Конспект урока географии 9 класс "Численность населения России"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Открытый урок по географии в классе 9 на тему «Численность населения России. Естественное движение населения.»
Цели урока: познакомить учащихся с численностью и естественным движением населения России, Пензенской области, Башмаковского района; определить причины , влияющие на изменения численности населения.
Дать определение понятий «демографический кризис», «смертность», «рождаемость», «естественный прирост населения», «демография».
Развивать умение работать со статистическим материалом, анализировать, проводить исследования, воспитание информационной культуры;
Развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chislennost_naseleniya_rossii.9_kl.docx | 47.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Эпиграф: «Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы- как история планет» Е.А.Евтушенко.
Открытый урок по географии в классе 9 на тему «Численность населения России. Естественное движение населения.»
Цели урока: познакомить учащихся с численностью и естественным движением населения России, Пензенской области, Башмаковского района; определить причины , влияющие на изменения численности населения.
Дать определение понятий «демографический кризис», «смертность», «рождаемость», «естественный прирост населения», «демография».
Развивать умение работать со статистическим материалом, анализировать, проводить исследования, воспитание информационной культуры;
Развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в современном обществе.
Оборудование: учебник , атлас Пензенской области, статистический материал, политическая карта мира
Ход урока:
I-Оргмомент.
Наш сегодняшний урок не обычный , у нас гости. Будьте внимательны, работайте хорошо, не волнуйтесь.
Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «Население России», тема урока «Численность населения России. Естественное движение населения». На уроке мы познакомимся с численностью населения России, определим причины , влияющие на изменения численности населения.
Дадим определение понятий «демографический кризис», «смертность», «рождаемость», «естественный прирост населения», « демографическая ситуация», «демография» ,изучим демографическую ситуацию в России, Пензенской области, Башмаковском районе, своем селе и её значение для страны , будем работать со статистическим материалом, учиться анализировать.
Вводное слово учителя.
Человек- это высшая ценность на Земле. «Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы- как история планет» Е.А.Евтушенко.
Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности. Без человека нет экономики страны. Велико значение географии населения для выработки государственной региональной политики, то есть определение того ,как государство должно регулировать развитие различных территорий нашей страны.
Каждый из нас постоянно общается с другими людьми, разными по возрасту, имеющими разное образование, различную национальность, исповедующими различные религии или атеистами .И ведут себя все эти люди по разному .
Рассмотрим пример : «Представьте себе коммерсанта, который дешево купил партию свиной тушенки, надеясь выгодно продать её в сельской местности Татарстана. Как вы думаете ,будет ли ему сопутствовать удача?»
География населения отвечает на три главных вопроса- где живут люди, кто они, как они живут . Основные разделы географии населения мы будем изучать стр. рис.
Актуализация новых знаний:
Я не случайно повесила политическую карту мира, чтобы еще раз вспомнить о площади РФ. Что вы можете сказать о размерах нашей страны?
( Это самая большая по площади страна мира -17,1 млн.кв.км.Это составляет 11,3% мировой суши )
Какой должна быть численность такой огромной страны? Кто может назвать численность Земли? (6,5 млрд).
Как вы думаете, на каком месте по численности населения находится РФ?
Называю численность мира и наиболее крупные страны мира по численности
Таблица 1.Крупнейшие страны мира по числу жителей
№ | Страна | Число жителей (млн.чел)(2004г) |
1 | Китай | 1300 |
2 | Индия | 1087 |
3 | США | 294 |
4 | Индонезия | 219 |
5 | Бразилия | 179 |
6 | Пакистан | 159 |
7 | Россия | 144 |
40% населения Земли живет в Китае и Индии, 6 из 10 жителей Земли живут в Азии
Изучение новой темы
Как выявляют, где берут данные о населении стран?
