ФГОС и значение практических работ на уроках географии
статья по географии

Статья содержит виды практических работ на уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с учебным текстом на уроках географии как

средство реализации требований ФГОС основного

                                                                                                                              Кто перестает читать,

                                                                                                                              тот плохо мыслит,

                                                                                                                              а тот, кто плохо говорит,

                                                                                                                               плохо думает.

                                                                                                                                                         Древняя мудрость

В основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход. Это значит, что знания не должны

усваиваться учениками в готовом виде в ходе рассказа учителя, но должны быть итогом учебной деятельности учеников, организованной учителем. В связи с этим, повышается роль средств обучения на уроке, ведь учебная деятельность учеников должна на чем-то основываться.

Одно из главных средств обучения – это учебник. Учебник – комплексное средство обучения, где содержание предмета представлено в разной форме. Но все-таки основа любого учебника – это текст. Поэтому организация работы ученика с текстом учебника является важной задачей учителя,

решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте.

Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования вообще. С помощью учебника школьник становится «учителем для самого себя», приобретает умения и навыки самообразования. Учебник — не самоучитель. Учащиеся работают с ним под

руководством учителя, который направляет, учит самостоятельно разбираться в учебнике, указывает, на что надо обратить внимание, помогает выделить самое существенное, разъясняет трудное и непонятное. В начале учебного года, на первом уроке, учитель знакомит учащихся с учебником: характеризует по оглавлению основные разделы, отмечает значение карт, иллюстраций, вопросов и заданий, дает общие указания, как надо с ними работать.

Использование разнообразных приемов работы с текстом научит учеников перерабатывать

информацию, излагать её в устном и письменном виде, владеть специальными терминами.

Примеры использования разных видов работ с текстом учебника и его внетекстовыми компонентами (от традиционных к инновационным)

Более традиционные приемы:

1) Простое воспроизводство (чтение и пересказ). Эта форма способствует запоминанию и формированию правильной и красивой речи.

2) Деление текста на смысловые блоки (эта работа учит ребёнка правильно разбить материал параграф по смыслу).

3) Составление плана по тексту (простого и сложного). Этот вид деятельности учит ребёнка выделять главную мысль в тексте и озаглавливать её. Прежде всего, детям необходимо пояснить, что план – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Каждый пункт плана – это краткая формулировка содержания части текста (абзаца).

4) Выборочное чтение текста при закреплении материала, с целью отбора из него какого-либо

материала, установления связей и зависимостей, определения понятий и т.д.

- Нахождение доказательств, примеров, иллюстрирующих отдельные характеристики (пользуясь текстом, докажите, что Северный Кавказ – самый многонациональный район России);

-Прочитай текст о равнинах, ответь, чем отличается плоская равнина от холмистой.

- В тексте о болотах найти место, где говорится о причинах образования болот.

5) Составление опорного конспекта по тексту. Дети учатся воссоздавать текст с помощью опорных сигналов. Это способствует лучшему запоминанию и хорошему усвоению материала.

6) Работа с географическими понятиями. Как правило, на каждом уроке географии вводится несколько новых понятий и важно в короткое время провести дополнительную работу по осмыслению, пониманию и запоминанию новых слов, записать их в тетрадь. Например:

Найдите в тексте параграфа “Погода и климат” объяснение понятия “климат”. Что означает в переводе на русский язык слово “климат”? Чем отличаются два понятия “погода” и

“климат”? Что у них общего? В чём между ними разница? Почему нельзя сказать: какой сегодня климат? Другой пример: выясните сущность процесса “мировой круговорот воды”. В каких темах мы встречались с понятием “круговорот”? Какие круговороты в природе вы знаете? Работу с терминами можно усложнить, предложив проанализировать определение понятия: В тексте параграфа “Воды суши” найдите определение понятия “река”, выделите в нем определяемое слово (водный поток), а затем – общие и частные признаки (течет всегда в русле, может

быть постоянным или временным). Овладение умением проводить анализ определений позволит учащимся в дальнейшем самостоятельно их формулировать.

