Значение практических работ в процессе обучения географии
статья по географии на тему
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_prakticheskikh_rabot_v_protsesse_obucheniya_geografii.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение практических работ в процессе обучения географии
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности.
Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений: называть и показывать различные географические объекты; описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами, определять направления, географические координаты; измерять расстояния, азимуты; наблюдать за различными компонентами природы, рассматривать различные географические, экологические и другие ситуации; прогнозировать изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.
Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемными подходами и методами.
Учащимся очень нравятся практические работы. Программа начального курса физической географии предусматривает работы по каждой теме.
Например: Тема: “Основные формы рельефа Земли”.
Цели работы:
Изучить основные формы земной поверхности.
Развить практические умения работать с картой.
Оборудование: атлас, учебник.
ХОД РАБОТЫ
1. По картам атласа определите:
а) горные системы: Уральские, Кавказские, Верхоянские, Гималаи, Кордильеры, Памир.
б) вершины: пик Коммунизма, Джомолунгма (Эверест).
2. Что свидетельствует о происходящих в настоящее время процессах горообразования?
3. Пользуясь физической картой полушарий, приведите примеры низких, средневысотных и высоких гор.
4. По каким признакам можно установить, что потухший вулкан раньше был действующим?
5. Сделайте схематический рисунок горста, грабена.
6. Заполните таблицу: “Различие гор по строению” (приведите примеры).
Складчатые | Глыбовые | Складчато-глыбовые |
7. На каком материке расположены горы: Гималаи, Кордильеры, Уральские, Памир, Альпы, Анды, Атласские?
Тема: “Гидросфера”.
Цели работы: Изучить строение гидросферы и ее частей.
Развивать практические умения работать с картой, атласом, контурной картой.
ХОД РАБОТЫ
1. На контурной карте океанов подпишите:
а) Материки: Евразия, Северная Америка, Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка.
б) Океаны: Северный Ледовитый, Индийский, Атлантический, Тихий.
в) Моря: Черное Средиземное, Берингово, Карское, Балтийское, Красное, Карибское.
г) Заливы: Бискайский, Бенгальский, Мексиканский.
д) Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка.
е) Острова: Гренландия, Мадагаскар, Сахалин, Исландия, Огненная Земля.
ж) Полуострова: Камчатка, Индостан, Аравийский.
2. Пользуясь физической картой полушарий, заполните таблицу:
Море | Океан, к которому относится море | Окраинное или внутреннее |
Моря: Средиземное, Чукотское, Южно-Китайское, Мраморное, Азовское, Баренцево, Белое, Красное, Черное, Желтое, Японское, Балтийское, Аравийское, Карибское, Берингово.
3. Заполните таблицу, используя названия предложенных островов и полуостровов:
Острова: Новая Земля, Шри-Ланка, Исландия, Сахалин, Большие Зондские, Новая Гвинея, Мадагаскар, Гренландия, Антильские, Огненная Земля, Гавайские.
Полуострова: Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Аравийский, Индостан, Камчатка, Лабрадор, Сомали.
Океаны | Острова | Полуострова |
Тихий | ||
Атлантический | ||
Индийский | ||
Северный Ледовитый |
Главную задачу школьного географического практикума сегодня я вижу в развитии широких практических знаний и умений, необходимых учащимся для ориентации в природных, социально – экономических и политических условиях современной жизни.
Важным является также то, что обязательные требования к подготовке учащихся по предмету, выраженные в деятельностном подходе (называть, описывать, объяснять и т.д.) предполагают многократную тренировку учащихся, необходимую для лучшего усвоения практической части содержания курсов. В этой связи школьный географический практикум выполняет роль своеобразного географического тренажера.
Такой оперативный контроль дает возможность держать в поле зрения всех учащихся и не допускать пробелов в их знаниях. Очень много дает учащимся анализ сделанных ими ошибок в процессе, которого становится очевидным недостаточность или несовершенство самостоятельной работы.
При таком способе контроля все функции проверки знаний, умений и навыков осуществляется довольно полно и эффективно.
Применение практических работ посильно всем и позволяет показать свои знания. Некоторым учащимся, у которых проблемы с монологической речью и слабо развито логическое мышление, очень трудно получить хорошие и отличные оценки за устные ответы (тогда как они хорошо усваивают теоретический материал). Применение системы практических работ позволяет им получать отличные, и хорошие оценки, что компенсирует их неудачи в устных ответах.
Проанализировав географические знания учащихся, можно сделать вывод, что системное использование практических работ позволяет глубже усвоить изучаемый материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Деятельностный подход как условие достижения метапредметных результатов в процессе обучения географии»
Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной...
ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме: «Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии»
Согласно закону Российской Федерации “Об образовании” содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализац...
Организация самостоятельных работ учащихся в процессе обучения географии
Статья на тему организации самостоятельных работ учащихся в процессе обучения географии...
Статья: «Значение использования ИКТ в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ»
Данная статья посвящена актуальности использования ИКТ в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ....
Статья "Значение личностного фактора в процессе обучения"
В статье рассмотрено использование метода повышения заинтересованности обучающихся в получении знаний. Описано проведение соцопроса среди обучающихся 7-11 классов и обсуждены его результаты. Теги: мот...
Усиление практической направленности в процессе обучения физике
Экспериментальные задачи обладают ценным свойством - их можно включить в отдельные этапы урока с целью решения различных учебных задач: введения в тему урока, иллюстрации к объяснению, повторения и об...
ФГОС и значение практических работ на уроках географии
Статья содержит виды практических работ на уроках географии...