технологическая карта урока "Типы почв России" 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Цель урока: изучить основные типы почв России.
Образовательно-воспитательные задачи:
изучить закономерности распространения почв и типы почв;
совершенствовать умения работать с почвенной картой;
формировать коммуникационные способности.
Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.
Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.Цель урока: изучить основные типы почв России.
Образовательно-воспитательные задачи:
изучить закономерности распространения почв и типы почв;
совершенствовать умения работать с почвенной картой;
формировать коммуникационные способности.
Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.
Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.Цель урока: изучить основные типы почв России.
Образовательно-воспитательные задачи:
изучить закономерности распространения почв и типы почв;
совершенствовать умения работать с почвенной картой;
формировать коммуникационные способности.
Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.
Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.Цель урока: изучить основные типы почв России.
Образовательно-воспитательные задачи:
изучить закономерности распространения почв и типы почв;
совершенствовать умения работать с почвенной картой;
формировать коммуникационные способности.
Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.
Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.Цель урока: изучить основные типы почв России.
Образовательно-воспитательные задачи:
изучить закономерности распространения почв и типы почв;
совершенствовать умения работать с почвенной картой;
формировать коммуникационные способности.
Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.
Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.Цель урока: изучить основные типы почв России.
Образовательно-воспитательные задачи:
изучить закономерности распространения почв и типы почв;
совершенствовать умения работать с почвенной картой;
формировать коммуникационные способности.
Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.
Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_tipy_pochv_rosii_8_klass_tekh.karta_.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Саломасова Наталья Владимировна, учитель географии МБОУ СОШ №17 г. Петушки
Конспект урока «Типы почв России»
Цель урока: изучить основные типы почв России.
Образовательно-воспитательные задачи:
изучить закономерности распространения почв и типы почв;
совершенствовать умения работать с почвенной картой;
формировать коммуникационные способности.
Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.
Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.
Технологическая карта урока
Вызов | осмысление | рефлексия |
Игра “Верите ли вы в то, что…?” | Зигзаг | Сводная таблица |
ХОД УРОКА
Задания:
1.Разойдитесь по экспертным группам. Изучите предложенный отрывок текста, подготовьте его презентацию.
2.Вернуться в рабочую группу, каждому презентовать отрывок, осмысленный в экспертной группе, сгруппировать информацию.
3.Заполнить таблицу.
Стадия вызова
Игра “Верите ли вы в то, что…?”
Учитель предлагает ответить на вопросы:
а) первыми почвами, в которые человек бросил зерно, были илистые почв рек;
б) в мире часто происходили столкновения и войны за плодородные поля;
в) первыми исследователем почв в России был М.В.Ломоносов;
г) самые плодородные почвы серые лесные;
д) современный чернозем содержит 10-13 % гумуса;
е) 1900 г. в Париже в русском павильоне на Всемирной выставке был выставлен куб русского чернозема, вырезанный в Воронежской области, его размеры 2x2x2 метра.
Какие ассоциации возникают с понятием “почва” (природная зона, климат, плодородие, структура, механический состав…).
Стадия осмысления
Предлагаются тексты о типах почв. Задания:
Сравнить эти типы почв по параметрам, которые были предложены на стадии вызова, дополнить “линии сравнения”, если необходимо;
Изучить закономерности распространения почв, используя почвенную карту и рисунок 100,101, стр. 130-131 учебника.
Тексты:
1 группа: Арктические пустыни.
Формируются в арктическом поясе. Обычно состоят из маломощного (1-3 см) органогенного горизонта и слабо дифференцированной на горизонты минеральной массы, подстилаемой на глубине 40-50 см многолетнемерзлым слоем. Весь год низкие температуры, на поверхности лежит снег или лед, которые не могут быть материнской породой. Поэтому почв в арктической пустыне почти нет.
Тундрово-глеевые.
Почвы тундровой зоны Северного полушария гумуса в них мало (до 5 %), так как растительный покров не богат и образование гумуса замедленно из-за недостатка тепла. Обычно маломощны, грубогумусные, часто с признаками мерзлотных явлений, переувлажнены, недостаточно кислорода. Используются под пастбища, для выращивания картофеля, капусты, кормовых корнеплодов, ячменя на зеленый корм.
II группа: Подзолистые почвы.
