Формирование экологической этнокультуры во внеурочной деятельности школы.
статья по экологии по теме
Развитие и формирование экологической этнокультуры в современном мире – актуальная задача. На сегодняшний день сельская школа - является единственным культурным центром, поэтому задачи формирования экологической этнокультуры легли на плечи учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferentsii.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.Ю. Кузнецова
Формирование экологической этнокультуры во внеурочной деятельности школы.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Развитие и формирование экологической этнокультуры в современном мире – актуальная задача. На сегодняшний день сельская школа - является единственным культурным центром, поэтому задачи формирования экологической этнокультуры легли на плечи учителей. Экологическая безграмотность населения вредит здоровью людей нашего поселка, поэтому назрела необходимость проведения агитационных и разъяснительных работ по просвещению населения и объединения для проведения экологических мероприятий. Необходим охват как можно большего числа людей разных возрастных групп. Посредством экологических рейдов мы удостоверились о пагубном антропогенном влиянии на окружающую среду родного поселка.
Принять участие в решении экологических проблем родного края и в формировании экокультуры как среди учащихся, так и среди местного населения педагоги МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа» посчитали своим долгом. На нас лежит огромная ответственность за сохранение и рачительное отношение к тому, что досталось нам от Природы. Эта ответственность начинается с малого, ответственности за чистоту и красоту вокруг себя и своего дома. С этого начинается формирование личности и осознанная выработка нравственной позиции: "Если не я, то кто же? "Будущему поколению, тоже нужны чистый воздух, чистая вода и прекрасная природа родного края. Решать экологические проблемы лишь административными мерами и техническими способами невозможно. Необходимо активное участие в этом процессе каждого жителя, причем участие осознанное и добровольное.
Творческой группой педагогов составлен план работы, направленный на развитие у детей чувства причастности к решению глобальных экологических проблем через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в своём селе, посёлке, районе.
Определены главные задачи:
- совместное определение принципов и главных направлений природоохранной деятельности в школе;
- проведение экологической политики в области взаимодействия с органами местного управления, подготовке для них предложений и рекомендаций;
- проведение мониторинга экологического состояния территории Барашевского сельского поселения;
- проведение лесовосстановительных работ;
- проведение экологических субботников по очистке и благоустройству рекреационных мест, экологических рейдов по сохранности лесных ресурсов;
- подготовка и проведение в соответствии с планов воспитательной работы природоохранных мероприятий, акций по экологическому просвещению населения, выступления перед населением и в средствах массовой информации.
Участниками и партнерами в формировании экологической этнокультуры и природоохранной деятельности стали: руководитель школьного лесничества Бердова Н.Ю., лесничий Барашеского участкового лесничества Данилкин Ю.В., педагоги ОУ, члены школьного лесничества, ученики и их родители.
В течение учебного года и даже в период летних каникул совместно с администрацией поселка организуются субботники, члены школьного лесничества проводят экологические акции, участвуют в исследовательской и проектной деятельности, являются инициаторами внеклассных мероприятий в начальном звене. Лесничий Барашевского участкового лесничества проводит разъяснительные и профориентационные беседы, организует посадку молодых саженцев сосны, рейды по защите елочек и по охране муравейников, участвует в школьных научных конференциях и праздниках. Педагог-организатор организует деятельность детской организации «Зеленый дом», членами которой являются учащиеся начального звена. Ученики 4 класса, для того чтобы стать юным экологом ведут дневник добрых дел, вовлекая в свою работу старших братьев и сестер, родителей. Заместитель директора по ВР и заведующий пришкольным участком организуют работу учащихся среднего и старшего звена на пришкольном участке. Вовлеченные в работу по декорированию пришкольного участка ученики школы избавили поселок от огромного количества пластиковых бутылок, еще раз доказав простую истину «Красота спасет мир». Руководитель школьного лесничества привлекает учащихся для участия в республиканских и всероссийских конкурсах, акциях и конференциях. Проблемы экологии были освещены через средства массовой информации, как учениками, так и педагогами. Данилкин Ю.В. в своей статье о работе школьного лесничества призывал население района быть бережней к природе родного края.
