РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 9-а класса (уровень: базовый общеобразовательный)
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Вигуль Ольга Николаевна

 

 Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей стра­ны и ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы, населения, хозяйства:
  • сформировать представление о России как цело­стном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географическо­го пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  •  показать  большое  практическое  значение  гео­графического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и про­цессов в нашей стране, а также географических ас­пектов важнейших современных социально-эконо­мических проблем России и ее регионов;
  • вооружить школьников необходимыми  практи­ческими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статис­тическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностиче­скими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать  представление  о  своем   географиче­ском регионе, в котором локализуются и развива­ются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить срав­нивать его с другими регионами России и с различ­ными регионами мира.

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_9-a_klass_2014.doc306 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по  географии

для  9-а класса

(уровень: базовый общеобразовательный)

 

 

 

 

 

 

 


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон « Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, принят от 29 декабря 2012 г.
  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями); 
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
  • Примерная программа основного общего образования по географии «География России» 8-9 классы, опубликованная  в сборнике «Рабочие программы по география. 6-9 классы» (Москва: «Глобус», 2009);
  • Авторская программа: Баринова И.И., Дронов В.П. Программы  для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., «Дрофа», 2009 г.
  • Учебный план ГБОУ СОШ № 15  на 2014/2015 уч.год;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи.

        Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.

        В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8   классе  курса   «География   России.   Природа»,   а   в 9  классе курса  «География России.   Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь,  можно выделить две разновидности.

        Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

        Вторая разновидность только  начинает формироваться.  Структуризация   материала  здесь  несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается   география   природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.

        Для   реализации   и   первого,   и   второго   подходов  созданы  необходимые   условия:   существуют  необходимые   комплексы   учебников   и   учебных   пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный    и    апробированный    учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление  курса  «География   России»   как страноведческого    произошло   сравнительно    недавно   —   в   конце 90-х гг. XX в.

         Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2000).  

        Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.

        Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

        Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

 Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  •  показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
  • вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

        

        Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит  136 часов (по 68 часов в 8 классе  и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.

Учебники: А.И. Алексеев «Природа. Население. 8 класс» (издательство «Дрофа», 2011 г.), А.И. Алексеев, В.А. Низовцев «Хозяйство. Географические районы. 9 класс», (издательство «Дрофа» 2011 г.)

        В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы,  работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), ИКТ.

В структурном отношении курс состоит из введения и 5 разделов: I - «Пространства России», II - «Природа и человек», III-  «Население России» ( 8 класс),   IV - «Хозяйство России»,

V – « Районы России». ( 9 класс)

9 КЛАСС

Изучение географии  направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  2. овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  4. воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
  5. применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Ожидаемый результат:

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Практические работы,

выполняемые на контурных картах

Практическая работа №1 «ТЭК России».

Практическая работа №2 «Электроэнергетика».

Практическая работа №3 «Металлургический комплекс».

Практическая работа №4 «Транспорт России»

Практическая работа №5 «Центральный район».

Практическая работа №6 «Центрально-Черноземный район».

Практическая работа №7 «Волго-Вятский район».

Практическая работа №8 «Северо-Западный район».

Практическая работа №9 «Европейский Север».

Практическая работа №10 «Поволжье».

Практическая работа №11 «Северо-Кавказский район».

Практическая работа №12 «Урал».

Практическая работа №13 «Западная Сибирь».

Практическая работа №14 «Восточная Сибирь».

Практическая работа №15 «Дальний Восток».


9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

 Содержание программы

Раздел I

Хозяйство России (21 ч)

Тема 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (4 ч)

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства — первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России.

Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России.

Географическое районирование. Его виды (по однородности и по связям). Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования.

Тема 2

ГЛАВНЫЕ ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ (17)

Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблемы развития.

Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство, его структура. Влияние природных условий на содержание скота. География животноводства.

Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География легкой и пищевой промышленности.

Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.

Топливно-энергетический   комплекс   (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России. Особое значение ТЭК в условиях северного положения России с учетом размеров ее территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства.

Угольная промышленность. Основные угольные бассейны. Социальные проблемы угольных районов.

Нефтяная промышленность. Этапы развития. Основные районы добычи, транспортировки и переработки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы.

Газовая промышленность. Этапы развития. Районы добычи газа. Газопроводы. Газ — современный вид топлива.

Роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России. Электроэнергетика. Энергосистемы. Типы электростанций, их специфика и особенности влияния на окружающую среду. География электроэнергетики.

Проблемы ТЭК России.

Металлургический комплекс, его значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география черной и цветной металлургии.

Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны. Машиностроение — «отрасль свободного размещения». Ориентация на квалифицированные кадры и удобные связи с другими городами — поставщиками деталей, потребителями продукции, научными базами. Специализация и кооперирование. Роль крупных заводов-лидеров в хозяйстве страны.

Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство минеральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.

Понятие инфраструктуры.

Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду.

Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного комплекса.

Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества. Влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей.

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Его структура. Виды туризма. Рекреационные районы.

Территориальное (географическое) разделение труда. Возникновение географического разделения труда. Условия, влияющие на специализацию районов. Изменение специализации географических районов во времени.

