«Деятельностный подход как условие достижения метапредметных результатов в процессе обучения географии»
материал по географии по теме

Дашкова Людмила Анатольевна

  Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни.  География - единственная наука , изучающая   природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных её частях, природных и природно-общественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества и т.д . Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формировании   всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Деятельностный подход как условие достижения метапредметных результатов в процессе обучения географии»

                                                                           Учитель географии

                                                                           МБОУ «Удаченская ООШ    

                                                                           МО «Ахтубинский район»        

                                                                          Дашкова Л.А.

                                             2012 год

          Изучение географии в школе позволяет сформировать комплек-сное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повсе-дневной жизни.  География - единственная наука ,   изучающая   при-родные и общественные явления, структуру, функционирование и эво-люцию географической оболочки в целом, отдельных её частях, при-родных и природно-общественных геосистем и их компонентов в це-лях научного обоснования территориальной организации общества и т.д.    3   . Школьный курс географии играет важную роль в реализа-ции основной цели современного российского образования – форми-ровании   всесторонне образованной, инициативной и успешной лич-ности, обладающей системой современных мировоззренческих взгля-дов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения     1  .

          Цели и образовательные результаты изучения предмета предс-тавлены на нескольких уровнях - матапредметном,  личностном   и предметном.  Метапредметные результаты освоения выпускниками школы программы по географии заключаются  в  формировании  и развитии посредством географического знания:

- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способ-ностей учащихся;

- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, го-товности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,  умения  управлять  своей познавательной деятельностью;

- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возмож-ностями.

          Кроме  того,  к  метапредметным  результатам  относятся уни-версальные способы деятельности, формируемые  в школьном курсе географии, которые применяются и в образовательном процессе, и в реальных жизненных ситуациях:

- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на прак-тике, оценивать достигнутые результаты;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью тех-нических средств и информационных технологий;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодейст-вия;

- умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступ-ки и поступки других людей;

- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с вы-полнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях  и поступках,  принимать решения    1  .

          Главным условием достижения метапредметных результатов в процессе обучения географии школьников является деятельностный подход.

          Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выгот-ского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна  и раз-витый в трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др., является законченной теорией учения, признанной в мире. Деятель-ностный  подход к жизни вообще является значительным достиже-нием психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно  связана  с его деятельностью  и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заклю-чается в решении жизненно важных задач, определяющих сущест-вование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь – это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятель-ностей». Согласно этой теории целью обучения является не воору-жение знаниями, не накопление их, а формирование умения дейст-вовать со знанием дела.     П. Я. Гальперин в своих исследованиях пос-тавил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы на-учиться  что - либо  делать,   для  этого нужно  узнать,  как это надо делать. Т.е. цель обучения – дать человеку умение действовать, а зна-ния должны стать средством обучения действиям.

           Для учителя любого предмета, в т.ч. и географии, это означает, что в процессе обучения он должен решать  задачу  формирования  у обучаемых умения осуществлять деятельность.   Систему  операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения  яв-ляется формирование способа действий. Всякое обучение основам наук  в то же время является и обучением соответствующим умствен-ным  действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний.  Поэтому  первичными  с  точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохране-ны вне действий обучаемого. Критерий  знаний  также неотделим  от действий.  Знать – это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в ко-торых знания могут функционировать. На современном этапе стоит задача: подобрать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их приме-нение в заранее предусмотренных ситуациях.

           Выделяют два вида деятельности: формируемую и познаватель-ную.  В процессе постановки целей обучения и анализа формируемой деятельности должно быть выявлено содержание обучения, то есть должен быть дан ответ  на вопрос:  «Чему учить?»   В результате поз-навательной деятельности учащихся находят ответ на вопрос «Как учить?»  В рамках системно - деятельностного  подхода установлена возможность формирования мотивации учения (для чего и ради чего учатся)  посредством организации деятельности учащихся через отбор и структуирование  учебного  материала,  организацию  деятельности учащихся и учебного сотрудничества.    Проектирование существенно новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества учаще-гося и учителя, задающих новые уровни мотивации,  -   это   стержень формирования мотивации учения.

           Чаще всего при изучении географии применяются познаватель-ные исследовательские действия, т.к. подростковый возраст школь-ников располагает к развитию познавательных интересов и является важной задачей (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и струк-турирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); фор-мирование комбинаторного мышления как одного из компонентов ги-потетико-дедуктивного интеллекта; работа  с  научными  понятиями  и освоение общего объёма доказательства как компонента воспитания логического мышления    2  .  Важную роль в деятельностном подходе для достижения метапредметных результатов отводят  проектной  дея-тельности при изучении географии. Проектная деятельность  при  сов-местном планировании деятельности учителя и учащихся, направлена на решение конкретной проблемы (задачи) или создание определённо-го продукта.  При этом для достижения поставленных целей в резуль-тате проектной деятельности конкретные сведения или знания долж-ны быть найдены самими учащимися.  Роль учителя заключается в ор-ганизации совместной работы с учениками, реально сотрудничая в хо-де овладения знаниями. Каждый школьник, участвующий в проектной деятельности выступает как субъект деятельности,  что  мобилизует  и развивает все его способности.

             Совместная деятельность требует широкого спектра умений:

  - оказывать поддержку и содействие тем, то кого зависит достижение цели;

 - обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

 - устанавливать с людьми тёплые отношения взаимопонимания;

 - устраивать эффективные групповые обсуждения;

 - обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия продуктивных совместных решений;

 - чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей    2   .

Проектная  деятельность,  применяемая  на  уроках  географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует уме-ния прогнозировать результаты, развивает  умения устанавливать при-чинно – следственные связи. Кроме того, метод проектов — это заме-чательное  дидактическое средство для обучения проектированию  - умению находить решения различных проблем,  которые постоянно возникают в жизни человека,  занимающего активную жизненную по-зицию. Проектная деятельность способствует формированию учаще-гося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллек-туальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Все проявления деятельност-ного метода в комплексе способствуют достижению метапредметных результатов обучения школьников географии.

                               

                  Список литературы:

1. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. (Стандарты второго поколения) М., Просвещение, 2011 .

2. Формирование  универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования /под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование и оценка личностных, метапредметных и предметных результатов учащихсяв процессе обучения географии"

Статья может быть использована учителями географии на педагогических советах и методических обхединениях....

Взаимосвязь деятельностного подхода и проблемы укрупнения дидактических единиц в процессе обучения математике учащихся

Взаимосвязь деятельностного подхода и проблемы укрупнения дидактических единиц в процессе обучения математике учащихся...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Научная статья в сборнике "Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы" Часть 6. г. Тамбов 2012 г....

« Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе обучения младших школьников иностранному языку»

Доклад на тему: «  Достижение личностных и  метапредметных результатов в процессе обучения младших школьников иностранному языку»...

Смысловое чтение как метод достижения метапредметных результатов в процессе подготовки к ГИА

Данная презентация подготвлена для методического семинара в рамках реализации МИП "Стратегии смыслового чтения"...