Предпоследняя перепись в РФ проходила 9 октября 2002 г(5 лет назад) – 145,2 млн чел. Последняя перепись населения состоялась 14.10- 25.10.2010 года. Переписчики в течении этого времени совершили сплошной обход всех жилых помещений и записали каждого жителя страны. Согласно устного опроса заполнили информацию о возрасте, образовании ,национальности , гражданстве, доходах и многое другое. Все переписчики имели инструкции о порядке проведения всероссийской переписи населения 2010 года . Результаты переписи еще не обнародованы, пока идет статистическая обработка данных, предполагается окончание этой работы к 2012 году.
Дальнейшие изменения выявляют с помощью текущего учета, т.е. учитывают, сколько родилось и умерло человек в населенном пункте (естественное движение), сколько прибыло или уехало (механическое движение).
Это интересно: Ежегодно в мире рождается 140 млн. человек, каждую секунду появляется трое ,каждую минуту- 175, каждый час 10,4 тыс., каждые сутки 250 тыс. Землян. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург.
Приблизительно было подсчитано, что в РФ в среднем каждую 21 секунду рождается 1 человек, каждую 15 секунду умирает 1 человек, т.е мы видим, что сегодня в РФ смертность выше, чем рождаемость. Отсюда приблизительно можно рассчитать какова численность населения в РФ в любой момент. В Интернете (http:// demoscope.ru) есть такой счетчик и на 13 октября 2007 года в 13.40 = 141 918 912 человек.
Рождаемость – это число родившихся на 1000 жителей за определенный промежуток времени, например, за год.
Смертность – это число умерших на 1000 жителей за определенный промежуток времени, например, за год.
Разность между числом родившихся и числом умерших за определенное время называют естественным приростом (ЕП=Р-С)
Совокупность процессов рождаемости и смертности, определяющая величину естественного прироста (или убыли) населения, смену поколений, продолжительность жизни каждого поколения, называют естественным движением, или воспроизводством жизни населения. Показатели естественного движения обычно исчисляются на 1000 человек населения.
Если рождаемость ниже, чем смертность, то естественный прирост будет отрицательный, т.е будет наблюдаться естественная убыль населения, что характерно для сегодняшней России. Такой процесс получил название демографический кризис (Демография-наука о населении; кризис – крутой перелом) – это резкое сокращение населения
Таблица 2. Определим динамику естественного прироста населения , рождаемости и смертности России на 1000 жителелей:
Годы | 1913 | 1926 | 1940 | 1960 | 1980 | 1990 | 1991 | 1994 | 1999 | 2002 | 2006 | 2009 |
Число родивш. | 47,8 | 44,7 | 33 | 23,2 | 15,9 | 13,4 | 12,1 | 9,5 | 8,4 | 9,8 | 10,4 | 12,4 |
Число умерш. | 32,4 | 21,3 | 20,6 | 7,4 | 10,6 | 11,4 | 11,4 | 15,7 | 14,7 | 16,2 | 15,2 | 14,2 |
Естеств. прирост | 15,4 | 23,4 | 12,4 | 15,8 | 5,3 | 2,2 | -0,7 | -6,1 | -6,3 | -6,4 | -4,8 | -1,8 |
Анализ таблицы.
Вопрос:-Каковы причины снижения численности населения России?
Учитель:- Россия находится в состоянии демографического кризиса (т.е. снижения численности населения).Причины демографических кризисов это революции, войны, эпидемии, голод и др.
Работа с графиком в учебнике стр. 223 рис.168
Вопрос:- В какие периоды кривая линия резко изменила свой плавный ход?
-В какой временной отрезок она особенно «нервно пульсировала», отражая сплошные периоды в истории страны?
1-й кризис с 1914 года ( первая мировая война. Затем революция. Голод 1921-1922 г.г., эмиграция из России)
2-й кризис определили свертывание НЭПа, индустриализация, коллективизация, репрессии и голод 1933-1934 г.г.
