Конспект урока по теме: Численность населения Росс и Тульской области
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Цели:
- познакомиться с численностью населения России и Тульской области;
- определить причины, влияющие на изменение численности населения России и Тульской области.
Задачи:
- дать определения понятий « демографического кризиса», «естественного прироста», «воспроизводство населения»;
- развивать умения работать с презентациями, со статистическим материалом, диаграммами, таблицами, графиками, интернет – ресурсами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_chislennost_naseleniya_rossii_i_tulskoy_oblasti.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22
Открытый урок
в рамках районного конкурса
«Профессионал года»
Предмет: география
Тип урока: Изучение нового материала
Тема: Численность населения России и Тульской области
Продолжительность: 1 урок, 45 минут
Класс 8
Технологии: Использование электронных образовательных ресурсов (мультимедиа, интернет)
Автор работы:
Измайлова Ирина Алексеевна
учитель географии
высшей квалификационной категории
г. Узловая
2012
Оглавление
Стр.
1 Пояснительная записка 3
2 Цели и задачи урока. Ресурсы. 5
Методы и формы учебной деятельности.
Планируемый результат. Сценарий урока.
3 Приложение 13
4 Электронный образовательный ресурс
5 Список литературы 16
1. Пояснительная записка
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии необходимо перерабатывать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами. Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации.
Использование информационных технологий, ставят ученика в нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал и способствовать самореализации школьника. Современные дети владеют компьютером лучше нас, поэтому необходимо стараться найти этому применение. Современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Ученики должны обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях; использовать интернет – ресурсы: статистические материалы, графический материал.
Сегодня каждый педагог должен обладать навыками сотрудничества с учащимися на основе информационного взаимодействия, уметь осуществлять подбор,
структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. При этом сохраняется дифференцированный подход и в освоении материала, и в заданиях для решения нет никакого психологического неудобства, так как все заняты посильной работой, и в то же время каждый является важным звеном в структуре урока.
Для реализации урока выбран 8 класс и тема урока: «Численность населения России и Тульской области.» Я работаю по рабочей программе для 8-9 кл., составленной на основе: стандарта основного общего образования по географии; примерной программы для основного общего образования по географии; программы «География России», 8-9 классы авторов И. И. Бариновой, В. П. Дронова. Учебник: В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе 8 класс «Природа. Население. Хозяйство.» Раздел 3: «Население России.» 2 часа в неделю. 70 часов в год. Место урока в изучаемой теме:1 урок в разделе 3 «Население России».
Изучение географии населения подготовит учеников к пониманию географии хозяйства России, которое они будут изучать позже.
2.Цели и задачи урока. Ресурсы. Методы и формы учебной деятельности. Планируемый результат. Сценарий урока.
Цели:
- познакомиться с численностью населения России и Тульской области;
- определить причины, влияющие на изменение численности населения России и Тульской области.
Задачи:
- дать определения понятий « демографического кризиса», «естественного прироста», «воспроизводство населения»;
- развивать умения работать с презентациями, со статистическим материалом, диаграммами, таблицами, графиками, интернет – ресурсами.
Ресурсы: учебник, презентация, статистический материал, опорный конспект, интернет – ресурсы.
Тип урока:
- урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы, методические приемы и формы учебной деятельности:
- самостоятельная работа со статистическим материалом;
- работа в реальном времени в Интернете;
- формулирование выводов;
- ответы на вопросы учителя.
Планируемый результат:
Знать\ понимать:
-основные понятия «демографический кризис», «естественный прирост», «воспроизводство населения»;
-причины изменения численности России и Тульской области.
Уметь:
- находить в разных источниках и анализировать информацию о населении России и Тульской области;
- рассчитывать естественный прирост населения России и Тульской области.
