Экологическое воспитание через внеклассную деятельность.
статья по теме

Экологическая культура – составная часть общей культуры человека. Она начинается с любви к родному краю, с бережного и чуткого отношения к северной природе. Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек существует в природе, взаимодействуя с окружающей природной средой. Уважение к жизни, к природе – таким должен быть основной принцип взаимодействия человека и окружающего мира.В данной работе - отчете освещены разные направления работы по экологическому воспитанию учащихся в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание через внеклассную деятельность.

Кулачок П.Г. (г.Оленегорск МОУ ООШ №7, учитель географии, pol6107@yandex.ru).

Хлучина Т.В. (г.Оленегорск МОУ ООШ №7, учитель биологии, boroqond@mail.ru).

Экологическая культура – составная часть общей культуры человека. Она начинается с любви к родному краю, с бережного и чуткого отношения к северной природе.

Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек  существует в природе, взаимодействуя  с окружающей природной сферой. Уважение к жизни, к природе  – таким должен быть основной принцип  взаимодействия человека и окружающего мира.

Мы считаем, что главным в нашей работе является воспитание  у школьников умений строить свои отношения с  окружающей средой.

В МОУ ООШ №7 экологическое воспитание  ведется по разным направлениям.

I.Экологические  походы.

Учителям и ученикам нашей школы удалось совершить две крупные экологические «экспедиции». Первая  проходила в Кандалакшском заповеднике. Мы изучали приспособленность живых организмов, обитающих на литорали Белого моря, к экологическим условиям их обитания. Ученики наблюдали жизнь рачков, пескожилов, моллюсков, морских звезд в естественной среде обитания. Дети на личном опыте убедились, какая сложная и при этом уязвимая система литораль моря.

Вторая наша «экспедиция» проходила в Лапландском заповеднике. Наша группа поднялась на высоту 600м над уровнем моря. Стоя на вершине  горы, мы увидели  прекрасные  просторы, реки и сопки. Именно в такие моменты в сердце человека зарождается любовь к Родине и возникает осознанное желание сберечь родную природу для себя, для будущих поколений. Мы прошли разнообразные природные зоны  и изучили видовой состав растений разных мест обитания. Результатом наших исследований стала работа «Видовое многообразие растений Лапландского заповедника». Работа была признана лучшей в областном конкурсе экологической направленности «Человек – Земля – Космос»

II. Работа  НОУ «Наследие»

Учащиеся нашей школы достаточно активно занимаются исследовательской деятельностью. Ими были проведены следующие исследования в области экологии:

- изучение влияния экологических факторов на здоровье людей и состояние животных;

- изучение действия  факторов среды на пришкольной территории;

- изучение истории озеленения г. Оленегорска;

- изучение влияния условий и интерьера  школьного здания на самочувствие школьников.

В 2015 г. на областной конкурс «Человек – Земля – Космос» направлены две работы. Одна посвящена многолетним  наблюдениям за  изменением температуры  в пределах г. Оленегорска и убедительно доказывает потепление климата на Севере. Другая посвящена видовому разнообразию деревьев и кустарников нашего города, которые создают комфортную среду обитания людей. Данную работу приобрел Центр доступной информации «Эрудит» для своих посетителей.

Учащиеся активно участвуют в различных онлайн викторинах и конкурсах, например в дистанционном  конкурсе «Знатоки природы», «Бумеранг».

III. Работа лекционной группы «Росток»

Лекционная группа «Росток» функционирует третий год. В ее состав входит 16 человек, от  6-го до 8-го классов. Главная задача работы группы – популяризация научных знаний, том числе и в области экологии.

Группа провела десятки лекций в классах младшего и среднего звена. Участники группы сами (за редким исключением) разрабатывают темы выступлений и презентации к ним. Вашему вниманию предлагаются некоторые из них. Работы выполнены как старшеклассникам, так и учениками  младших классов.

Тема

Месяц

1.

Золотая осень

сентябрь

2.

Система закаливания организма

октябрь

3.

Символы зимней олимпиады в Сочи

ноябрь

4.

Международная Красная книга (4 декабря – День защиты диких животных)

декабрь

5.

Символ Нового года

январь

6.

Заповедники Мурманской области

февраль

7.

Бабочки как подарок к 8 марта

март

8.

Всемирный день Земли

апрель

9.

Служебные собаки и война.

май

IV.Внутришкольные мероприятия.

В МОУООШ №7 ежегодно проходят:

В ноябре неделя экологии.

Цель проведения: формирование компетентности обучающихся в области экологической культуры.

Мероприятия недели:

- лекция  «Земля – наш дом родной. Берегите его!», в которой акцентировано внимание на состоянии окружающей среды города Оленегорска.

