Календарно-тематическое планирование география 7 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «География. Страноведение» 7 класс, составлена на основе:
- программы для 6-11 классов общеобразовательных учреждений, , авторами учебника В.В. Климанова и О.А. Климановой, 2009 год.
- сборника нормативных документов География М., «Дрофа», 2007 г.
- стандарта основного общего образования по географии .
Цель программы – создание условий для развития комплексного стиля мышления, способствующего пространственному мышлению во временном аспекте.
Задачи программы:
- решать географические проблемы;
- действовать в природе с позиции экологической целесообразности;
- уметь работать с географическими картами, справочниками, вести наблюдение.
Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой используется следующий учебно-методический комплект:
- Учебник «География. Страноведение» 7 класс, под редакцией О.А. Климановой, рекомендованный Министерством образования и науки РФ, Москва, Дрофа, 2008 г.
- Атлас «География материков и океанов» 7 класс с комплектом контурных карт, 2008 г.
- Пособие для учителя «Практические работы по географии» 6-10 класс, под редакцией В.И. Сиротина, 2005 г.
Количество учебных часов, на которые рассчитана Рабочая программа – 70, в связи с тем, что авторская программа рассчитана на 68 часов, а не на 70, для оптимизации базы знаний на введение дополнительно отведено 2 часа.
Количество практических работ – 28, из них оценочных – 15 работ, тренировочных – 13 работ.
Форма текущего контроля знаний, умений и навыков
Текущий контроль осуществляется в форме оценочной практической работы по материалам практикума, самостоятельных работ.
Тематический контроль предполагает проведение контрольного тестирования по завершению темы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение понятий – физическая география, экономическая и социальная география, страноведение, государство, колонии, монархии, республика, унитарное государство, федеративное государство;
- давать характеристику «Политической карты мира» - по масштабу, охвату территории, содержанию;
- находить и показывать по карте различные государства, определять пограничные соседние государства;
- приводить простые примеры различий между государствами по географическому положению, размерам и конфигурации территории;
- находить и подбирать различные источники информации и извлекать нужную информацию;
- показывать по карте материки и части света, границу между Европой и Азией, страны, упоминающиеся в параграфах;
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Номер темы в учебнике | Название темы | Количество часов | Домашнее задание | Примерные сроки | Подготовка К ГИА | Примечание | |||
всего | теория | практика | ||||||||
Введение | 3 | 2 | 1 | |||||||
1 | География в современном мире. Материки, части света и страны. | 1 | 1 | § 1-2 Стр. 7-13 | 1 неделя | |||||
2 | Разнообразие стран современного мира. Как различаются между собой различные страны по географическому положению, государственному устройству, размерам и форме территории? Практическая работа: Составление таблицы «Разнообразие стран современного мира». . | 1 | 1 | § 3 Стр. 16-17 | 1 неделя | |||||
3 | Практикум. Источники географической информации. Географические энциклопедии, словари, литературные произведения, космические снимки как источники географической информации | 1 | 1 | § 4-5 Стр. 16-21. | 2 неделя | |||||
ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ | 18 | 9 | 9 | |||||||
Тема 1. Население мира. | 8ч | 1 | 5 | |||||||
4 | Разд.1, Тема 1 Урок 1 | Расселение человека по земному шару. | 1 | 1 | § 6 Стр. 29-33 | 2 неделя | Задания из ГИА | |||
5 | Разд.1, Тема 1 Урок 2 | Численность населения мира. Размещение населения. | 1 | 1 | § 7 Стр. 34-38 | 3 неделя | Задания из ГИА | |||
6 | Разд.1, Тема 1 Урок 3 | *Практическая работа: Анализ размещения населения в мире (на примере одного или нескольких материков) по карте «Плотность населения мира». | 1 | 1 | § 7 Стр. 34-38 | 3 неделя | Задания из ГИА | |||
7 | Разд.1, Тема 1 Урок 4 | Человеческие расы. Практическая работа на дом «Нанесение на к\карту ареалов распространения основных человеческих рас». | 1 | 1 | § 8 Стр. 39-41 | 4 неделя | Задания из ГИА | |||
8 | Разд.1, Тема 1 Урок 5 | Народы мира | 1 | 1 | § 9. Стр. 42-48 | 4 неделя | ||||
9 | Разд.1, Тема 1 Урок 6 | Практическая работа: «Составление таблицы крупнейших стран мира» | 1 | 1 | § 9. Стр. 42-48 | 5 неделя | Задания из ГИА | |||
10 | Разд.1, Тема 1 Урок 7 | Городское и сельское население. Крупнейшие города мира. Практическая работа: « Нанесение на к\карту древнейших речных цивилизаций» | 1 | 1 | § 10 Стр. 49-54 | 5 неделя | Задания из ГИА | |||
11 | Разд.1, Тема 1 Урок 8 | Обобщение по теме | 1 | 1 | тестирование | 6 неделя | ||||
