РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ "РЕКИ РОССИИ" 8 КЛАСС
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Мулдарова Светлана Георгиевна

Данная разработка может быть использована  на уроках географии в 8 классе по теме "Реки России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reki_rossii.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК  ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ РОССИИ. РЕКИ»

( с использованием ИКТ)

        

                                                                                       Мулдарова С.Г.

                                                                                       МБОУ СОШ №2                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                       с.Октябрьское

                                                                                       учитель географии            

Цели урока:

  • Образовательные:
  • Изучить особенности рек России.
  • Расширить и углубить знания о реках. Сформировать понятия уклон, падение реки.
  • Показать влияние климата и рельефа на реки.
  • Формировать умение определения уклона и падения рек.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе.

Оборудование: физическая карта России,                                                                                       компьютер, проектор, атласы, контурные карты, тетради, учебник

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала 

В качестве предисловия к уроку зачитывается высказывание известного французского писателя А.С.Экзюпери:

«Вода! у  тебя  нет  ни цвета, ни  вкуса, ни запаха,                                                   тебя невозможно описать,  тобой наслаждаются,                                                          не ведая, что ты такое!                                                                                         Нельзя сказать, то ты необходима для жизни:                                                                 ты сама жизнь.                                                                                                                  Ты наполняешь нас радостью,                                                                         которую не объяснишь нашими чувствами…                                                              Ты самое большое богатство на свете»

– Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?  (учащиеся отвечают)

Тема нашего урока «Внутренние воды России. Реки» (СЛАЙД)                                                                    

 Вода – один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. 
– В хозяйстве человек использует главным образом пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании, т. к. к ней относится о. Гренландия.

– Основные источники пресной воды – внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.
– Какие виды внутренних вод вы знаете? (После устного ответа показать СЛАЙД)
– Какие из них созданы человеком? 
(Пруды, водохранилища, каналы)

Какую площадь страны занимают различные виды внутренних вод? (отвечает уч-ся)

– Внутренние воды тысячами невидимых нитей  связанны со всеми компонентами природы. ( СЛАЙД)
– Главными компонентами, влияющими на воды, являются рельеф и климат. Как эти компоненты взаимосвязаны с внутренними водами, рассмотрим на примере рек  (рассказывает ученик)

           

       

– Россия страна многочисленных рек. Длина рек измеряется тысячами километров, площадь бассейна – миллионами квадратных километров. (СЛАЙД: «Реки – рекордсмены России»)

Виктор Гюго писал: «Реки, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, о возделанных полях, о великолепии городов и о славе людей» Каким океанам поют песню славы реки России?

                   

– Все реки относятся к бассейну трех океанов и внутренней бессточной области. (СЛАЙД).
– Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории страны. Сюда относится самая длинная река Лена, самая полноводная река Енисей и река с крупнейшим по площади бассейном – Обь.


Почему крупнейшие реки России текут на север?                                   (Большая территория России имеет уклон к северу)


– К бассейну Тихого океана относится крупная река Амур, по которой проходит граница страны, а также река Анадырь. 


– Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? (На побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов.)

– К бессточной области относится великая русская река Волга, Терек, Урал.

К бассейну Атлантического океана относятся Дон, Кубань, Нева.                                    
– Итак, 
рельеф влияет на направление течения.

                                                                                                                             Далее учащимся предлагается выполнить групповую работу 

 Задание:                                                                                                     «Распределите крупные реки  по бассейнам океанов, используя карты атласа» ( в конце работы подводятся итоги)

– Каждая река уникальна и неповторима. Но у всех них есть общее – их составные части. Вспомним их  (слайд)                                                                                 - река                                                                                                                                  - приток                                                                                                                                - исток                                                                                                                      - устье                                                                                                                        - речная система                                                                                                         - бассейн реки    

                                                                                                                                                           

– В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные. (СЛАЙД)

Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна)
– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение.
 

 Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. ( СЛАЙД) Они малопригодны для судоходства.
– Примером одной из горных рек является река Терек. Вот как описывает в своем стихотворении Терек М. Ю. Лермонтов.

«Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят».

– Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон реки.

Реки издавна служили транспортными путями. Но река – это не только дорога, но и энергия. У реки, кроме длины, ширины и глубины есть еще одно измерение – высота, с которой речные воды падают в море или озеро. Это высота измеряется превышением истока реки над устьем и называется

ПАДЕНИЕМ– это разница высот между истоком и устьем в метрах.                                 

Н = Н1 – Н2, где
Н
1 – абсолютная высота истока
Н
2 – абсолютная высота устья.

– Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.

III. Решение задач на определение падения реки (СЛАЙДЫ)

№ 1

Определить падение реки Волги.
Исток – Валдайская возвышенность ~ 300 м
Устье – Каспийское море – (– 28 м)
300 – (– 28) = 328 м.

– Величина падения влияет на другую важную характеристику:

УКЛОН – отношение падения реки (в см) к ее длине (в км) (, СЛАЙДЫ) I = Н : L, где

I – уклон;
H – падение;
L – длина.

Решение задач на определение уклона рек.( СЛАЙДЫ)

№ 1

Определить уклон реки Ангары.
Падение = 380 м = 38000 см
Длина реки 1826 км
Уклон = 38000 : 1826 = 20,8 см/км

Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.

– Уклон реки в XII в. определил судьбу епископа  Иоанна. (слайд)                     (Зачитывается отрывок из летописи)

В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро.    Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.
Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.

Далее рассматриваются  понятия:

- годовой сток

- питание рек

- режим рек: весеннее половодье, паводок, летнее половодье, межень

- твердый сток

                         

Русский человек всегда жил с рекой душа в душу, любил ее. Река указывала ему путь при переселении. На ее берегах он ставил свое жилье. Река кормила человека в течение года.

Однако не только пользу, но и бедствия могут приносить реки. Одним из наиболее распространенных стихийных бедствий являются наводнения. (Учащимся демонстрируется небольшое видео о наводнениях на реке Амур)

И все же, река - прекрасное творение природы, многие поэты посвящали свои стихи рекам: (СЛАЙД)

ИСТОЧНИК КРАСОТЫ

 

Передо мной широкая вода,

Смотрю и ощущаю вдохновенье,

Его даёт природы красота.

Вода, её благое проявленье!

 

Вниз воды катит быстрая река,

Нет ветерка, и на чудесной глади,

Как в зеркале, белеют облака,

Как будто на торжественном параде.

 

На гладь легли прибрежные кусты,

И душу нежит чудом отраженье,

Вода – источник дивной красоты,

Уносит мысли вдаль с водой теченье.

 

Смотрю на реку в предрассветный час,

Ведь не сравнить с её красою сушу,

Как будто бы увидел в первый раз,

Как первая любовь, волнует душу.

 

Широкая вода передо мной,

От вдохновенья ощущаю счастье,

Она красива в непогодь и в зной,

И даже в дни осеннего ненастья.

 

                                         Анатолий Болутенко

Домашнее задание – параграф 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

Разработка урока по истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Создание тайных обществ в России».

Предлагаю вам конспект урока по истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Создание тайных обществ в России». Данный материал будет полезен учителям истории коррекционных ...

Разработка урока по истории России в 11 классе "Падение монархии в России"

Разработка содержит конспект урока и слайдовую презентацию....

План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».

План – разработка урока  по истории России в 11 классе с использованием ИКТ.  Тема: «Гражданская война в России»....

Разработка урока по географии России "Транспорт России" 9 класс

Разработка урока по географии в 9 классе по теме "Транспорт".Предлагается презентация, опорный конспект, а также сценарий урока.Тема урока является одной из значимых в курсе экономической географии. В...