РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 11 класса (уровень: базовый общеобразовательный)
рабочая программа по географии (11 класс) по теме

Вигуль Ольга Николаевна

Программа по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_11_klass_2014_g.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по  географии

для  11 класса

(уровень: базовый общеобразовательный)

 

 

 

 

Учитель: Вигуль Ольга Николаевна

 

 

 

 

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по географии для общеобразовательных школ

  • Примерная программа среднего (полного) образования по географии (базовый уровень), опубликованная  в сборнике «География 6-11 класс. Развернутое тематическое планирование» - Волгоград: «Учитель», 2010
  • Авторская программа по географии под ред. И.В.Душиной, опубликованная  в сборнике «Программы для ОУ  по географии. 6-11 классы» (Москва: «Дрофа», 2009);

2014/2015 уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон « Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, принят от 29 декабря 2012 г.
  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями); 
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012  г. № 413 «Об утверждении ФГОС среднего (полного) общего образования»;
  • Примерная программа среднего (полного) образования по географии (базовый уровень), опубликованная  в сборнике «География 6-11 класс. Развернутое тематическое планирование» (Волгоград: «Учитель», 2010);
  • Авторская программа по географии под ред. И.В.Душиной, опубликованная  в сборнике «Программы для ОУ  по географии. 6-11 классы» (Москва: «Дрофа», 2009);
  • Авторская программа по географии под ред. В.И.Сиротина, опубликованная  в сборнике «Программы для ОУ  по географии. 6-11 классы» (Москва: «Дрофа», 2010);
  • Учебный план ГБОУ СОШ № 15  на 2014/2015 уч.год;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.
  • Авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс - Москва, «Просвещение», 2009. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

Программа по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
  • нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернет, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Место предмета в базисном учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для ОУ РФ отводит на изучение предмета 68 часов за два года обучения в старшей школе, т.е. в 10 и 11 классах.

Примерная программа рассчитана на 68 учебных часов (за два года обучения в старшей школе), из расчета 1 час в неделю в 10 и 11 классах. Количество учебных недель в 10 классе составляет 34 недели, в 11 классе – 34 недели. Резервное время при этом (из расчета 9 часов за два года) распределяется следующим образом (в соответствии с методическими рекомендациями В.П. Максаковского в рабочей программе):

  • Выделен раздел «Политическая карта мира» - 5 часов в начале курса, а не в составе раздела «Регионы и страны мира»;
  • Выделен раздел «НТР и мировое хозяйство» - 4 часа, который изучается до раздела «Географии отраслей мирового хозяйства», на изучение последнего время увеличено - 10 часов;
  • Увеличено время на изучение тем «Население мира» - 8 часов за счет некоторого расширения объема отдельных разделов;
  • Сокращен до 3 часов раздел «Россия в современном мире». Это связано с тем, что данные о России приводятся во всех темах общей характеристики мира, включая текстовые карты и статистические материалы в таблицах «Приложений»;
  • Уменьшено количество часов на изучение раздела «Введение» - 2 часа и «Глобальные проблемы человечества» - 3 часа.

Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Содержание программы

11 класс

РАЗДЕЛ II. РЕГИОНАЛЬНАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  МИРА –  31 ч.

Тема №1. Региональная география – 1 ч.

Понятие о географическом регионе. Различные варианты разделения мира. Физико-, экономико-, историко-, культурно-географические регионы. Старый и Новый Свет. Части света.

Тема №2. Зарубежная Европа –  7 ч.

«Визитная карточка» региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы.

Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.

Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский.  Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи. Характеристика хозяйства одной страны.

Практические работы: 1. Характеристика демографического потенциала одной из стран на основе различных источников

2. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

3. Определение специализации главных сельскохозяйственных районов Европы.

4. Составление комплексной географической характеристики страны (по выбору). 

Тема №3. Зарубежная Азия -  7 ч.

«Визитная карточка» региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.

Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.

Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран.  Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии. Основные районы и направления сельского хозяйства. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.

Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.

Страны Азии.

Практические работы: 5. Выделение на к/карте ресурсов мирового ранга

6. Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии.

7. Составление комплексной географической характеристики страны (по выбору). 

Тема №4. Австралия и Океания -  1 ч.

Австралия: «Визитная карточка» региона. Природные условия и ресурсы. Население, особенности расселения, крупнейшие агломерации. Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации.