Тема 2 | Хозяйственная деятельность людей | 3ч | 2 | 1 | ||||||
12 | Разд.1, Тема 2 Урок 1 | Возникновение и развитие хозяйства | 1 | 1 | § 11 Стр. 55-57 | 6 неделя | ||||
13 | Разд.1, Тема 2 Урок 2 | Современное хозяйство мира. | 1 | 1 | §12 Стр.58-63 | 7 неделя | ||||
14 | Разд.1, Тема 2 Урок 3 | Практическая работа: Выделение характерных черт индустриального (промышленного) и сельского пейзажей (на примере своей местности или по литературному описанию). | 1 | 1 | §12 Стр.58-63 | 7 неделя | ||||
Тема 3 | Природа Земли и человек. | 6ч | 3 | 3 | ||||||
15 | Разд.1, Тема 3 Урок 1 | Влияние строения земной коры на облик Земли. | 1 | 1 | §13 Стр.64-66 | 8 неделя | Задания из ГИА | |||
16 | Разд.1, Тема 3 Урок 2 | *Практическая работа: «Определение соотношения между формами рельефа и строения земной коры» | 1 | 1 | 8 неделя | |||||
17 | Разд.1, Тема 3 Урок 3 | Влияние климата на облик Земли и жизнь людей. Практическая работа на дом: «Нанесение на к\карту точек с самой низкой и самой высокой t. | 1 | 1 | §14 Стр.67-72 | 9 неделя | ||||
18 | Разд.1, Тема 3 Урок 4 | Образование климатических областей | 1 | 1 | §15 Стр.72-76 | 9 неделя | ||||
19 | Разд.1, Тема 3 Урок 5 | * Урок – практикум: Работа с климатограммами. | 1 | 1 | §1 5 Стр.72-76 | 10 неделя | Задания из ГИА | |||
20 | Разд.1, Тема 3 Урок 6 | Мировой океан и его значение | 1 | 1 | §16 Стр. 77 | 10 неделя | ||||
21 | Разд.1, Тема 3 Урок 6 | Обобщение по теме | 1 | 1 | тестирование | 11 неделя | ||||
РАЗДЕЛ П. Материки, океаны и страны мира | 44 | |||||||||
Евразия | 4 | 3 | 1 | |||||||
22 | Разд.2, Урок 1 | Общая характеристика материка Евразия. | 1 | 1 | §17 Стр.85-88 | 11 неделя | ||||
23 | Разд.2, Урок 2 | *Практическая работа: «Описание ГП Евразии» Особенности природы Евразии. Влияние географического положения и размеров материка на его природу. Разнообразие природных особенностей материка | 1 | 1 | 12 неделя | |||||
24 | Разд.2, Урок 3 | Особенности природы и хозяйственного использования Атлантического океана | 1 | 1 | §18 Стр. | 12 неделя | Задания из ГИА | |||
25 | Разд. 2 Урок 4 | Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана | 1 | 1 | § 19 Стр.93-95 | 13 неделя | ||||
Европа | 12 | 8 | 4 | |||||||
26 | Разд. 2 Тема 4 Урок 1 | Северная Европа. Островная и полуостровная территория. Остаточные следы древнего оледенения. Влияние теплого течения на природу Северной Европы. Викинги. Народы, проживающие в Северной Европе. Влияние моря на хозяйственную деятельность людей. Практическая работа: Составление маршрута морского путешествия с архипелага Шпицберген в Хельсинки (Финляндия) с нанесением на карту основных проливов, заливов и островов региона. | 1 | 1 | § 20 Стр. 98 Стр. 103 | 13 неделя | Задания из ГИА | |||
27 | Разд. 2 Тема 4 Урок 2 | Средняя Европа. Британские острова (Великобритания и Ирландия). | 1 | 1 | § 21 Стр. 98 | 14 неделя | Задания из ГИА | |||
28 | Разд. 2 Тема 4 Урок 3 | Франция и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) | 1 | 1 | § 22 Стр. 110 | 14 неделя | ||||
29 | Разд. 2 Тема 4 Урок 4 | Германия и Альпийские страны. *Практическая работа: Составление комплексной характеристики одной из стран с использованием различных источников географической информации. | 1 | 1 | § 23 Стр. 115-120 | 15 неделя | Задания из ГИА | |||
30 | Разд. 2 Тема 4 Урок 5 | Восточная Европа. Страны между Германией и Россией». | 1 | 1 | § 24 Стр. 121-127 | 15 неделя | Задания из ГИА | |||
31 | Разд. 2 Тема 4 Урок 6 | Белоруссия, Украина, Молдавия. | 1 | 1 | § 25 Стр. 128 | 16 неделя | ||||
32 | Разд. 2 Тема 4 Урок 7 | Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове | 1 | 1 | § 26 Стр. 134-138 | 16 неделя | ||||
33 | Разд. 2 Тема 4 Урок 8 | Страны на Апеннинском полуострове. *Практическая работа: Подготовка краткого туристического проспекта и картосхемы «Достопримечательности страны» на примере Италии. | 1 | 1 | § 27. Стр. 139-142 | 17 неделя | ||||
34 | Разд. 2 Тема 4 Урок 9 | Дунайские и Балканские страны. Практическая работа: Обозначение на карте стран, расположенных в бассейне Дуная и составление маршрута речного путешествия по реке Дунай. | 1 | 1 | § 28 Стр. 81-84 Стр. 143 | 17 неделя | Задания из ГИА | |||
35 | Разд. 2 Тема 4 Урок10 | Урок обобщения по теме «Европа». | 1 | 1 |
| 18 неделя | ||||
36 | Разд. 2 Тема 1 Урок11 | Россия – самая большая по площади страна мира. | 1 | 1 | § 29 Стр. 148-150 | 18 неделя | ||||
37 | Разд. 2 Тема 4 Урок12 | Природа, население и хозяйство России Региональные различия России. | 1 | 1 | § 30 Стр. 151-159 | 19 неделя | Задания из ГИА | |||
Тема 5 | Азия | 6 | 3 | 3 | ||||||
38 | Разд. 2 Тема 5 Урок 1 | Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан) *Практическая работа: Сравнительная характеристика природы и хозяйства сухих и влажных субтропиков (на примере стран Закавказья). | 1 | 1 | § 31 Стр. 160-165 | 19 неделя | Задания из ГИА | |||
