Статья: «Значение использования ИКТ в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ»
статья по информатике и икт на тему
Данная статья посвящена актуальности использования ИКТ в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_na_urokah.docx | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Значение использования ИКТ в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ»
Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с такими детьми.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.
Использование ИКТ в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ обеспечивает реализацию следующих задач и возможностей:
- формирование положительной мотивации за счет использования средств, привлекающих внимание;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- наиболее продуктивное использование времени на уроке;
- наглядное представление тех явлений, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
- контроль за реакцией учащихся, возможность вовремя отреагировать на изменяющуюся ситуацию.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала, материала к внеклассным мероприятиям является создание мультимедийных презентаций. Применение презентаций для обучения детей с ОВЗ, достаточно актуально, так как это помогает учесть психо-физические особенности детей, уровень их эмоционального развития.
Использование мультимедийных презентаций в образовательной и воспитательной деятельности способствует:
- повышению эффективности усвоения учебного материала детьми с ОВЗ;
- повышению скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
- активизации и развитию психических функций, тонкой моторики рук;
- формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;
- созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
- наиболее успешной·адаптации детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
Для достижения наибольшей эффективности можно использовать мультимедийные презентации на разных этапах урока:
- в начале урока - для актуализации темы (создание проблемной ситуации, с помощью вопросов по изучаемой теме);
- как сопровождение объяснения учителя (используется презентации и ее элементы, это могут быть схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.);
- как информационно-обучающее пособие;
- в конце урока - для контроля усвоения учебного материала детьми.
Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока. При создании презентации рекомендуется сначала выстроить в систему тот материал, который нужно повторить или обобщить, разбить его на самостоятельные дидактические единицы – учебные эпизоды, каждый из которых составляет определенный слайд. Работая с отдельным слайдом, важно продумать, за счет чего будет усилен обучающий эффект урока: правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен своевременно появиться на экране.
Особое внимание на уроках с применением компьютерной техники уделяться здоровьесберегающим технологиям: учитывается соблюдение технических, санитарно-гигиенических требований к урокам (проведение динамических пауз, зарядки для глаз, использование компьютерных программ-тренажёров для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка).
Применением ИКТ на уроках – это мощный стимул в воспитании детей с ОВЗ. При этом появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного урока.
Использование ИКТ в образовательной и воспитательной деятельности в настоящее время не только очень актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате применения ИКТ возрастает заинтересованность детей с ОВЗ в проектах, конкурсах.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов учащихся, расширить кругозор детей, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Список литературы
- Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. – Воронеж: Издательство «Научная книга»
- Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)
- Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3
- Мохаммад Н.В. доклад «ИКТ в образовательном процессе» (http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html)
- Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2001
- http://www.maaam.ru/detskijsad/ispolzovanie-ikt-v-korekcionoi-logopedicheskoi-rabote.html
- http://skshiizb.dagschool.com/stranichka_zamdirektora_po_ikt.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности профилактики девиантного поведения детей и подростков в процессе обучения и воспитания
О работе гимназической социально-психологической службы. Поводы для обращения в СПС. Основные задачи службы. Рекомендации учителям по выявлению, сопровождению и правильному общению с проблемными детьм...
ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАН...
Взаимодействие родителей и школы в процессе обучения и воспитания детей с гуо
Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей с ОВЗ. С усилением этой тенденции остро встает вопрос о создании эффективной и квалифицированной помощи данной кат...
Презентация на тему: "Невербальные средства общения. Методика работы с пиктограммами в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ"
Методика работы с пиктограммами в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ...
Статья «Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучение и воспитание детей с ОВЗ»
Часто педагоги и родители сталкиваются такой проблемой как с нежеланием учеников учиться, в связи с этим, на первый план выходит развивающая функция образования, развитие и становление личности ...
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучение и воспитание детей с ОВЗ
Часто педагоги и родители сталкиваются такой проблемой как с нежеланием учеников учиться, в связи с этим, на первый план выходит развивающая функция образования, развитие и становление личности ...