Обобщение знаний по разделу «Хозяйство России».

Практические работы:

1.Группировка отраслей по различным показателям.

2.Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

3.Нанесение на контурную карту субъектов РФ (республики, края, АО) и их столиц.

4.Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур.

5.Размещение основных отраслей животноводства.

6.Изучение на примере своей местности обеспеченности населения продуктами питания.

7.Оценка природных ресурсов и пути решения экологических проблем, связанных с развитием отрасли.

8.Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

9.Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи,   транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов).

10.Обозначение на к/к крупнейших электростанций России.

11.Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства.

12.Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения.

13.Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.

14. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт).

15.Составление маршрута для разных видов туризма в своем крае или схемы предприятий сферы обслуживания (по группам)

16.Сравнение размещения главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны  с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям положением территорий.

     Раздел II

Районы России (45 ч)

Тема 1

ЕВРОПЕЙСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ (30 ч)

Восточно-Европейская равнина. Тектоника и рельеф, климат, реки. Природно-хозяйственные зоны.

Волга. Природные особенности и хозяйственное использование до и после строительства ГЭС. Преобразование речных систем и экологические проблемы.

Центральная Россия. Состав территории. Историческое ядро Русского государства. Географическое положение, его изменение в различные периоды.

Центральный район, его особое значение в жизни России. Особенности населения, район — «локомотив», центр науки и культуры. Памятники природы, истории и культуры. Народные промыслы.

Старопромышленный район страны. Роль географического фактора в его формировании. Развитие хозяйства района. Отрасли специализации, их изменение в 1990-х гг.

Москва — столица России. Столичные функции. Москва — центр инноваций. Крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Московская агломерация.

Города Центрального района, их типы. Памятники истории и культуры. Современные функции городов.

Центрально - Ч ерноземный район. Этапы освоения территории и развития хозяйства. Природные ресурсы. «Русский чернозем». Эрозия и борьба с ней. Агропромышленный комплекс района. Развитие промышленности. КМА и черная металлургия. Территориальная структура и города района.

Волго - Вятский район, его внутренняя неоднородность. Народы, их историко-культурные особенности. Нижний Новгород и его окружение.

Северо-Западный район. Географическое положение района как «окна в Европу», его значение в разные периоды российской истории.

Особенности природы. Балтийское море и Ладожское озеро, их использование и экологические проблем. Древние русские города, особенности их развития и современные проблемы.

Санкт-Петербург, его основание и этапы развития. Особенности промышленности города на разных этапах развития. Новые хозяйственные задачи. Проблема наводнений. Планировка и внешний облик города. Петербург как центр русской культуры. Пригороды Петербурга. Наука и образование.

Калининградская область. История формирования. Население и хозяйство. Анклавное географическое положение области. «Контактное» экономико-географическое положение области как ресурс ее развития.

Европейский Север. Географическое положение, особенности природы. Моря Белое и Баренцево: природные особенности, пути хозяйственного использования, место в русской культуре и истории. Поморы.

Этапы освоения и заселения территории. Изменение роли района в жизни России. Родина русских землепроходцев. Смена отраслей специализации.

Роль Севера в развитии русской культуры. Природное и культурное наследие. Северные монастыри. Художественные промыслы. Древнее зодчество.

Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно-хозяйственная граница. Протяженность территории и изменение природных условий.

Этническая и культурная неоднородность района.

Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные отрасли специализации. Последствия строительства ГЭС, экологические конфликты и пути их решения.

Крупнейшие города района (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико-географического положения и этапы развития.

Северный Кавказ (Европейский Юг). Особенности географического положения и разнообразие природы. История присоединения к России и заселения русскими. Внутренняя неоднородность территории. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые.

Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Этническое, религиозное, культурное разнообразие района. Район с наилучшими в России условиями для сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс, его структура. Другие отрасли промышленности. Рекреационные зоны.

Черное и Азовское моря, их природа и хозяйственное использование. Транспортное и рекреационное значение морей. Новороссийск — крупнейший порт России.

Каспийское море, его природа. История освоения. Колебания уровня моря, их экологические и хозяйственные последствия. Рыбные богатства Каспия. Нефть и газ.

Дербент — самый древний из городов России.

Урал как природный и как экономический район. Предуралье и Зауралье.

Пограничность положения Урала в природном и социально-экономическом отношении. Разнообразие ископаемых богатств. Неоднородность природных условий. Спектры широтной и высотной поясности. Этапы освоения и развития хозяйства Урала, изменение его роли в хозяйстве России.

Современная структура хозяйства, ее проблемы. Закрытые города. Конверсия военно-промышленного комплекса.

Крупнейшие города. Социальные, экономические и экологические проблемы. Охрана природы.

Обобщение знаний по западным районам России. Общие черты и проблемы западных районов России. Пути решения проблем.

Тема 2

АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ (15 ч)

Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства.    >

Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Высотная поясность.

Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь, его значение.

Население Сибири. Этнический состав. Особенности «сибирских русских».

Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея. Этапы развития хозяйства и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяйстве после распада СССР. Географические различия в освоении территории. Зона Крайнего Севера.