39 | Разд. 2 Тема 5 Урок2 | Юго-Западная Азия. Центральная Азия. | 1 | 1 | § 32-33 Стр. 166-172 | 20 неделя | Задания из ГИА | |||
40 | Разд.2Тема5 Урок3
| Китай и Монголия. *Практическая работа: Анализ размещения населения по территории страны (на примере Китая) | 1 | 1 | § 34 Стр. 178-183 | 20 неделя | Задания из ГИА | |||
41 | Разд.2Тема5 Урок 4 | Япония и страны на Корейском полуострове. | 1 | 1 | § 35 Стр. 184-190 | 21 неделя | ||||
42 | Разд.2Тема5 Урок 5 | Южная Азия. *Практическая работа: Составление характеристики муссонного климата (на примере полуострова Индостан). Юго-Восточная Азия. | 1 | 1 | § 36-37 Стр. 191-196 | 21 неделя | ||||
43 | Разд.2Тема5 Урок 6 | Урок обобщения по теме «Евразия» Тестирование | 1 | 1 | 22 неделя | Задания из ГИА | ||||
Тема 6. Африка. | 6 | 2 | 4 | |||||||
44 | Разд.2Тема6 Урок1 | *Практическая работа «Географическое положение и особенности природы Африки. | 1 | 1 | § 38 Стр.204-206 | 22 неделя | ||||
45 | Разд.2Тема6 Урок2 | Северная Африка. *Практическая работа: «Нанесение на к\карту ареала проживания (народов на примере арабов)» (ДПР) | 1 | 1 | § 39 Стр.207-211 | 23 неделя | ||||
46 | Разд.2Тема6 Урок3 | Западная и Центральная Африка. Практическая работа: «Нанесение на к\карту наиболее значимых природных объектов материка». (ДПР) | 1 | 1 | § 40 Стр.212-218 | 23 неделя | ||||
47 | Разд.2Тема6 Урок4 | Восточная Африка. | 1 | 1 | §41 Стр.218-222 | 24 неделя | ||||
48 | Разд.2Тема6 Урок5 | Южная Африка. *Практическая работа: «Изучение хозяйства отдельных стран или регионов материка» | 1 | 1 | §42 Стр.223-228 | 24 неделя | ||||
49 | Разд.2Тема6 Урок6 | Обобщение по теме «Африка». | 1 | 1 | (тест) | 25 неделя | ||||
Тема 7. Америка – Новый свет. 9 ч | 9 | 6 | 3 | |||||||
50 | Разд.2Тема7 Урок 1 | Особенности географического положения. Открытие Америки. Америка – Новый свет для Европейцев.» | 1 | 1 | §43 Стр.230-233 | 25 неделя | ||||
51 | Разд.2Тема7 Урок2 | Часть света Америка. Природные особенности материка Практическая работа Нанесение на к\крату важнейших природных объектов СА. (ДПР) | 1 | 1 | Практикум | 26 неделя | ||||
52 | Разд.2Тема7 Урок3 | Канада | 1 | 1 | §44 Стр.234-240 | 26 неделя | ||||
53 | Разд.2Тема7 Урок 4 | Особенности географического положения, государственного устройства и природы США. | 1 | 1 | §45 Стр.240-247 | 27 неделя | ||||
54 | Разд.2Тема7 Урок 5 | Население и хозяйство США. *Практическая работа: «Изучение региональных различий в природе и хозяйстве страны на примере США» | 1 | 1 | §46 Стр.248-2251 | 27 неделя | ||||
55 | Разд.2Тема7 Урок 6 | Центральная Америка и Вест-Индия. | 1 | 1 | §47 Стр.252-258 | 28 неделя | ||||
56 | Разд.2Тема7 Урок 7 | Бразилия. *Практическая работа: Составление комплексной характеристики реки (на примере Амазонки или Параны). | 1 | 1 | §48 Стр.259-264 | 28 неделя | ||||
57 | Разд.2Тема7 Урок 8 | Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили. | 1 | 1 | §49 Стр.265-270 | 29 неделя | ||||
58 | Разд.2Тема7 Урок 9 | Лаплатские страны. Обобщение по теме: «Америка – Новый Свет». Тест: «Южная Америка | 1 | 1 | §50 Стр.218-222 | 29 неделя | » | |||
Тема 8. Австралия и Океания | 4 | 2 | 2 | |||||||
59 | Разд.2Тема8 Урок 1 | Географическое положение и природа Австралии. *Практическая работа: «Выявление и анализ факторов, определяющих климат Австралии» | 1 | 1 | §51 Стр.277-281 | 30 неделя | ||||
60 | Разд.2Тема8 Урок 2 | Австралийский Союз. | 1 | 1 | §52 Стр.282--284 | 30 неделя | ||||
61 | Разд.2Тема8 Урок 3 | Океания. *Практическая работа: «Географическое описание острова (на примере Новой Гвинеи или Новой Зеландии)». | 1 | 1 | §53 Стр.285-291 | 31 неделя | ||||
62 | Разд.2Тема8 Урок 4 | Тихий океан. Особенности природы и хозяйственного использования. | 1 | 1 | §54 Стр.218-222 | 31 неделя | ||||
Тема 9. Полярные области Земли. часа | 3 | 2 | 2 | |||||||
63 | Разд.2Тема9 Урок 1 | Полярные области Земли. | 1 | 1 | §55 Стр.297-300 | 32 неделя | ||||
64 | Разд.2Тема9 Урок 2 | Арктика. *Практическая работа: Составление краткой комплексной характеристики Северного Ледовитого океана. | 1 | 1 | §56 Стр.301-305 | 32 неделя | ||||
65 | Разд.2Тема9 Урок3 | Антарктика. | 1 | 1 | §57 Стр.305-314 | 33 неделя | ||||
РАЗДЕЛ 3. Человек и планета. 3 ч. | 3 | 3 | 0 | |||||||
66 | Разд.2 Урок 1 | История изменения природы Земли человеком | 1 | 1 | §58 Стр.315-3319 | 33 неделя | ||||
67 | Разд.3 Урок 2 | Изменение человеком природы материков. | 1 | 1 | §59 Стр.320-324 | 34 неделя | ||||
68 | Разд.3 Урок 3 | Прошлое и будущее Земли. | 1 | 1 | §60 Стр.324-327 | 34 неделя | ||||
69-70 | Резервное время. Повторение | 2ч | 2 | 35 неделя | ||||||
Всего | 70 | 42 | 28 |
Содержание учебного курса
ВВЕДЕНИЕ 3 часа.