Тема №5. Африка –  4 ч.

«Визитная карточка» региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя. Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.

Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.

Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы  размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки.  Объекты Всемирного наследия. Международные экономические связи.

Деление Африки на субрегионы и их особенности. Особенности хозяйства ЮАР.

Практические работы: 8. Выделение на карте главных районов добывающей и обрабатывающей промышленности региона мирового значения.

9. Сравнительная характеристика развивающихся стран Африки.

10. Составление комплексной географической характеристики страны (по выбору).

 

Тема №6. Северная Америка – 5 ч.

«Визитная карточка» региона. Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение. Государственный строй.

Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения.  Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.

Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.

Комплексная характеристика Канады.

Практическая работа: 11. Составление комплексной географической характеристики Канады. 

Тема №7.  Латинская Америка -  3 ч.

«Визитная карточка» региона. Состав и  общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.  

Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.

Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в  мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.

Особенности землевладения: латифундии и минифундии.  Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Деление Латинской Америки на субрегионы. Бразилия.

Практические работы: 12. Сравнительная характеристика развивающихся стран  Латинской Америки.

13. Составление комплексной географической характеристики страны (по выбору). 

        

Тема №8. Россия в современном мире – 3 ч.

Россия на карте мира и в системе международных отношений. Геополитическое положение России. Природно-ресурсный потенциал страны. Организация рационального природопользования.

Население России. Количественные и качественные характеристики населения. ИРЧП и его значение для оценки качества жизни населения.

Место России в мировом хозяйстве, проблемы, связанные с ее врастанием в мировую экономику. Географические аспекты основных социально-экономических проблем России. Важнейшие особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, их изменение в условиях становления рыночных отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Участие России в международных отраслевых  региональных организациях.

Практическая работа: 14. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

15. Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

РАЗДЕЛ III. ГЛОБАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  ЧЕЛОВЕЧЕСТВА –  3 ч.

Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Международное сотрудничество для решения глобальных проблем. Роль географии в решении глобальных проблем. Стратегия устойчивого развития.

Практические работы: 16. Анализ материалов СМИ. Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

17. Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

Плановых практических работ 17, из них оценочных – 11.

Календарно-тематическое планирование курса                                      

 «Социально-экономическая география мира»

11 класс (34 часа в год):

 

Раздел 2. Региональная характеристика мира –  31 ч.

Тема 1. Региональная география – 1 ч.

Тема 2. Зарубежная Европа –  7 ч.

Тема 3. Зарубежная Азия -  7 ч.

Тема 4. Австралия и Океания -  1 ч.

Тема 5. Африка –  4 ч.

Тема 6. Северная Америка – 5 ч.

Тема 7.  Латинская Америка -  3 ч.

Тема 8. Россия в современном мире – 3 ч.

Раздел 3. Глобальные проблемы человечества –  3 ч.

   

№ урока

Тематические блоки, темы уроков

Практические работы

(виды и форма контроля)

Кол-во часов

Дата урока по плану

Дата урока по факту

Тема 1. Региональная география – 1 ч.

1.

Страноведение и региональная геогра-фия. Историко-геогра-фические регионы мира.

1

02.09

Тема 2. Зарубежная Европа –    7 ч.

2.

Зарубежная Европа. Состав, политическая карта.

1

09.09

3.

Зарубежная Европа.  Природно-ресурсный потенциал.

1

16.09

4.

Население Европы.

1. Характеристика демо-графического потенциала одной из стран на основе различных источников. Оценоч.

1

23.09

5.

Общая характеристика хозяйства. Промышленность, ведущие отрасли.

2. Объяснение взаимо-связей между размеще-нием населения, хозяйс-тва, природными усло-виями разных территорий. Тренир.

1

30.09

6.

Сельское хозяйство, транспорт, отрасли нематериальной сферы

3. Определение специа-лизации главных с/х районов Европы. Оценоч.

 1

07.10

7.

Регионы Европы. Экономико- и социально-географические отличия.

1

14.10

8.

Изучение одного из государств.

4. Составление комплек-сной географической характеристики страны. Оценоч.

1

21.10

Тема 3. Зарубежная Азия -   7 ч.

9.

Политическая карта. Современная Азия в зарубежном мире.

5. Выделение на к/карте ресурсов мирового ранга. Оценоч.

1

28.10

10.