7) Найти географические объекты, встретившиеся в тексте в атласах и нанесение их на контурную карту. При изучении «Гидросферы», «Рельефа» в учебнике встречается много названий номенклатуры. Дети с удовольствием их находят на карте. Это способствует хорошему запоминанию географических объектов.

8) Нахождение в тексте ответов на вопросы, данные в конце параграфа. Работа по нахождению в тексте ответа на вопрос учит школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, существенное от менее важного, второстепенного. Так, в конце параграфа "Человек и атмосфера” ученики читают обращённый к ним вопрос: «К каким последствиям приводит загрязнение атмосферы, вызванное деятельностью человека?» Учитель предлагает учащимся прочитать часть учебного текста под названием: "Влияние человека на атмосферу” и предлагает проанализировать её, ответив на вопросы: Какие виды деятельности человека, по мнению автора, могут повлиять на состояние атмосферы? Какие процессы в атмосфере приводят к возникновению "парникового эффекта”? Чем грозит человечеству глобальное потепление на нашей планете?

9) Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих. Примеры, поясняющие природное явление или процесс, помогают учащимся понять, как проявляются в действительности изучаемые факты, как надо применять полученные знания. Примером может

служить следующее задание: изучите примеры взаимодействия компонентов природы в природном комплексе, которые приводит автор учебника в параграфе "Взаимосвязь оболочек Земли”. Приведите свои примеры, доказывающие целостность природного комплекса.

10) Взаимоопрос. Этот методический прием применяется в парах: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о

прочитанном.

11) Находить в тексте информацию для решения проблемных вопросов и заданий;

Проблема: известно, что на материках природные зоны сменяются в направлении с севера на юг, но вот природные зоны на севере и юге Африки одинаковые, почему?

Назовите особенность распределения природных зон Северной Америки? Что повлияло на такое расположение природных зон?

12) Составление презентации к тексту параграфа, на мой взгляд, очень интересная форма деятельности для учащихся. Это домашняя работа, она может выполняться в группах или индивидуально. Детям дается алгоритм действия:

Знакомство с материалом учебника (внимательное чтение текста параграфа).

Составление подробного плана по данному тексту (выделение главного).

Выписать основные понятия и определения, данные в параграфе.

Выделение (формулирование) текста, который будет представлен на слайде.

Продумывание последовательности слайдов презентации.

Состав эскиза будущей презентации.

Оформление презентации.

13) Сравнение по тексту двух близких понятия по смыслу, нахождение их различий, например бризы и муссоны, циклоны и антициклоны, паводок и половодье и т. д.

Для того, чтобы сравнивать объекты или явления необходимо понимать сущность сравнения, знать не только фактический материал, но и причинно-следственные связи, географические закономерности, уметь выбрать нужные источники информации. Сравните Уральские горы и горы Анды. Объясните причины их сходства или различия. Сравните свойства горных пород: известняк и пемза, объясните причины их сходства или различия. На первых этапах учащимся предлагаются признаки для сравнения (сначала 1-2, далее количество признаков можно увеличить), затем учащиеся самостоятельно определяют признаки для сравнения

14) Самостоятельные творческие работы с использованием текста учебника

Например:

-- Изучая тему “Океаны Земли” учащиеся получают задание: используя текст учебника составить графический конспект “Лоция океана”. Для этого находить в тексте особенности природы и освоения океана, придумывать подходящие графические обозначения и наносить эти знаки

на подготовленный контур океана в нужный район.

--При изучении темы “Южная Америка” с целью формирования умения выбирать из текста необходимую информацию на заданную тему учащиеся получают задание: выбрать из текста описания природных рекордов материка и красочно оформить их перечень

В качестве формы творческой работы с учебником ребятам предлагается разработать тесты

применительно к конкретному параграфу или разделу. Разумеется, такую работу можно предлагать только в том случае, если ученики уже имеют понятие об общих

принципах организации и различных видах тестов – вопрос и несколько вариантов; перечень верных и неверных утверждений; обозначенные буквами и цифрами понятия и

определения, которые нужно привести в соответствие и т.п.(6кл)

15) Составление кроссвордов по тексту или терминам и понятиям, встречающихся в тексте. Ученики любят не только решать кроссворды, но и составлять их, проявляя при этом все свои интеллектуальные и творческие способности. Регулярное использование такого вида

заданий способствует росту мастерства, интереса к предмету и качества заданий, т.к. при этом необходимо заново пересмотреть и повторить весь материал темы.