- Сценарий урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Оргмомент | Представляется, приветствует учащихся, определяет их готовность к работе. Настраивает на тесное и активное сотрудничество. Сообщает о том, что урок пройдет в необычной форме с использованием Интернета и презентации. | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места. |
2. Целепологание | Предлагает посмотреть слайд 1.Картинки животных, слайд 2. Картинки людей, с помощью наводящих вопросов подводит к теме изучаемого раздела и к теме урока. Объявляет тему раздела слайд 3.Население России и тему урока слайд 4. Численность населения России и Тульской области. Предлагает сформулировать цели и задачи урока, корректирует ответы учащихся.слайд 5. Цели и задачи | Делают вывод о том, что раздел «Природа России» изучили полностью, а следующий раздел «Население России». Записывают тему урока в опорный конспект Формулируют цели и задачи урока |
3. Изучение нового учебного материала | Объясняет новое понятие «Демография» слайд 6. Демография Для того, чтобы узнать численность населения России предлагает воспользоваться «Интернет-ресурсами»: сайт «Счетчик населения России» слайд7. http://priroda.inc.ru/naselenie.php Предлагает сравнить численность населения России с другими государствами слайд 8. Крупнейшие страны мира Предлагает выяснить численность населения Тульской области с помощью приложения учебника на странице 261 по таблице «Численность постоянного населения по субъектам РФ на 1 января 2007 года»слайд 9. Какова численность населения Тульской области Предлагает воспользоваться «Интернет-ресурсами» и выяснить численность населения Тульской области на 1января 2012г. Представляет данные полученные из таблицы и Интернета учащимся Слайд 10.Численность населения Тульской области Вводит понятие «Перепись населения». Предлагает заслушать выступление учащегося по теме : «История переписи населения в России», «Итоги переписи населения России 2010 года». Вводит понятие «Демографический кризис».слайд11.Демографические кризисы.Рассказывает уч-ся о демографических кризисах, происшедших в 20-м столетии. По столбиковым диаграммам предлагает изучить динамику изменения численности населения России и Тульской области. слайд 12. Динамика изменения численности населения России. слайд 13. Динамика изменения численности населения Тульской области. Предлагает сравнить данные по численности населения Тульской области 2007г. и 2012г слайд 14. Динамика за 5 лет. Объясняет, что снижение численности прогнозировалось и связано с действием факторов слайд 15.Факторы снижения численности Вводит новые понятия «Естественное движение», «Механическое движение». А естественное движение населения связано с процессом «Воспроизводства населения». Из предложенных слов предлагает составить формулировку понятие «Воспроизводство населения» и формулу «Естественного прироста» слайды16.Словарная работа Проверяют слайд 17. Воспроизводство населения Предлагает выполнить практические задания на определение естественного прироста населения России и Тульской области, рождаемости и смертности на 1000 человек. слайды 18,19. Практическое задание. Объясняет снижение естественного прироста на протяжении 20-го столетия, которое связано с изменением типов воспроизводства населения. Слайд 20.Типы воспроизводства населения. Предлагает выполнить практическое задание по выявлению территориальных различий в воспроизводстве населения в ФО в 2011 году с помощью Интернета: сайт « Естественный прирост по субъектам федерации» http://www.dcmoscope.ru слайд 21,22. Практическое задание. Объясняет понятие, влияющее на изменение численности населения «Механический прирост», предлагает изучить данные таблицы, проанализировать их и сделать соответствующие выводы. слайд 23,24.Механический прирост. | Записывают в конспект Работают с данными, конспектируют в опорный конспект. Анализируют информацию по таблице и столбиковой диаграмме, отвечают на вопросы, делают выводы. Работают со статистическим материалом, выясняют с помощью таблицы численность населения Тульской области на 1 января 2007 г. Работают с ресурсами, конспектируют в опорный конспект Записывают данные в опорный конспект. Записывают понятие в опорный конспект. Выступает уч-ся , по ходу рассказа остальные анализируют полученную информацию, делают выводы по итогам переписи 2010 года, заносят в опорный конспект Записывают понятие и основные этапы демографического кризиса в конспект Анализируют столбиковые диаграммы, формулируют выводы, отвечают на вопросы. Сравнивают данные за 2007г. и 2012г. формулируют выводы об изменении численности населения Тульской области за 5 лет Записывают факторы в опорный конспект. Работают с таблицей, формулируют понятие и формулу Записывают понятия в опорный конспект. Работают с различными источниками информации, вычисляют естественный прирост, рождаемость и смертность на 1000 человек по России и по Тульской области, делают выводы по полученным результатам. Записывают в опорный конспект Группы работают со статистическими данными на сайте, анализируют информацию, делают выводы. Выступают представители групп, знакомят одноклассников со своими результатами работы. Понятие записывают в опорный конспект, работают с таблицей в учебнике, анализируют данные, делают выводы |