Западная Сибирь. Особенности природы. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Главная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сельское хозяйство.

Восточная Сибирь. Природные условия. Тектоника и полезные ископаемые, их выборочная разработка. Каскады ГЭС. Природно-хозяйственные зоны.

Байкал — жемчужина России. Происхождение озера, особенности байкальской воды. Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской культуре.

Хозяйство Восточной Сибири. Гидроэлектроэнергетика, цветная металлургия. Лесной комплекс. ВПК. Сельское хозяйство. Экологические проблемы района.

Дальний Восток. Формирование территории. Границы с Китаем и Японией, их изменения. Природные условия и ресурсы. Разнообразие природы. Опасные природные явления.

Моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское. Особенности природы и хозяйственное использование.

Население района. История заселения. Национальный состав. Местные народы.

Хозяйство района. Отрасли специализации. Транспортные связи.

Перспективы района.

Обобщение знаний по восточным районам России. Общие черты и проблемы восточных районов. Сравнение западной и восточной частей России.

Обобщение знаний по разделу «Районы России».

Практические работы:

1.Составление туристического маршрута по Волге, определение целей поездки.

2.Нанесение на контурную карту экономических районов, входящих в состав Центральной России, отражение особенностей.

3.Выявление и анализ условий для развития хозяйства Центрального района.

4.Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России).

5. Сравнение экономико-географического положения ЦентральноЧерноземного и Центрального районов, его влияния на природу.

6. Определение факторов, обуславливающих развитие автомобилестроенияв Волго-Вятском экономическом районе.

7. Нанесение на к/к субъектов Северо-Западного района и выпускаемую в них продукцию.

8.Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем.

9.Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера.

10.Определение связи между природными ресурсами и особенностями хозяйственной специализации Европейского Севера.

11.Составление туристического маршрута по Карелии, Мурманской, Архангельской, Вологодской областям.

12. Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны.

13.Нанесение на к/к субъектов Северного Кавказа.

14.Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства.

15.Сравнительная физико-географическая характеристика Черного и Азовского морей.

16.Сравнение экономико- географического положения Урала и Поволжья.

17.Сравнение черной металлургии Урала и ЦентральноЧерноземного района.

18.Выявление экологических проблем, связанных с горнодобывающей индустрией.

19.Определение сходства и различий в рельефе, климате и внутренних водах Сибири и Европейской части России.

20.Разработка перспективных направлений развития хозяйства Сибири

21.Нанесение на к/к субъектов Западно-Сибирского района. Выявление и анализ условий для развития хозяйства района.

22.Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов Западной Сибири.

23.Анализ взаимодействия природы и человека на примере освоения озера Байкал.

24.Нанесение на к/к субъектов Восточно-Сибирского района и выпускаемую в них продукцию.

     25.Нанесение на к/к субъектов Дальневосточного района.

     26. Сравнение и оценка природных особенностей отдельных территорий.

      27.Сравнение природы и хозяйственного использования морей Дальнего Востока и арктических морей.

      28.Анализ взаимодействия природы и человека на примере Дальнего Востока.

Повторение – 2 ч.

                         


  Календарно-тематическое планирование курса «Хозяйство. Географические районы России»

(9 класс, 68 часов, по 2 ч. в неделю)

ГЛАВА

Примерное количество часов

1

Хозяйство России

21

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы

4

17

2

Районы России

45

Европейская часть России

 Общая характеристика

Тема 1. Центральная Россия

Тема 2. Северо-Западный район

Тема 3. Европейский Север

Тема 4. Поволжье

Тема 5. Северный Кавказ

Тема 6. Урал

Обобщение  по теме «Европейская часть России»

30

2

8

4

4

3

5

3

1

Азиатская часть России

Общая характеристика

Тема 7. Западная Сибирь

Тема 8. Восточная Сибирь

Тема 9. Дальний Восток

Обобщение по теме «Азиатская часть России»

15

5

2

3

4

1

3

Повторение

2


урока

Кол-во часов

Тематические блоки, темы уроков

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Практические работы

Домашнее зада

ние

Дата урока  по плану

Дата урока по факту

1

1

Хозяйство России - 21 ч. Т.1 Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование - 4 ч. Введение. Понятие хозяйства. Его структура

Объясняют понятия: экономика, хозяйство, отрасли промышленности, межотраслевые комплексы. Классифицируют предприятия по отраслям и секторам хозяйства

Фронтальный, вопросы нас. 13.

1.Группировка отраслей по различным показателям

§1

02.09

2

1

Этапы развития хозяйства

Называют этапы развития хозяйства России. Характеризуют изменения, происходящие в структуре хозяйства на современном этапе

Индивидуальный. Анализ рис. 2, вопросы 1-4 нас. 17

§2,

вопросы

5,6

на с. 17

06.09

3

1

Географическое районирование

Называют и сравнивают виды районирования, показывают на карте географические и экономические районы России, составляют схему АТД своего района

Анализ рис. 5, самостоятельная работа.

2.Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства

§3,

вопросы

3,4

на с. 23

09.09

4

1

Географическое районирование

Назавают и показывают на карте субъекты АТД России

Практическая работа в контурных картах

3.*Нанесение на контурную карту субъектов РФ (республики, края, АО) и их столиц

§3

13.09

5

1

Т. 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы - 17 ч.

