Зависимость человека от климата
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Малыгина Светлана Владимировна

Разработка урока по географии в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavisimost_cheloveka_ot_klimata.docx190.96 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАВИСИМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ОТ КЛИМАТА.

АГРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ.

(урок географии в 8 классе)

Цель урока: Сформировать представление об агроклиматических ресурсах, расширить знания о влиянии климата на жизнь, здоровье, хозяйственную деятельность человека.

Задачи:

Обучающие:

-расширить и углубить представления учащихся о неблагоприятных климатических явлениях и причинах их возникновения, выявить неблагоприятные явления погоды и важность прогноза погоды.

Развивающие:

- формировать умения объяснять взаимосвязь компонентов природы и их влияние друг на друга;

- формирование навыков вести самостоятельный поиск, анализ отбор географической информации, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- развивать умения работы с атласом;

Воспитательные:

- способствовать воспитанию позитивной установки в решении экологических проблем, бережного отношения к природе, формированию экологической культуры.

Оборудование: м/м проектор, компьютер, презентация, атлас, карточки

Тип урока: комбинированный урок

ХОД   УРОКА

  1. Организационный момент Учитель:

Считай, ты потерял день,

В который не улыбнулся.

слайд - Рисунки- «смайлики».

А теперь покажите мне ваши лица, чтобы я увидела, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. Сколько вас с улыбкой и хорошим настроением? 

А сколько у нас пасмурных лиц?

(Ученики мимикой показывают свое настроение, учитель записывает результат подсчета на слайде)

  1. Проверка домашнего задания

- Географический диктант по карточкам (самопроверка по слайду) 3правильных ответа – «5»; 2 правильных ответа – «4»; 1 правильный ответ – «3»; ни одного правильного – «2».

Вариант 1.

Вопрос

Ответ

  1. Что такое циклон?

1. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре

  1. Что такое коэффициент увлажнения?

2. Отношение годовой суммы осадков к испаряемости (К=О/И). Используется для характеристики обеспеченности территории влагой.

  1. В этом поясе самая суровая зима, средние температуры около -400С, лето прохладное.

  3. Субарктический пояс.

Вариант 2.

Вопрос

Ответ

  1. Что такое антициклон?

1. Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.

  1. Что такое испаряемость?

2. Количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях.

  1. Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди. (Назовите тип климата)

3. Муссонный климат.

- устный опрос

а) Назовите климатические пояса России: основные, переходные. (Россия расположена в трех климатических поясах: Арктическом, субарктическом и умеренном. Основные пояса – арктический, умеренный; переходный – субарктический).

б) какой пояс занимает большую площадь? (Умеренный климатический пояс. Для него характерны существенные различия в температурных условиях и увлажнении. Теплое лето, холодная зима. Четко выраженные четыре сезона года – зима, весна, лето, осень).

в) перечислите типы климата умеренного пояса, дайте краткую характеристику каждого типа. (Умеренно континентальный – теплое лето(+12+24 С), морозная зима (-4-20 С); годовое кол-во осадков – более 800мм на западе и до 500мм в центре русской равнины.  Континентальный климат – лето теплое (+15+26), суровая зима (-15-25 С ) годовое кол-во осадков 600мм на севере и менее 200мм на юге). Резко континентальный – лето теплое солнечное (+16+20 С), морозная малоснежная зима (-25-45 С), промерзание почв, многолетняя мерзлота, большие амплитуды температур, годовое кол-во осадков менее 500мм. Муссонный климат – южные районы Дальнего Востока, средние температуры летом +10+20 С, зимой -15-30 С, осадки 600-800мм в год, К (коэффициент увлажнения) близок к 1(увлажнение избыточное). Могут быть наводнения.)

  1. Изучение нового материала

Мотивационный этап.

Учащиеся комментируют высказывание французского просветителя Шарля-Луи де Монтескьё: «Власть климата сильнее всех властей». Формулируют вывод, что климат способен влиять на многие природные процессы и на жизнь человека.

- В течение урока мы проведем с вами небольшое исследование, чтобы доказать высказывание Шарля-Луи де Монтескьё.