Основные требования к знаниям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение понятий – физическая география, экономическая и социальная география, страноведение, государство, колонии, монархии, республика, унитарное государство, федеративное государство;
- давать характеристику «Политической карты мира» - по масштабу, охвату территории, содержанию;
- находить и показывать по карте различные государства, определять пограничные соседние государства;
- приводить простые примеры различий между государствами по географическому положению, размерам и конфигурации территории;
- находить и подбирать различные источники информации и извлекать нужную информацию;
- показывать по карте материки и части света, границу между Европой и Азией, страны, упоминающиеся в параграфах;
Практические работы:
Практическая работа: Составление таблицы «Разнообразие стран современного мира».
Практикум. Источники географической информации.
Географические энциклопедии, словари, литературные произведения, космические снимки как источники географической информации
ТЕМА 1. Население мира. 8 час.
Основные требования к знаниям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение понятий – численность населения, плотность населения, языковая семья, городское и сельское население, урбанизация;
- показывать по карте предполагаемые пути расселения человечества на Земле;
- называть причины переселения людей в прошлом и в настоящее время;
- давать характеристику изменений численности населения Земли по таблице;
- приводить примеры частей света и стран с разной плотностью населения, используя карту плотности. Давать характеристику карты «Плотность населения»;
- объяснять расовые отличия разных народов мира;
приводить примеры различий между разными народами (этносами).
Давать характеристику карт «Народы мира», «Религии мира»,
«Языковые семьи»;
- приводить примеры и объяснять различия между городским и сельским образом жизни;
- называть и показывать по карте географическую номенклатуру, выделенную в тексте.
Практические работы:
*Практическая работа: Анализ размещения населения в мире (на примере одного или нескольких материков) по карте «Плотность населения мира».
Практическая работа на дом «Нанесение на к\карту ареалов распространения основных человеческих рас».
Практическая работа: «Составление таблицы крупнейших стран мира»
Практическая работа: «Нанесение на к\карту древнейших речных цивилизаций»
ТЕМА 2. Хозяйственная деятельность людей 3 часа
Основные требования к знаниям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- Объяснять значение понятий – первичные, вторичные, третичные виды хозяйственной деятельности (первичный, вторичный, третичный сектор экономики), добывающая и обрабатывающая промышленность, растениеводство, животноводство, сфера услуг;
- приводить примеры различных видов деятельности людей и объяснять различия между ними;
- называть причины изменений хозяйственной деятельности.
Практические работы:
Практическая работа: Выделение характерных черт индустриального (промышленного) и сельского пейзажей (на примере своей местности или по литературному описанию).
ТЕМА 3. Природа Земли и человек 6 часов
Основные требования к знаниям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значения понятий – платформа, области складчатости, сейсмические пояса, основные и переходные климатические пояса, климатообразующие факторы, климатические области, Мировой океан, морские природные комплексы.
- читать и анализировать карты «Строение земной коры», климатические карты;
- определять по карте и объяснять закономерности размещения осадочных и рудных полезных ископаемых;
- давать характеристику климата, отбирая и используя соответствующие карты;
- читать и анализировать климатограммы, давать характеристику климатических областей по климатическим диаграммам;
- приводить примеры влияния рельефа и климата на жизнь людей;
- называть наиболее значимые этапы изучения Мирового океана;
- доказывать примерами влияние Мирового океана на жизнь планеты и людей;
- показывать по карте географические объекты, упоминаемые в тексте учебника.
Практические работы:
*Практическая работа: «Определение соотношения между формами рельефа и строения земной коры»
Практическая работа на дом: Составление картосхемы «Самое удивительное на Земле», «Нанесение на к\карту точек с самой низкой и самой высокой t.
Практическая работа: Образование климатических областей Работа с климатограммами.
РАЗДЕЛ П. Материки, океаны и страны мира (44 часа)
Основные требования к знаниям учащихся при изучении материков, частей света, стран мира и России.
Учащиеся должны уметь:
- показывать по карте отдельные материки и части света, океаны и определять их географическое положение, используя типовой план;
- определять и называть факторы, определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран;
- называть и показывать регионы Европы, Азии, Африки, Америки;
- приводить примеры, доказывающие влияние географического положения на природу материка, крупного региона, страны;
- называть характерные особенности природы материков и океанов;
- давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа;
- приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны мира, а также хозяйственную деятельность людей в океанах;
- объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы, слайды;
- определять по карте народы, населяющие ту или иную территорию;
- давать описания характерных географических объектов, достопримечательностей отдельных субрегионов и стран, используя различные источники информации;
- называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками Всемирного природного и культурного наследия.
