План - конспект урока на тему "Население России"
план-конспект урока по географии на тему

Жердина Наталья Николаевна

Урок в 8 классе на тему "Население Рооссии" проводиться с целью  определения причин , влияющих на изменение численности населения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naselenie_rossii.docx39.83 КБ

Предварительный просмотр:

Жердина Наталья Николаевна

Учитель географии

МАОУ «Средняя школа № 6» г. Когалым

Предмет: география

Тема урока: Численность  населения России

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель:  определить причины, влияющие на изменение численности населения России.

Задачи:  

  • познакомиться с численностью населения России;
  • выяснить динамику населения России в XX- XI веке;
  • установить какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны

 Оборудование: карта России, презентация к уроку, справочный материал.

Ход урока:

До сегодняшнего урока мы изучали физическую географию России.

Вопрос: вспомните, что изучает физическая география? (природу, географическое положение страны).

Сегодня на уроке мы переходим к изучению совершенно нового раздела. Посмотрите на слайд.

Вопрос: Что вы видите на картинках, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Мы приступаем к изучению нового раздела: «География населения», которая является частью социально-экономической географии.

Вопрос: как вы думаете, что изучает социально-экономическая география? (население и хозяйство нашей страны)

Вопрос:  давайте порассуждаем, зачем нам необходимы знания о населении нашей страны?

Мы сами являемся частью населения России, только в диалоге с другими людьми, народами, культурами, человек познает самого себя.

Человек – высшая ценность на Земле. Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности. Без человека нет экономики страны.

Вопрос: посмотрите на слайд, прочтите стихи. Что вы думаете об этом?

Людей не интересных в мире нет.

Их судьбы - как история планет.

Е.А. Евтушенко.

Вопрос: в какой последовательности и что нам предстоит изучать.

Вопрос: назовите характеристику населения любой страны (составление плана раздела).

Работа с основными разделами  (см. рис 196 , стр. 235 учебник)

Вопрос: итак с чего начнем изучать население России  (с численности населения).

Записываем тему урока:   Численность   населения России.

Вопрос: Какую цель и задачи, мы с Вами ставим при изучении данной темы?

Цель: как  изменялась численность населения России.

Задачи:  

  • познакомиться с численностью населения России;
  • выяснить динамику населения России в XX- XI веке;
  • определить причины, влияющие на изменение численности населения;
  • установить какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны

Вопрос: Что Вы можете сказать о размерах нашей страны? (самая большая по площади, 17,1 млн. км.²)

Вопрос: Какой должна быть численность такой огромной страны?

Вопрос: Кто может назвать численность населения Земли? (7 млрд. человек).

Вопрос: Как вы думаете, на каком месте по численности населения находится Россия?

Проанализируем табл.№1, выясним какое место, занимает Россия среди стран «рекордсменов по численности населения» (на 1 января 2015 года).

Страна

Население (человек)

% от населения Земли

Flag of the People's Republic of China.svg КНР

1 370 539 000

19.17%

Flag of India.svg Индия

1 266 091 000

17.65%

Flag of the United States.svg США

318 614 000

4.46%

Flag of Indonesia.svg Индонезия

252 812 245

3.52%

Flag of Brazil.svg Бразилия

203 260 558

2.84%

Flag of Pakistan.svg Пакистан

188 626 027

2.63%

Flag of Nigeria.svg Нигерия

178 516 904

2.49%

Flag of Bangladesh.svg Бангладеш

157 503 337

2.2%

Flag of Russia.svg Россия 

146 270 033

2.04%

Flag of Japan.svg Япония

127 040 000

1.77%

Задание: 

  • назовите  крупнейшие  страны  мира по численности  населения;
  • какое  место  в  мире  занимает  Россия;  
  • запишите  крупнейшие страны  мира  по  численности  населения    в  тетрадь

Вопрос: Какой на ваш взгляд должна быть численность населения России?

Среди 7 млрд. землян - 2.04% россияне. Это 146 млн. чел.

Вопрос: как можно получить сведения о численности населения?

Наиболее полные сведения о численности населения дают переписи населения. На Руси переписи проводятся с XV века. Переписи показывают, что в прошлом население России росло медленно. До середины ХХ века в России преобладало сельское население.

Проанализируем табл.№2. Вопрос: В каком году была последняя перепись населения нашей страны? (2010г). Для чего проводят переписи?

Российская империя

1897г

РСФСР

1920г

СССР

1926г, 1937г, 1939г, 1959г, 1970г, 1989г

Российская федерация

2002г, 2010г, 2014г (Крым), 2020г

Вопрос: А как выявляются дальнейшие изменения численности населения?