3-й кризис был в годы ВОВ 1941-1945гг. (18 млн. погибших)
4-й кризис начался в начале 90-х годов прошлого века . Причина :в годы ВОВ число родившихся было вдвое меньше, чем в предыдущие годы. Спустя 20-25 лет, в конце 1960 г., родившиеся в годы войны вступили в брачный возраст, но число молодых семей было гораздо меньше ( «демографическое эхо войны»). Еще через 20-25 лет ситуация повторилась ( «второе эхо войны»). Демографы посчитали, если бы не было потерь от войн, голода , отъезда населения из страны, репрессий , то численность населения России составила бы к 1995 году 270 млн. человек ( фактически 145,2 млн. чел.). Это означает , что с лица Земли исчезла страна . число жителей которой составило бы 124 млн. человек, как в современной Японии.
Работа с рис.169 стр.224. Фактическая и гипотетическая (при отсутствии демографических кризисов) численность населения на современной территории России (1900-2000 г.г.)
Вопрос: Определите, когда начался резкий разрыв в показателях фактической и возможной (гипотетической) численности населения России.
Анализ таблицы Таблица 3. Десять регионов России с наиболее высокими и наиболее низкими показателями общего коэффициента смертности (ОКС) в первом полугодии 2007 года, умерших на 1000 человек
Регионы с наиболее низкими ОКС | Регионы с наиболее высокими ОКС | ||
Российская Федерация - 15,0 | |||
Республика Ингушетия | 3,3 | Псковская область | 21,6 |
Чеченская Республика | 5,0 | Тверская область | 21,1 |
Ямало-Ненецкий авт. округ | 5,2 | Тульская область | 21,0 |
Республика Дагестан | 5,9 | Новгородская область | 20,7 |
Ханты-Мансийский авт. округ - Югра | 6,7 | Смоленская область | 20,5 |
Тюменская область | 9,1 | Рязанская область | 19,5 |
Республика Саха (Якутия) | 9,6 | Ивановская область | 19,3 |
Кабардино-Балкарская Республика | 9,8 | Владимирская область | 19,2 |
Агинский Бурятский авт. округ | 10,9 | Нижегородская область | 18,9 |
Камчатская область | 11,2 | Курская область | 18,8 |
Наиболее высок общий коэффициент смертности в Центральном федеральном округе - в первом полугодии 2007 года он составил 16,6‰ (в 2006 году - 17,5‰), - и лишь немногим меньше в Северо-Западном федеральном округе - 16,0‰ (17,7‰ в прошлом году). Наиболее низким общим коэффициентом смертности отличается Южный федеральный округ - 12,7‰ (13,5‰). Несколько выше он в Уральском (13,7‰ в январе-июне 2007 года) и Дальневосточном (13,8‰) федеральном округе. Приволжский и Сибирский федеральные округа занимают промежуточное положение - соответственно, 15,5 и 14,8‰.
Какие основные причины сокращения численности населения?
- Войны ( с 1914 по1922 г за годы войны и революции погибло 15 млн.чел, 1933-34 г голод -5 млн.чел, ВОВ 18 млн.чел, Афганская, Чеченская войны).
- Теракты
- Болезни (1 место по смертности занимают сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов дыхания, ЗППП первое место среди которых занимает ВИЧ) 85,5%
- Наркомания
- Автокатастрофы
- Увеличение количества пожилых людей
- Снижение рождаемости
Назовите причины снижения рождаемости? (экономический кризис в 90-х гг, неуверенность в завтрашнем дне, планирование семьи, в начале 90-х «эхо войны»)
Будет ли увеличиваться численность населения РФ? Почему?
Демографическая политика ( к 2050г население РФ сократится со 140 до 108 млн чел…)
Вывод: в 20 веке Россия понесла страшные людские потери не только количественные, но и качественные, т.к в войнах, конфликтах гибнут яркие, самоотверженные, выдающиеся личности. Помня об этом, нельзя допускать новых потерь и нужно беречь людей, свою нацию –это главное богатство России.
Вопрос :- Как вы думаете, после того как «обнародуют» данные переписи населения 2010 года увеличиться или уменьшится число россиян по сравнению с показателями предыдущей переписи?