Подобные творческие работы способствуют развитию творческого мышления учащихся, формируют навыки эстетического подхода к оформлению работ, вызывают

интерес у учащихся.

16) С точки зрения дифференцированного подхода в обучении учебник помогает мне провести опрос и слабых и сильных учащихся. При проверке домашнего задания слабому ученику дается карточка с вопросом, ответ на который предложено найти в тексте параграфа.

Для сильных учеников при изучении нового материала, предлагаются задания на нахождение в тексте параграфа причинно-следственных связей.

17) Эффективным и полезным является такая форма работы с текстом как резюме (франц. Resume) – краткое изложение сути сказанного, прочитанного, написанного.

Заключительный итог.

Технология исполнения:

- прочитать текст,

- выделить (карандашом) главные

- положения текста (основные мысли),

- составить резюме (1 – 2 предложения)

В случае с выбранной темой резюме может выглядеть следующим образом:

Лесная индустрия, являющаяся старейшей отраслью хозяйства России благодаря огромным запасам леса (важной статьи валютных поступлений), представлена

всеми отраслями, начиная от лесозаготовительной, базирующейся как на Европейском Севере, так в Сибири и на ДВ, где сосредоточены главные запасы лесных ресурсов, и деревообрабатывающей отрасли, к которой относятся лесопиление, производство фанеры, сборных домов, мебели и т.д.

Важнейшей современной отраслью является целлюлозно- бумажная, отличающаяся водоемкостью и энергоемкостью, а также материалоемкостью, так как использует не только

древесину, но и отходы от деревообработки и лесопиления. Все отрасли лесного комплекса благодаря тесным производственным взаимосвязям и совместному использованию транспорта, источников сырья и энергии могут объединяться в лесопромышленные комплексы (ЛПК).

18) Система маркировки текста. Прием «Инсерт». Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим

образом:

? - галочкой (?) помечается то, что им уже известно;

– - знаком минус (–) помечается то, что противоречит их представлениям;

+ - знаком плюс (+) помечается то, что является для них интересным и неожиданным.

? - вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.

Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

19) Игра «Неиспорченный телефон» может разнообразить и оживить урок. Успешно применяется при изучении тем, где присутствует описание объекта или явления (например, природной зоны или страны в 7 классе). Трое учащихся выходят за дверь. Класс внимательно читает абзац

изучаемого параграфа. Затем, один из учащихся класса, играет роль телефона – передает прочитанную информацию первому вошедшему ученику. Задача слушателя как можно

точнее запомнить рассказ и затем передать его следующему вошедшему.

20) Формулировка вопросов к тексту и ответы на них. Формулировать вопросы, отражающие главные существенные признаки понятий и явлений, содержащихся в тексте; Как правило, если ученикам шестого класса предложить подобное задание, можно получить от них только вопросы репродуктивного характера, отвечающие на вопросы: Как? Какие? Где? Когда? и так далее

-Какие крупные реки протекают по территории Африки?

-Почему в прошлом Нил был загадкой для жителей Африки?

-Почему многие озера Африки имеют вытянутую форму

(Прием –вопрошание)

Типы вопросов:

Простые (запоминание фактического материала)

Уточняющие («правильно ли я понял, что…»)

Объясняющие («как вы думаете...?», «как по-вашему...?)

Практические («как бы вы поступили…?)

Творческие («что будет, если…?)

Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний,

умения анализировать. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу: Тонкие вопросы Толстые вопросы

21) В настоящее время для обобщения изучаемого материала часто используется приём синквейн (слово происходит от французского слова «пять»). Для того, чтобы дословное запоминание понятий не сковывало речь и мышления учеников, необходимо развивать словарный запас, для этого можно использовать прием-синквейна. Это стихотворение состоит из пяти строк.

Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним, словом, обычно существительным.

Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательным.

Третья строка – описание действий в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвёртая строка - фраза их четырёх слов, выражающая отношение к данной теме.