Обсуждают стихотворение А.Майкова, что от климата зависит урожай.

Учащиеся формулируют тему, цель.

Работа со схемой

На огромной территории России климат настолько разнообразен, что наряду с благоприятным оказывает и противоположное воздействие на организм человека, на работу машин и орудий вне помещений, транспорта и т. д.  

 

Работа в парах. В ходе работы с иллюстрациями на слайде и дополнительным материалом (приложение), учащиеся формулируют вывод о влиянии климата на здоровье человека, транспорт, строительство.

Влияние климата на здоровье. (слайд  )

Климатические условия оказывают влияние на одежду и типы питания людей. Традиционная одежда, головные уборы и обувь народов севера изготавливается из оленьих шкур, которые хорошо сохраняют тепло и не продуваются ветром. Пища очень калорийная, животного происхождения. Жители южных районов наоборот используют легкие ткани, а в национальных блюдах много овощей и круп.

Транспорт (слайд  )

    При проектировании машин и орудий для работы вне помещений учитывают те особенности климата, которые тормозят нормальную эксплуатацию. Так при низких  температурах металлы теряют свою прочность и разрушаются даже при небольших нагрузках. Высокие температуры воздуха в сочетании с большой солнечной радиацией, также выводят из строя  машины в обычном исполнении. Поэтому экстремальные природные условия заставляют разрабатывать новые технологии, использовать специальные материалы (например, легированные стали). Транспорт одна из наиболее зависимых от погодных условий отраслей народного хозяйства. 1-авиационный; 2- морской; 3- автомобильный; 4- трубопроводный

Строительство

Климат обязательно учитывается в жилищном строительстве. Существует строительно-климатическое районирование территории России, где для каждого из районов определяются требования к жилищу: какова толщина стен, характер остекления, отопления и т.д. Для обеспечения в жилище комфортного микроклимата в разных районах необходима различная степень его изолированности от внешней среды. Например, на Крайнем Севере окна должны иметь тройное остекление, в домах должно быть мощное отопление и механическая приточная вентиляция (приток подогретого воздуха), естественная вытяжная. А на Черноморском побережье Кавказа летом жилище должно защищать только от дождя, а погода зимой позволяет держать в домах открытыми форточки. Понятно, что затраты на отопление домов на Крайнем Севере будут во много раз выше, чем в субтропиках Кавказа, и это требуется учитывать и планировать. В зоне вечной мерзлоты дома должны строиться на сваях, в зонах, где выпадает много осадков, здания имеют высокие покатые крыши, в областях сухого климата крыши домов плоские.

Сравнить и сделать вывод о соотношении территорий с благоприятными условиями для жизни  и неблагоприятными, с размещением населения по карте плотности населения.

Изображение.jpg

Какой вывод можно сделать? Наиболее комфортный климат (тот, в котором человек чувствует себя лучше всего) – на юго-западе России; наименее благоприятные – на северо-востоке, причем по площади они преобладают.

Климатические особенности территории определяют хозяйственную деятельность, поэтому  важны климатические ресурсы, особенно от них зависит растениеводство. Особенно от климата зависит сельское хозяйство. В давние времена сельские жители пользовались приметами погоды. В наше время существует наука климатология, которая изучает климатические условия для разной хозяйственной деятельности. Так изучением агроклиматических ресурсов занимается агроклиматология. Агроклиматические ресурсы – свойства климата, позволяющие выращивать с/х культуры. Для каждого растения они могут быть разными, т. к. существуют теплолюбивые и морозоустойчивые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Но для всех растений важным является продолжительность безморозного периода. Для его характеристики используется показатель: сумма среднесуточных температур выше+10 градусов Цельсия (сумма активных температур), т.к. при таких температурах происходит наиболее активный рост растений.

    задание “Дополни предложение и заполни пропуски” (Работа по карточкам. Учащиеся, которые испытывает затруднения, могут воспользоваться текстом учебника.)

 Какие климатические показатели являются агроклиматическими?