Рассмотрим, как обстоит дело с численностью населения и воспроизводством в Пензенской области , Башмаковском районе и нашем селе Каменка .Таблица 4. Численность и естественное движение населения в Пензенской области
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
Численность постоянного населения млн.чел. | 1429,3 | 1415,4 | 1402,00 | 1392,00 | 1383,9 | 1376,5 |
Рождаемость на 1000 жит. | 8,6 | 8,4 | 8,6 | 9,7 | 10,2 | 10,3 |
Смертность на 1000 жит. | 18,0 | 18,2 | 17,1 | 16,1 | 16,3 | 15,8 |
Естеств. прирост на 1000 жит. | -9,4 | -9,8 | -8,5 | -6,4 | -6,1 | -5,0 |
Анализ данных таблицы.
Таблица 5. Численность и естественное движение населения в Башмаковском районе и в Муниципальном образовании Бояровского сельсовета
Число родившихся | На 1000 населения | Число умерших | На 1000 населения | Естественный прирост | ||||||
2009 | 2010 | 2009 | 2010 | 2009 | 2010 | 2009 | 2010 | 2009 | 2010 | |
Башмаковский р-он | 226 | 193 | 10,8 | 9,3 | 342 | 376 | 16,3 | 18,2 | -5,5 | -8,9 |
МО Бояровский сельсовет | 8 | 7 | 16 | 21 | -8 | -14 |
Таблица 6. Численность населения в Муниципальном образовании Бояровского сельсовета и в с.Каменка
с.Каменка | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Число хозяйств | 233 | 209 | 209 |
Численность постоянного населения | 512 | 509 | 488 |
Муниципальное образование Бояровского сельсовета | |||
Число хозяйств | 356 | 309 | 309 |
Численность постоянного населения | 782 | 765 | 728 |
Таблица 7.Численность населения Муниципальном образовании Бояровского сельсовета и в с.Каменка по возрасту
До 1 года | 1-6 лет | 6-14 лет | 15-18 лет | 18-30 лет | 30-60 лет | Пенсионеры | Всего населения | |
с.Каменка | 7 | 19 | 28 | 13 | 99 | 183 | 139 | 488 |
МО Бояровского сельсовета | 7 | 33 | 55 | 20 | 131 | 268 | 214 | 728 |
Домашнее социологическое исследование в своих семьях. Выяснить сколько было детей у бабушки ,прабабушки , прапрабабушки. Постройте график.
Составьте родословную своей семьи , выясните , на какие периоды демографического кризиса.
Вопрос: Какие периоды в жизни ваших бабушек, прабабушек были самыми тревожными в их жизни?
Моя родословная: у моей прабабушки было трое детей( все женщины) один ребенок умирал; у бабушки было 6 детей и одна девочка умирала, у мамы нас двое детей, у меня один сын .Прабабушка родилась в 1884 г., её дети в промежутке с 1906 по1914 гг., бабушка в 1906 г., её дети в промежутке с 1923 по 1942 гг., мама в 1937г., я и мой брат в 1965 и 1968 гг., мой сын в 1985 г. Пословицы
- «На родной стороне и камушек знаком»
- «На одном месте и камень мхом обрастает»
- «Город царство ,а деревня рай .Москва-царство, а наша деревня- рай.»
- «Своя сторонушка и собаке мила».
- «Зачем далеко, и здесь хорошо».
- «Где кто родится, там и пригодится».
- «Своя земля и в горсти мила»
Стихотворение Николая Почивалина
Каких краёв глаза не повидали!
Но всех дороже искони свои-
Присурский лес,
Замокшинские дали
И на Хопре – шаманы- соловьи.
Стремясь к добру и делом , и мечтою,
От бурь людских не прятался во мгле,
И если я чего- нибудь да стою,
То всем обязан этой вот земле.