Сельское хозяйство. Растениеводство

Знают отрасли и географию растениеводства, приводят примеры, доказывающие зависимость растениеводства от агроклиматических условий

Тестирование, анализ рис. 11, 12

4.Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур

§4

16.09

6

1

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства

Знают отрасли и географию животноводства, объясняют зональную специализацию сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт

Практическая работа

5.Размещение основных отраслей животноводства

§5

20.09

7

1

Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышлен-

ность

Знают состав и структуру агропромышленного комплекса (АПК), характеризуют особенности развития легкой и пищевой промышленности

Фронтальный, анализ рис. 17, вопросы и задания на с. 39.

6.*Изучение на примере своей местности обеспеченности населения продуктами питания

§6

23.09

8

1

Лесной комплекс

Знают состав и структуру лесного комплекса. Прогнозируют перспективы развития лесопромышленных комплексов

Индивидуальный, анализ рис. 20, 21, вопросы и задания на с. 43.

7.Оценка природных ресурсов и пути решения экологических проблем, связанных с развитием отрасли

§7

27.09

9

1

Топливноэнергетический комплекс. Угольная промышленность

Знают структуру ТЭК, описывают его связи с другими отраслями хозяйства и социальные проблемы, называют угольные бассейны, характеризуют угольный бассейн по картам и статистическим материалам

Анализ рис. 22- 24, карт атласа. Практическая работа.

8.*Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

§8,

с. 43-46

30.09

10

1

Нефтяная и газовая промышленность

Знают районы добычи нефти и газа. Называют и показывают важнейшие магистральные нефте- и газопроводы. Характеризуют роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России

Анализ рис. 25, 30, карт атласа. Практическая работа.

9.Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов)

§8,

с. 47-52, задание 4 на с. 52

04.10

11

1

Электроэнер

гетика

Знают основные типы электростанций, называют и показывают самые мощные из них, предлагают пути решения проблем ТЭК России

Анализ рис. 31, 32, карт атласа. Практическая работа. Тестирование.

10.*Обозначение на к/к крупнейших электростанций России

§9,

вопрос на с. 55

07.10

12

1

Металлургический комплекс. Черная металлургия

Знают факторы размещения, особенности отрасли и ее значение в хозяйстве страны. Называют и показывают основные центры черной металлургии

Фронтальный. Анализ карт атласа. Тестирование.  

§ 10,

вопросы на с. 60

11.10

13

1

Металлургический комплекс. Цветная металлургия

Знают факторы размещения, особенности отрасли и ее значение в хозяйстве страны. Называют и показывают основные центры цветной металлургии

Практическая работа.

11.Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства

§ 10,

вопросы на с. 60

14.10

14

1

Машиностроительный комплекс

Объясняют понятия: кооперирование, предметная и подетальная специализация, приводят примеры внутриотраслевых связей машиностроения

Анализ рис. 39, практическая работа.

12.Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения

§11,

вопросы на с. 64

18.10

15

1

Военно-промышленный комплекс

Знают и показавают на карте России города науки и технополисы. Приводят примеры наукоемкости производства в России.

Учебное исследование по картам. Решение географических задач

Конспект

21.10

16

1

Химическая

промышлен

ность

Называют отраслевой состав химической промышленности, описывают ее влияние на окружающую среду, составляют схемы межотраслевых связей

Анализ рис. 41- 43, практическая работа.

13.Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности

§ 12,

задание 6 на с. 68

25.10

17

1

Транспорт

Определяют роль транспорта в развитии хозяйства страны, сравнивают различные виды транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду

Анализ рис. 45, карт атласа, практическая работа.

14.* Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт)

§13,

задания

4-6

на с. 73

28.10

18

1

Информацион-

ная инфраструктура

Объясняют возможности каждого вида связи и влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей

Тестирование

§ 14

01.11

19

1

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

Объясняют понятия сфера обслуживания, рекреационное хозяйство

Групповая работа (маршрут или схема).

15.Составление маршрута для разных видов туризма в своем крае или схемы предприятий сферы обслуживания (по группам)

§ 15, вопросы и задания на с. 84

11.11

20

1

Территориальное разделение труда.

Называют и показывают на карте главные промышленные и сельскохозяйственные районы страны, описывают условия, влияющие на их специализацию, объясняют значение географического разделения труда для отдельных территорий и страны в целом

Вопросы и задания на с. 84

16.Сравнение размещения главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны  с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям положением территорий

§ 16

15.11

21

1

Обобщение знаний по разделу «Хозяйство России»

Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тестирование. Решение творческих задач

18.11

22

1

Районирование России- 46 ч.

Европейская часть России-30 ч.