- показывать по карте территорию отдельных регионов мира, границы ее по природным объектам, основные формы рельефа, реки, озера;
- характеризовать береговую линию, называя географические объекты;
- выявлять черты различия природы Азии и Европы; давать сравнительную характеристику природы Северной и Южной Америки,
- объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты;
- называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа, давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану;
- на основе использования разнообразных источников информации выявлять отличительные особенности природы, населения и хозяйства стран и народов
Практические работы:
Практическая работа: «Описание ГП Евразии»
Практическая работа: Составление маршрута морского путешествия с архипелага Шпицберген в Хельсинки (Финляндия) с нанесением на карту основных проливов, заливов и островов региона.
*Практическая работа: Составление комплексной характеристики одной из стран с использованием различных источников географической информации.
*Практическая работа: Подготовка краткого туристического проспекта и картосхемы «Достопримечательности страны» на примере Италии.
Практическая работа: Обозначение на карте стран, расположенных в бассейне Дуная и составление маршрута речного путешествия по реке Дунай.
*Практическая работа: Сравнительная характеристика природы и хозяйства сухих и влажных субтропиков (на примере стран Закавказья).
*Практическая работа: Анализ размещения населения по территории страны (на примере Китая)
*Практическая работа: Составление характеристики муссонного климата (на примере полуострова Индостан). Юго-Восточная Азия.
*Практическая работа «Географическое положение и особенности природы Африки.
*Практическая работа: «Нанесение на к\карту ареала проживания (народов на примере арабов)» (ДПР)
Практическая работа: «Нанесение на к\карту наиболее значимых природных объектов материка». (ДПР)
*Практическая работа: «Изучение хозяйства отдельных стран или регионов материка»
Практическая работа Нанесение на к\крату важнейших природных объектов СА. (ДПР)
*Практическая работа: «Изучение региональных различий в природе и хозяйстве страны на примере США»
*Практическая работа: Составление комплексной характеристики реки (на примере Амазонки или Параны).
*Практическая работа: «Выявление и анализ факторов, определяющих климат Австралии»
*Практическая работа: «Географическое описание острова (на примере Новой Гвинеи или Новой Зеландии)».
*Практическая работа: Составление краткой комплексной характеристики Северного Ледовитого океана.
РАЗДЕЛ 3. Человек и планета. 2 часа
Основные требования к знаниям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры изменений природы под влиянием деятельности человека во времени на различных материках и планете Земля;
- объяснять на примерах значение свойств географической оболочки –целостности и круговорота веществ и энергии.
Формы и средства контроля
1. Тест: «Население мира»
- Тест: Природа Земли и человек.
- Тест: «Евразия»
- Тест: «Африка».
- Тест: «Южная Америка»
- Итоговое тестирование по курсу «Страноведение»
Тест: «Население мира»
Тест: Природа Земли и человек
Тест: «Евразия»
1 вариант
1. Материк Евразия ...
а. пересекается экватором и 180-ым меридианом
б. пересекается экватором и не пересекается 180-ым меридианом
в. не пересекается экватором и пересекается 180-ым меридианом
г. не пересекается ни экватором, ни 180-ым меридианом
2. Ближе других материков к Евразии расположены ...
а. Южная Америка и Северная Америка
б. Северная Америка и Африка
в. Африка и Австралия г. Австралия и Антарктида
3. Число океанов, омывающих территорию Евразии ...
а. один б. два в. три г. четыре
4. По сложности и разнообразию строения земной коры и рельефа Евразия ...
а. превосходит Африку и Северную Америку
б. превосходит Африку, но уступает Северной Америке
в. уступает Африке, но превосходит Северную Америку
г. уступает Африке и Северной Америке
5. Специфической чертой строения земной коры Евразии является присутствие ...
а. областей герцинской и мезозойской складчатостей
б. областей мезозойской складчатости и древних платформ
в. нескольких древних платформ
г. древних платформ и областей новой складчатости
6. Амплитуда высот на территории материка достигает ... (км)
а.5 б.7 в.9 г.11
7. Наиболее высокими на территории Евразии являются горные системы, образованные в ...
а. древнейшую складчатость б. древнюю складчатость в. среднюю складчатость г. новую складчатость
8. Наибольшие абсолютные высоты характерны для ... нагорья
а. Иранского б. Памир в. Малоазиатского г. Тибет
9. Сейсмические пояса в Евразии протягиваются вдоль ... окраин материка
а. западных и северных б. северных и восточных в. восточных и южных
г. южных и западных
10. В областях древней складчатости расположены горы ...
а. Карпаты и Кавказ б. Кавказ и Пиренеи в. Пиренеи и Скандинавские
г. Скандинавские и Алтай
11. Вдоль восточного побережья Евразии протягивается ... пояс
а. медно-никелевый б. свинцово-цинковый в. оловянно-вольфрамовый г. железо-марганцевый
12. Наименьшую площадь на территории Евразии занимает ... климатический пояс
а. экваториальный б. субэкваториальный в. тропический г. субарктический
13. Наибольшее влияние на климат Европы оказывает ... океан
а. Атлантический б. Северный Ледовитый в. Индийский г. Тихий
14. Самая низкая температура воздуха в Евразии зарегистрирована на ... материка
а. севере б. северо-востоке в. северо-западе г. юго-востоке
15. Минимальное количество осадков выпадает в … части материка
а. западной б. южной в. восточной г. центральной
16. В субтропическом средиземноморском типе климата максимум осадков приходится на ...
а. весну б. зиму в. осень г. лето
17. Полноводными в течение всего года являются реки ...
а. Южной Европы б. Западной Европы в. Южной Азии г. Восточной Азии
18. Характерные черты речной сети материка определяются в первую очередь особенностями ...
а. растительности и почв б. почв и рельефа в. рельефа и климата г. климата и растительности
19. Практически лишены рек ...