Куда бы не забросила вас судьба, где бы вы не жили , вы всегда будите вспоминать свое родное село. Я надеюсь, что вы как граждане нашей страны , вспомните наш сегодняшний урок , и надеюсь , что вы ,как и ваши родители , как учителя нашей школы ( директор школы Родионова М.В., учителя Рыбакова Н.В., Сафронова И.М. , Воробьева Т.И., Лидина Л.Е.) после окончания школы и учебного заведения вы вернётесь в наше родное село, будите работать , иметь семью, вспомните наш разговор и конечно окажите только положительное влияние на естественное движение населения нашего села и страны в целом. Удачи вам.
Домашнее задание: параграф 38-39
Рефлексия: Фамилия, имя_________________________________________
Закончите предложение:
Самым интересным для меня было _______________________________________
_________________________________________________________________________
Сегодня на уроке я узнал________________________________________________
_________________________________________________________________________
Вопросы, рассмотренные на занятии для меня _____________________________
______________________________________________________________________
Самым скучным на занятии для меня было_______________________________
______________________________________________________________________
Мне не понравилось ___________________________________________________
______________________________________________________________________
Теперь бы я хотел ещё узнать о __________________________________________
______________________________________________________________________
Мне понравилось _____________________________________________________
________________________________________________________________________
Я научился.______________________________________________________________
________________________________________________________________________
Таблица 1.Крупнейшие страны мира по числу жителей
№ | Страна | Число жителей (млн.чел)(2004г) |
1 | Китай | 1300 |
2 | Индия | 1087 |
3 | США | 294 |
4 | Индонезия | 219 |
5 | Бразилия | 179 |
6 | Пакистан | 159 |
7 | Россия | 144 |
Это интересно
Ежегодно в мире рождается 140 млн. человек, каждую секунду появляется трое ,каждую минуту- 175, каждый час 10,4 тыс., каждые сутки 250 тыс. Землян. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург.
Приблизительно было подсчитано, что в РФ в среднем каждую 21 секунду рождается 1 человек, каждую 15 секунду умирает 1 человек, т.е мы видим, что сегодня в РФ смертность выше, чем рождаемость.
Таблица 2. Определим динамику естественного прироста населения , рождаемости и смертности России на 1000 жителей:
Годы | 1913 | 1926 | 1940 | 1960 | 1980 | 1990 | 1991 | 1994 | 1999 | 2002 | 2006 | 2009 |
Число родивш. | 47,8 | 44,7 | 33 | 23,2 | 15,9 | 13,4 | 12,1 | 9,5 | 8,4 | 9,8 | 10,4 | 12,4 |
Число умерш. | 32,4 | 21,3 | 20,6 | 7,4 | 10,6 | 11,4 | 11,4 | 15,7 | 14,7 | 16,2 | 15,2 | 14,2 |
Естеств. прирост | 15,4 | 23,4 | 12,4 | 15,8 | 5,3 | 2,2 | -0,7 | -6,1 | -6,3 | -6,4 | -4,8 | -1,8 |
Таблица 3. Десять регионов России с наиболее высокими и наиболее низкими показателями общего коэффициента смертности (ОКС) в первом полугодии 2007 года, умерших на 1000 человек
Регионы с наиболее низкими ОКС | Регионы с наиболее высокими ОКС | ||
Российская Федерация - 15,0 | |||
Республика Ингушетия | 3,3 | Псковская область | 21,6 |
Чеченская Республика | 5,0 | Тверская область | 21,1 |
Ямало-Ненецкий авт. округ | 5,2 | Тульская область | 21,0 |
Республика Дагестан | 5,9 | Новгородская область | 20,7 |
Ханты-Мансийский авт. округ - Югра | 6,7 | Смоленская область | 20,5 |
Тюменская область | 9,1 | Рязанская область | 19,5 |
Республика Саха (Якутия) | 9,6 | Ивановская область | 19,3 |
Кабардино-Балкарская Республика | 9,8 | Владимирская область | 19,2 |
Агинский Бурятский авт. округ | 10,9 | Нижегородская область | 18,9 |
Камчатская область | 11,2 | Курская область | 18,8 |
Наиболее высок общий коэффициент смертности в Центральном федеральном округе - в первом полугодии 2007 года он составил 16,6‰ (в 2006 году - 17,5‰), - и лишь немногим меньше в Северо-Западном федеральном округе - 16,0‰ (17,7‰ в прошлом году). Наиболее низким общим коэффициентом смертности отличается Южный федеральный округ - 12,7‰ (13,5‰). Несколько выше он в Уральском (13,7‰ в январе-июне 2007 года) и Дальневосточном (13,8‰) федеральном округе. Приволжский и Сибирский федеральные округа занимают промежуточное положение - соответственно, 15,5 и 14,8‰.
