Конспект урока географии для СПО "География населения и хозяйства Африки"
план-конспект урока по географии (11 класс)
Данный урок разработан в соответствии с темой и учтены возрастные особенности обучающихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Использование ИКТ наиболее полно позволяет развивать речевые способности обучающихся, увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала, а также развивает интеллектуальные творческие способности; обеспечивает личностно-ориентированный подход. Визуальный материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию обучающихся к предмету.
Темой урока выбрана - География населения и хозяйства Африки. Считаю, что данная тема актуальна в настоящее время.
Международные отношения характеризуются чрезвычайным разнообразием и сложностью. Перед человечеством стоит множество пока нерешенных проблем. Одной из таких проблем, как представляется, являются разного рода территориальные споры, которые, зачастую, выливаются в ожесточенные вооруженные конфликты, унося за собой десятки и сотни тысяч человеческих жизней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "География населения и хозяйства Африки" | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок с использованием ИКТ.
Учебный предмет: География.
Тема: География населения и хозяйства Африки
Группа П-18 (Повар, кондитер)
Краткая аннотация урока:
Данный урок разработан в соответствии с темой и учтены возрастные особенности обучающихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Использование ИКТ наиболее полно позволяет развивать речевые способности обучающихся, увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала, а также развивает интеллектуальные творческие способности; обеспечивает личностно-ориентированный подход. Визуальный материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию обучающихся к предмету.
Темой урока выбрана - География населения и хозяйства Африки. Считаю, что данная тема актуальна в настоящее время.
Международные отношения характеризуются чрезвычайным разнообразием и сложностью. Перед человечеством стоит множество пока нерешенных проблем. Одной из таких проблем, как представляется, являются разного рода территориальные споры, которые, зачастую, выливаются в ожесточенные вооруженные конфликты, унося за собой десятки и сотни тысяч человеческих жизней.
Африканский континент в этом отношении не исключение. В Африке весьма остро проявляются практически все глобальные проблемы человечества, среди которых бедность, исчерпание отдельных видов природных ресурсов, межэтнические и религиозные конфликты и др. Только с 1970 года в Африке велось свыше 30 войн, многие из них в известной степени являлись межгосударственными. Только в 1996 году разного рода вооруженными конфликтами были затронуты 14 из 53 стран Африки, на долю которых пришлось более половины всех погибших в мире в ходе войн, а в результате появилось более 8 миллионов беженцев.
Студенты должны научиться в массе информации отсеивать ненужное, а выделять главное. Тема Африки лучший пример.
Компоненты урока:
- План-конспект .
- Приложения .
3. Презентация к уроку.
Конспект урока
по экономической и социальной географии мира.
Тема урока: «География населения и хозяйства Африки».
Цель урока: сформировать целостное представление об экономико-географических особенностях африканского региона.
Образовательные задачи:
сформировать знания о политической карте, экономико-географическом положении, природно-ресурсном потенциале и особенностях населения африканского региона;
способствовать развитию интереса у обучающихся к изучению данной темы через самостоятельную учебную деятельность;
совершенствовать умения самостоятельно осуществлять поиск и отбор информации, её преобразование, анализировать картографические и статистические материалы, сравнивать, обобщать, делать выводы;
формировать у обучающихся собственные суждения по отношению к негативным социальным явлениям на основе выявленных проблем населения региона.
Регулятивные УУД:
- Умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты;
- Оценивать достижения на уроке.
- Оценивать работу одногруппников.
- Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
- Работать с текстом, презентацией, раздаточным материалом.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления,
делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах.
Студент должен обладать:
- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- опытом участия в социально-значимом труде;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому
человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со
сверстниками в процессе образовательной деятельности;
общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- осознание ценностей географических знаний и применять эти знания в
определенной ситуации.
Тип и форма урока: изучение нового материала, урок-практикум.
Оборудование: карты Африки, атласы, учебники, контурные карты, презентация «Общая экономико-географическая характеристика Африки».
Опережающее задание: подготовка обучающихся сообщений об истории колонизации Африки. Профессиональная компетентность – подготовить презентацию «Блюда из Африки».
Ход урока
- Организационный момент (2 мин).
Вступительное слово учителя. (Слайд 1, 2)
Преподаватель: Край древнейших ландшафтов и цивилизаций.
