Экологическое воспитание через внеклассную деятельность.
статья по теме
Экологическая культура – составная часть общей культуры человека. Она начинается с любви к родному краю, с бережного и чуткого отношения к северной природе. Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек существует в природе, взаимодействуя с окружающей природной средой. Уважение к жизни, к природе – таким должен быть основной принцип взаимодействия человека и окружающего мира.В данной работе - отчете освещены разные направления работы по экологическому воспитанию учащихся в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_cherez_vneklassnuyu_deyatelnost.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание через внеклассную деятельность.
Кулачок П.Г. (г.Оленегорск МОУ ООШ №7, учитель географии, pol6107@yandex.ru).
Хлучина Т.В. (г.Оленегорск МОУ ООШ №7, учитель биологии, boroqond@mail.ru).
Экологическая культура – составная часть общей культуры человека. Она начинается с любви к родному краю, с бережного и чуткого отношения к северной природе.
Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек существует в природе, взаимодействуя с окружающей природной сферой. Уважение к жизни, к природе – таким должен быть основной принцип взаимодействия человека и окружающего мира.
Мы считаем, что главным в нашей работе является воспитание у школьников умений строить свои отношения с окружающей средой.
В МОУ ООШ №7 экологическое воспитание ведется по разным направлениям.
I.Экологические походы.
Учителям и ученикам нашей школы удалось совершить две крупные экологические «экспедиции». Первая проходила в Кандалакшском заповеднике. Мы изучали приспособленность живых организмов, обитающих на литорали Белого моря, к экологическим условиям их обитания. Ученики наблюдали жизнь рачков, пескожилов, моллюсков, морских звезд в естественной среде обитания. Дети на личном опыте убедились, какая сложная и при этом уязвимая система литораль моря.
Вторая наша «экспедиция» проходила в Лапландском заповеднике. Наша группа поднялась на высоту 600м над уровнем моря. Стоя на вершине горы, мы увидели прекрасные просторы, реки и сопки. Именно в такие моменты в сердце человека зарождается любовь к Родине и возникает осознанное желание сберечь родную природу для себя, для будущих поколений. Мы прошли разнообразные природные зоны и изучили видовой состав растений разных мест обитания. Результатом наших исследований стала работа «Видовое многообразие растений Лапландского заповедника». Работа была признана лучшей в областном конкурсе экологической направленности «Человек – Земля – Космос»
II. Работа НОУ «Наследие»
Учащиеся нашей школы достаточно активно занимаются исследовательской деятельностью. Ими были проведены следующие исследования в области экологии:
- изучение влияния экологических факторов на здоровье людей и состояние животных;
- изучение действия факторов среды на пришкольной территории;
- изучение истории озеленения г. Оленегорска;
- изучение влияния условий и интерьера школьного здания на самочувствие школьников.
В 2015 г. на областной конкурс «Человек – Земля – Космос» направлены две работы. Одна посвящена многолетним наблюдениям за изменением температуры в пределах г. Оленегорска и убедительно доказывает потепление климата на Севере. Другая посвящена видовому разнообразию деревьев и кустарников нашего города, которые создают комфортную среду обитания людей. Данную работу приобрел Центр доступной информации «Эрудит» для своих посетителей.
Учащиеся активно участвуют в различных онлайн викторинах и конкурсах, например в дистанционном конкурсе «Знатоки природы», «Бумеранг».
III. Работа лекционной группы «Росток»
Лекционная группа «Росток» функционирует третий год. В ее состав входит 16 человек, от 6-го до 8-го классов. Главная задача работы группы – популяризация научных знаний, том числе и в области экологии.
Группа провела десятки лекций в классах младшего и среднего звена. Участники группы сами (за редким исключением) разрабатывают темы выступлений и презентации к ним. Вашему вниманию предлагаются некоторые из них. Работы выполнены как старшеклассникам, так и учениками младших классов.
Тема | Месяц | |
1. | Золотая осень | сентябрь |
2. | Система закаливания организма | октябрь |
3. | Символы зимней олимпиады в Сочи | ноябрь |
4. | Международная Красная книга (4 декабря – День защиты диких животных) | декабрь |
5. | Символ Нового года | январь |
6. | Заповедники Мурманской области | февраль |
7. | Бабочки как подарок к 8 марта | март |
8. | Всемирный день Земли | апрель |
9. | Служебные собаки и война. | май |
IV.Внутришкольные мероприятия.
В МОУООШ №7 ежегодно проходят:
В ноябре неделя экологии.
Цель проведения: формирование компетентности обучающихся в области экологической культуры.
Мероприятия недели:
- лекция «Земля – наш дом родной. Берегите его!», в которой акцентировано внимание на состоянии окружающей среды города Оленегорска.