Таблица 4. Численность и естественное движение населения в Пензенской области
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
Численность постоянного населения млн.чел. | 1429,3 | 1415,4 | 1402,00 | 1392,00 | 1383,9 | 1376,5 |
Рождаемость на 1000 жит. | 8,6 | 8,4 | 8,6 | 9,7 | 10,2 | 10,3 |
Смертность на 1000 жит. | 18,0 | 18,2 | 17,1 | 16,1 | 16,3 | 15,8 |
Естеств. прирост на 1000 жит. | -9,4 | -9,8 | -8,5 | -6,4 | -6,1 | -5,0 |
Таблица 5.Численность и естественное движение населения в Башмаковском районе и в Муниципальном образовании Бояровского сельсовета
Число родившихся | На 1000 населения | Число умерших | На 1000 населения | Естественный прирост | ||||||
2009 | 2010 | 2009 | 2010 | 2009 | 2010 | 2009 | 2010 | 2009 | 2010 | |
Башмаковский р-он | 226 | 193 | 10,8 | 9,3 | 342 | 376 | 16,3 | 18,2 | -5,5 | -8,9 |
МО Бояровский сельсовет | 8 | 7 | 16 | 21 | -8 | -14 |
Таблица 6. Численность населения в Муниципальном образовании Бояровского сельсовета и в с.Каменка
с.Каменка | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Число хозяйств | 233 | 209 | 209 |
Численность постоянного населения | 512 | 509 | 488 |
Муниципальное образование Бояровского сельсовета | |||
Число хозяйств | 356 | 309 | 309 |
Численность постоянного населения | 782 | 765 | 728 |
Таблица 7.Численность населения Муниципальном образовании Бояровского сельсовета и в с.Каменка по возрасту
До 1 года | 1-6 лет | 6-14 лет | 15-18 лет | 18-30 лет | 30-60 лет | Пенсионеры | Всего населения | |
с.Каменка | 7 | 19 | 28 | 13 | 99 | 183 | 139 | 488 |
МО Бояровского сельсовета | 7 | 33 | 55 | 20 | 131 | 268 | 214 | 728 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка - конспект урока географии в 9 классе по теме "Население"
Данный урок был посвящен 75-летию Челябинской области. Тема - Население Челябинской области. 9 класс. На уроке использован краеведческий материал. Форма работы - групповая....
Конспект урока географии в 9 классе "Миграции населения в России"
Конспект урока географии в 9 классе "Миграции населения России". Урок построен с использованием технологии учебного исследования. Конспект содержит описание этапов урока-исследования и приложения, нео...
Конспект урока географии. Великобритания население, культура, обычаи и традиции. Школа VIII вида
Конспект урока географии. Великобритания население, культура, обычаи и традиции. Школа VIII вида...
План - конспект урока на тему "Население России"
Урок в 8 классе на тему "Население Рооссии" проводиться с целью определения причин , влияющих на изменение численности населения....
Урок географии «Численность населения России»
Рассматриваются основные демографические термины и понятия; причины , влияющие на численность населения страны; меры, предпринимаемые государством для решения демографических проблем...
Конспект урока географии для СПО "География населения и хозяйства Африки"
Данный урок разработан в соответствии с темой и учтены возрастные особенности обучающихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной р...
Конспект урока география 8 класс "Размещение населения России"
Конспект урока география 8 класс "Размещение населения России"...