  1. Температура почвы и приземного слоя воздуха.
  2. Минимальная температура, при которой начинается рост и развитие растений.
  3. Продолжительность безморозного периода
  4. Сумма температур выше + 10 градусов.
  5. Обилие тепла, влаги, солнечного света.
  6. Мощность снежного покрова.
  7. Наибольшее значение имеет коэффициент увлажнения.

Практически все отрасли нашего хозяйства учитывают особенности климата. Особое внимание уделяется неблагоприятным климатическим явлениям, которые отрицательно влияют на хозяйственную деятельность человека, на условия  жизни людей.

К неблагоприятным погодно-климатическим явлениям относятся:

* засухи

* пыльные бури (суховеи)

* ураганы

* туманы

* заморозки

* гололед

 Выслушаем сообщения о неблагоприятных погодно-климатических явлениях

  1. Закрепление
  1. Какое влияние оказывает климат на здоровье и деятельность человека?
  2. Что такое агроклиматические ресурсы?
  3. Кроссворд «Географический диктант»

7

1

с

у

х

о

в

е

й

2

г

р

а

д

3

з

а

м

о

р

о

з

к

и

4

г

о

л

о

л

е

д

5

з

а

с

у

х

а

6

т

у

м

а

н

  1. Жаркий, сухой, сильный ветер, длящийся несколько дней.
  2. Осадки в виде частиц льда.
  3. Понижение температуры воздуха ниже 00С  весной и осенью.
  4. Корка льда, образующаяся при замерзании капель дождя или тумана весной или осенью.
  5.  Длительный период длящаяся сухая погода с высоко температурой воздуха.
  6. Скопление водяных капель в нижнем слое тропосферы.
  7. Ветер огромной скорости (более 30 м/с), обладающий разрушительной силой.
  1. Рефлексия.

- Что на уроке больше всего понравилось, запомнилось?

- Что было самым трудным?

- Что так и осталось непонятным?

-  Какие полученные знания пригодятся вам в дальнейшей жизни?

6. Домашнее задание: п.11, заполнить таблицу

Вид явления

Особенности проявления

Районы проявления в России

Засуха

Долгая сухая погода с повышенной температурой и отсутствием или малым количеством осадков 

Степные и полупустынные районы. Юго-восток России

Суховеи

Жаркий (+25…+30ºС), сухой (влажность 30%), сильный (скорость более 5м/с) ветер в течение нескольких дней

Прикаспийская низменность, Северный Кавказ

Пыльная буря

Сильный и продолжительный ветер, выдувающий верхний слой почвы

Юг Русской равнины и Урала, Алтай

Ураган

Ветер огромной скорости (более 30м/с) и разрушительной силы

Повсеместно при прохождении циклонов с очень низким давлением

Заморозки

Понижение температуры воздуха ниже 0ºС весной и осенью.

Повсеместно

Сильные морозы

Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова

Север и восток России

ливни

 

 

Град

Атмосферные осадки в виде частиц плотного льда (от 5 до 55мм и больше)

Повсеместно, особенно юг Русской равнины

Гололед

Корка льда, образующаяся при замерзании переохлажденных капель дождя или тумана, обычно весной или осенью.

повсеместно

Туман

Скопление водяных капель в приземном слое.

Повсеместно.

  1. Подведение итогов, выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воздействие человека на климат

Размышления ребят по экологии в мире...

География 8 класс "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы"

Изучение влияния климата на здоровье  и хозяйственную деятельность человека. Развивать критическое мышление в процессе приобретения знаний, умение анализировать, синтезировать, прогнозировать и д...

География 8 класс "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы"

Изучение влияния климата на здоровье  и хоз яйственную деятельность человека. Развивать критическое мышление в процессе приобретения знаний, умение анализировать, синтезировать, прогнозировать и ...

Зависимость человека от климата

Зависимость человека от климата...

Климат и человек. Влияние человека на климат

ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Для тех, кто не слышал, это набор методик и инструментов для решения нестандартных задач. Применение открытых задач на уроке географии...

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

Тема урока: Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."Цель урока: показать актуальность (жизненную важность) проблемы климата на жизнь и хозяйственную деятельность ч...