 

Вопрос: С помощью, каких показателей? Изменения численности населения выявляются  с помощью текущего  учета:

  • естественного движения (сколько родилось и сколько умерло)
  • механического движения (сколько прибыло  в Россию и сколько выбыло из нее).

Вопрос: Что же происходит с численностью населения? Она увеличивается или уменьшается?

     Наука, которая поможет нам разобраться  с динамикой населения в России,  называется демография.

Демография  (от греч. demos – народ и grapho – пишу) - наука о населении.

Проанализируем  рис. № 197 (стр. 237 учебник).

Вопросы: Как изменялась численность населения? По графику назовите периоды, когда численность населения уменьшалась. Чем это можно объяснить? Численность населения с 1990 года стала падать.

В течение ХХ века Россия пережила несколько демографических кризисов.

Вопрос: Что такое демографический кризис?  (снижение численности населения)

Используя содержание учебника, заполните таблицу (по рядам)

Демографический кризис

Временной период

Причины демографического кризиса

Потери

(млн. чел)

первый

второй

третий

четвертый

Проверка таблицы.

Подсчитать реальные потери населения за всю многовековую историю России не представляется возможным. Только на протяжении последних 800 лет она 480 лет участвовала в кровопролитных войнах!

Последний демографический кризис охватил нашу страну в 90-е гг. XX в. в результате социально-экономических потрясений. Всего в ХХ веке Россия потеряла почти 50 млн. человек - более 1/3 нынешнего населения. 

В первобытном обществе наблюдалось естественное равновесие продовольственных ресурсов и численности населения, которая зависела от объема пищи, добываемой охотой, рыболовством и собирательством.

Появление земледелия и животноводства в корне изменило картину. Начался непрерывный рост населения. На изменение численности населения влиял и характер воспроизводства.

Вопрос: Что такое воспроизводство?  Найдите ответ в учебнике, на стр. 239 (Соотношение численности поколения детей и поколения родителей)

Если в каждой семье рождается два ребенка и оба они доживают до брачного возраста, тогда поколение детей равно по численности поколению родителей - общая численность населения будет неизменной.

Если среднее число детей в семье, доживших до брачного возраста, меньше двух, то неизбежно сокращение численности населения. На протяжении нескольких уроков мы будем с вами проводить исследование, связанное с населением.


 Вопрос: В чем причины снижения рождаемости?

Чтение учебника, 240 «Как современное общество повлияло на воспроизводство населения России?»

Вопрос:  Причины смертности в нашей стране. Назовите их. 

Отличительная черта современного воспроизводства населения в России - рост уровня смертности. В значительной мере это следствие социально-экономического и экологического кризисов, произошедших в 90-х годах ХХ века. Наряду с этим, на уровень смертности в стране влияют и такие факторы как:

  • высокое потребление алкоголя;
  • курение;
  • распространение наркомании.

Рост смертности в последние годы связан со значительным ухудшением здоровья населения страны.

Вопрос:  Как вы думаете, увеличится численность населения в нашей стране в будущем?

К 2050 году население России сократится со 140 до 108 млн. человек. 

С таким прогнозом выступили специалисты ООН.

В России проводится демографическая политика - то есть совокупность экономических, социальных мер, направленных на регулирование естественного прироста.  Сейчас в нашей стране делают все возможное, чтобы рождаемость увеличилась. А что именно? (оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы — для повышения рождаемости, преимущества для многодетных семей).

Закрепление:

Тест «Умники и умницы»

1. Численность населения России в настоящее время (млн. чел):

 а) 30,2        б) 125,2;       в) 146,27      г) 292,9

2.  Россия по численности населения занимает……… место:

а) 1              б) 5               в)9                г) 12

3. Первая перепись населения в России проходила:

а) 1897г      б) 1701г        в)1990г       г) 2010г

4. Демография – это………………………..

5. Демократический кризис – это……………………….

6. Демографическая политика – это……………………..

 Ответы: 1-в, 2-9, 3-а, 

Итогом нашей работы будет проект «Демографические проблемы России и пути их решения».

Домашнее задание:

  вопросы:

  • Сколько детей было в семье у прабабушки, бабушки, мамы?
  • Сколько детей в вашей семье?
  • Сколько бы вы хотели иметь детей?
  • В каком возрасте вы бы хотели иметь детей?
  • Предположите, каков был бы состав вашей семьи, если  бы Россия избежала социальных потрясений в 20 веке.

 Оцените свою работу на уроке.

 Задания 1

Как выявляются дальнейшие изменения численности населения? С помощью, каких показателей

Задания 1

Как выявляются дальнейшие изменения численности населения? С помощью, каких показателей

Задание 2

Что же происходит с численностью населения в России? Она увеличивается или уменьшается?

