Зависимость человека от климата
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Разработка урока по географии в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zavisimost_cheloveka_ot_klimata.docx | 190.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАВИСИМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ОТ КЛИМАТА.
АГРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ.
(урок географии в 8 классе)
Цель урока: Сформировать представление об агроклиматических ресурсах, расширить знания о влиянии климата на жизнь, здоровье, хозяйственную деятельность человека.
Задачи:
Обучающие:
-расширить и углубить представления учащихся о неблагоприятных климатических явлениях и причинах их возникновения, выявить неблагоприятные явления погоды и важность прогноза погоды.
Развивающие:
- формировать умения объяснять взаимосвязь компонентов природы и их влияние друг на друга;
- формирование навыков вести самостоятельный поиск, анализ отбор географической информации, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать умения работы с атласом;
Воспитательные:
- способствовать воспитанию позитивной установки в решении экологических проблем, бережного отношения к природе, формированию экологической культуры.
Оборудование: м/м проектор, компьютер, презентация, атлас, карточки
Тип урока: комбинированный урок
ХОД УРОКА
- Организационный момент Учитель:
Считай, ты потерял день,
В который не улыбнулся.
слайд - Рисунки- «смайлики».
А теперь покажите мне ваши лица, чтобы я увидела, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. Сколько вас с улыбкой и хорошим настроением?
А сколько у нас пасмурных лиц?
(Ученики мимикой показывают свое настроение, учитель записывает результат подсчета на слайде)
- Проверка домашнего задания
- Географический диктант по карточкам (самопроверка по слайду) 3правильных ответа – «5»; 2 правильных ответа – «4»; 1 правильный ответ – «3»; ни одного правильного – «2».
Вариант 1.
Вопрос | Ответ |
| 1. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре |
| 2. Отношение годовой суммы осадков к испаряемости (К=О/И). Используется для характеристики обеспеченности территории влагой. |
| 3. Субарктический пояс. |
Вариант 2.
Вопрос | Ответ |
| 1. Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре. |
| 2. Количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях. |
| 3. Муссонный климат. |
- устный опрос
а) Назовите климатические пояса России: основные, переходные. (Россия расположена в трех климатических поясах: Арктическом, субарктическом и умеренном. Основные пояса – арктический, умеренный; переходный – субарктический).
б) какой пояс занимает большую площадь? (Умеренный климатический пояс. Для него характерны существенные различия в температурных условиях и увлажнении. Теплое лето, холодная зима. Четко выраженные четыре сезона года – зима, весна, лето, осень).
в) перечислите типы климата умеренного пояса, дайте краткую характеристику каждого типа. (Умеренно континентальный – теплое лето(+12+24 С), морозная зима (-4-20 С); годовое кол-во осадков – более 800мм на западе и до 500мм в центре русской равнины. Континентальный климат – лето теплое (+15+26), суровая зима (-15-25 С ) годовое кол-во осадков 600мм на севере и менее 200мм на юге). Резко континентальный – лето теплое солнечное (+16+20 С), морозная малоснежная зима (-25-45 С), промерзание почв, многолетняя мерзлота, большие амплитуды температур, годовое кол-во осадков менее 500мм. Муссонный климат – южные районы Дальнего Востока, средние температуры летом +10+20 С, зимой -15-30 С, осадки 600-800мм в год, К (коэффициент увлажнения) близок к 1(увлажнение избыточное). Могут быть наводнения.)
- Изучение нового материала
Мотивационный этап.
Учащиеся комментируют высказывание французского просветителя Шарля-Луи де Монтескьё: «Власть климата сильнее всех властей». Формулируют вывод, что климат способен влиять на многие природные процессы и на жизнь человека.
- В течение урока мы проведем с вами небольшое исследование, чтобы доказать высказывание Шарля-Луи де Монтескьё.
Обсуждают стихотворение А.Майкова, что от климата зависит урожай.
Учащиеся формулируют тему, цель.