а. Западная и Восточная Азия б. Восточная и Южная Азия в. Южная и Центральная Азия
г. Центральная и Западная Азия
20. Наибольшее разнообразие природных зон отмечается в ... климатическом поясе
а. субарктическом б. умеренном в. тропическом г. субэкваториальном
Тест: «Евразия»
2 вариант
1. В тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах распространена зона ...
а. степей и лесостепей б. муссонных лесов в. саванн и редколесий г. пустынь и полупустынь
2. Славянские народы проживают в ...
а. Восточной Европе и Северной Азии б. Северной Азии и Северной Европе в. Северной Европе и Южной Азии г. Южной Азии и Восточной Европе
3. Наибольшая численность населения характерна для ...
а. русских б. индусов в. китайцев г. японцев
4. Наивысшая плотность населения характерна для стран ...
а. Северной и Центральной Азии б. Центральной и Восточной Азии в. Восточной и Юго-Восточной Азии г. Юго-Восточной и Юго-Западной Азии
5. Плотность населения на острове Ява ...
а. низкая б. средняя в. высокая г. одна из самых высоких на Земле
6. Самая низкая плотность населения характерна для полуострова ...
а. Индокитай б. Аравийский в. Корея г. Индостан
7. В честь русских путешественников названы крайние ... точки материка
а. северная и восточная б. восточная и южная в. южная и западная г. западная и северная
8. Русские путешественники П.П. Семенов и Н.М. Пржевальский исследовали ... Азию
а. Южную б. Восточную в. Центральную г. Западную
9. Большим Каменным носом раньше назывался мыс ...
а. Канин Нос б. Рока в. Челюскин г. Дежнева
10. Страной «льда и огня» называют ...
а. Швецию б. Финляндию в. Исландию г. Италию
11. Древнее оледенение оказало наибольшее влияние на формирование природы стран ...
Европы: а. Северной б. Южной в. Западной г. Восточной
12. «Суоми страна болот» называется ...
а. Швеция б. Норвегия в. Финляндия г. Швейцария
13. Среди стран Сев. Европы молочное животноводство достигло наиболее высокого уровня в ...
а. Германии б. Дании в. Нидерландах г. Финляндии
14. Родиной путешественников-исследователей Р. Амундсена, Ф. Нансена, Т. Хейердала
является ... а. Швеция б. Норвегия в. Дания г. Германия
15. Наименьшая степень нарушения природы человеком характерна для стран ... Европы
а. Южной б. Западной в. Восточной г. Северной
16. Великобритания является родиной ..
а. футбола б. баскетбола в. гандбола г. волейбола
17. Наиболее гористой частью Британских островов является ...
а. Англия б. Ирландия в. Шотландия
г. Уэльс
18. Самой крупной по площади из стран Европы является ...
а. Германия б. Польша в. Испания г. Франция
19. Субтропический средиземноморский тип климата в наибольшей степени характерен для ...
а. Финляндии и Швеции б. Швеции и Франции в. Франции и Италии г. Италии и Испании
20. Наиболее высокоразвитой из стран Европы является ...
а. Италия б. Франция в. Германия г. Великобритания
Тест: «Африка»
1. Одними из особенностей природы Африки являются ...
1. Пересекает экватор почти посередине
2. сильная изрезанность береговой линии, много полуостровов и заливов
3. наибольшую площадь занимает умеренный климатический пояс
2. Смена экваториальных лесов саваннами и редколесьями на Африканском континенте объясняется ...
1. увеличением годового количества осадков
2. влиянием пустыни Сахара
3. уменьшением годового количества осадков и появлением сухого периода года
3. Какие материки были частью древнего материка Гондвана:
1. Африка, 2, Евразия, 3. Австралия, 4. Южная Америка. 5. Северная Америка, 6. Антарктида
4. в Каком климатическом поясе выделяются четыре времени года:.
1. в Тропическом, 2. Экваториальном, 3. Умеренном
5. В экваториальном поясе давление: 1. Низкое. 2. Высокое
6. На платформах наблюдаются:
1. резкие колебания земной коры, землетрясения, 2. Медленные движения земной коры
3. никаких движений нет
7. Определи соответствие: высота - вершина (цифра-буква)
1. 8848 м | А. Эльбрус |
2. 1895 м | Б. Эверест |
3. 6960 м | В. Мак-Кинли |
4. 6194 м | Г. Народная |
5. 5642 м | Д. Аконкагуа |
8. наиболее вероятной прародиной человечества является:
1. Евразия, 2. Африка, 3. Австралия
9. какова примерная численность населения Земли:
1. 6,5 млрд.чел.. чел, 2. 5,5 млрд. чел., 3. 3,5 млрд
10. определи соответствие: (цифра-буква)
1. Равнины. 2. Горы – А. Платформы. Б. Подвижные участки земной коры.