Общая характеристика-2

Восточно-

Европейская

равнина

Характеризуют особенности географического положения и природы Европейской России

Анализ рис. 56- 57, вопросы и задания на с. 93

§ 17

22.11

23

1

Волга

Описывают роль Волги в истории России, ее хозяйстве и культуре, называют и показывают города и ГЭС по течению реки, составляют маршрут путешествия

Практическая работа в группах

17.Составление туристического маршрута по Волге, определение целей поездки

§ 18

25.11

24

1

Т.1Центральная Россия- 8 Центральная Россия: состав, географическое положение

Называют экономические районы, входящие в состав Центральной России, характеризуют ее экономико-природное и политико-географическое положение и изменение его во времени

Самостоятельная работа с контурной картой.

18.*Нанесение на контурную карту экономических районов, входящих в состав Центральной России, отражение особенностей географического положения

§ 19, подготовить сообщения о центрах народных художественных промыслов

29.11

25

1

Центральный район: особенности населения

Называют и показывают области, входящие в состав района. Характеризуют особенности населения района, описывают один из центров народных художественных промыслов

Сообщения (презентации) учащихся

§20

02.12

26

1

Хозяйство Центрального района

Выделяют и объясняют роль ЭГП в развитии хозяйства. Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала

Анализ табл. 2 в Приложении, карт атласа, решение творческих задач, практическая работа.

19.Выявление и анализ условий для развития хозяйства Центрального района

§21

06.12

27

1

Москва -

столица

России

Объясняют понятия: столичные функции, Московская агломерация, называют проблемы города, предлагают пути их решения

Фронтальный, вопросы и задания на с. 113.

§22

09.12

28

1

Города Центрального района

Называют современные функции городов, анализируют информацию, необходимую для изучения территории, разрабатывают маршруты путешествий по достопримечательным местам, показывают географические объекты на карте

Практическая работа.

20.Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России)

§23

13.12

29

1

Центрально-

Черноземный

район

Называют и показывают области, входящие в состав района. Приводят примеры центров производства важнейших видов продукции

Эвристическая беседа, исследование по картам атласа, тестирование

21.* Сравнение экономико-географического положения ЦентральноЧерноземного и Центрального районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство

§24

16.12

30

1

Волго-Вятский район

Показывают области, входящие в состав района, называют народы. Выделяют и объясняют роль ЭГП и природных ресурсов в развитии хозяйства. Характеризуют отрасли специализации

Исследование по картам и другим источникам информации

22.* Определение факторов, обуславливающих развитие автомобилестроенияв Волго-Вятском экономическом районе

§25

20.12

31

1

Обобщающий урок по теме «Центральная Россия»

Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тестирование. Решение творческих задач

23.12

32

1

Т. 2 Северо- Западный район.-4 ч. Географическое положение и природа

Характеризуют географическое положение района, описывают влияние Балтийского моря на хозяйственную специализацию района

Анализ рис. 78- 81, вопросы и задания на с. 131.

23.*Нанесение на к/к субъектов Северо-Западного района и выпускаемую в них продукцию

§26

27.12

33

1

Города на старых водных торговых путях

Называют функции городов, возникших на водных путях Северо-Запада, разрабатывают маршруты путешествий по достопримечательным местам, показывают географические объекты на карте

Работа с тематическими и контурными картами, другими источниками информации.

24.Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем

§27 изучить информацию о культурном наследии Санкт-Петербурга

30.12

34

1

Санкт-Петербург - «вторая столица» России

Сравнивают два промышленных гиганта: Москву и Санкт- Петербург, приводят примеры их влияния на окружающее хозяйственное пространство. Характеризуют функции столичного города, анализируют информацию, полученную из различных источников, выступают с сообщениями, презентациями

Фронтальный, вопросы и задания на с. 136. Заслушивание сообщений, защита презентаций

§ 28-29

13.01

35

1

Калинин

градская

область

Анализируют информацию, необходимую для изучения особенностей территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала

Анализ рис. 87, 88, тематических карт, тестирование

§30, вопросы и задания на с. 142

17.01

36

1

Т.3. Европейский Север-4

Географическое положение

Называют и показывают области, входящие в состав района. Выделяют и объясняют роль ГП, природных условий и ресурсов в развитии хозяйства

Анализ картосхемы на с. 143, вопросы и задания на с. 147.

25.Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера

§31

20.01

37

1

Этапы развития хозяйства

Знают этапы освоения и заселения территории, объясняют причины изменений роли района в жизни России, характеризуют отрасли специализации

Составление схемы: хозяйственная специализация Европейского Севера.

26.*Определение связи между природными ресурсами и особенностями хозяйственной специализации Европейского Севера

§32,

задания

1-3

по выбору учащихся на с. 155

24.01

38

1

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

Анализируют информацию, полученную из различных источников, выступают с сообщениями, презентациями

Групповая практическая работа

27.Составление туристического маршрута по Карелии, Мурманской, Архангельской, Вологодской областям

§33

27.01

39

1

Обобщающий урок по теме «Северо-Западный район и Европейский Север»

Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тестирование. Решение творческих задач

31.01

40

1

Т. 4 Поволжье-3 ч.

Географическое положение

Называют и показывают области, входящие в состав района. Выделяют и объясняют особенности географического положения, природных условий и ресурсов

Анализ картосхемы на с. 156, тематических карт, вопросы \на с. 161.

§34,

задание 5 на с. 161

03.02

41

1

Население и хозяйство

Знают этапы хозяйственного освоения территории и особенности состава населения. Сравнивают два города (на выбор) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны

Практическая работа.