Работа со схемой
На огромной территории России климат настолько разнообразен, что наряду с благоприятным оказывает и противоположное воздействие на организм человека, на работу машин и орудий вне помещений, транспорта и т. д.
Работа в парах. В ходе работы с иллюстрациями на слайде и дополнительным материалом (приложение), учащиеся формулируют вывод о влиянии климата на здоровье человека, транспорт, строительство.
Влияние климата на здоровье. (слайд )
Климатические условия оказывают влияние на одежду и типы питания людей. Традиционная одежда, головные уборы и обувь народов севера изготавливается из оленьих шкур, которые хорошо сохраняют тепло и не продуваются ветром. Пища очень калорийная, животного происхождения. Жители южных районов наоборот используют легкие ткани, а в национальных блюдах много овощей и круп.
Транспорт (слайд )
При проектировании машин и орудий для работы вне помещений учитывают те особенности климата, которые тормозят нормальную эксплуатацию. Так при низких температурах металлы теряют свою прочность и разрушаются даже при небольших нагрузках. Высокие температуры воздуха в сочетании с большой солнечной радиацией, также выводят из строя машины в обычном исполнении. Поэтому экстремальные природные условия заставляют разрабатывать новые технологии, использовать специальные материалы (например, легированные стали). Транспорт одна из наиболее зависимых от погодных условий отраслей народного хозяйства. 1-авиационный; 2- морской; 3- автомобильный; 4- трубопроводный
Строительство
Климат обязательно учитывается в жилищном строительстве. Существует строительно-климатическое районирование территории России, где для каждого из районов определяются требования к жилищу: какова толщина стен, характер остекления, отопления и т.д. Для обеспечения в жилище комфортного микроклимата в разных районах необходима различная степень его изолированности от внешней среды. Например, на Крайнем Севере окна должны иметь тройное остекление, в домах должно быть мощное отопление и механическая приточная вентиляция (приток подогретого воздуха), естественная вытяжная. А на Черноморском побережье Кавказа летом жилище должно защищать только от дождя, а погода зимой позволяет держать в домах открытыми форточки. Понятно, что затраты на отопление домов на Крайнем Севере будут во много раз выше, чем в субтропиках Кавказа, и это требуется учитывать и планировать. В зоне вечной мерзлоты дома должны строиться на сваях, в зонах, где выпадает много осадков, здания имеют высокие покатые крыши, в областях сухого климата крыши домов плоские.
Сравнить и сделать вывод о соотношении территорий с благоприятными условиями для жизни и неблагоприятными, с размещением населения по карте плотности населения.
Какой вывод можно сделать? Наиболее комфортный климат (тот, в котором человек чувствует себя лучше всего) – на юго-западе России; наименее благоприятные – на северо-востоке, причем по площади они преобладают.
Климатические особенности территории определяют хозяйственную деятельность, поэтому важны климатические ресурсы, особенно от них зависит растениеводство. Особенно от климата зависит сельское хозяйство. В давние времена сельские жители пользовались приметами погоды. В наше время существует наука климатология, которая изучает климатические условия для разной хозяйственной деятельности. Так изучением агроклиматических ресурсов занимается агроклиматология. Агроклиматические ресурсы – свойства климата, позволяющие выращивать с/х культуры. Для каждого растения они могут быть разными, т. к. существуют теплолюбивые и морозоустойчивые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Но для всех растений важным является продолжительность безморозного периода. Для его характеристики используется показатель: сумма среднесуточных температур выше+10 градусов Цельсия (сумма активных температур), т.к. при таких температурах происходит наиболее активный рост растений.
задание “Дополни предложение и заполни пропуски” (Работа по карточкам. Учащиеся, которые испытывает затруднения, могут воспользоваться текстом учебника.)
Какие климатические показатели являются агроклиматическими?
- Температура почвы и приземного слоя воздуха.
- Минимальная температура, при которой начинается рост и развитие растений.
- Продолжительность безморозного периода
- Сумма температур выше + 10 градусов.
- Обилие тепла, влаги, солнечного света.