Задание 2

Что же происходит с численностью населения в России? Она увеличивается или уменьшается?

Задание 3

Какая наука занимается изучением населения?

Задание 3

Какая наука занимается изучением населения?

Задания 1

Как выявляются дальнейшие изменения численности населения? С помощью, каких показателей

Задания 1

Как выявляются дальнейшие изменения численности населения? С помощью, каких показателей

Задание 2

Что же происходит с численностью населения в России? Она увеличивается или уменьшается?

Задание 2

Что же происходит с численностью населения в России? Она увеличивается или уменьшается?

Задание 3

Какая наука занимается изучением населения?

Задание 3

Какая наука занимается изучением населения?

Задания 1

Как выявляются дальнейшие изменения численности населения? С помощью, каких показателей

Задания 1

Как выявляются дальнейшие изменения численности населения? С помощью, каких показателей

Задание 2

Что же происходит с численностью населения в России? Она увеличивается или уменьшается?

Задание 2

Что же происходит с численностью населения в России? Она увеличивается или уменьшается?

Задание 3

Какая наука занимается изучением населения?

Задание 3

Какая наука занимается изучением населения?

Задания 1

Как выявляются дальнейшие изменения численности населения? С помощью, каких показателей

Задания 1

Как выявляются дальнейшие изменения численности населения? С помощью, каких показателей

Задание 2

Что же происходит с численностью населения в России? Она увеличивается или уменьшается?

Задание 2

Что же происходит с численностью населения в России? Она увеличивается или уменьшается?

Задание 3

Какая наука занимается изучением населения?

Задание 3

Какая наука занимается изучением населения?

Задания 1

Как выявляются дальнейшие изменения численности населения? С помощью, каких показателей

Задания 1

Как выявляются дальнейшие изменения численности населения? С помощью, каких показателей

Задание 2

Что же происходит с численностью населения в России? Она увеличивается или уменьшается?

Задание 2

Что же происходит с численностью населения в России? Она увеличивается или уменьшается?

Задание 3

Какая наука занимается изучением населения?

Задание 3

Какая наука занимается изучением населения?

 

Задание 4

Какие процессы влияют на изменение численности населения?

Задание 5

Что такое воспроизводство населения?

Задание 6

В чем причины снижения рождаемости?

Задание 7

Назовите причины смертности в нашей стране.  

Задание 8

Как вы думаете, увеличится численность населения в нашей стране в будущем?

Задание 4

Какие процессы влияют на изменение численности населения?

Задание 5

Что такое воспроизводство населения?

Задание 6

В чем причины снижения рождаемости?

Задание 7

Назовите причины смертности в нашей стране.  

Задание 8

Как вы думаете, увеличится численность населения в нашей стране в будущем?

Задание 4

Какие процессы влияют на изменение численности населения?

Задание 5

Что такое воспроизводство населения?

Задание 6

В чем причины снижения рождаемости?

Задание 7

Назовите причины смертности в нашей стране.  

Задание 8

Как вы думаете, увеличится численность населения в нашей стране в будущем?

Задание 4

Какие процессы влияют на изменение численности населения?

Задание 5

Что такое воспроизводство населения?

Задание 6

В чем причины снижения рождаемости?

Задание 7

Назовите причины смертности в нашей стране.  

Задание 8

Как вы думаете, увеличится численность населения в нашей стране в будущем?

Задание 4

Какие процессы влияют на изменение численности населения?

Задание 5

Что такое воспроизводство населения?

Задание 6

В чем причины снижения рождаемости?

Задание 7

Назовите причины смертности в нашей стране.  

Задание 8

Как вы думаете, увеличится численность населения в нашей стране в будущем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по истории России в 8 классе на тему "отмена крепостного права" (на татарском языке)

Буа районы Иске Суыксу урта гомуми белем бирү мәктәбенең тарих укытучысы Заһидуллина Гөлнар Мәхмүтгәрәй   кызының 8нче сыйныфта Россия тарихыннан үткәрелгән дәрес эшкәртмәсе....

План – конспект урока по истории России. Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок) Класс: 7

План – конспект урока по истории России.Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок)Класс: 7     Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская ги...

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия  Базовый учебник: Российск...

План-конспект урока по истории России Тема урока: ««Холодная война». Класс: 9

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: ««Холодная война».Класс: 9  Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   Базовый учебник: ...

План-конспект урока по истории России Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...

План-конспект урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок "

План-конспкт урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок по темам: Александр I и Николай I"....

План-конспект урока по истории России 10 класс Внешняя политика россии во вт. пол.18 века

План урока. 1.Основные внешнеполитические задачи. 2. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. 3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. 4. Раздел Польши. 5. Французская революция и Е...