28.* Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны

§35

07.02

42

Обобщающий урок по теме «Поволжье»

Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тестирование. Решение творческих задач

10.02

43

1

Т. 5 Северный Кавказ-5 ч.

Природные условия

Называют и показывают области, края и республики, входящие в состав района. Выделяют и объясняют особенности географического положения и разнообразие природы

Анализ картосхемы на с. 167, рис. 106, 107 (тематические карты), вопросы на с. 171.

29.*Нанесение на к/к субъектов Северного Кавказа

§36

14.02

44

1

Хозяйство

района

Объясняют внутреннюю неоднородность территории. Сравнивают природно-хозяйственные зоны, характеризуют агропромышленный комплекс и другие отрасли промышленности

Практическая

работа

30.Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства

§37

17.02

45

1

Народы Северного Кавказа

Показывают республики, входящие в состав района, называют народы, приводят примеры использования природных ресурсов, влияния окружающей среды на формирование культуры народов

Анализ тематических карт и других источников географических знаний.

§38, вопросы и задания на с. 177

21.02

46

1

Южные моря России

Характеризуют особенности природы и хозяйственного использования Черного и Азовского морей, приводят примеры объектов природного и культурного наследия России

Исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации, беседа

31.Сравнительная физико-географическая характеристика Черного и Азовского морей

§38, вопросы на с. 181

24.02

47

1

Обобщающий урок по теме «Северный Кавказ»

Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тестирование. Решение творческих задач

28.02

48

1

Т.6.Урал-3 ч.

Урал. Географическое положение и природа

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района. Определяют особенности географического положения, природных условий и ресурсов Северного, Среднего и Южного Урала, Предуралья и Зауралья

Анализ картосхем на с. 182, 186,

187, рис. 114, 115, тематических карт, вопросы нас. 188-189.

32.*Сравнение экономико- географического положения Урала и Поволжья

§40

03.03

49

1

Этапы развития и современное хозяйство

Определяют этапы освоения и развития промышленности Урала, изменение его роли в хозяйстве страны. Характеризуют отрасли специализации и проблемы их развития

Сравнительная таблица.

33.Сравнение черной металлургии Урала и ЦентральноЧерноземного района

§41,

задание 5 на с. 192

07.03

50

1

Города Урала. Проблемы района

Характеризуют уровень урбанизации и национальный состав населения. Оценивают экологическую ситуацию

Исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации.

Тестирование

34.Выявление экологических проблем, связанных с горнодобывающей индустрией

§42,

задания

1-3

нас. 196

10.03

51

1

Обобщение знаний по теме «Европейская часть России»-1 ч.

Характеризуют образы разных районов Европейской части России, находят общие черты и проблемы, предлагают пути решения проблем

Тестирование, решение творческих задач.

Заполнение сводной таблицы - задание 2 на с. 197

14.03

52

1

Азиатская часть России- ч.

Общая характеристика-5  

Природа

Сибири

Описывают природу Сибири, определяют черты сходства и различия в природе и условиях ведения хозяйства Сибири и Европейской части России

Анализ рис. 126, 128, сопоставление тематических карт

35.Определение сходства и различий в рельефе, климате и внутренних водах Сибири и Европейской части России

§ 43, задания 4, 5 на с. 203

17.03

53

1

Природа и ресурсы гор Южной Сибири

Объясняют разнообразие природных ландшафтов и полезных ископаемых гор Южной Сибири

Анализ рис. 129, 132, вопросы и задания на с. 207

§44

21.03

54

1

Арктические

моря

Приводят примеры хозяйственной деятельности населения, связанной с арктическими морями, описывают влияние морей на климат внутренних районов Сибири

Работа с тематическими картами атласа и вопросами нас. 211

§45

04.04

55

1

Население

Сибири

Описывают этническую карту Сибири, особенности характера «сибирских русских»

Работа с картой народов и вопросами на с. 214

§46

07.04

56

1

Хозяйственное освоение Сибири

Называют причины и этапы хозяйственного освоения Сибири. Приводят примеры различий в степени освоенности территории, предлагают перспективные направления развития хозяйства Сибири

Поиск ответов на проблемные вопросы в различных источниках географической информации

36.Разработка перспективных направлений развития хозяйства Сибири

§47

11.04

57

1

Тема 7. Западная Сибирь-2 ч.

 Природные условия и ресурсы

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района, определяют особенности географического положения, анализируют условия для развития хозяйства

Тестирование, анализ физической карты, схемы и диаграмм на с. 219.

37.*Нанесение на к/к субъектов Западно-Сибирского района. Выявление и анализ условий для развития хозяйства района

§48,

задания

2-4

на с. 224

14.04

58

1

Западно-

Сибирский

район

Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование районов разной специализации

Индивидуальный опрос, исследование по картам атласа.

38.Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов Западной Сибири

§49, вопросы на с. 227

18.04

59

1

Тема 8. Восточная Сибирь-3 ч.

Восточная

Сибирь

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района, характеризуют природные ресурсы и факторы, затрудняющие их освоение

Тестирование, анализ рисунка на с. 228-229.

