. и 2012г. формулируют выводы об изменении численности населения Тульской области за 5 лет


Записывают факторы в опорный конспект.






Работают с таблицей, формулируют понятие и формулу






Записывают понятия в опорный конспект.


Работают с различными источниками информации, вычисляют естественный прирост, рождаемость и смертность на 1000 человек по России и по Тульской области, делают выводы по полученным результатам.

Записывают в опорный конспект





Группы работают со статистическими данными на сайте, анализируют информацию, делают выводы. Выступают представители групп, знакомят одноклассников со своими результатами работы.

Понятие записывают в опорный конспект, работают с таблицей в учебнике, анализируют данные, делают выводы



4.

Закрепление и применение учебного материала

Предлагает в тексте исправить ошибки.слайд 25. Закрепление материала.


Предлагает выполнить практические задания «Готовимся к ГИА» на определение естественного прироста и рождаемости в разных регионах России. слайды 26,27. Готовимся к ГИА.

Предлагает ознакомиться с таблицей «Прогнозы динамики численности населения», проанализировать данные и ответить на вопрос, какой из прогнозов наиболее реальный, почему? слайд 28. Прогнозы динамики численности населения.

Работают с текстом




Работают с данными представленных таблиц, анализируют, делают выводы.


Изучают данные таблицы, высказывают различные мнения.

5.

Подведение итогов. Рефлексия

Обращает внимание учащихся на достижение цели урока. Предлагает оценить результат своей деятельности на уроке с помощью «Закончите предложение…» слайд 29. Рефлексия.

Убеждаются в достижении цели урока, анализируют результаты своей деятельности, оценивают свою работу на уроке.


6.

Домашнее задание.

Дает домашнее задание: прочитать текст параграфа и выполнить задания после него, выполнить творческое задание. Слайд 30. Домашнее задание.

Благодарит за активную работу на уроке, выставляет оценки. слайд 31. Спасибо.

Записывают домашнее задание

3. Приложения                                                                                                                   Приложение 1

Демографические показатели Тульской области в 2008 году

Территориальное образование

рождаемость

смертность

убыль

Алексинский р-н

7,2

20,4

-13,2

Арсеньевский р-н

7,1

24,1

-17,0

Белевский р-н

8,2

27,0

-18,8

Богородицкий р-н

8,1

21,8

-13,7

Веневский р-н

8,8

22,1

-13,3

Воловский р-н

8,7

23,5

-14,8

Дубенский р-н

8,7

21,2

-12,5

Ефремовский р-н

8,4

21,7

-13,3

Заокский р-н

7,9

21,3

-13,4

Каменский р-н

7,6

21,7

-14,1

Кимовский р-н

7,8

27,8

-20,0

Киреевский р-н

9,4

22,1

-12,7

Куркинский р-н

8,7

21,5

-12,8

Ленинский р-н

9,5

19,8

-10,3

Новомосковский р-н

7,8

20,2

-12,4

Одоевский р-н

8,2

22,9

-14,7

Плавский р-н

7,5

18,7

-11,2

Суворовский р-н

7,0

26,3

-19,3

Тепло-Огаревский р-н

9,1

20,3

-11,2

Узловский р-н

8,7

20,1

-11,4

Чернский р-н

9,3

25,1

-15,8

Щекинский р-н

7,7

23,0

-15,3

Ясногорский р-н

8,1

23,3

-15,2

г. Тула

7,5

18,8

-11,3

г. Донской

7,9

21,2

-13,3

р.п. Новогуровский

6,7

18,6

-11,9

  Приложение 2   Опорный конспект                                                                                          Дата___________________________

Тема урока ___________________________________________________________

Численность России

Родилось

Умерло

млн. чел.

Место России среди других стран мира

место

Численность населения Тульской области

1 января 2007г.

1 января 2011г.



_____________________________________

Последняя перепись населения РФ

год

Демографический кризис

это

Количество демографических кризисов, произошедших в 20 веке

Воспроизводство населения

это

Формула естественного прироста

Тип воспроизводства

это

Типы воспроизводства

1)__________________________

2)__________________________

Механический прирост

____________________________

Домашнее задание




Это


_______________________________________________

                                                                                              Приложение 3

                                                                                              Таблица «Словарная работа»

процессов

рождаемости

естественного прироста

совокупность

обеспечивающих

смену поколений

смертности

непрерывную

Воспроизводство населения

(естественное движение)

между

числом родившихся

разность

за определенный

и числом

умерших

период

Формула естественного прироста

       

5.  Список литературы

  1. Барабанов В. В., Кузнецов А. П., Шилина И. Б. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2010/ ФИПИ.- М.: «Интеллект-Центр», 2010.-144 с.
  2. Ваулина Г.В Использование Интернета на уроке географии. http://klasnaocinkf.com.ua/ru/ 
  3. Горбунов Е. Л. Социально-экономическая география Тульской области. Тула Издательский Дом «Пересвет», 2009.-160 с.
  4. Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс.-М.: «ВАКО», 2006, 288с.
  5. Курашева Е. М. География России: 8-9 классы: в схемах и таблицах.-М.: Издательство «Экзамен», 2009.-222с.
  6. Кулева Н.В.«Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика» http://nsportal.ru
  7. Москвитина Н. А. « Использование новых образовательных технологий на уроках географии.» http://www.uchportal.ru
  8. Томкевич О. Б. Использование интернет-ресурсов на уроке географии. http://www.den-za-dnem.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России"для 8 класса

Здесь представленны технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России" и карточка ЭОр к теме, где прописанны модули информационные, практические, контролные....

Конспект урока по теме Миграции населения России

Конспект урока географии в 8 классе по теме Миграции населения России...

Конспект урока. 8 класс. Численность населения России

Конспект урока "Численность населения России" 8 класс...

План - конспект урока "Защита окружающей среды в России и Тульской области"

План - конспект урока в 7 классе по учебнику К. Кауфман, М. Кауфман "Счастливый английский.ру" по теме "Защита окружающей среды в России и Тульской области"...

Конспект урока по теме "Численность населения и естественное движение населения"

Разработка конспектов урока по теме "Численность населения и естественное движение населения" из раздела "Население Российской Федерации" 9 класс...

Урок по географии в 9 классе на тему "Численность населения России. Естественное движение населения"

На данном уроке учащиеся знакомятся с численностью и естественным движением населения России, научатся определять причины, влияющие на изменения численности населения. Познакомятся с новыми понятиями....