Почвы тайги и смешанных лесов формируются в условиях континентального и умеренно-континентального климата при избыточном увлажнении и постоянном промыве просачивающимися водами; одержат мало гумуса (1-4 %), малоплодородные, требуют внесения удобрений. В подзолистых почвах хорошо выражен подзолистый горизонт (А-2) из которого вымываются частички гумуса, глинистые частицы, оксиды железа и др., которые откладываются в нижнем, иллювиальном горизонте, плотном, бурого цвета, напоминает по виду золу (откуда их название). Материнские породы обычно представлены наносами из глинистых, песчаных и других пород. Пригодны для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, кормовых, овощных, технических культур, садов.
Дерново-подзолистые почвы.
Формируются под смешанными лесами, гумуса больше, чем в подзолистых, благодаря большему, чем в тайге, количеству тепла и более благоприятному растительному опаду. Промыв весной, больше растительных остатков.
III группа: Серые лесные.
Почвы широколиственных лесов и лесостепей умеренного пояса. Гумусовый горизонт достигает 30 см. разделяются:
– светло-серые (2-4 % гумуса) – наиболее оподзоленные слабо оструктуренные почвы, серые;
– темно-серые (7-9 % гумуса) – менее оподзоленные, обладающие относительно хорошими физическими свойствами, значительной биологической активностью, плодородием. Используются для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, технических, овощных и др. культур, возделывания садов.
IV группа: Черноземы.
Тип почвы лесостепной и степной зон умеренного пояса. Верхний перегнойный горизонт имеет зернистую или мелкокомковатую структуру, самые богатые гумусом, содержание которого составляет 6-9 %, отчего почвы имеют интенсивный черный или буро-черный цвет. Мощность гумусового горизонта – от 40 до 120 см. обилие перегноя объясняется следующими причинами: большой массой органических веществ, образованных растительностью, недостаточном количестве влаги и медленным разложением остатков. Органическое вещество накапливается в верхней части профиля, иллювиальный горизонт обогащен кальцием. При достаточном количестве влаги черноземы очень плодородны; используются под посевы зерновых, технических, овощных, комовых культур, виноградники.
Каштановые почвы.
Почвы сухих степей и полупустынь умеренного пояса. Гумусовый горизонт менее мощен, чем у черноземов; содержание гумуса 1,5-4,5 %,что объясняет более светлую (темно-каштановую, каштановую и светло-каштановую) окраску почв. Запаса органического вещества пополняются за счет обильного травяного покрова, который развивается в течение короткого времени, пока в почве достаточно
влаги после зимы. Достаточно плодородны, но для земледелия требуют орошения, так как распространены сухой зоне.
V группа: Бурые полупустынные почвы.
Формируются в условиях сухого климата под пустынно-степной растительностью умеренного пояса. Имеют светло-бурую окраску, мало гумуса (содержат 1,5-2,5 % гумуса); верхний горизонт рыхлый, часто слоеватый; нижележащий – обычно –уплотненный, солонцеватый; отличаются высоким содержанием карбонатов, которое возрастает с глубиной; используются как пастбища. Замедление возможно только при орошении.
Серо-бурые пустынные почвы.
Формируются в пустынной зоне умеренного и субтропического поясов под разреженной, преимущественно полынной и солянковой растительностью. Пористая корка (2-7см) подстилается слоеватым карбонатным, часто солонцеватым горизонтом (10-15 см). содержание гумуса – менее 1 %. Используются как пастбища, земледелие возможно только при орошении.
Стадия рефлексии
Эксперты возвращаются в свою группу, знакомят других членов группы со своим типом почв. В группе происходит обмен информации всех участников рабочей группы. В итоге складываются общее преставление по теме.
Итог урока. Заполнение таблицы.
Линии сравнения | арктические | тундрово-глеевые | подзолистые | дерново-подзолистые | серые лесные | черноземы и каштановые | Бурые и серо-бурые |
плодородие | |||||||
структура | |||||||
природная зона | |||||||
климат | |||||||
механическое состояние |
Домашнее задание: найти материалы о почвах Владимирской области и Петушинского района, составить бортовой журнал:
Типы почв Владимирской области | Как (учитывая особенности) можно использовать в хозяйственной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»
Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...
Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"
Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о характерных особенно...
Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса
Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...
технологическая карта урока математики 6 класс, 7 класс, 8 класс
урок открытия нового знания...