Бескрайние просторы под палящими лучами солнца.
Успокоительная влага величайших рек континента.
Контраст нищеты и богатства стран.
Край неведомых диких зверей.
«Черный» континент.
О какой стране я сейчас говорю ? (Африка).
Известной и неизвестной.
Далекой и таинственной.
- Целеполагание, мотивация: сообщение темы урока, ознакомление с планом-схемой изучения темы «Африка» (стр.195 учебника), определение задач урока.
Преподаватель: Тема нашего урока посвящена второму по величине континенту Земли – Африке. (слайд 3, 4) (1 мин).
Часть сегодняшнего урока вы будете работать самостоятельно, используя различные источники информации: учебник, рисунки, схемы, карты атласа, презентацию по теме урока. В ходе урока вы будете оформлять контурную карту, заполнять таблицу.
План урока: (слайд 5)
- Территория, границы, положение Африки.
- Государственный строй.
- Природные ресурсы и условия: важнейший фактор развития стран.
Усвоение новых знаний (10 мин.)
Преподаватель: Территория, границы, положение Африки.
- Размеры и состав территории. (Слайд 6)
Африка - второй по площади континент мира, 1/5 часть суши, занимает территорию 30,3 млн. км2. Территория Африки простирается с севера на юг на 8000 км, с запада на восток – на 7500 км. По размерам территории страны Африки, как и страны Европы, различаются очень сильно. Регион включает 58 стран (с островными). Территориально Африка делится на 5 субрегионов.
Задание: используя атлас, назовите крупнейшие по площади страны.
( Ответ: Три страны имеют площадь более 2 млн. км2. Крупнейшие по площади страны: Судан - 2,5 млн. км2 , Алжир - 2,38 млн. км2, Конго (Заир) - 2,34 млн. км2. Девять стран – более 1 млн. км2 (Ливия, Мали, Нигер, Эфиопия, ЮАР и др.). Остальные страны относятся к средним (200-500 тыс. км2), но есть и совсем небольшие страны, прежде всего островные.)
В контурной карте (приложение №2) отметьте цифрами крупнейшие государства – 1 Судан, 2 Алжир, 3 Конго.
Задание: Сравните страны Африки и страны Европы по размерам территории.
(Обучающиеся приводят примеры, отмечают, что страны Африки по размерам территории крупнее стран Европы).
- Государственный строй. ( 5мин)
Вопрос: Чем характеризуется государственный строй любой страны?
(Ответ - формой правления и формой административно-территориального устройства).
Задание: используя атлас, таблицу, приведите примеры стран с различными формами правления и административно-территориального устройства.
Воспользуйтесь таблицей, лежащей у вас на столе (Приложение №1).
На плакате, который висит на доске указать страны-монархии. (Выходят к доске и прикрепляют «корону» к странам-монархиям и называют их). В контурных картах отметить цветом данные государства (Приложение №2).
Преподаватель: (слайд 7)
На Африканском континенте существуют три основные формы управления государством: федеративные республики, унитарные государства и монархия.
Монархическая форма правления представлена тремя африканскими странами: Королевством Марокко, Лесото, Свазиленд. Власть монархов данных государств ограничена конституцией. Ряд земель являются владениями других государств: Франция (Реюньон, Майотта), Испания (Канарские острова), Португалия (Мадейра), Испания (Мелилья), Великобритания (Острова Вознесения, Тристан-да-Кунья, Святой Елены). Некоторые страны имеют неопределенный статус, то есть официально не признаны государством.
С целью укрепления единства и сотрудничества государств африканского континента, сохранения их целостности и независимости в 1963 году была создана Организация африканского единства (ОАЕ). В неё входит 53 государства за исключением Марокко. Штаб-квартира находится в столице Эфиопии Аддис–Абебе.
(Слайд 8). Найдите на карте Эфиопию и ее столицу.
История колонизации материка. (карта)
Вопрос: Посмотрите на конфигурацию границ государств. Что особенного вы можете отметить? (Слайд 9)
(Ответ - Государственные границы большинства стран прямолинейные).