§50

21.04

60

1

Байкал

Объясняют происхождение озера и особенности байкальской воды, приводят примеры хозяйственного использования, предлагают пути решения экологических проблем

Практическая

работа

39.Анализ взаимодействия природы и человека на примере освоения озера Байкал

§51

25.04

61

1

Хозяйство

района

Определяют условия для развития отраслей специализации, характеризуют их особенности, прогнозируют перспективы дальнейшего развития региона

Составление схемы «Хозяйство Восточной Сибири».

40.*Нанесение на к/к субъектов Восточно-Сибирского района и выпускаемую в них продукцию

§52

28.04

62

1

Тема 8. Дальний Восток-4 Дальневосточный

район

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района, оценивают важность стратегического экономико-географического положения района, показывают современные границы и пограничные государства

Тестирование, анализ рисунка на с. 243-244

41.*Нанесение на к/к субъектов Дальневосточного района

§53,

задания

1-3

на с. 247

05.05

63

1

Природные условия и ресурсы

Объясняют причины своеобразия природы и сейсмичности Дальнего Востока, приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

Анализ рисунка нас. 156, тематических карт атласа.

42.Сравнение

и оценка

природных

особенностей

отдельных

территорий

§54,

задания

2-4

на с. 253

12.05

64

1

Моря Тихого океана

Характеризуют особенности природы, хозяйственное использование морей и морских путей, предлагают пути развития Дальнего Востока как рекреационной зоны

Сравнительная таблица; прогноз развития Дальнего Востока как рекреационной зоны

43.Сравнение природы и хозяйственного использования морей Дальнего Востока и арктических морей

§55,

вопросы

1-5

на с. 256

16.05

65

1

Население

и хозяйство района

Называют народы, отрасли специализации, характеризуют транспортные пути, анализируют плотность населения в разных районах Дальнего Востока, объясняют причины ее различий и преобладание городского населения, приводят примеры возможного сотрудничества с пограничными государствами

Учебное исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации.

 Вопросы и задания на с. 253, тестирование.

44.Анализ взаимодействия природы и человека на примере Дальнего Востока

§56-57

19.05

66

1

Обобщение знаний по теме «Азиатская часть России»-1 ч.

Характеризуют образы разных районов Азиатская части России, находят общие черты и проблемы, предлагают пути решения проблем

Тестирование, решение творческих задач.

Вопросы и задания на с. 263

23.05

67

1

Повторение-2ч

Подведение итогов года

Беседа

68

1

Повторение

Подведение итогов года

Беседа

ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

                        

1*

Практическая работа оценочная

Перечень обязательной географической номенклатуры

9 класс

Тема: «Машиностроение»

Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск,

Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.

Центры металлоемкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.

Тема: «ТЭК»

Нефтегазоносные месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское.

Трубопроводы: с Тюменской области на запад.

ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская.

ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская.

АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская.

ЕЭС: Единая энергосистема.

Тема: «Комплекс конструкционных материалов и химических веществ»

Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.

Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.

Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на-Амуре.

Тема: «Инфраструктурный комплекс»

Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский.

Ж/Д магистрали: Транссибирская, БАМ.

Тема ”Русская равнина”

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое.

Заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Финский.

Острова: Вайгач, Валаам, Кижи, Колгуев, Соловецкие.

Полуострова: Канин, Кольский, Рыбачий.

Крайние точки: Балтийская коса.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Мещёрская низина, Окско-Донская, Печорская низменность, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Северные Увалы, Среднерусская возвышенность, Тиманский  кряж.

Горы: Хибины.

Реки: Волга, Вятка, Дон, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печора, Северная Двина,

Озёра: Баскунчак, Ильмень, Имандра, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Эльтон.

Водохранилища: Волгоградское, Куйбышевское, Рыбинское, Цимлянское.

Каналы: Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Заповедники: Астраханский, Дарвинский, Кандалакшский, Лапландский, Приокско-Террасный, Самарская Лука.

Месторождения: Печерский каменноугольный бассейн, Подмосковный буроугольный бассейн, КМА, апатиты, руды черных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии, Соли Баскунчак.

Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута, Москва, Пущино, Дубна, Троицк, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк, Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волоград, Астрахань

ЭС: Кислогубская ПЭС, Кольская АЭС.

 

Тема «Кавказ»

Моря: Азовское, Чёрное.

Заливы: Таганрогский.

Проливы: Керченский.

Полуострова: Таманский.

Крайние точки: район горы Базардюзю.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Прикубанская низменность, Ставропольская возвышенность, Терско-Кумская низменность.

Горы: Большой Кавказ.

Вершины: Казбек, Эльбрус.

Реки: Дон, Кубань, Кума, Терек.

Озёра: Каспийское море, Маныч-Гудило.

Каналы: Ставропольский.

Заповедники: Тебердинский.

Месторождения: цветные металлы Большого Кавказа.

Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.

Тема ”Урал”

Горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.

Вершины: Магнитная, Качканар, Народная, Ямантау.

Реки: Белая, Исеть, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал.

Заповедники: Башкирский, Ильменский, Печоро-Илычский.

Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березники, Краснотурьинск, Салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.