11. Главный климатообразующий фактор - это
1. движение воздушных масс,
2. характер подстилающей поверхности
3. Солнечная энергия, поступающая на Землю
12. Береговая линия каких материков больше изрезана: 1. северных, 2. южных
13. Выбери из списка переходные климат. пояса:
1. Арктический 2. Субэкваториальный, 3. Тропический, 4. Субтропический, 5. Субарктический, 6. Экваториальный, 7. Субтропический
14. Назови важнейший компонент природы:
1. Рельеф, 2. Климат, 3. Животный мир. 4. Воды
15. Где зародились первые цивилизации:
1. На берегах морей. 2. На равнинах, 3. В долинах крупных рек
16. определи соответствие: океан - его характеристика (цифра – буква)
1. Тихий океан | А. омывает с запада Африку |
2. Атлантический океан | Б. Омывает Евразию и Северную Америку |
3. Индийский океан | В. Наибольшая глубина 11022 м |
4. Северный Ледовитый океан | Г. Его частью является Красное море |
17. Выбери из списка животных хвойных лесов: (ответ запиши цифрами через запятую)
1. Бурый медведь, 2. Слон, 3. Кобра. 4. Белка, 5. Лев,
6. Верблюд, 7. Волк, 8. Бобр, 9. Гиена, 10. Рысь, 11. Зебра, 12. Скорпион, 13. Куница
18. Выбери показатели соотношения суши и воды для Северного полушария
1. 39% и 61%, 2. 19% и 81%
19. отметь цифрами на карте: 1. Сев. Америка, 2. Индийский океан. 3. Берингов пролив. 4. Средиземное море, 5. Гудзонов залив, 6. о. Гренландия, 7. п-ов Аравийский
Тест: «Южная Америка»
(текущий контроль)
1 вариант
1. По особенностям строения земной коры Южная Америка более всего похожа:
1) на Африку;
2) на Австралию;
3) на Антарктиду.
2. Горы Анды сформировались во время складчатости:
1) древней;
2) средней;
3) новой.
3. Место поднятия фундамента Южно-Американской платформы в рельефе соответствует:
1) Бразильскому плоскогорью;
2) Амазонской низменности.
4. На большую часть территории Южной Америки влага приносится с океана на:
1) Тихого;
2) Атлантического;
3) Индийского.
5. Если на территории выпадет 2000 —3000 мм осадков, распределяющихся равномерно в течение года, то это:
1) Амазонская низменность;
2) Ла-Платская низменность;
3) Бразильское плоскогорье.
6. Установите соответствие:
Река Время половодья
Парана;
Амазонка;
Ориноко.
А. Июнь — июль.
Б. Декабрь — январь.
В. Круглый год.
7. Наивысший уровень воды в реке Амазонке наблюдается, когда наступает:
1) в Северном полушарии;
2) в Южном полушари
8. Большую часть Амазонской низменности занимает:
1) сельва;
2) льянос;
3) кампос.
9. Богатейший видовой состав растительности влажных экваториальных лесов объясняется:
1) постоянством климатических условий;
2) положением материка в Южном полушарии;
3) большим количеством тепла и влаги в течение года.
10. Самой большой по протяженности горной системой являются Южной Америки.
- Гималаи,
- Кордильеры,
- Анды.
Тест: «Южная Америка»
(текущий контроль)
2 вариант
1. По сравнению с Африкой и Австралией рельеф Южной Америки:
1) более разнообразный;
2) менее разнообразный.
2. Примерно в одно время с Андами образовались:
1) Капские горы;
2) Большой Водораздельный хребет;
3) горы Антарктического полуострова.
3. Места опускания фундамента Южно-Американской платформы в рельефе соответствуют:
Гвианскому плоскогорью;
Амазонской низменности.
4. На большую часть территории Южной Америки влагу приносят:
1) пассаты;
2) западные ветры умеренных широт.
5. Если средние температуры и января и июля составляют 24 — 26.°С, то это:
1) Амазонская низменность;
2) Ла-Платская низменность;
3) Бразильское плоскогорье.
6. Установите соответствие:
Река Время половодья
Амазонка;
Ориноко;
Парана.
A. Июнь — июль
Б. Круглый год.
B. Декабрь — январь
7. Амазонка — самая полноводная река в мире, что объясняется:
1) особенностями климата;
2) особенностями климата и рельефа.
8. Большую часть Бразильского нагорья занимает:
1) льянос;
2) кампос;
3) сельва.
9. У растений влажных экваториальных лесов отсутствует период дружного листопада. Это объясняется:
1) теплой зимой;
2) влажным летом;
3) отсутствием сезонов года.
10. Самым высокогорным озером Южной Америки является озеро:
Эйр. 2. Титикака 3. Маракайб
Итоговое тестирование по курсу « Страноведение» 7 класс
Вариант-1
Какому из 6 материков суши присущи следующие особенности:
а) наибольшую площадь занимают горы;
б) самый увлажненный материк;
в) наименьший по размерам;
г) омывается всеми четырьмя океанами;
д) на материке самая длинная река;
е) второй по размерам материк;
ж) органический мир материка в наибольшей степени отличается эндемизмом;
з) на материке самое глубокое озеро;
и) нет современного оледенения;
к) на материке есть регион с максимальным выпадением осадков;
л) на материке самая полноводная река;
м) в пределах материка расположена самая большая пустыня.
1.Самое большое море-озеро мира --------------------------
На материке----------------------------------------------------
2.Самое низкое место поверхности суши мира ------------
На материке------------------------------------------------------
3.Самая высокая вершина мира---------------------- в горах
-------- на материке------------------------------------------------
4.Самый высокий водопад ---------------------------------------
на материке________________________________________
5. Самое сухое место в мире- пустыня___________________
на материке_________________________________________
6. Самая низкая температура на Земле была зарегистрирована на материке_________
7. Самая большая по площади страна мира____________________________________
8. К основным формам рельефа Земли относятся:
а) горы в) ущелья д) холмы
б) равнины г) овраги
9. Платформы Северо-Американская, Южно- Американская, Индийская, Южно- Китайская в рельефе выражены
а) низкими горами б) равнинами разной высоты
в) нагорьями г) низменностями
10. Перечислите климатические пояса Земли, начиная от экваториального:
а) Экваториальный в) ___________ д)___________ ж)_________
б) ______________ г)____________ е)___________
11. Муссонный климат ярче всего выражен:
а) на восточном побережье Северной Америки
б) на южном и восточном побережье Евразии
в) на юго-западном побережье Африки
г) на северо-восточном побережье Южной Америки
12. Главной рекой стран Восточной Европы является:
а) Дунай в) Днепр
б) Рейн г) Висла
13. Установите соответствие
Природная зона | Главный тип почв | Ответ |
1.Влажные экваториальные леса | а) Красно-желтые ферраллитные | 1____________________ |
2. Саванны | б) Подзолистые | 2______________________ |
3. Пустыни | в)Красно-бурые | 3_______________________ |
4. Степи | г) Бурые и серые лесные | 4________________________ |
5. Смешанные и широколиственные леса | д) Черноземы и каштановые | 5______________________ |
6. Тайга | е) Тундрово-болотные | 6_______________________ |
7. Тундра | ж) Пустынные | 7________________________ |
14. Закономерное изменение температуры воздуха , количества осадков, природных зон от экватора к полюсам являются проявлением закона _______________________
зональности.