В чём причина этого? Прослушайте сообщение. (слайд 10)
Сообщение обучающихся об истории колонизации Африки: (7 мин)
- Африка издавна была известна европейцам, однако большого интереса для них не представляла. Здесь не были открыты запасы драгоценных металлов, да и проникнуть вглубь материка было сложно. Вплоть до конца XVIII века европейцам были известны только очертания берегов и устья рек, где создавались опорные торговые пункты и откуда вывозили рабов в Америку. Роль Африки отразилась в географических названиях, которые дали «белые» отдельным участкам африканского побережья: Берег слоновой Кости, Золотой Берег, Невольничий Берег. До 80-х г.г. XIX в. европейские колонии были только на побережье. Вся Африка была поделена между европейскими державами: Англией, Францией, Бельгией, Португалией, Испанией, Италией, Германией. К началу Первой мировой войны (1914-1918 г.г.) около 90% территории находилось в руках европейцев (самые большие колонии были у Великобритании и Франции). Границы в Африке «кроились» без учета географических и этнических особенностей территории. Освободившиеся страны унаследовали границы колоний. В настоящее время 2/5 государственных границ проходят по параллелям и меридианам, 1/3 – по прочим прямым линиям и лишь 1/4 - по природным рубежам, примерно совпадающим с этническими границами. Это впоследствии породило многочисленные межэтнические и религиозные конфликты.
- Страны – бывшие колонии – унаследовали языки метрополий. В 17 странах Африки государственным (официальным) языком остаётся французский, в 11 странах – английский, в 5 странах – португальский. К тому же ещё в ряде стран они сочетаются с местными языками.
Распад колониальной системы начался с севера материка. В 1951 г. независимой стала Ливия, в 1956 г. - Марокко, Тунис и Судан. Знаменательным был 1960 год, когда от колониальной зависимости освободились 17 стран, а в 60-е годы – ещё 15. Не случайно 1960 год получил наименование «года Африки». Колониальная система шаг за шагом была ликвидирована. В 1990 г. стала суверенным государством последняя колония – Намибия. Теперь на политической карте континента – 58 стран (с островными государствами). Все они за исключением ЮАР – развивающиеся. ЮАР – экономически развитая страна.
Преподаватель:
Как отразилось на политической карте материка его колониальное прошлое?
(Ответ - Африка отстает в своем экономическом развитии, потому что долгое время была в колониальной зависимости).
3.Природные ресурсы и условия:
важнейший фактор развития континента. (10 мин.)
Преподаватель:
Природные ресурсы Африки. (Слайд 11)
Экономическому развитию государств, расположенных на континенте, помогают исключительно разнообразные природные ресурсы. Это, прежде всего, минеральные ресурсы, по их запасам Африка значительно выделяется среди других континентов. Она занимает первое место в мире по запасам руд марганца, бокситов, золота, алмазов, фосфоритов.
Задание (слайд 12):Работа в группах. 1й ряд -1я группа «Минеральные ресурсы», 2й ряд- вторая группа «Земельные ресурсы», 3я- «Агроклиматические», 4я- «Лесные», 5я- «Водные». Используя учебник стр.206 и карты атласа – стр.22 Сельское хозяйство мира, стр. 12 Минеральные ресурсы мира, стр.14 Горнодобывающая промышленность мира, стр.20 Агроклиматические ресурсы мира, конкретизируйте и дополните характеристику ресурсов Африки, содержащуюся в тексте учебника. Данные занесите в таблицу. Сделайте вывод об обеспеченности африканского континента природными ресурсами и условиями.
Пример заполнения таблицы. (Слайд 13)
Ответы студентов. (слайд 14)
Виды природных ресурсов | Оценка обеспеченности |
Минеральные | 1 место в мире по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, золота, алмазов, фосфоритов, урановых руд. Страны, богатые несколькими видами ресурсов: Конго, ЮАР, Гвинея. Страны , богатые 1-2 видами ресурсов: Алжир, Ливия, Нигерия (нефть, газ), Либерия (железные руды), Замбия (медь), Марокко (фосфориты), Гана(золото). |
Земельные (почвенные) | Значительные запасы (30,3 млн.км2). Преобладают красные почвы, коричневые почвы. Большую ценность представляют аллювиальные почвы в долинах рек. |
Агроклиматические | Высокие температуры воздуха, неравномерное распределение влаги. 85% территории испытывают дефицит увлажнения. Требуется орошение. |
Лесные | Крупные лесные ресурсы. Размещены неравномерно. |
Водные | Крупные водные ресурсы. Распределены неравномерно. Крупнейшим гидроэнергетическим потенциалом обладают реки Конго, Замбези, Нил, Нигер. |
Преподаватель: Какой вывод можно сделать об обеспеченности континента природными ресурсами?