Население Азии. 

1

11.11

11.

Общая характеристика хозяйства региона.

6. Сравнительная харак-теристика развива-ющихся стран Азии. Тренир.

1

18.11

12.

Восточная Азия: Китай.

1

25.11

13.

Япония.

7. Составление комплек-сной географической характеристики страны. Тренир.

1

02.12

14.

Южная Азия. Индия.

1

09.12

15.

Итоговый контроль по теме

Тест

1

16.12

Тема 4. Австралия и Океания -   1 ч.

16.

Общий экономико-географический обзор Австралии.

1

23.12

Тема 5. Африка –  4 ч.

17.

Состав, политическая карта.

Природно-ресурсный потенциал.

1

30.12

18.

Население региона.

1

13.01

19.

Общая характеристика хозяйства.

8. Выделение на карте главных районов добывающей и обрабатывающей про-мышленности региона мирового значения. Оценоч.

1

20.01

20.

Региональные различия. Характеристика отдельных регионов. ЮАР.

9. Сравнительная харак-теристика развива-ющихся стран Африки.

10. Составление комплек-сной географической характеристики страны. Оценоч.

1

27.01

Тема 6. Северная Америка –  5 ч.

21.

ЭГП и ПГП  США.

Природно-ресурсный потенциал США.

1

03.02

22.

Население США. Ведущие отрасли хо-зяйства, их размещение.

1

10.02

23.

Экономико-географическое районирование США. Север, Юг, Запад.

1

17.02

24.

Канада. Социально-экономическая характеристика.

11.Составление комплек-сной географической характеристики Канады. Оценоч.

1

24.02

25.

Итоговый контроль по теме

Тест

1

03.03

Тема 7.  Латинская Америка -  3 ч.

26.

Общая характеристика Латинской Америки

12. Сравнительная харак-теристика развива-ющихся стран  Латинс-кой Америки. Оценоч.

1

10.03

27.

Особенности отраслевой и территориальной структур хозяйства.

1

17.03

28.

Бразилия

13.Составление комплек-сной географической характеристики страны. Оценоч.

1

07.04

Тема 8. Россия в современном мире – 3 ч.

29.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда

14. Анализ и объяснение особенностей совре-менного геополити-ческого и геоэкономи-ческого положения России, тенденций их возможного развития. Тренир.

1

14.04

30-31.

Новые направления и  формы внешнеэко-номического сотруд-ничества России

15. Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции. Оценоч.

2

21.04- 28.04

Раздел 3. Глобальные проблемы человечества – 3 ч.

32.

Сущность глобальных проблем, взаимосвязи и взаимозависимость. (Энергетическая и сырьевая проблема. Экологические проблемы).

16. Анализ материалов СМИ. Выявление по картам регионов с неблагоприятной эколо-гической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. Тренир.

1

05.05

33.

Демографическая и продовольственная проблемы. Экономическая отсталость развивающихся стран.

17. Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций. Тренир.

1

12.05

34.

Международное сотрудничество для решения глобальных проблем. Роль географии в решении глобальных проблем.

Тест

19.05

Перечень  географической номенклатуры

Зарубежная Европа:

Каменноугольные бассейны: Рурский, Верхне-Силезский.

Нефтегазоносный бассейн: Североморский.

Железорудный бассейн: Лотарингский.

Промышленность:

Автомобилестроение: Франция, ФРГ, Швеция.

Химическая: ФРГ

Крупнейшие морские порты: Лондон, Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр, Марсель, Генуя.

Высокоразвитые районы: Лондонский, Парижский, южный район ФРГ (Штутгарт, Мюнхен), «промышленный треугольник» Италии (Милан—Турин—Генуя)

Старопромышленные районы: Рурский, Саар (ФРГ), Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс (Великобритания), Северный район, Эльзас, Лотарингия (Франция), Верхне-Силезский (Польша), Остравский (Чехия).

Столицы стран Европы.

Зарубежная Азия и Австралия:

Страны и столицы

Города: Шанхай, Осака, Мамбаи, Сидней, Мельбурн

Африка:

Страны и столицы.

Монокультуры стран: Ангола, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Замбия, Коморские острова, Либерия, Ливия, Мавритания, Малави, Мали, Нигер, Нигерия, Руанда, Сьерра-Леоне, Уганда, Чад, Эфиопия.

США и Канада:

Страны и столицы.

