Экологическое воспитание во внеурочной деятельности
проект по географии (9 класс) на тему

Макарова Жанна Викторовна

В этом учебном году учащиеся под моим руководством принимали участие в городском экологическом проекте, о котором расскажу в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологическое воспитание19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание во внеурочной деятельности

Макарова Ж.В., учитель географии

МБОУ города Кургана «СОШ№24»

В нашей школе накоплен большой опыт по экологическому воспитанию. Применяют практикумы при организации работ на местности, выполнение заданий экологических служб. В этом учебном году учащиеся под моим руководством принимали участие в городском экологическом проекте, о котором расскажем в этой статье.

                        Где бы вы  ни жили - в маленьком или большом городе, вы являетесь частью  окружающей среды: дышите ее воздухом, пьете ее воду.  В  свою очередь, вы сами оказываете воздействие на окружающую среду. Даже выброшенный бытовой мусор может привести к серьезным последствиям. Сегодня люди постоянно воздействуют на окружающую среду. Это выражается в загрязнении.

Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. И если эту рану нанесешь ты, твой друг, твой товарищ – что же станет с природой? Нет такого человека, которого бы не волновала судьба окружающей природы и соответственно, его собственная судьба. Глобальный экологический кризис угрожающий нашей планете, заставил педагогов задуматься над этой проблемой, так как в будущем эта проблема коснется сегодняшних школьников. Решение экологических проблем невозможно без качественного изменения экологической культуры, поэтому перед педагогами встает важнейшая задача о внедрении экологического образования и воспитания. Что понимают под данным термином?  

Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на  формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.

 Процесс экологического образования, может быть успешным, если осуществляется непрерывно. Главным условием является сочетание теоретической  подготовки с активной  практической деятельностью в области охраны окружающей среды, то есть воспитание имеет не только теоретическое изучение в кабинете основ экологии, но и практическую деятельность. Важно показать учащимся, какую пользу он может принести в охране окружающей среды. А в экологическом воспитании  главная роль отводится  внеурочной деятельности.

         Внеурочная деятельность - понятие, объединяющие все виды деятельности   обучающихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания обучающихся.

         Много времени в школе уделяется внеклассной работе по экологии. Учащиеся школы весной высаживают цветы на пришкольном участке, в течение лета ухаживают за ними, осенью собирают  семена. Два раза в год проводят субботник по уборке пришкольного участка.

В этом учебном году учащиеся школы приняли участие в городском проекте: «Потому что люблю мой город», который включал в себя ряд этапов.

1 этап проекта: создание  плаката  по экологической тематике «Мой город».  Учащимися была выявлена главная проблема города:  мусор на его улицах. На плакате они сопоставили улицы Кургана и улицы стран Европы. Придумали слоган к плакату. За данный конкурс по городу учащиеся заняли 2 место.

2 этап проекта: «Присоединяйся!»

На территории ЦПКи О в июне месяце был проведен субботник по очистке данной территории от мусора и больших веток. Несмотря на то, что парк  только в июне  был открыт для посещения, мусора было  много.

Но больше всего детям понравился 3 этап проекта

3 этап проекта: городской экологический лагерь «Экос» (на территории базы  областного лагеря «им. Н. Островского»). Программа лагеря включала в себя 4 блока:

- проведение теоретических  и практических занятий;

- природоохранная деятельность. На данном этапе ребят прибирали территорию  лагеря Гренады, лагеря Островского и  прибрежную часть реки Тобол.

- подготовка и проведение мероприятий экологической направленности.  На данном этапе учащиеся создавали свои экологические проекты по благоустройству города Кургана.

- и последний этап - вовлечение в волонтерскую деятельности.

4 этап: городская акция «Чистый город»,  включавший в себя 3 блока:

1блок: поиск объекта работы (мы выбрали пришкольную территорию).

2 блок: организация и проведение очистки территории, подготовка  слайд – отчета «Мы это сделали сами»;

3 блок: финальное мероприятие акции «Чистый город». Защита своих проектов «Чистый город» в КВЦ  нашими руками.

Учащиеся 9 б/к класса прошли все этапы проекта «Потому что люблю мой город», получили благодарственные письма и диплом финалистов данного проекта.

Проект закончен, но учащиеся были посвящены в экологи, посещают экологический  кружок в  ДТЮ, выступают перед учениками младших классов и других школ (№17), создают экологические флешмобы, посадка деревьев, субботники.

Таким образом, внеклассная работа по экологическому воспитанию будет активно продолжаться.

      Тютчев писал: природа «не слепок, не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода,  в ней есть любовь, в ней есть язык». К сожалению, не всем дано любить природу и хранить чистоту своего города, только такие проекты, как  «Мы любим наш город» и «Чистый город», которые имели практическое значение, дают конечный результат,  формирующий  у учащихся бережное отношение к окружающей среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность

Для обеспечения устойчивого развития общества необходим переход от традиционного обучения к экологически ориентированной модели, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базиру...

Формирование экологической этнокультуры во внеурочной деятельности школы.

Развитие и формирование экологической этнокультуры в современном мире –  актуальная задача. На сегодняшний день сельская школа - является единственным культурным центром, поэтому задачи формирова...

Особенности реализации духовно – нравственного воспитания во внеурочной деятельности через экологическое образование.

Статья рассматривает особенности работы по духовно-нравственному воспитанию во внеурочной деятельности....

Перезентация "Экологическое воспитание на внеурочных занятиях по физике"

В презентации представлен опыт работы по экологическому воспитанию учащихся на внеурочных занятиях по физике (элективный курс, подготовка к олимпиадам и научно-практическим конференциям, физическая не...

Экологическое воспитание через внеклассную деятельность.

Экологическая культура – составная часть общей культуры человека. Она начинается с любви к родному краю, с бережного и чуткого отношения к северной природе. Экологическое воспитание на современн...

«Экологическое воспитание через театрализованную деятельность»

laquo;Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, то есть оценивать настоящее в свете будущего. Т...

Экологическое воспитание в проектной деятельности на уроках технологии

Экологическое воспитание в проектной деятельности на уроках технологии....