- игра «Экологическая тропа», где учащиеся смогли проявить свои знания, отвечая на вопросы на станциях «Историческая», «Экологическая», «Зоологическая»;
- творческий проект: «Родники Оленегорска», посвященный состоянию воды в родниках окрестностей города Оленегорска;
- конференция по особо охраняемым природным территориям (ООПТ) Мурманской области. С докладами и мультимедийным сопровождением выступили учащиеся, которые провели виртуальную экскурсию по Кандалакшскому и Лапландскому заповедникам.
В заключение «Недели экологии» ребята приняли активное участие в викторине «Эти забавные животные», показав свои знания о жизни животных, их повадках и образе жизни, о том, почему необходимо их беречь.
В апреле - Экологический турнир «Земля у нас одна!», посвященный «Международному Дню Земли».
В мае - День экологических знаний; состоялась конкурсно – познавательная игра «Сохраним родную природу».
Задания были разнообразные. Например, по фотографиям нужно было определить растения северного леса.
Разобрать заявление животных из «Жалобной книги природы» и определить пути решения конкретной проблемы.
Командам были даны рисунки с изображениями жизненных ситуаций неправильного поведения людей в природе. Игрокам было предложено придумать короткие обращения – призывы к данным рисункам.
Азартно проходило соревнование «Кто больше», в котором команды должны были вспомнить представителей флоры и фауны родного края.
Конкурсы газет на экологическую тематику.
V. Мероприятия практической направленности
Мониторинг состояния пришкольной территории в рамках акции «Зеленая весна».
Работа шла по нескольким направлениям:
- анализ качества бытового мусора, загрязняющего территорию вокруг школы: группа школьников изучала разнообразие мусора территории, прилегающей к школе. Следует отметить, что рядом находится магазин «Магнит», что определяет мусорный «ассортимент». Лидер: упаковки для сока – 47 штук, далее упаковки для чипсов – 18 штук, пластиковые бутылки – 16штук, сигаретные пачки – 13 штук. Общее количество фантиков и сигаретных окурков подсчитать трудно.
- подсчет автомобилей, проезжающих мимо школы за час, примерный подсчет объема выхлопных газо: группа участников подсчитала, сколько видов транспорта и в каком количестве проехало по дороге мимо школы за один час.
Данные таковы: легковых автомобилей – 53; грузовых автомобилей - 17; автобусов - 14; мотоциклов - 2.
Мы не знаем, какое топливо использовалось при эксплуатации данных машин и не можем точно рассчитать количество выхлопных газов, но очевидно, что выброс значительный и тем более очевидна защитная роль зеленых насаждений школы.
- учет деревьев на пришкольной территории, обеспечивающих защиту от шума и выхлопных газов. Все знают, как важна роль зеленых насаждений. Особенно, если школа находится рядом с оживленной трассой. Это и источник кислорода, и естественная защита от шума и вредных веществ улицы. Ребята изучили видовое разнообразие деревьев и кустарников на территории школы, подсчитали их количество. Оказалось, что берез – 634, сосен – 4, лиственниц - 8, рябин – 9, а также много кустарников ивы. Нашлись и цветущие растения – седмичник, мать – и – мачеха, одуванчики.
В среднем за лето одно дерево очищает воздух от 20 кг вредных веществ. Следовательно, наши деревья собирают в среднем 13 тонн опасных веществ, создавая тем самым здоровую атмосферу на территории школы.
Мы считаем, что акция «Зеленая весна» была интересной и своевременной. Учащиеся по - новому посмотрели на привычную проблему экологии окружающей среды через призму своего личного участия.
2 сентября 2016 года учащиеся кадетских классов и члены научного общества учащихся «Наследие» приняли участие во Всероссийской осенней акции «Живи, лес!» Акция проходила совместно с сотрудниками Оленегорского участкового лесничества, которые предоставили школе сеянцы лиственницы.
Принимая участие в педагогической мастерской «Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности» на базе информационно – методического центра, нами обобщен опыт работы по теме «Экологическое воспитание через внеклассную деятельность».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ"
ПРОГРАММА "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕКЛАСНОЙ РАБОТЕ" ВКЛЮЧАЕТ ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ , ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ....
Воспитание экологической культуры через проектную деятельность учащихся
Статья и сопроводительная презентация по теме "Воспитание эколгической культуры через проектную деятельность учащихся" (из опыта работы)...
Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...
Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность
Для обеспечения устойчивого развития общества необходим переход от традиционного обучения к экологически ориентированной модели, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базиру...
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни школьников через внеклассную деятельность.Материал вошел в работу XXII заочной научно-практической конференции по теме"Современные технологии и формы организации образовательной деятельности "
Материал вошел в сборник работ по теме "Современные технологии и формы организации образовательной деятельности в образовательных организациях различного типа"Тезисы, сставленные мною по данной работе...
доклад "Экологическое воспитание через музыкально-театральную деятельность"
выступление на региональном семинаре в МБДОУ №19 ....
«Экологическое воспитание через театрализованную деятельность»
laquo;Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, то есть оценивать настоящее в свете будущего. Т...