Пятая строка - одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.

22) Составление схем, рисунков, таблиц на основе анализа текста.

«Краткие сведения о путешественниках и их открытиях»

23) Работа с иллюстрациями, фотографиями, текстовыми картами и таблицами учебника. В

учебниках географии стало уже традиционным использование различных иллюстраций: карт, схем, рисунков. Задания к иллюстрациям рассчитаны на получение новой информации, ее применение, углубление и дополнение.

Работа с текстовыми картами.

При организации работы с этими картами, прежде всего определяют связи карты с текстом, ее роль в изучении нового, проводят анализ ее смысловой нагрузки, определяют виды заданий, которые учащиеся могут выполнить по карте. Школьники должны знать, текстовые

карты не только поясняют текст, но и носят новую информацию, дополняют его. Задания к работе с картами помещают как у карт, так и в тексте. Приемы работы с рисунками, фотографиями учебника включают составление описания объектов, явлений, на них изображенных, а также

их анализ, сравнение. (6 кл. сравнить снимок и план.)

24) Анализ графиков и диаграмм. Это могут ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий и т. д. Таким образом, учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.е. видеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.

25) Шпаргалки.  Учащимся предлагается прочитать текст. Необходимо передать его содержание с помощью рисунков, условных обозначений или схем. Эти шпаргалки (подписанные)отдаются учителю. По желанию ученики подходят к учителю и извлекают шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести текст. Отмечаются лучшие шпаргалки и докладчик.

26) Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Учащийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи

расходятся далее и далее. Луч означает существующую между терминами логическую связь.

Некоторые слова кластера тоже можно соединять друг с другом черточками, иллюстрируя наличие между ними логических связей.

27) Чтение с остановками

Учитель выбирает текст для чтения. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте

отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

1. Конструирование предполагаемого текста, по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.

2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам.

3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?». Стратегия может использоваться не только при

самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух».

28) «Древо мудрости». Внимательно прочитать текст учебника, написать вопрос и прикрепить к «дереву мудрости». После этого каждый подходит, снимает любой вопрос и отвечает на него.

29) «ШЕРЛОК ХОЛМС» (игра) Учащимся предлагается быстро прочитать текст и составить к нему как можно больше вопросов, не пользуясь самим текстом. Вопросы должны охватить весь материал и учесть малейшие мелочи. Определяется самый длинный список вопросов. Учащиеся

дают ответы на них. Учитель отмечает наиболее активных игроков

30) Составление интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо

следовать трём принципам:

1. «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

2. «Применяй» – начни применять эту технологию

3. «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения

- адаптироваться к условиям ЕГЭ;

- задействовать оба полушария головного мозга;

- повышать работоспособность.

Формировать общеучебные умения и навыки:

- запоминание информации при быстром и полном обзоре темы;

- создание конспектов лекций, докладов, выступлений - написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций

- осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:

- улучшать все виды памяти

30) Прием «Корзина идей, понятий, имен…». Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер

(пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

31) Прием «Фишбоун».

Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы

32) Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

33) Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

34) Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

35) Перепутанные логические цепочки.  На доске расположены ключевые слова в специально

«перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

Выводы

1.Работа с учебником экономит силы и время учителя при плодотворной работе на уроке.

2.Учебник помогает реализовывать заложенные в нем возможности дифференцированного обучения.

3.Владение навыками работы с учебником повышает эффективность учебного процесса.

Учебник – опора учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Практические работы на уроках географии"

Практическая работа - это общее название разных по образовательным целям учебных работ по географии с обязательным представлением учащимися результатов работы....

Практические работы на уроках географии

   Повысить уровень самостоятельной позновательной деятельности учащихся....

Практические работы на уроках географии.

Считаю, что на уроках географии  в коррекционной школе должны проводиться в обязательном порядке практические работы. Количество таких работ зависит от категории детей, подбора класса.  В пр...

Практические работы на уроках географии (целесообразность выбора темы)

Статья будет полезна учителям географии при  планировании практических работ на уроках географии....

Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»

1.      Введение 2.      Виды практических работ по географ 3.      Общие требования к организации практических раб...