- Мощность снежного покрова.
- Наибольшее значение имеет коэффициент увлажнения.
Практически все отрасли нашего хозяйства учитывают особенности климата. Особое внимание уделяется неблагоприятным климатическим явлениям, которые отрицательно влияют на хозяйственную деятельность человека, на условия жизни людей.
К неблагоприятным погодно-климатическим явлениям относятся:
* засухи
* пыльные бури (суховеи)
* ураганы
* туманы
* заморозки
* гололед
Выслушаем сообщения о неблагоприятных погодно-климатических явлениях
- Закрепление
- Какое влияние оказывает климат на здоровье и деятельность человека?
- Что такое агроклиматические ресурсы?
- Кроссворд «Географический диктант»
7 | ||||||||||||
1 | с | у | х | о | в | е | й | |||||
2 | г | р | а | д | ||||||||
3 | з | а | м | о | р | о | з | к | и | |||
4 | г | о | л | о | л | е | д | |||||
5 | з | а | с | у | х | а | ||||||
6 | т | у | м | а | н | |||||||
- Жаркий, сухой, сильный ветер, длящийся несколько дней.
- Осадки в виде частиц льда.
- Понижение температуры воздуха ниже 00С весной и осенью.
- Корка льда, образующаяся при замерзании капель дождя или тумана весной или осенью.
- Длительный период длящаяся сухая погода с высоко температурой воздуха.
- Скопление водяных капель в нижнем слое тропосферы.
- Ветер огромной скорости (более 30 м/с), обладающий разрушительной силой.
- Рефлексия.
- Что на уроке больше всего понравилось, запомнилось?
- Что было самым трудным?
- Что так и осталось непонятным?
- Какие полученные знания пригодятся вам в дальнейшей жизни?
6. Домашнее задание: п.11, заполнить таблицу
Вид явления | Особенности проявления | Районы проявления в России |
Засуха | Долгая сухая погода с повышенной температурой и отсутствием или малым количеством осадков | Степные и полупустынные районы. Юго-восток России |
Суховеи | Жаркий (+25…+30ºС), сухой (влажность 30%), сильный (скорость более 5м/с) ветер в течение нескольких дней | Прикаспийская низменность, Северный Кавказ |
Пыльная буря | Сильный и продолжительный ветер, выдувающий верхний слой почвы | Юг Русской равнины и Урала, Алтай |
Ураган | Ветер огромной скорости (более 30м/с) и разрушительной силы | Повсеместно при прохождении циклонов с очень низким давлением |
Заморозки | Понижение температуры воздуха ниже 0ºС весной и осенью. | Повсеместно |
Сильные морозы | Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова | Север и восток России |
ливни |
|
|
Град | Атмосферные осадки в виде частиц плотного льда (от 5 до 55мм и больше) | Повсеместно, особенно юг Русской равнины |
Гололед | Корка льда, образующаяся при замерзании переохлажденных капель дождя или тумана, обычно весной или осенью. | повсеместно |
Туман | Скопление водяных капель в приземном слое. | Повсеместно. |
- Подведение итогов, выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
воздействие человека на климат
Размышления ребят по экологии в мире...
География 8 класс "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы"
Изучение влияния климата на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Развивать критическое мышление в процессе приобретения знаний, умение анализировать, синтезировать, прогнозировать и д...
География 8 класс "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы"
Изучение влияния климата на здоровье и хоз яйственную деятельность человека. Развивать критическое мышление в процессе приобретения знаний, умение анализировать, синтезировать, прогнозировать и ...
Зависимость человека от климата
Зависимость человека от климата...
Климат и человек. Влияние человека на климат
ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Для тех, кто не слышал, это набор методик и инструментов для решения нестандартных задач. Применение открытых задач на уроке географии...
Открытый урок по географии в 8 классе по теме: «Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы»
Открытый урок в соотвествии с ФГОС...
Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.
Тема урока: Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."Цель урока: показать актуальность (жизненную важность) проблемы климата на жизнь и хозяйственную деятельность ч...