Тема ”Западная Сибирь”

Моря: Карское.

Заливы: Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа.

Острова: Белый.

Полуострова: Гыданский, Ямал.

Равнины: Барабинская низменность, Васюганская, Ишимская, Сибирские Увалы.

Реки: Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол.

Озёра: Кулундинское, Чаны.

Заповедники: Гыданский, Юганский.

Тема «Средняя и Северо-Восточная Сибирь»

Моря: Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых.

Заливы: Енисейский, Хатангский.

Проливы: Вилькицкого, Дмитрия Лаптева.

Острова: Новосибирские остова, Северная Земля.

Полуострова: Таймыр.

Крайние точки: мыс Челюскин.

Равнины: Колымская низменность, плато Путорана, Приленское плато, Северо-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Центрально-Якутская, Яно-Индигирская низменность.

Горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж, Оймяконское нагорье, хребет Черского.

Вершины: Победа.

Реки: Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна.

Озёра: Таймыр.

Водохранилища: Вилюйское.

Заповедники: Арктический, Таймырский, Усть-Ленский.

Тема «Горы Южной Сибири»

Равнины: Витимское плоскогорье.

Горы: Алданское нагорье, Алтай, Восточный Саян, Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Становое нагорье, Яблоновый хребет.

Вершины: Белуха.

Реки: Ангара, Аргунь, Бия, Катунь, Обь, Селенга, Шилка.

Озёра: Байкал, Телецкое.

Водохранилища: Братское, Красноярское.

Заповедники: Алтайский, Баргузинский.

Тема «Дальний Восток»

Моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское.

Заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Шелихова.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Петра Великого, Татарский.

Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.

Полуострова: Камчатка, Чукотский.

Крайние точки: мыс Дежнева, остров Ратманова.

Равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская низменность.

Горы: Джугджур, Колымское нагорье, Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье.

Вершины: Авачинская Сопка, Ключевская Сопка.

Реки: Амур, Анадырь, Зея, Камчатка, Уссури.

Озёра: Ханка.

Водохранилища: Зейское.

Заповедники: Кедровая Падь, Кроноцкий, ”Остров Врангеля”.

 

Сибирь и Дальний Восток

Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные и редкие металлы Рудного Алтая, Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны, железные руды Хакасии, Забайкалья, Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья, Ленский, Зыранский, Нижнезейский буро– и каменноугольные бассейны, Охотский нефтегазоносный бассейн, цветные металлы Северо-Востока Сибири, золотые прииски Алдана и Бодайбо, Сихотэ-Алинь.

Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул, Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск, Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.

ЭС: Сургутская ТЭЦ.

Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск.

Нефтяные концерны: «Лукойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз».

Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ (Большая и Малая), Амуро-Якутская.


ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический комплекс

Класс

Учебник для учащихся

Пособия для учащихся

Дополнительная литература для учителя

Мультимедиа, Интернет-ресурсы

9 класс

А.И. Алексеев, В.А. Низовцев «Хозяйство. Географические районы. 9 класс», (издательство «Дрофа» 2011 г.)

Атлас « География России. 9 класс» - Москва: Изд. «дрофа», 2014 г.

Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии Хозяйство и географические районы. 9 класс - Москва, «Вако» 2005 г.

 Петрушина Н.П. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Рекомендации к планированию уроков по учебнику под ред. А. И. Алексеева «География России. Хозяйство и географические районы»: методическое пособие-Москва «Дрофа», 2009 г.

Мультимедийные пособия: «Мультимедийные пособия: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии Кирилла и Мефодия. 9 класс».

Интернет-ресурсы, презентации по различным темам  

                       

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

www.pogoda.ru          

www.nationalgeographic.ru              

www.geography.about.com            

www.nature.com              

www.krugosvet.ru            

www.ocean.ru            

www.google.com              

www.geo.ru           

http://www.ndce.ru/          

http://www.ufomistery.com          

http://astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm        http://students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm        

http://nauka.relis.ru/04/0105/04105000.htm        

http://egornature.by.ru/        

http://www.abratsev.narod.ru/hydrosphere/hydrosphere.html        

http://www.vitiaz.ru/      

www.videodive.ru/scl/ocean.shtml        

www.rgo.ru/geo.php?k=slovar/fizgeo&f=podvzvo1        

www.geo-tur.narod.ru/moria.htm        

100 дорог  http://100dorog.ru/      

http://www.flags.ru/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 6-а класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Главная цель курса – формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.При изучении данного курса учащиеся должны усвоить основные общие пре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 7 класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных те...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 8-а класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Основные задачи курса:сформировать географический образ своей стра­ны и ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы, насе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 11 класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Программа по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 11 класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Программа по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 - 9 КЛАССОВ (уровень: базовый, общеобразовательный)

Рабочая программа по информатике  для  5-9  классов МБОУ  «СОШ №  10» г.  Байкальска была разработана на  основе  требований  к  результат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА (уровень: базовый, общеобразовательный)

В основу рабочей программы по Информатике и ИКТ  для  9  класса по МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска положена Информатика. Программа для основной школы : 7-9 классы. / Л. Л. Босо...