4. Закрепление и применение учебного материала | Предлагает в тексте исправить ошибки.слайд 25. Закрепление материала. Предлагает выполнить практические задания «Готовимся к ГИА» на определение естественного прироста и рождаемости в разных регионах России. слайды 26,27. Готовимся к ГИА. Предлагает ознакомиться с таблицей «Прогнозы динамики численности населения», проанализировать данные и ответить на вопрос, какой из прогнозов наиболее реальный, почему? слайд 28. Прогнозы динамики численности населения. | Работают с текстом Работают с данными представленных таблиц, анализируют, делают выводы. Изучают данные таблицы, высказывают различные мнения. |
5. Подведение итогов. Рефлексия | Обращает внимание учащихся на достижение цели урока. Предлагает оценить результат своей деятельности на уроке с помощью «Закончите предложение…» слайд 29. Рефлексия. | Убеждаются в достижении цели урока, анализируют результаты своей деятельности, оценивают свою работу на уроке. |
6. Домашнее задание. | Дает домашнее задание: прочитать текст параграфа и выполнить задания после него, выполнить творческое задание. Слайд 30. Домашнее задание. Благодарит за активную работу на уроке, выставляет оценки. слайд 31. Спасибо. | Записывают домашнее задание |
3. Приложения Приложение 1
Демографические показатели Тульской области в 2008 году
Территориальное образование | рождаемость | смертность | убыль |
Алексинский р-н | 7,2 | 20,4 | -13,2 |
Арсеньевский р-н | 7,1 | 24,1 | -17,0 |
Белевский р-н | 8,2 | 27,0 | -18,8 |
Богородицкий р-н | 8,1 | 21,8 | -13,7 |
Веневский р-н | 8,8 | 22,1 | -13,3 |
Воловский р-н | 8,7 | 23,5 | -14,8 |
Дубенский р-н | 8,7 | 21,2 | -12,5 |
Ефремовский р-н | 8,4 | 21,7 | -13,3 |
Заокский р-н | 7,9 | 21,3 | -13,4 |
Каменский р-н | 7,6 | 21,7 | -14,1 |
Кимовский р-н | 7,8 | 27,8 | -20,0 |
Киреевский р-н | 9,4 | 22,1 | -12,7 |
Куркинский р-н | 8,7 | 21,5 | -12,8 |
Ленинский р-н | 9,5 | 19,8 | -10,3 |
Новомосковский р-н | 7,8 | 20,2 | -12,4 |
Одоевский р-н | 8,2 | 22,9 | -14,7 |
Плавский р-н | 7,5 | 18,7 | -11,2 |
Суворовский р-н | 7,0 | 26,3 | -19,3 |
Тепло-Огаревский р-н | 9,1 | 20,3 | -11,2 |
Узловский р-н | 8,7 | 20,1 | -11,4 |
Чернский р-н | 9,3 | 25,1 | -15,8 |
Щекинский р-н | 7,7 | 23,0 | -15,3 |
Ясногорский р-н | 8,1 | 23,3 | -15,2 |
г. Тула | 7,5 | 18,8 | -11,3 |
г. Донской | 7,9 | 21,2 | -13,3 |
р.п. Новогуровский | 6,7 | 18,6 | -11,9 |
Приложение 2 Опорный конспект Дата___________________________
Тема урока ___________________________________________________________
Численность России Родилось Умерло | млн. чел. |
Место России среди других стран мира | место |
Численность населения Тульской области 1 января 2007г. 1 января 2011г. | _____________________________________ |
Последняя перепись населения РФ | год |
Демографический кризис | это |
Количество демографических кризисов, произошедших в 20 веке | |
Воспроизводство населения | это |
Формула естественного прироста | |
Тип воспроизводства | это |
Типы воспроизводства | 1)__________________________ 2)__________________________ |
Механический прирост ____________________________ Домашнее задание | Это _______________________________________________ |
Приложение 3
Таблица «Словарная работа»
процессов рождаемости естественного прироста совокупность обеспечивающих смену поколений смертности непрерывную | Воспроизводство населения (естественное движение) |
между числом родившихся разность за определенный и числом умерших период | Формула естественного прироста |
5. Список литературы
- Барабанов В. В., Кузнецов А. П., Шилина И. Б. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2010/ ФИПИ.- М.: «Интеллект-Центр», 2010.-144 с.
- Ваулина Г.В Использование Интернета на уроке географии. http://klasnaocinkf.com.ua/ru/
- Горбунов Е. Л. Социально-экономическая география Тульской области. Тула Издательский Дом «Пересвет», 2009.-160 с.
- Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс.-М.: «ВАКО», 2006, 288с.
- Курашева Е. М. География России: 8-9 классы: в схемах и таблицах.-М.: Издательство «Экзамен», 2009.-222с.
- Кулева Н.В.«Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика» http://nsportal.ru
- Москвитина Н. А. « Использование новых образовательных технологий на уроках географии.» http://www.uchportal.ru
- Томкевич О. Б. Использование интернет-ресурсов на уроке географии. http://www.den-za-dnem.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России"для 8 класса
Здесь представленны технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России" и карточка ЭОр к теме, где прописанны модули информационные, практические, контролные....
Конспект урока по теме Миграции населения России
Конспект урока географии в 8 классе по теме Миграции населения России...
Конспект урока. 8 класс. Численность населения России
Конспект урока "Численность населения России" 8 класс...
План - конспект урока "Защита окружающей среды в России и Тульской области"
План - конспект урока в 7 классе по учебнику К. Кауфман, М. Кауфман "Счастливый английский.ру" по теме "Защита окружающей среды в России и Тульской области"...
Конспект урока по теме "Численность населения и естественное движение населения"
Разработка конспектов урока по теме "Численность населения и естественное движение населения" из раздела "Население Российской Федерации" 9 класс...
План-конспект урока 8 класс «Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны»
Приводится план-конспект урока в 8 классе...
Урок по географии в 9 классе на тему "Численность населения России. Естественное движение населения"
На данном уроке учащиеся знакомятся с численностью и естественным движением населения России, научатся определять причины, влияющие на изменения численности населения. Познакомятся с новыми понятиями....