Мегалополисы: Босваш, Чипитс, Сансан.

Нефтяные штаты: Аляска, Техас, Канзас, Калифорния.

Крупнейшие центры: Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Балтимор, Бостон и др.

Латинская Америка:

Страны и столицы.

Производители:

Бананы: Бразилия, Коста-Рика, Колумбия, Эквадор, Мексика.

Сахар: Куба

Кофе: Бразилия, Колумбия

Мясо и пшеница: Аргентина

Города: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро

Крупнейшие городские агломерации мира:

Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Москва и др.

Десять мировых центров:

Северная Америка, Западная Европа, Китай и др.

Страны –лидеры по промышленному производству в мире:

США, Китай, Япония, Германия, Россия и др.

Великие горнодобывающие страны мира:

США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминации, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурбанизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт (ВВП), политическая география, геополитика, внешнеторговый оборот, регионалистика, страноведение, регион;      
  • традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования; геоинформационные системы (ГИСы)  и др.;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения, а также особенности размещения  и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;
  •  численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;
  • различия в уровне и качестве жизни населения в отдельных регионах и странах мира;
  • основные направления внешних и внутренних миграций;
  • проблемы современной урбанизации;
  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей (нефтегазовая, угольная, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая), традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;
  • географическую специфику отдельных регионов (Зарубежная Европа и Азия, Северная и Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания) и стран (Франция, Германия, Африка, Великобритания, страны Балтии, Китай, Япония, Индия, Казахстан, США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Египет, Нигерия, ЮАР и другие, в том числе по выбору учителя), их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
  • географические аспекты глобальных проблем человечества (экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая проблемы, а также сохранение мира на Земле, преодоление отсталости развивающихся стран, проблемы Мирового океана и мирного освоения космоса;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;
  • сопоставлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населении Земли; направлений современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенностей состава, структуры, специализации хозяйства отдельных регионов и стран мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;
  • прогнозирования темпов роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах и странах мира; тенденций изменения возрастного состава населения по данным об изменения прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Учебно-методический комплекс

Учебник для учащихся

Пособия для учащихся

Дополнительная литература для учителя

Мультимедиа, Интернет-ресурсы

Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» - Москва «Просвещение», 2009 г.

Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс «Дрофа», 2014 г.

Максаковский В.П. Географическая культура. Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС, 1998 – Разд. 9.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику для 10 класса. - М.: Дрофа, 1999.

Максаковский В. П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику для 10 класса. - М.: Дрофа, 2004 – Изд. 2-е.

Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. 10 класс. - М.: Просвещение, 2004. 2-е издание

Ануфреева О. И. Поурочные планы на основе учебника Максаковского В.П. – В.: Учитель, 2001. 1, 2 части

Фромберг А. Э. Практические и проверочные работы по географии 10 класс. М.: Просвещение, 2003.

Пособие по подготовке к ЕГЭ. СПб.: Тригон 2004.

Назарова Т. В. Готовые экзаменационные ответы 11 класс. СПб.: Тригон 2004.

Элькин Г.Н. Тесты 10 класс. СПб.: Паритет, 2005.

Шатных А.В. Современный урок географии. М.: Школьная пресса 2002.

Пятунин В.Б. «Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы» - Москва, «Дрофа» 1998 г.

 Мультимедийные пособия: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии Кирилла и Мефодия. 10 класс», «Интерактивные географические карты»  и т.д.

Интернет-ресурсы, презентации

Интернет-ресурсы

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplanet.ru

http: //www.weather.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 6-а класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Главная цель курса – формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.При изучении данного курса учащиеся должны усвоить основные общие пре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 7 класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных те...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 8-а класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Основные задачи курса:сформировать географический образ своей стра­ны и ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы, насе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 9-а класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Основные задачи курса:сформировать географический образ своей стра­ны и ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 11 класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Программа по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 - 9 КЛАССОВ (уровень: базовый, общеобразовательный)

Рабочая программа по информатике  для  5-9  классов МБОУ  «СОШ №  10» г.  Байкальска была разработана на  основе  требований  к  результат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА (уровень: базовый, общеобразовательный)

В основу рабочей программы по Информатике и ИКТ  для  9  класса по МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска положена Информатика. Программа для основной школы : 7-9 классы. / Л. Л. Босо...