Урок географии «Численность населения России»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Рассматриваются основные демографические термины и понятия; причины , влияющие на численность населения страны; меры, предпринимаемые государством для решения демографических проблем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok8chislennost-naseleniya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Численность населения России».
Цели урока:
образовательные:
- Ввести основные демографические термины и понятия.
- Выявить причины , влияющие на численность населения страны.
- Объяснить какие меры предпринимает государство для решения демографических проблем.
развивающие:
- Формировать ключевые компетенции учащихся по анализу статистических таблиц, графиков и диаграмм.
воспитательные:
- Воспитывать у учащихся чувство сопричастности к демографическим проблемам современной России.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Ход урока
- Организационный момент.
Вступительное слово учителя (с элементами беседы).
Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела географии. Какую часть географии мы изучили?
Изучение населения всегда начинается с определения его численности, т.е. количества людей, проживающих в стране.
Запишите тему урока в тетрадь. СЛАЙД №1
А задачи у нас сегодня такие. СЛАЙД №2
- Изучение нового материала.
- Численность населения.
Учитель: По численности населения Российская империя и СССР в течение ХIX-XX вв. была одной из самых многолюдных стран мира. До распада СССР (1991г.) численность населения страны была ниже, чем в Китае и Индии. Сейчас ситуация изменилась. СЛАЙД №3
Задание№1 (работа со слайдом №3)
Рассмотрите данные таблицы и определите:
- Численность населения России
- Место России в мире
- Запишите данные в тетради.
??? Вопрос: Как можно получить достоверные сведения о численности населения??
На прошлом уроке группа учащихся получила задание подготовить краткие сообщения об истории переписи в России (выступления с сообщениями в помощь – СЛАЙД №4)
Обратите внимание на данные последних переписей.
??? Как изменяется численность населения современной России? (СЛАЙДЫ №5,6 КАРТИНКИ!!)
??? Каковы цели переписи? После ответа - СЛАЙД №7
- Процессы, влияющие на численность.
??? Как вы думаете, какие процессы влияют на численность?
Правильно!
Численность населения зависит от рождаемости и смертности СЛАЙД №8
Запишите эти определения в тетрадь.
??? А как, на ваш взгляд будет меняться численность населения при разном соотношении рождаемости и смертности.
Действительно, если Р>С, то численность населения растет и тогда мы говорим о естественном приросте, а если наоборот – то о естественной убыли. СЛАЙД №9 (запишите определение в тетрадь).
Совокупность процессов Р, С и ЕП получили название – ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. СЛАЙД №10 (Посмотрите, какие ещё процессы влияют на численность) Вывод - СЛАЙД №11
Численность населения никогда не стоит на месте, она постоянно меняется. Перед вами таблица - СЛАЙД №12 (Используя данные таблицы, определите естественный прирост населения по годам). Поверим - СЛАЙД №13
(??? С какого периода в России начинается резкое снижение ЕП?)
Такое заметное снижение численности получило название – ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС - СЛАЙД №14 (Противоположный процесс называется – ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ). Запишите определения в тетрадь.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД №15
- Демографические кризисы в России. (Работа с учебником стр. 223)
??? Как изменялась численность населения в России в период с 1700 по 2000гг?
??? В какие исторические периоды «кривая численности» резко меняла ход?
??? Какие события происходили в это время в нашей стране?
Учитель рассказывает о демографических кризисах, используя:
СЛАЙД №16: Первый демографический кризис пришелся на годы ПМВ 1914-1918гг. и Гражданской войны 1918-1921гг. в ходе военных действий Россия потеряла около 7 млн. человек, а вместе с мирным нас-ем около 15. гражданское население гибло от голода эпидемии тифа, испанки.
СЛАЙД №17: следующий демографический кризис случился в 30-е гг., в период индустриализации и коллективизации. В 1933г. Разразился массовый голод. Люди гибли не только от голода, но и высылались на север – в Сибирь, плюс репрессии. Общие потери – 5-6млн. чел.
СЛАЙД №18: Самым тяжелым по последствиям был кризис, связанный с ВОВ. Мужчины детородного возраста ушли на фронт, многие не вернулись с поля боя. Рождаемость упала втрое, по сравнению с довоенным 40-м годом. Общие людские потери в годы войны – 27млн. чел.
СЛАЙД №19: Современный демографический кризис связан с неуклонным снижением рождаемости. О причинах снижения мы поговорим на следующем уроке.
Чтобы оценить влияние демографического кризиса на численность населения необходимо также учитывать скрытые потери, т.е. число не родившихся детей – это т.н. «ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ЭХО ВОЙНЫ».
Задание№2 – работа с учебником, стр.224 рис.169 По рисунку определите:
- Гипотетическую численность
- Фактическую численность
- Почему реальная численность отличается от предполагаемой.
Демографы подсчитали, что при нормальном демографическом развитии без потерь от войн, голода и т.д, численность населения России к 1995г. была бы 270 млн. чел, против фактической 145. Это значит, что с лица Земли исчезла целая страна с численностью населения равная современной Японии.
- Демографические меры, предпринимаемые государством. СЛАЙД №20
Правительством РФ была принята «Концепция демографического развития РФ до 2025г.» Благодаря ей в 2006 – 2007гг. впервые отмечено увеличение рождаемости.
Среди мер: единовременное пособие по случаю рождения ребенка, ежемесячное пособие на ребенка до полутора лет, «материнский капитал», предоставление льготного жилья молодым семьям, отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет и т.д.
- Закрепление. СЛАЙД №21
И так, мы сегодня с вами говори о численности населения России, которая на сегодня составляет по предварительным данным около 142,9 млн.чел. Из-за низкой рождаемости эта цифра постепенно снижается. Сейчас от каждого зависит как сложится демографическая ситуация.
- Домашнее задание. СЛАЙД №22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России"для 8 класса
Здесь представленны технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России" и карточка ЭОр к теме, где прописанны модули информационные, практические, контролные....
Конспект урока географии 9 класс "Численность населения России"
Открытый урок по географии в классе 9 на тему «Численность населения России. Естественное движение населения.»Цели урока: познакомить учащихся с численностью и естественным движением...
План-конспект урока 8 класс «Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны»
Приводится план-конспект урока в 8 классе...
Презентация к уроку «Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны»
Приводится презентация к уроку географии "Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны"...
Урок по географии в 9 классе на тему "Численность населения России. Естественное движение населения"
На данном уроке учащиеся знакомятся с численностью и естественным движением населения России, научатся определять причины, влияющие на изменения численности населения. Познакомятся с новыми понятиями....
Урок географии "Численность населения"
Программно-методическое обеспечение: базовый уровень по учебнику А. И. Алексеева «География России. Природа и население» 8 кл.Тема урока: «Численность населения России&raqu...
Методическая разработка урока Географии "Численность населения"
На этом уроке дети погрузяться в прошлое, настоящее и будущее нашей страны. Познакомятся с новыми терминами и расширят свой кругозор....