- игра «Экологическая тропа», где учащиеся смогли проявить свои знания, отвечая на вопросы на станциях «Историческая», «Экологическая», «Зоологическая»;

- творческий проект: «Родники Оленегорска», посвященный состоянию воды в родниках окрестностей города Оленегорска;

- конференция по особо охраняемым природным территориям (ООПТ) Мурманской области. С докладами и мультимедийным сопровождением выступили учащиеся, которые провели виртуальную экскурсию по Кандалакшскому и Лапландскому заповедникам.

В заключение «Недели экологии» ребята приняли активное участие в викторине «Эти забавные животные», показав свои знания о жизни животных, их повадках и образе жизни, о том, почему необходимо их беречь.

В апреле - Экологический турнир «Земля у нас одна!», посвященный «Международному Дню Земли».

В мае - День экологических знаний; состоялась конкурсно – познавательная игра «Сохраним родную природу».

Задания были разнообразные. Например, по фотографиям нужно было определить растения северного леса.

Разобрать заявление животных из «Жалобной книги природы» и определить пути решения конкретной проблемы.

Командам были даны рисунки с изображениями жизненных ситуаций неправильного поведения людей в природе. Игрокам  было предложено придумать короткие обращения – призывы к данным рисункам.

Азартно проходило соревнование «Кто больше», в котором команды должны были вспомнить представителей флоры и фауны родного края.

Конкурсы газет на экологическую тематику.

V. Мероприятия практической направленности

Мониторинг состояния  пришкольной территории в рамках акции «Зеленая весна».

Работа шла по нескольким направлениям:

- анализ качества бытового мусора, загрязняющего территорию вокруг школы: группа школьников изучала разнообразие мусора территории, прилегающей к школе. Следует отметить, что рядом находится магазин «Магнит», что определяет мусорный «ассортимент». Лидер: упаковки для сока – 47 штук, далее упаковки для чипсов – 18 штук,  пластиковые бутылки – 16штук, сигаретные пачки – 13 штук. Общее количество фантиков и сигаретных окурков подсчитать трудно.

- подсчет автомобилей, проезжающих мимо школы за час, примерный подсчет объема выхлопных газо: группа участников подсчитала, сколько видов транспорта и в каком количестве проехало по дороге мимо школы за один час.

Данные таковы:  легковых автомобилей –  53;  грузовых автомобилей  -  17;   автобусов   -  14;  мотоциклов  - 2.

Мы не знаем, какое топливо использовалось при эксплуатации данных машин и не можем точно рассчитать количество выхлопных газов, но очевидно, что выброс значительный и тем более очевидна защитная роль зеленых насаждений школы.

- учет деревьев на пришкольной территории, обеспечивающих защиту от шума и выхлопных газов. Все знают, как важна роль зеленых насаждений. Особенно, если школа находится рядом с оживленной трассой. Это и источник кислорода, и естественная защита от шума и вредных веществ улицы. Ребята изучили видовое разнообразие деревьев и кустарников на территории школы, подсчитали их количество. Оказалось, что берез – 634, сосен – 4, лиственниц - 8, рябин – 9, а также много кустарников ивы. Нашлись и цветущие растения – седмичник, мать – и – мачеха, одуванчики.

В среднем за лето одно дерево очищает воздух от 20 кг вредных веществ. Следовательно, наши деревья собирают в среднем 13 тонн опасных веществ, создавая тем самым здоровую атмосферу на территории школы. 

Мы считаем, что акция «Зеленая весна» была интересной и своевременной. Учащиеся по - новому посмотрели на привычную проблему экологии окружающей среды через призму своего личного участия.

2 сентября 2016 года учащиеся кадетских классов и члены научного общества       учащихся «Наследие» приняли участие во Всероссийской осенней акции «Живи, лес!» Акция проходила совместно с сотрудниками Оленегорского участкового лесничества, которые предоставили школе сеянцы лиственницы.

Принимая участие в  педагогической мастерской «Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности» на базе информационно – методического центра, нами обобщен  опыт  работы по теме «Экологическое воспитание через внеклассную деятельность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ"

ПРОГРАММА "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕКЛАСНОЙ РАБОТЕ"  ВКЛЮЧАЕТ ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ , ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ....

Воспитание экологической культуры через проектную деятельность учащихся

Статья и сопроводительная презентация по теме "Воспитание эколгической культуры через проектную деятельность учащихся" (из опыта работы)...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность

Для обеспечения устойчивого развития общества необходим переход от традиционного обучения к экологически ориентированной модели, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базиру...

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни школьников через внеклассную деятельность.Материал вошел в работу XXII заочной научно-практической конференции по теме"Современные технологии и формы организации образовательной деятельности "

Материал вошел в сборник работ по теме "Современные технологии и формы организации образовательной деятельности в образовательных организациях различного типа"Тезисы, сставленные мною по данной работе...

«Экологическое воспитание через театрализованную деятельность»

laquo;Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, то есть оценивать настоящее в свете будущего. Т...