(Ответ: Африка богата разнообразными природными ресурсами, среди которых ведущее значение имеют минеральные ресурсы. Самая богатая полезными ископаемыми страна Африки – ЮАР.
Имеющиеся ресурсы и условия создают предпосылки для развития промышленности и сельского хозяйства, но между отдельными странами существуют большие контрасты в обеспеченности природными ресурсами, в природных условиях.)
Закрепление изученного. (5 мин)
- Как колониальное прошлое Африки повлияло на политическую карту и экономическое развитие стран?
Ответ: Этот фактор сыграл негативную роль, но вместе с ними действовали и другие. Африка относится к развивающемуся миру. В 80— 90-х гг. проблемы резко обострились, снизились темпы экономического роста (началось падение производства). В результате национально-освободительного движения к 1980 г. независимыми стали практически все страны Африки. Только в 1960 г. появилось 17 независимых государств (год «Африки»). Многие страны Африки до сих пор сохраняют тесные экономические связи с бывшими «странами-хозяевами», приняли их языки в качестве государственного. Последняя колония Намибия получила независимость в 1990 г.
Все независимые государства Африки в 1963 г. объединились в Организацию Африканского единства (ОАЕ) с центром в Аддис-Абебе, а в 2001 г. она была преобразована в Африканский Союз.
Определите страну по описанию:( слайд 15)
Эта страна омывается двумя океанами.
Её недра богаты разнообразными полезными ископаемыми. По добыче алмазов, золота, платины, урана, занимает первое место в мире. Население отличается сложным этническим составом. Среди других стран континента она выделяется высокой долей лиц европейского происхождения. Относится к группе экономически развитых стран.
Назовите кулинарные блюда, родина которых является Африка, но готовят эти блюда во всем мире. (презентация №2)
- Мскута- африканский апельсиновый кекс.
- Тигадегена - африканское блюдо, по сути - рагу из мяса и овощей, тушенных в арахисовом соусе.
- Шницель рубленый по-африкански.
- Лепешки из манной крупы - мтекфа.
- Кофе «Африка»- кофе, какао, корица, коньяк, сахар, кипяток.
- Рис с абрикосами по-африкански - рис, какао, сахар, масло сливочное, абрикос.
Вы успешно справились со всеми заданиями новой темы.
- Подведение итогов урока, рефлексия (2 мин)(слайд 16)
Рефлексия. «Острова».
У каждого студента на столе Карта Настроения.
«Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали».
Оценки за урок получают ________________________________________
- Домашнее задание на выбор (1 мин.) (Слайд 17)
- Рассказ-размышление: «Почему, несмотря на выгодное экономико-географическое положение, богатство природными ресурсами, большую численность населения, Африка остаётся наиболее отсталым регионом мира?»
- Составить кроссворд по теме урока.
Источники информации: текст учебника стр. 190, таблицы «Приложения», географические карты Африки, Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
Конспект урока географии в 8 классе "Путешествие по Африке"
Это обобщающий урок по теме "Африка". На этом уроке учащиеся путешествуют по станциям, а станции - это изученные разделы материка....
Конспект урока географии в 7 классе "Внутренние воды Африки"
Тема «Внутренние воды Африки» изучается четвёртой по теме «Африка» курса географии материков и океанов. Учащиеся уже с 6 класса (начальный курс географии) знакомы с понятиями: река, озеро, подзе...
Конспект урока географии по теме "Хозяйство. Население зоны пустынь и полупустынь и его основные занятия".
Данный конспект урока может быть использован учителями географии, работающими с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Конспект урока по географии на тему: "Население и хозяйство Поволжья" (9 класс )
Характеристика этапов хозяйственного освоения территории; особенностей состава населения; современного хозяйства района; основных факторов становления крупнейших городов Поволжья. Практическая работа....
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Европейский Северо-Запад. Население и хозяйство»
Конспект урока по географии в 9 классе.Тема: "Европейский Северо-Запад. Население и хозяйство".Тип урока: изучение нового материала, исследовательский, научно-поисковый.Форма проведения: ком...