Итоговое тестирование по курсу « География материков и океанов»
7 класс
Вариант-2
1.Какому из 6 материков суши присущи следующие особенности:
а) в пределах материка находится самый крупный полуостров;
б) максимально выражена муссонная циркуляция;
в) самый холодный материк;
г) на материке самые высокие горы;
д) на материке самое крупное плато;
е) материк, на котором нет действующих вулканов;
ж) максимальная изрезанность береговой линии;
з) самый низкий по высоте материк;
и) максимальную площадь( по сравнению с другими материками ) занимает многолетняя мерзлота;
к) около половины площади материка занимают леса;
л) на материке находится самый высокий водопад;
м) почти все осадки выпадают в твердом виде.
2. Самое глубокое озеро мира___________________________________________
на материке___________________________________________________________
Самая глубокая впадина в Мировом океане ______________________________
__________________в ______________________________океане.
5.Самая длинная река мира ___________________________ на материке__________
6. Самая многоводная река мира______________________на материке______________
7.Самая крупная пустыня мира________________________на материке_______________
8. Самая большая по численности населения страна мира________________________
9. Совокупность неровностей поверхности Северной Америки- это:
а) области складчатости материка
б) платформы материка
в) рельеф материка
10. В 1999 году в Турции и на острове Тайвань у восточного побережья Евразии произошли сильные землетрясения . Это является проявлением :
а) современных горообразовательных процессов
б) древней складчатости
в) столкновения двух океанических плит
г) активизации платформ
11. Увеличение континентальности климата при движении от побережья Атлантического океана вглубь Евразии связано с _______________________
переносом воздуха в этих широтах.
12.Главной причиной того, что в Северной Америке область умеренного морского климата намного меньше по размеру, чем в Евразии, является
а) действие Северо- Тихоокеанского теплого течения
б) отсутствие западного переноса воздушных масс
в) наличие высоких Кордильер на западном побережье материка
г) изрезанность береговой линии
13. Зимой замерзает река
а) Колорадо
б) Муррей
в) Сена
г) Юкон
14. Установите соответствие.
Животные | Природная зона | Материк |
1. Гориллы, окапи, карликовые бегемоты | А Экваториальные леса | а) |
2. Коала | Б Тайга | б) |
3.Медведь гризли | В Эвкалиптовые леса | в) |
4. Куланы | Г Полупустыни и пустыни | г) |
5. Водосвинка- капибара | Д Антарктические пустыни | д) |
6. Пингвин Адели, снежные буревестники, бакланы. | Е Арктические пустыни | е) |
15. Причины существования годовых ритмов в географической оболочке, кроме обращения Земли вокруг Солнца:
а) существование Луны
б) шарообразная форма Земли
в) постоянный наклон земной оси к плоскости орбиты
г) вращение Земли вокруг своей оси.
Литература
- Пособие для учителя «Практические работы по географии» 6-10 класс, под редакцией В.И. Сиротина, 2005 г.
- Учебник «География. Страноведение» 7 класс, под редакцией О.А. Климановой, рекомендованный Министерством образования и науки РФ, Москва, Дрофа, 2008 г.
3. Тесты. География. 6-10 классы, автор Н.Н. Петрова Москва, «Дрофа», 2006 г.
4. Тематический тестовый контроль по географии материков и океанов, 7 класс, автор С.Е. Дюкова, Москва, «Творческий центр», 2007 г.
Оборудование и приборы
1. Атлас «География материков и океанов» 7 класс с комплектом контурных карт, 2008 г.
2. Глобусы:
- политический
- физический
3. Карты:
- Австралия и Новая Зеландия
- Антарктида. Комплексная карта.
- Африка (физическая)
- Белоруссия
- Великие географические открытия
- Великобритания и Ирландия
- Венгрия. Румыния. Болгария
- Евразия (климатическая карта)
- Евразия (физическая карта)
- Европа (природные зоны)
- Казахстан
- Карта океанов
- Карта полушарий
- Народы и плотность мира
- Почвенная
- Растительность Азии
- Растительность мира
- Северная Америка (климатическая)
- Северная Америка (природные зоны)
- Северная Америка (физическая)
- Человеческие расы
- Экологические проблемы мира
- Южная Америка (физическая, политическая)
4. Таблицы:
- Австралия
- Африка
- Евразия
- Животные тундры, пустынь, экваториальных лесов
- Побережье Балтийского моря
- Природа С. Европы
- Южная Америка
- Северная Америка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематический план по географии с региональным компонентом в 6 классе
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в не...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
календарно-тематический план по географии (8 класс) к учебнику автора Домогацких Е.М.
ктп составлен в соответствии с образовательным Стандартом...
календарно-тематический план по географии (8 класс) к учебнику автора Домогацких Е.М.
Ктп разработан в соответствии с образовательным Стандартом...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...