За последние годы в школе традиционными стали экологические акции «Посади дерево», «Покормите птиц зимой», «Скворечник», « Живи, елка!», «Березкины слёзы», «Письмо эколога» и другие. Эти мероприятия носят важное воспитательное значение. Например, во время проведения акции «Живи, елка!» учащиеся знакомятся с таким понятием как «Лес-легкие планеты», узнают о катастрофическом сокращении лесных массивов, особенно в преддверии новогодних праздников. А также рекомендуют заменить живую елочку, веткой или искусственной елкой или знакомят ребят с различными способами изготовления декоративных елок. В итоге беседы юные лесники предлагают защитить лесных красавиц и выпустить листовки. Применяя все средства изобразительного и прикладного искусства, учащиеся сами того не замечая, закрепляют полученную информацию о необходимости бережного отношения к лесу. А дальше яркие и красноречивые листовки распространяются среди местного населения. Детские рисунки и призывы не остаются незамеченными среди местного населения. Опросы, проведенные после новогодних праздников, подтверждают эффективность экологической акции. Количество срубленных елок уменьшается, население заменяют живую елку на искусственную. И такие пусть даже небольшие достижения не могут нас не радовать.
Главной целью другой экологической акции под названием «Наш школьный двор» является декоративное оформление школьного двора и создание условий для экологического образования и воспитания любви к родному дому и краю. Предварительная работа включает в себя создание инициативных групп, исследование экологического состояния почвы (определение плодородия почвы различными методами), изучение основных правил создания цветников, подготовка эскизов цветочной композиции, организация регулярного фенологического наблюдения за ростом и развитием рассады.
Акция является часть проекта по благоустройству школьной территории. Цветы радуют глаз, поднимают настроение, украшают территорию школы. Наш школьный двор цветет 6 месяцев в году. Работая по озеленению территории школы и учебно-опытного участка, мы поставили перед собой задачу – превратить нашу школьную территорию в цветущий рай, чтоб ученики, приложившие усилия для украшения школьного двора гордились результатом своего труда, с любовью и заботой относились к земле, ценили свои труд и труд других людей. Наш труд на пришкольном участке оценен на республиканском конкурсе-смотре пришкольных участков. Мы заняли 2 место в республике и приняли участие во всероссийском смотре пришкольных участков.
Главным результатом экологической деятельности мы считаем не только благие дела, сделанные для пользы жителей поселка, но и активное участие наших ребят в научно-исследовательской деятельности на темы экологии родного края. Это значит, что решая небольшие проблемы поселка, они задумываются и о глобальных вопросах окружающей среды. Таким образом, в школе образовалась творческая группа участников научно-практических конференций. Эти ребята выступают со своими исследовательскими работами не только в школе, а выезжают в г. Саранск, г. Рузаевка, г. Краснослободск, п. Торбеево. Большинство работ заслужили высокие оценки. Инициатором и главным руководителем природоохранной деятельности в школе является учитель химии и руководитель школьного лесничества Бердова Н.Ю. В 2012 году школьное лесничество заняло первое место в смотре школьных лесничеств, в 2013 году приняли участие во всероссийском смотре школьных лесничеств и стали призерами на республиканском слете школьных лесничеств и республиканском смотре экологических агитбригад.
В процессе реализации природоохранной деятельности мы совершенствовали формы сотрудничества между учениками, учениками и взрослыми на основе равноправного партнерства, опираясь на способности, склонности, интересы, субъектный опыт каждого, возможность реализовать себя в теоретической и практической деятельности. Благодаря чему мы, учителя школы, родители и жители приобрели навыки выполнения совместной практической социально значимой работы, которая была построена на базе экологического сознания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность
Для обеспечения устойчивого развития общества необходим переход от традиционного обучения к экологически ориентированной модели, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базиру...
Экологическое воспитание во внеурочной деятельности
В этом учебном году учащиеся под моим руководством принимали участие в городском экологическом проекте, о котором расскажу в этой статье....
Формирование культуроведческой компетенции во внеурочной деятельности. Школьный театр как одна из форм формирования гармонически развитой личности.
Формирование культуроведческой компетенции во внеурочной деятельности. Школьный театр как одна из форм формирования гармонически развитой личности....
"Формирование института общественной экспертизы внеурочной деятельности внеурочной деятельности школьников "
Опыт вовлечения родителей и социальных партнеров в практику внеурочной деятельности...
«Методика формирования экологической культуры учащихся через деятельность школьного лесничества»
Современный этап развития отечественного образования характеризуется переходом от традиционной знаниевой к компетентностной модели, которая предусматривает формирование деятельной, самостоятельной, ко...
Краеведческий проект как технология экологического образования во внеурочной деятельности
В материале рассматривается возможность использования краеведческого проекта как технология экологического образования...
ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Внеурочная деятельность для учащихся естественно-научного профиля...